Сайт для воспитателей детских садов






Семинар-практикум «Создание условий для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования»

 

 

Приветствие гостей.

Уважаемые коллеги, мы рады вас видеть, надеемся, что тема нашего семинара будет интересной для вас, умножит вашу практическую деятельность, вы получите ответ на вопрос, который будет важен вам в вашей педагогической практике.

Ход семинара:

Мотивация коллектива. Приглашение педагогов детского сада

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня вновь очередное методическое мероприятие, мы с вами провели большую работу в этом направлении, хорошо изучили теоретические позиции на этот вопрос, я надеюсь на плодотворную работу, и активность каждого позволит улучшить качество нашего общения. И сейчас я приглашаю, Вас, для выполнения игрового упражнения «Есть контакт»

Задача. Необходимо определить разницу между следующими коллективными действиями: сначала молча передать мяч по кругу, называя имя того, кому его передаешь. В третий раз мяч передается с «волшебными словами» и доброжелательной мимикой лица, так, чтобы другому человеку было приятно его брать.

Педагоги встают в круг. Упражнение «Есть контакт».

Старший воспитатель: Что вы чувствовали, участвуя в упражнении?

(Вариант ответа. Передача мяча молча - действие, оно не вызывало каких-то эмоций. В результате взаимодействия, когда передавали мяч, обращаясь к человеку, - был установлен контакт, состоялась коммуникация, а в третий раз – состоялось общение, так как были получены положительные эмоции обоими партнерами.)

(Разделить на 2 команды.)

Уважаемые педагоги, я предлагаю вам взять по одному улыбающемуся смайлику. Как вы заметили, с обратной стороны смайликов на вас смотрят цветы: подснежники и одуванчики. А я вас приглашаю присесть за столы, где собран букет из этих цветов.

Уважаемые коллеги, у вас создалась творческая группа, в этом составе вы будите участвовать в данном мероприятии, чтобы лучше узнать друг друга, сплотиться, включиться, я предлагаю вам выполнить игровое задание «Сложи фразу». Перед вами на столе у каждой команды есть слова, ваша задача составить из этих слов фразу, время на выполнения задания 1 мин.

  1. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
  2. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Благодарю вас за выполнение этого задания, как вы видите фразы связаны с нашей темой. Я очень надеюсь, что активность каждого поможет решить поставленные задачи.

Цель и задачи на экране

Цель: Создать условия для методического сопровождения педагогов по вопросу обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей для построения целостного педагогического процесса.

Задачи лежат перед вами на столе. Позвольте кратко обратить внимание на них

Задачи:

  1. Психолого- педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами
  2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития семейного воспитания ребенка дошкольного возраста.
  3. Расширить знания педагогов по вопросу использования ИКТ в повышении компетентности родителей.
  4. Упражнять в использовании теоретических знаний в выстраивании педагогического процесса.

Уважаемые коллеги, сегодня государство приоритет воспитания отдает семье, семейному воспитанию. А нас государство рассматривает, как людей – помощь семье по воспитанию ребенка дошкольника. Мы понимаем, изменилась семья, изменился ребенок, поэтому приоритет во взаимодействии мы отдаем таким формам и методам, как поддержка, диалог, доверие, внимание. Напомню вам, что родители рассматриваются как субъекты образовательного процесса, для нас важно выстроить процесс взаимодействия. Поэтому в документах законах РФ, ФГОС ДО, в учреждении подчеркивается важным процесс взаимодействия с родителями.

Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии». С такой позиции взаимодействие педагога с родителями в первую очередь направлено на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Нам важно, что содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника».

Поэтому Коллеги, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии со стандартом, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

Мы сегодня очень подробно остановимся на первых двух. Как вы понимаете эти направления?

Понятия:

Психолого-педагогическая поддержка семьи – (это помощь семье, оказание доверия, совет, оказание превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем, укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско - детских отношений, помощь родителям в исполнении функций воспитателей собственных детей.

4 тактики у Газмана: защита, помощь, содействие и взаимодействие.

