Семинар-практикум «Создание условий для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования»
Приветствие гостей.
Уважаемые коллеги, мы рады вас видеть, надеемся, что тема нашего семинара будет интересной для вас, умножит вашу практическую деятельность, вы получите ответ на вопрос, который будет важен вам в вашей педагогической практике.
Ход семинара:
Мотивация коллектива. Приглашение педагогов детского сада
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня вновь очередное методическое мероприятие, мы с вами провели большую работу в этом направлении, хорошо изучили теоретические позиции на этот вопрос, я надеюсь на плодотворную работу, и активность каждого позволит улучшить качество нашего общения. И сейчас я приглашаю, Вас, для выполнения игрового упражнения «Есть контакт»
Задача. Необходимо определить разницу между следующими коллективными действиями: сначала молча передать мяч по кругу, называя имя того, кому его передаешь. В третий раз мяч передается с «волшебными словами» и доброжелательной мимикой лица, так, чтобы другому человеку было приятно его брать.
Педагоги встают в круг. Упражнение «Есть контакт».
Старший воспитатель: Что вы чувствовали, участвуя в упражнении?
(Вариант ответа. Передача мяча молча - действие, оно не вызывало каких-то эмоций. В результате взаимодействия, когда передавали мяч, обращаясь к человеку, - был установлен контакт, состоялась коммуникация, а в третий раз – состоялось общение, так как были получены положительные эмоции обоими партнерами.)
(Разделить на 2 команды.)
Уважаемые педагоги, я предлагаю вам взять по одному улыбающемуся смайлику. Как вы заметили, с обратной стороны смайликов на вас смотрят цветы: подснежники и одуванчики. А я вас приглашаю присесть за столы, где собран букет из этих цветов.
Уважаемые коллеги, у вас создалась творческая группа, в этом составе вы будите участвовать в данном мероприятии, чтобы лучше узнать друг друга, сплотиться, включиться, я предлагаю вам выполнить игровое задание «Сложи фразу». Перед вами на столе у каждой команды есть слова, ваша задача составить из этих слов фразу, время на выполнения задания 1 мин.
- Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Благодарю вас за выполнение этого задания, как вы видите фразы связаны с нашей темой. Я очень надеюсь, что активность каждого поможет решить поставленные задачи.
Цель и задачи на экране
Цель: Создать условия для методического сопровождения педагогов по вопросу обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей для построения целостного педагогического процесса.
Задачи лежат перед вами на столе. Позвольте кратко обратить внимание на них
Задачи:
- Психолого- педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами
- Повышение компетентности родителей в вопросах развития семейного воспитания ребенка дошкольного возраста.
- Расширить знания педагогов по вопросу использования ИКТ в повышении компетентности родителей.
- Упражнять в использовании теоретических знаний в выстраивании педагогического процесса.
Уважаемые коллеги, сегодня государство приоритет воспитания отдает семье, семейному воспитанию. А нас государство рассматривает, как людей – помощь семье по воспитанию ребенка дошкольника. Мы понимаем, изменилась семья, изменился ребенок, поэтому приоритет во взаимодействии мы отдаем таким формам и методам, как поддержка, диалог, доверие, внимание. Напомню вам, что родители рассматриваются как субъекты образовательного процесса, для нас важно выстроить процесс взаимодействия. Поэтому в документах законах РФ, ФГОС ДО, в учреждении подчеркивается важным процесс взаимодействия с родителями.
Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии». С такой позиции взаимодействие педагога с родителями в первую очередь направлено на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Нам важно, что содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника».
Поэтому Коллеги, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии со стандартом, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
Мы сегодня очень подробно остановимся на первых двух. Как вы понимаете эти направления?
Понятия:
Психолого-педагогическая поддержка семьи – (это помощь семье, оказание доверия, совет, оказание превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем, укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско - детских отношений, помощь родителям в исполнении функций воспитателей собственных детей.
4 тактики у Газмана: защита, помощь, содействие и взаимодействие.
Повышение компетентности родителей – это приобретение знаний и умений в воспитании о образовании детей. Приобретение уверенности, решительности, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей, усвоение навыков и знаний по уходу и их воспитанию, деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить; повышение педагогической культуры семьи. Комплекс знаний о родительских функциях, закономерностях психического развития ребенка, о потребностях ребенка; об оптимальной организации жизни ребенка в семье; о достижениях в области педагогики и психологии.
От уровня сформированной педагогической компетентности родителей зависит успех семейного воспитания — важнейший компонент сегодняшних изменений в образовании и обществе.
Компетентность – это владение знаниями, умениями, позволяющие высказывать профессионально- грамотные суждения, оценки, мнения.
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.
Чем отличается компетентный человек от не компетентного?
Мы сегодня говорим, о том, что родители не всегда в полной мере могут оказать то воздействие, которое надо, причин к этому очень много.
Психолого-педагогическая поддержка семьи – это целенаправленная система мер психолого- педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития и социализации ребенка.
