Использование приемов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

(Опыт коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога МБОУ ЦО № 29 г. Тулы Редькиной Елены Вячеславовны)

 

Введение

Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.…
Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка.

Практическая значимость данной работы: предлагаемые формы и методы работы адекватны и эффективны, оригинальны и своевременны, что позволяет подчеркнуть новизну и теоретическую значимость представленных методических материалов. Коррекционно-развивающие приемы работы по тестопластике могут быть использованы в работе дефектологов, логопедов, воспитателей и родителями с целью оптимизации психического развития детей с особыми образовательными потребностями.

 

1. Теоретические аспекты проблемы использования приемов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

1.1. История возникновения тестопластики

Хотя поделки из теста - очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Когда-то давным-давно люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

1.2. Особенности изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития

Рассматривая психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития, прежде всего следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова, 1984). Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отличаются его периодические колебания. Внимание трудно собрать, сконцентрировать на протяжении той или иной деятельности.

Деятельность детей с задержкой психического развития носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с задержкой психического развития зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примеривания при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.

Сенсорный опыт детей с задержкой психического развития долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величина. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в назывании промежуточных, светлотных оттенков, пользуется недифференцированным обозначением параметров величины «большой — маленький», не называет признаки длины, ширины, высоты, толщины (С.Г. Шевченко, М.С. Певзнер, С.Д. Забрамная и др.).

Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок с задержкой психического развития затрудняется в выделении основных структурных элементов предмета, его частей, определении их пространственного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью и конструированием. Затруднено создание новых образов, пространственное оперирование ими — отсюда низкая продуктивность воображения, проблемы на уровне наглядно-образного мышления.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. У детей с задержкой психического развития затруднен процесс узнавания предметов на ощупь (стереогноз).

У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно - моторной, слухо-зрительно-моторной координации, пространственно-временных представлений.

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формировали мыслительных операций (Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко).

Особенности изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в тестопластике. Наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на расположении деталей на плоскости. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетную и предметную лепку. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (инструменты для моделирования: формочки, штампики, стеки и др.).

 

2. Коррекционно-педагогические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: позитивное вияние тестопластики

2.1. Использование приёмов тестопластики

в коррекции нарушений психофизического развития детей.

Тесто для лепки на английском языке называется playdough (тесто для игры, если перевести буквально). Игра – ключевое слово, причем игра увлекательная, удивительная, почти никогда не надоедающая и разнообразная. Лепка из моделирующего теста дает растущему ребенку очень многое с точки зрения развития и обучения, это удивительный инструмент познания мира и прекрасная возможность развить воображение детей с ограниченными возможностями здоровья. Тесто для моделирования считают самым лучшим современным материалом для детского творчества. Особенностью этого товара являются уникальные пластические свойства и абсолютно безопасный для детей патентованный состав, который не нанесет вреда ребенку, даже нечаянно попав внутрь организма; кроме того, этот материал не крошится, не пачкает руки и рабочие поверхности. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов (глина, пластилин, воск, соленое тесто, пластика и т.д.), которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

На индивидуальных занятиях дефектолог осуществляет целенаправленную коррекционно-развивающую работу по формированию познавательной активности, высших психических функций, познавательной деятельности посредством использования разнообразных приемов тестопластики. Основными направлениями этой работы являются:

  • формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
  • развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  • развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  • развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
  • формирование пространственно-временных представлений;
  • совершенствование мнестической деятельности;
  • развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  • активизация формирования связей между полушариями мозга;
  • развитие творческих способностей.

Кроме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  • развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  • профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  • развитие социальных эмоций;
  • создание условий для развития самосознания и самооценки;
  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет ребёнку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом. Непременное условие на занятиях — атмосфера доверия и заинтересованного общения.

Возрастные рекомендации для игр с тестом:

0-1 год: так как малыши в этом возрасте все пробуют на вкус, лучше не давать тесто для лепки детям до полутора лет. Зато в этом возрасте можно научить детей познавать мир чувств с помощью finger-food: нарезанных в соломку овощей, фруктов и сыра. Еще одна альтернатива тесту: игры с водой, пеной и песком.

1-3 года: 18 месяцев – самое время для знакомства с тестом для лепки. На этом этапе детям нравится просто трогать тесто, месить, протыкать его пальцами и бить по нему ладошками. Дети могут попробовать тесто на вкус, но соль, скорее всего, отвадит их от дальнейших дегустаций. Постепенно можно добавлять в тесто деревянные палочки, игрушечных зверей, камушки, чтобы разнообразить игру. Необходимо менять цвета теста, чтобы изучать цветовую палитру.