Повышение компетентности родителей – это приобретение знаний и умений в воспитании о образовании детей. Приобретение уверенности, решительности, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей, усвоение навыков и знаний по уходу и их воспитанию, деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить; повышение педагогической культуры семьи. Комплекс знаний о родительских функциях, закономерностях психического развития ребенка, о потребностях ребенка; об оптимальной организации жизни ребенка в семье; о достижениях в области педагогики и психологии.

От уровня сформированной педагогической компетентности родителей зависит успех семейного воспитания — важнейший компонент сегодняшних изменений в образовании и обществе.

Компетентность – это владение знаниями, умениями, позволяющие высказывать профессионально- грамотные суждения, оценки, мнения.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Чем отличается компетентный человек от не компетентного?

Мы сегодня говорим, о том, что родители не всегда в полной мере могут оказать то воздействие, которое надо, причин к этому очень много.

Психолого-педагогическая поддержка семьи – это целенаправленная система мер психолого- педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития и социализации ребенка.

Повышение компетентности родителей – это целенаправленное, неразрывное психолого-педагогическое просвещение и самообразование родителей в вопросах воспитания и образования детей.

Вывод. Этими терминами пользуемся во время взаимодействия, а сейчас я предлагаю вам поучаствовать в блиц - турнире.

Блиц - турнир

1. Назовите общие требования к проведению мероприятий с родителями?

2. Назовите основную цель взаимодействия с родителями?

3. Продолжи фразу «Семейное воспитание – это…..»

4. Кому принадлежит ведущая роль воспитания ребенка?

5. Что гарантирует «Закон об образования в РФ» родителям».

6. Закончи фразу: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является …

7. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?

8. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.

Спасибо за участие, данная форма позволила нам определиться в направлениях взаимодействиях, в методах. Но есть вопросы, на которые подольше задержаться, порассуждать, и я приглашаю вас всех к дискуссии.

Дискуссия

1. Как вы думаете, с какими трудностями вы сталкиваетесь по взаимодействию с семьей?

2. Что требуется для выстраивания конструктивных взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ?

3. Какие факторы влияют на процесс взаимодействия с родителями?

4. Назовите методы и приемы, которые помогают выстраивать взаимодействие с родителями? Какие более эффективные, наиболее значимые?

Вывод: Спасибо за участие. На самом деле важно знать и видеть трудности, чтобы выстраивать правильные направления развития, знать методы и приемы конструктивного общения, стиль общения педагога, понимать какие факторы влияют на процесс взаимодействия и конечно пользоваться разнообразными методами и приемами по взаимодействию с семьями. Удачно выбранные приемы способствуют положительному взаимодействию, родители стают открытые ДОУ.

- Создавать условия, при которых родители захотят сотрудничать в ДОУ.

- Найти современные виды деятельности интересные как для детей так и для родителей.

- Сделать ДОУ действительно открытой системой.

- Найти объединяющие виды сотрудничества для разных групп родителей.

- Использовать электронные средства коммуникации для информации родителей о жизни детей в ДОУ.

- Ежедневно использовать метод «К родителям через детей».

2. Практическое упражнение «Как я понимаю эту фразу» (Раздается на листочках командам.)

1. Самым богатым ресурсом для обучения родителей является компетентность педагога.

3. Желание родителей учиться, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов

4. Родителям больше пользы принесет теория закрепленная практикой.

5. Родители легче воспринимают информацию в игре, в доверительной беседе.

6. Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты творчества своих детей и доброе отношение сотрудников ДОУ.

Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт. Благодарю Вас за активное участие.

Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.

Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка. 

Таким образом, основными принципами сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются: 

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста.

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.

Принцип 3. Открытость педагога к семье.

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.

Вопрос: Можно ли какой-то принцип считать приоритетным?

Самое главное, что вы понимаете их значимость и надеюсь, что вы используете их в работе. Воспитатель каждый день, вступая в процесс взаимодействия, принимает решения, определяет выбор чего-то, поэтому, мы сегодня, на нашем методическом мероприятии будем решать педагогические задачи. У каждой подгруппы есть своя задача.

