Реферат. Тема: «Методы наказания как средство воспитательного воздействия»

Введение

Метод наказания детей имеет огромное значение. Каждому воспитателю, учителю или родителю детей, в своей деятельности приходилось прибегать к методам наказания. Благодаря ним взрослые пытаются стимулировать и корректировать поведение ребенка. Педагоги современности имеют разные взгляды на метод наказания детей. Ш.А. Амонашвили думает, что нужно поощрять, но наказывать совсем не нужно. А.С. Макаренко полагал, что нужно чаще всего поощрять, а наказывать можно только очень редко, если это нужно. А некоторые убеждены, что только наказание может привести к желаемым результатам. К.Д. Ушинский в свое время утверждал, что настоящее воспитание – это воспитание, исключающее наказания и поощрения вообще. Различные мысли о применения наказания в обучении и воспитании детей в зарубежной и отечественной педагогике высказывали В.И. Фармаковский, К.Д. Ушинский, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Локк, Т.А. Куликова, Я.А. Коменский, Э. Кей, М.Ф. Квинтилиан, Дж. Дьюи, А. Дистервег, Л.Ю. Гордин и другие. Изучая проблему наказания, автор Л.Ю. Гордин считал, что в этимологии «наказание» имеет общее значение – стимулирование, а стимулировать – означает заинтересовать, дать стимул. Стимул же – это заинтересованность, толчок, побудительная причина в совершении чего-либо.

Целью исследования является: изучение методов наказания как средства воспитательного воздействия.

Задачами данной работы являются:

- рассмотреть основные понятия воспитательного воздействия;

- изучить методы наказания.

Объектом исследования является: средство воспитательного воздействия – наказание.

Предметом исследования является: методы наказания как средство воспитательного воздействия.

1. Основные понятия воспитательного воздействия

Метод воспитания - это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Цель можно достичь разными путями. Сколько же существует методов достичь цели воспитания ребенка? Какие из них быстрее приведут к цели, а какие медленнее? От чего зависит этот процесс и как возможно повлиять на него? Перед тем как ответить на данные вопросы, следует знать, что: в педагогике помимо понятия «метод воспитания» существует понятие «прием воспитания».

Прием воспитания – это частное выражение метода. Во время практической деятельности метод разделяется на приемы, которые позволяют достичь цели воспитания. Итак, приемы относятся к методам как частное к общему. К примеру, для метода примера приемом служит встреча с интересными личностями. Для метода поощрения прием - вручение книги.

Воспитатель, учитель или родитель действуют каждый раз по-разному: воздействуют на ребенка и ждут быстрой реакции в сведении; содействуют, т.е. помогают ему; взаимодействуют - сотрудничают с ребенком. Действия воспитателя организуются различными способами, потому что, добиваясь разных целей (цель определяет выбор метода); разное содержание работы; неодинаковый возраст детей и их особенности и, наконец, воспитательные умения взрослых также неодинаковы [2].

Метод воспитания - это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: прощение, угроза, поручение, приучение, недоверие, доверие, ласковое прикосновение к ребенку, личный пример, положительный пример, убеждение, требование, и др.

Важно различать истинные методы воспитания с ложными. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят упрашивание, увещевание, уговаривание: нотации, морализирование, назидание; мелочные придирки, разнос, ворчание; бесконечные «проработки», запугивание, упреки; захваливание; заорганизованность жизни детей и др. [13].

Воспитывающему человеку важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.

Классификация методов - это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретическое: практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Представим некоторые из методов. В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина предлагают следующую классификацию [12]:

- методы формирования сознания (пример, лекция, диспут, рассказ, беседа);

- методы формирования опыта поведения и организации общественной деятельности (общественное мнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, поручение, упражнение, приучение);

- методы стимулирования поведения и деятельности (наказание, поощрение, соревнование).

Представим группу методов, которые используют как базу для различных классификаций. Это методы [11]:

1) примера;

2) наказания;

3) поощрения;

4) упражнения;

5) убеждения.

