План самообразования педагога по экологическому образованию дошкольников
Тема: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»
Актуальность: В основу жизни и деятельности цивилизации необходимо положить те жизнеутверждающие общечеловеческие ценности, без которых невозможно создать экологически конструктивные отношения человека с природой. Ю.А.Шредер указывает, что «общечеловеческие ценности способствуют утверждению всех нормальных человеческих ценностей и привязанностей, включая ощущение ценности Природы». Приобщение людей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего сформировать в ребенке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники, при этом роль знаний ничуть не умаляется, их нужно рассматривать как средства, вводимую деятельность уже сложившейся мотивацией определенного содержания.
Цель:
- повышение уровня компетентности и профессионализма в изучении данной темы;
- переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс.
Задачи:
- совершенствовать профессиональную компетентность: информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;
- изучить учебную литературу и методические рекомендации, а так же новейшие научные достижения в области педагогической мысли;
- изучить современные комплексные и парциальные программы, новейшие педагогические технологии, авторские методики, а также передовой опыт других дошкольных учреждений;
- расширить качественно личный образовательный кругозор, совершенствовать общекультурный уровень.
Сроки: 1 сентября 2016 – 1 сентября 2020г.
Этапы:
Подготовительно - диагностический: (сентябрь-октябрь)
- Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач.
- Диагностическое исследование и многогранный анализ свой деятельности.
- Планирование, выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление.
1. Информационно-аналитический (2016-2017)
Содержание деятельности: |
Сроки (начало-окончание): |
- Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ст. 71, 72, 74)
- Конституция Российской Федерации, 1993 (статьи 2, 7, 9, 11,12,42, 58, 75, 76,77),
- Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1208
"О мерах по улучшению экологического образования населения"
- Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России» (до 2010 г.).
|
Октябрь-ноябрь |
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Федеральный закон об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ(в ред. ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 65 ФЗ)
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992);
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 р г. Москва «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года »
|
Ноябрь-декабрь |
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049
- "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Материалы межведомственной комиссией по экологическому образованию населения, созданной постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994. г. № 1208.
|
Декабрь-январь |
- Материалы: Декларации Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (1977 г.), рекомендации всесоюзных конференций по образованию в области окружающей среды (Минск, 1979 г.; Таллин, 1980 г.; Иваново, 1984 г.; Казань, 1990 г.)
- Материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 1992
|
Январь-февраль |
- Экологическая доктрина РФ от 31.08.2002
- 1. Закон РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (1999);
- 2. Указ Президента РФ "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" N 236 от 04.02.1994.
|
Февраль-март |
-
- Среднесрочная стратегия ЮНЕП на период 2014 - 2017 г.г.
- Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам экологического образования: “О мерах по улучшению экологического образования населения” (от 3 ноября 1994 г. № 1208)
|
Март-апрель |
- Белоусова Р. Ю., Голунова М. И. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях компьютерно-игрового комплекса анализ // Нижегородское образование. – 2009. - № 2. – С. 133—138
- Белоусова, Р. Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5–7 лет : методическое пособие. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2009.– 160 с
|
Апрель- май |
- Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. – 110 с.).
- «Актуальные проблемы развития экологического образования для устойчивого развития в Нижегородском регионе» (Актуальные проблемы развития экологического образования для устойчивого развития в Нижегородском регионе.)
|
Май - июнь |
- Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 г. № 889
- Постановление кабинета Министров Р.Ф. от 03.02.1997 г. № 137
|
Июнь-июль |
- Материалы конференции « Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность:2017. – Ч. II. – 164 с.
|
Июль - август |
Информационно-аналитический (2017-2018)
Содержание деятельности: |
Сроки (начало-окончание): |
- Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль, 2003.
- Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М., 1998.
- Васякина-Новикова Ж. Л. Паутинка. Программа по экологическому образованию детей. – М., 1996.
|
Сентябрь - октябрь |
- Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М., 2007.
- Мы. Программа экологического образования детей. – СПб., 2000.
|
Октябрь-ноябрь |
- Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду. – М., 2002.
|
Ноябрь-декабрь |
- Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. Н. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Программа и конспекты занятий. – СПб., 2001.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации к ней. – М., 2009.
|
Декабрь-январь |
- Попова Г. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1998.
- Рыжова Н. А. Наш дом – природа. Программа экологического образования дошкольников. – М., 1996.
|
Январь-февраль |
- Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Н.Новгород: НГПУ, 2005. – 136 с.
|
Февраль-март |
- Копцева Т. А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М., 2006.
|
Март-апрель |
- Васякина-Новикова Ж. Л. Паутинка. Программа по экологическому образованию детей. – М., 1996.
|
|
- Материалы XIV Международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. – Ч. II. – 164 с.
|
|
- Материалы конференции от 9 ноября 2016 года , Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина «Социум, как фактор экологического образования дошкольников»
|
|
- Проект закона Нижегородской области №479-6 «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Нижегородской области», 2018
|
|
2 . Внедрение в деятельность (2018 – 2019 гг.)
3. Подведение итогов (отчет) – 2019 г. – 2020 г.