Повышение компетентности родителей – это целенаправленное, неразрывное психолого-педагогическое просвещение и самообразование родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Вывод. Этими терминами пользуемся во время взаимодействия, а сейчас я предлагаю вам поучаствовать в блиц - турнире.
Блиц - турнир
1. Назовите общие требования к проведению мероприятий с родителями?
2. Назовите основную цель взаимодействия с родителями?
3. Продолжи фразу «Семейное воспитание – это…..»
4. Кому принадлежит ведущая роль воспитания ребенка?
5. Что гарантирует «Закон об образования в РФ» родителям».
6. Закончи фразу: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является …
7. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?
8. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.
Спасибо за участие, данная форма позволила нам определиться в направлениях взаимодействиях, в методах. Но есть вопросы, на которые подольше задержаться, порассуждать, и я приглашаю вас всех к дискуссии.
Дискуссия
1. Как вы думаете, с какими трудностями вы сталкиваетесь по взаимодействию с семьей?
2. Что требуется для выстраивания конструктивных взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ?
3. Какие факторы влияют на процесс взаимодействия с родителями?
4. Назовите методы и приемы, которые помогают выстраивать взаимодействие с родителями? Какие более эффективные, наиболее значимые?
Вывод: Спасибо за участие. На самом деле важно знать и видеть трудности, чтобы выстраивать правильные направления развития, знать методы и приемы конструктивного общения, стиль общения педагога, понимать какие факторы влияют на процесс взаимодействия и конечно пользоваться разнообразными методами и приемами по взаимодействию с семьями. Удачно выбранные приемы способствуют положительному взаимодействию, родители стают открытые ДОУ.
- Создавать условия, при которых родители захотят сотрудничать в ДОУ.
- Найти современные виды деятельности интересные как для детей так и для родителей.
- Сделать ДОУ действительно открытой системой.
- Найти объединяющие виды сотрудничества для разных групп родителей.
- Использовать электронные средства коммуникации для информации родителей о жизни детей в ДОУ.
- Ежедневно использовать метод «К родителям через детей».
2. Практическое упражнение «Как я понимаю эту фразу» (Раздается на листочках командам.)
1. Самым богатым ресурсом для обучения родителей является компетентность педагога.
3. Желание родителей учиться, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов
4. Родителям больше пользы принесет теория закрепленная практикой.
5. Родители легче воспринимают информацию в игре, в доверительной беседе.
6. Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты творчества своих детей и доброе отношение сотрудников ДОУ.
Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт. Благодарю Вас за активное участие.
Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.
Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.
Таким образом, основными принципами сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются:
Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста.
Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.
Принцип 3. Открытость педагога к семье.
Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.
Вопрос: Можно ли какой-то принцип считать приоритетным?
Самое главное, что вы понимаете их значимость и надеюсь, что вы используете их в работе. Воспитатель каждый день, вступая в процесс взаимодействия, принимает решения, определяет выбор чего-то, поэтому, мы сегодня, на нашем методическом мероприятии будем решать педагогические задачи. У каждой подгруппы есть своя задача.
Решение ситуативных педагогических задач короткие должны быть
1. Мама разглядывает рисунки детей на тему: «Осеннее дерево» и обращаясь к ребенку. Строго говорит:
- Аня, ты безобразно нарисовала дерево. У Никиты вон какие красивые ветки, а у тебя, что?!
- Но, мама, я же старалась, - говорит девочка.
2. Обеспокоенная мама обращается к воспитателю: «Моя дочка совсем не хочет рисовать (учить буквы, стихи) дома. Не понимаю почему? Если она не научится сейчас, что же будет с ней в школе? Я уже не сплю из-за этого, переживаю!»
3. «Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем?
Задание для педагогов «Разработайте правила взаимодействия с родителями»
Разработайте правила взаимодействия с семьей педагога дошкольной образовательной организации с семьей, зачитываем не повторяясь.
Сообщение из опыта работы воспитателей
Тема: Использование ИКТ в повышении компетентности родителей.
Тема: Формирование грамотной позиции родителей в воспитании и развитии детей.
Просмотр видеофильма «День открытых дверей в детском саду».
Вывод: Опыт у нас богатый, мы используем разнообразные формы работы. Результаты работы мы видим когда:
• проявляется у родителей интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий по инициативе родителей;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.
Чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Родители испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребёнка, его возрастных особенностей. Знания из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребёнка и даются в сложной форме.
Мы планируем возобновить родительские клубы.
Упражнение «Свои ощущения на семинаре»
Цель: рефлексия
Задание: досказать неоконченные предложения
- Я научилась….
- Я узнала, что….
- Мне понравилось,………
- Самым важным для меня было….
- Что буду использовать в своей работе …
Всем спасибо за активное участие!!!
Читайте также |
---|
Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности»
Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Задачи: образовательные: на...
Дидактическая игра «Добавь сахар в чай»
Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» Аннотация: Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических...
Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии»
Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии» (Археолого-этнографические параллели) Цель: Дать представление о выявлении параллелей между скифским бытом и...