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Рассмотрим подробнее метод наказания, потому что он является очень сложным по своей сути процессом и начнем с понятия стимула, так как метод наказания относится к стимулированию поведения и деятельности.

Стимул – это побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Непосредственное и прямое назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. Это позволяет видеть единство методов наказания и поощрения в воспитательном процессе. По определению В.Н. Худякова наказание, как метод воспитательного воздействия, обязан предупреждать нежелательные поступки, останавливать их, вызывая чувство вины перед другими и перед собой. По его мнению, значимость наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свою деятельность и поведение, сделал необходимые выводы. Таким образом, наказание преследует благую цель – приучает к самоанализу, к рефлексии, приучает отвечать за собственные действия и поступки. Поощрение же (если оно используется правильно) дает больше положительного результата, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно помогает развить позитивные качества ребенка, такие как, чувство ответственности, чуткости, дисциплинированности, доброжелательности, собственного достоинства т.д. Однако, при неправильной организации воспитания, поощрение дает положительный результат не всегда. Чрезмерное захваливание, заласкивание порождают эгоизм, тщеславие, самодовольство. Для того, чтобы методы поощрения и наказания достигали воспитательного воздействия учителям, педагогам или родителям необходимо соблюдать некоторые правила и возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Наказывая ребенка, достаточно очень умеренного по типу наказания, например, в виде замечания. Поощрять при этом нужно как можно чаще, потому что в этом возрасте необходим даже малейший намек на одобрение, так как это усиливает мотивацию. Чем старше ребенок, тем больше при общении с ним осуществляется форма рекомендации, дружеского совета [1].

Применяя методы наказания, воспитатели должны учитывать индивидуальные характеристики ребенка (характер, темперамент, особенности нервной системы, отношение к самому себе (уровень притязательности, самооценка) и к людям, интересы, привязанности, волевые качества и многое другое). В.Л. Леви, Б.Т. Лихачев, Л.Ю. Гордин изучая метод наказания как стимулирующий, предлагают следующие принципы его осуществления [1]:

1) Наказание будет действенно, если оно понятно ребенку и он принимает его справедливым.

2) Если ребенок провинился, только один раз его можно наказать.

3) Используя наказание, нельзя обижать и оскорблять ребенка.

4) Чем наказывать запоздало, лучше не наказывать вовсе.

5) Основа для использования метода наказания – конфликтная ситуация.

6) Нельзя наказывать, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

7) Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести.

8) Наказание требует воспитательного такта, поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания.

9) Наказание не должно приносить вред здоровью ребенка – ни моральному, ни физическому. Если ребенок болен – нужно отказаться от метода наказания.

10) Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Но не наказания он должен бояться не гнева, а огорчения воспитателя.

Таким образом, метод наказания является необходимым условием стимулирования детей в процессе обучения.

2. Методы наказания

Всегда и всех родителей волновали вопросы по хорошему воспитанию детей – каким образом нужно наказывать за провинности, чтобы это способствовало формированию гармоничной личности.

Наказание не всегда является вредным методом – в воспитании нет хороших или плохих приемов, а есть неуместные или уместные. Наказание может осуществляться в двух формах: психологической (духовной) и материальной. Современное общество выбирает материальную форму наказания, т.е. «Куплю что-то – не куплю что-то» [3].

Это характерно и для школы, и для семьи. Редко затрагивается психологическая форма, т.е. такие особенности взаимоотношений и взаимодействий людей, где проявляется наказание (в крайних вариантах гнев, сердитость, показное равнодушие, обида, огорчение) и одобрение (вера в ребенка, поддержка, сопереживание ему, внимание к нему и т.д.). Естественно, что осуществление психологических средств требует как большой душевной отдачи, так и своеобразного актерского мастерства. Как писал А.С. Макаренко, учителем нельзя быть до тех пор, пока не научишься говорить слова «Подойди сюда» с 20 разными интонациями и оттенками в голосе.

Применение только материальных форм наказания, обеспечивает вырастание человека зависимого, с небольшим самоконтролем, который, чаще всего, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Применение психологической формы воздействия развивается совесть как внутренний датчик контроля поведения.