Решение ситуативных педагогических задач короткие должны быть

1. Мама разглядывает рисунки детей на тему: «Осеннее дерево» и обращаясь к ребенку. Строго говорит:

- Аня, ты безобразно нарисовала дерево. У Никиты вон какие красивые ветки, а у тебя, что?!

- Но, мама, я же старалась, - говорит девочка.

2. Обеспокоенная мама обращается к воспитателю: «Моя дочка совсем не хочет рисовать (учить буквы, стихи) дома. Не понимаю почему? Если она не научится сейчас, что же будет с ней в школе? Я уже не сплю из-за этого, переживаю!»

3. «Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем?

Задание для педагогов «Разработайте правила взаимодействия с родителями»

Разработайте правила взаимодействия с семьей педагога дошкольной образовательной организации с семьей, зачитываем не повторяясь.

Сообщение из опыта работы воспитателей

Тема: Использование ИКТ в повышении компетентности родителей.

Тема: Формирование грамотной позиции родителей в воспитании и развитии детей.

Просмотр видеофильма «День открытых дверей в детском саду».

Вывод: Опыт у нас богатый, мы используем разнообразные формы работы. Результаты работы мы видим когда:
• проявляется у родителей интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;

• возникновение дискуссий по инициативе родителей;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.

Чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Родители испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребёнка, его возрастных особенностей. Знания из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребёнка и даются в сложной форме.

Мы планируем возобновить родительские клубы.

Упражнение «Свои ощущения на семинаре»

Цель: рефлексия

Задание: досказать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Мне понравилось,………

- Самым важным для меня было….

- Что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие!!!

0 Плохо0


Добавить комментарий

Оставляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.


Новые публикации

Конспект фронтальной ООД по обучению гра…

17-01-2019 Просмотров:6 Логопеду Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей - avatar Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и четкого произношение звуков [с-сь]; закреплять умение давать характеристику звукам; учить детей...

Развитие творческих способностей детей д…

17-01-2019 Просмотров:7 Методические разработки Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ - avatar Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель. Введение Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация.   Формирование...

Конспект итоговой интегрированной НОД «П…

17-01-2019 Просмотров:14 Конспекты занятий Белоглазова Дарья Ильинична, воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 162 г. Оренбург - avatar Белоглазова Дарья Ильинична, воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 162 г. Оренбург

Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной к школе группе Цель: Обобщение знаний, полученных в течение года. Задачи интегрируемых образовательных областей. Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»...

Сценарий «Рождественские колядки»

17-01-2019 Просмотров:9 Праздники, викторины, развлечения Корзюкова Ирина Валентиновна, воспитатель, музыкальный руководитель, ГБДОУ детский сад № 55 г.Санкт-Петербург - avatar Корзюкова Ирина Валентиновна, воспитатель, музыкальный руководитель, ГБДОУ детский сад № 55 г.Санкт-Петербург

Сценарий «Рождественские колядки» Ведущая 1:Утро доброе, ребятки!Добро пожаловать на святки!Ведущая 2:Что такое святки?Что такое колядки?Ведущая 1:Святки - самый длинный из праздников,Любит он шалунов и проказников!Можно шумно веселиться,Забавляться и резвиться,Можно в костюмы зверей...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО …

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки. Научиться понимать их важность...

Конспект интегрированного занятия для де…

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Елена Лазарева  Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в сказку «Как олененок маму искал» Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы Путешествие в сказку. «Как олененок маму искал» (по теме: «Дикие животные наших лесов и их детеныши») Цели: Актуализация...

Зимние забавы на улице

16-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Зимние забавы на улице Для подготовительной к школе группы. Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.Задачи: - Развивать интерес к зимним играм-соревнованиям; - Развивать ловкость, меткость, быстроту реакции; - Учить играть...

Конспект НОД по математике в старшей гру…

16-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

ЗИМНИЙ КВЕСТ Задачи: образовательные: выявить знания детей о числах в пределах 100, числовых значений палочек Кюизенера; определять состав числа до 10 из двух меньших чисел; решать примеры; самостоятельно придумывать задачи в соответствии с...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство