Формирование мотивации для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые, коллеги!

1 слайд.

Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему «Формирование мотивации для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Потребность в движении дана человеку природой. Растущий организм особо нуждается в движении. Полноценное всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей.

2 слайд.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач, к которым в образовательной области «Физическое развитие» относятся следующие:

- Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями).

- Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание работы в образовательной области «Физическое развитие» определено основной образовательной программой ДОУ; расписание образовательной деятельности, режим дня ДОУ и двигательной активности, утвержденные на текущий учебный год, позволяют воспитателям планировать работу по решению задач данной образовательной области во всех формах организации детской деятельности и в течение всего дня пребывания детей в ДОУ.

3 слайд.

Что же такое двигательная активность и мотивация?

Двигательная активность - это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависят уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.

Мотивация - это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у детей желание заниматься той или иной деятельностью.

Следовательно, мотивы регулируют двигательную активность. Для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо наличие у ребенка соответствующего эмоционального опыта. Наиболее успешно эмоции формируются в игре.

Но, в наше время развития игровых технологий, дети большую часть времени проводят без движения, играя на компьютере, приставках, планшетах, телефонах, что отрицательно сказывается на формировании всех систем, и, несомненно, понижает защитные силы детского организма и приводит к гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Именно поэтому двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям.

4 слайд.

И поэтому цель моей разработки: выявление эффективных условий мотивации физической активности дошкольников и формирование у них потребности к активному и здоровому образу жизни.

Задачи:

- создать условия для различных видов двигательной деятельности в соответствии их возрастом и индивидуальными особенностями;

- развивать творческий, личностный потенциал посредством самовыражения детей;

- использовать разнообразные формы организации двигательной активности;

- обеспечить эмоциональный комфорт и благополучие каждого ребенка;

- формировать у детей и родителей положительное отношение к двигательной деятельности средствами физкультурных праздников и досугов.

5 слайд.

Для решения поставленных задач, поиска средств и методов повышения двигательной активности, я изучила методическу литературу, наглядно – дидактический материал и разработала таблицу по реализации оптимального уровня двигательной активности в процессе физического развития детей старшего дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования, что позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности и самостоятельности.

6 слайд.

Фрагмент данной разработки вы видите на экране. Где в первой колонке перечисленны все 3 компонента здоровья (физическое, психическое, эмоциональное); во второй колонке – характер деятельности, в следующих – формы и методы и в каких режимных моментах применять. (Гиперссылка.)

7 слайд.

Далее мною были определены основные направления работы. Первым шагом стало создание благоприятной предметно – развивающей среды. Физкультурный уголок пополнился картотекой подвижных игр со схемами, что обеспечивает интерес детей к играм, а педагогу помогает в их организации. Например, между занятиями (с преобладанием статических поз), детям предлагаем выбрать игру из голубой или оранжевой книги нашей картотеки, вспомнив при этом расположение игроков по схеме. А при помощи считалки в виде мнемотаблицы, напоминающей текст, выбрать вводящего. Картотека периодически обновляется и пополняется в соответствии с программным содержанием. Кроме спортивного инвентаря обновляются шапочки для П/И и нестандартное оборудование, которое создает положительный эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность – это «Богатырские гири», «Разноцветные палочки» с помощью которых предлагаю детям придумать игру с ними, например, выложит массажный коврик или «Разложи по цвету при помощи пальцев ног» и др. Насыщенность и яркость среды помогает сделать самостоятельную двигательную деятельность более интересной для детей.

8 слайд.

В связи с чемпионатом мира по футболу в России, для положительной мотивации к данному виду спорта и знакомства с элементами игры в футбол, был изготовлен лепбук и мини футбольное поле. Полученные знания дети применяют в своей активной двигательной деятельности при игре в футбол на спортивной площадке.

9 слайд.

Следующей задачей стала организация работы по двигательной активности детей в течение дня. В своей работе я исходила из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении. Поэтому очень важно рационально организовать режим в группе для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

1-ый этап педагогического процесса - "Утро" - самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараюсь планировать игры малой или средней активности. Но в то же время при планировании подвижных игр обязательно учитываю, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО, то планирую игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планирую более спокойную окончательную игру.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность, организованная без явного вмешательства педагога. В этом нам помогает игра ходилка-бродилка «Кто первый» (на игровом поле расположен маршрут движений фишек и схемы упражнений, напротив каждой схемы указанно количество их выполнения; выигрывает тот, кто первым доходит до финиша), «Кубики-воображалки» (2 кубика; на одном – картинки с изображением спортивного оборудования, на другом – цифры; дети по очереди бросают кубики, берут то оборудование, которое выпало на кубике, придумывают свое упражнение, бросают второй кубик и выполняют столько раз, какая цифра выпала). Можно играть индивидуально, в паре, группой.

Для закаливания организма, повышения работоспособности детей после ночного сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Её провожу в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, а также задания на творчество (придумать с данным исходным положением новые упражнения или задания).

10 слайд.

На занятиях по физической культуре планирую взаимосвязь процесса обучения основным видам движений и развития потребности двигательных качеств и способностей детей. Поэтому, контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач обращаю внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старшей группе является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаю в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием потребности в двигательной активности. Для достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий по физической культуре программирую оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределяя её с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей. Например, подгруппе детей с высоким ДА, предлагаю проползти «по-пластунски» по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками, а второй подгруппе (с низким ДА) – проползти по гимнастической скамейке любым способом или лазанье для по гимнастической стенке ритмично, а второй подгруппе – лазанье произвольно.

Использование музыки значительно повышает мотивацию к двигательной деятельности. Она помогает лучше запоминать движения, способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избежать однообразия.

11 слайд.

2-ой этап педагогического процесса – "Прогулка". В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

Планируя прогулки, тщательно подбираю игры для прогулок с учётом возраста детей. В игры включаю различные виды движений бег, метание, прыжки и интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры - эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки провожу пробежку, например, вокруг здания детского сада, после чего нужно перейти на ходьбу. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям.

Созданию положительных мотиваций к движениям способствуют и самостоятельные занятия детей на спортивных площадках с обязательным предоставлением им свободы выбора.

12 слайд.

Важной задачей моей работы считаю организацию сотрудничества с родителями в вопросах развития двигательной активности детей, которую осуществляю по нескольким направлениям:

  • информационное просвещение родителей посредством проведения индивидуальных бесед.

13 слайд.

  • проведение развлечений и праздников с участием родителей («Большие гонки», «Мама, папа, я – спортивная семья», «С мамой вместе веселее» и другие), конкурсов «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам», «Растим чемпионов».
  • анкетирование родителей с целью выявления их запросов, удовлетворённости результатами совместной работы детского сада и семьи по развитию двигательной активности детей и эффективности проведённых мероприятий. .

14 слайд

Родители совместно с ребенком работают над проектами и делают фотоотчеты на тему: «Мой любимый вид спорта», «Если хочешь быть здоров», «Выходной день дома». Эти совместные работы родителей и детей отражают их семейный, спортивный досуг.

15 слайд.

Таким образом, формирование у детей интереса к двигательной активности является очень важным и ответственным делом родителей и педагогов. Использование всех форм занятий физической культурой, гибкость в применении методических приемов, правильный подбор пособий, оборудования, музыки активно влияют на формирование у детей потребности ежедневно выполнять физические упражнения в достаточном объеме для поддержания здоровья растущего организма.

16 слайд.

Спасибо за внимание!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Проект «Шкатулка с секретами» (Художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями)

Проект «Шкатулка с секретами»(Художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями)  

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск» Методический паспорт творческого проекта Структура Содержание Примеры и разъяснения Тема «Моя малая родина – Подольск»   Руководитель проекта Мостовая Т.М. – учитель-логопед   Исполнитель...

Читайте также

Проект «Мы будущие солдаты»

Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам»

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам» Тип занятия: физкультурно-оздоровительный и познавательный. Комплексное занятие: физкультуры, окружающий мир. Интеграция образовательных областей: познание, здоровье...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается»

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается» Цель: Уточнить знания детей о признаках зимы. Учить составлять короткие тексты. Обогащать словарь детей...