Наказание - метод торможения негативных проявлений ребенка с помощью отрицательной оценки его поведения, метод предъявления принуждения и требований следовать нормам, формирование раскаяния, чувства вины.

Наказание – это средство педагогического воздействия, которое используется в случае невыполнения поставленных в обществе норм поведения и требований. При его помощи ребенку помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это действительно серьезный метод воспитания [6].

В педагогике отношение к наказаниям весьма противоречиво. Сторонники авторитарной системы стремились к широкому использованию наказаний, включая телесные. Они считали данный метод не столько способом воспитания, сколько способом управления детьми.

Последователи другого направления - теории свободного воспитания - отвергали любые наказания, потому что они всегда вызывают волнение и переживания ребенка. В этом стремлении имеется протест против насилия над ребенком.

Наказание используется в нашей стране с целью приостановить отрицательное поведение детей. Однако запрещены такого рода наказания, как [8]:

- лишением ребенка еды;

- трудом;

- мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут);

- оскорбляющие личность;

- физические.

Видами наказания определяются следующие действия: исключение или временное отстранение из жизни какого-либо общества (друзья, группа, коллектив); снижение, в школе, оценки по поведению; изменение отношения к ребенку; ограничение или лишение каких-либо прав; словесное осуждение; моральное порицание [5].

Алгоритм проведения: анализ проступка и учет педагогической ситуации, выбор метода наказания, помощь провинившемуся, анализ и учет последствий взыскания [9].

К применению методов наказаний предъявляются определенные педагогические требования, которые были вкратце описаны выше.

Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профилактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; не должно вредить ни физическому, ни психическому здоровью [4].

При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях. Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия. Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания [7]:

- вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;

- лишение поощрений и привилегий;

- осуждение поведения;

- народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда. Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания [10]:

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно.

Нельзя стремиться переделывать ребенка, а также нельзя допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием, и уж точно нельзя наказывать лишением любви.

Заключение

Итак, метод наказания должен использовать каждый воспитатель, учитель, родитель в качестве педагогического воздействия, указывающего ребенку на нежелательные поступки, останавливать их.

Метод наказания может осуществляться в различных видах: дополнительные обязанности; ограничение или лишение определенных прав и средств; выражение морального мнения, осуждения.

Метод наказания также применяется с учетом некоторых требований:

1) наказание должно быть справедливым, но не должно, ни в коем случае, унижать достоинство ребенка;

2) нельзя наказывать ребенка до самой полной уверенности в виновности ребенка;

3) перед применением наказания, нужно убедиться, что ребенок понял причину наказания;

4) не должно быть наказание «глобальным», т.е. используя метод наказания, надо найти и подчеркнуть в поведении ребенка положительные стороны;

5) наказание не должно аннулировать поощрение, которое ребенок возможно заслуживал ранее, но не успел еще его получить.

Список литературы

  1. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М.: Педагогика, 2011. – 200 с.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2014.
  3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 2015.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник – М.: Гардарики, 2014. – 528 с.
  5. Мир детства. Младший школьник/ под. ред. А.Г. Хрипковой. – 2- е изд., доп. – М.: Педагогика, 2017. – 272 с.
  6. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы // Начальная школа. – 2016 - № 9. – С. 7-11.
  7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 2016.
  8. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 2013.
  9. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. - 2011.
  10. Психологическое развитие младших школьников / под. ред. В.В. Давыдова. – М., 2012.
  11. Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения. - Уфа: РИО БашГУ, 2015. - 272 с.
  12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч.2. — М.: ВЛАДОС, 2013. - 256 с.
  13. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – 2- изд., доп. и перераб. – М.: Совершенство, 2014. – 432 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей…

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Цель: Экологическое воспитание детей, как формирование экологического...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...

Читайте также

Проект «7 апреля – День здоровья»

Проект «7 апреля – День здоровья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы Игра-квест «Загадки леса» Цель: формировать умение детей считать в пределах пяти. Задачи: закреплять прямой...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...