3-6 лет: тесто для лепки играет роль сенсорного тренажера, а также развивает творческие способности. Дошкольников можно научить пользоваться инструментами: скалкой, прессом, весами. Необходимо беседовать с детьми о текстуре, о температуре теста, привлекать дошкольников к приготовлению теста. Они обожают самостоятельно добавлять ингредиенты, размешивать и месить. Необходимо также задавать как можно больше стимулирующих вопросов. Например, если тесто липнет к рукам, можно поинтересоваться у ребенка: "Как ты думаешь, что нужно добавить в тесто, чтобы оно не липло?" Если ребенок побежит за водой, педагогу важно позволить ему проверить свою гипотезу. Липкость теста легко исправляется лишней порцией муки.

Во время совместной деятельности с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия. В игре «Узнай на ощупь» дефектолог предлагает детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с задержкой психического развития это обстоятельство имеет огромное значение.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с задержкой психического развития.

Задания и упражнения с применением тестопластики у детей стимулируют познавательную активность, вызывают массу положительных эмоций, их деятельность в таком случае высоко мотивирована.

2.2. Характеристика коррекционно-развивающей программы с включением приёмов тестопластики для детей 3-5 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая программа с включением приёмов тестопластики для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанная учителем-дефектологом Редькиной Еленой Вячеславовной, отвечает современным требованиям, предъявляемым к теории и практике образования, актуализирующим проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пути совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания.

Данная программа рассчитана на 2 года: для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) и для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Форма организации деятельности дефектолога и ребёнка – индивидуально-ориентированная. Контингент детей – дети с задержкой психического развития. Оптимальный режим проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с включением приёмов тестопластики – 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 20 минут. Примерная структура индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с включением приёмов тестопластики:

  1. Организационный момент (мотивационный этап). Приветствие. Создание положительного эмоционального фона.
  2. Основная часть. Дидактические игры и игровые упражнения на развитие высших психических функций.
  3. Физкультурная минутка.
  4. Подготовка мелкой моторики к моделированию из цветного теста. Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью специальных мячей-ёжиков (больших и малых), природного материала (еловая шишка, грецкий орех и т.д.)
  5. Моделирование из цветного теста. Игровое экспериментирование.
  6. Заключительная часть. Итог занятия. Мотивированная оценка деятельности ребёнка. Педагогическая рефлексия.

Выявление уровня усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения диагностического обследования в три этапа:

  • сентябрь, 2 недели (цель – выявление особенностей психического развития ребёнка, определение исходного уровня обученности);
  • январь, 1 неделя (цель – выявление динамики развития ребёнка в специально организованных условиях, оценка правильности и адекватности выбранных путей, методов, содержания коррекционно-развивающей работы с ребёнком, по необходимости – внесение корректив);
  • май, 2 недели (цель – определение характера динамики, оценка результативности работы, составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка).

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, Б.Ф. Зейгарник и др.): комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.

Структура программы включает обязательные компоненты:

1) пояснительная записка включает цели и задачи, аргументы в пользу актуальности и новизны работы, срок реализации программы и т.д.; 2) содержательная часть имеет характеристику педагогических, организационных условий, необходимых для получения образовательного результата; раскрывает методику работы над содержанием изучаемого материала, методику оценки знаний и умений детей, возможность использования современных технологий для достижения высокой результативности в усвоении содержания программы; 3) список используемой литературы достаточно полный, соответствует содержанию коррекционно-развивающей программы.

Коррекционная направленность данной программы предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей с ограниченными возможностями здоровья компенсаторные процессы развития познавательных возможностей, а также обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности. Интерес к занятиям поддерживается путём широкого использования дидактических игр, игровых занимательных упражнений, загадок, стихотворений.

Систематическая коррекционная работа с использованием приёмов тестопластики вызывает у детей интерес к окружающему миру, ведёт к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать от педагога решения всех вопросов. Целенаправленные занятия с включением приёмов работы с цветным тестом существенно изменяют способы ориентировки ребёнка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. Это меняет их отношение к задаче, способствует оценке собственных действий, пониманию простейших временных и причинных зависимостей. Выработанное в процессе занятий стремление фиксировать выделенные и осознанные закономерности в слове способствует активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех имеющихся у них речевых возможностей.

К данной программе приложены: перспективно-тематическое планирование занятий, диагностическая карта с перечнем диагностических процедур, дана подробная характеристика уровней усвоения программы с включением приёмов тестопластики детьми 3-4 и 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, прилагаются подробные конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, в содержании которых отражается адекватность выбора коррекционно-развивающих приёмов обучения, использование полисенсорной активности детей, достаточная информационная насыщенность каждого занятия, учёт актуальных возможностей ребёнка и ориентация на зону его ближайшего развития. В приложении представлены конспекты консультаций с педагогами и родителями, как активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

 

Заключение

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны, педагоги и родители имеют замечательную возможность сделать эти занятия еще более увлекательными и запоминающимися. При этом важно соблюдать непременное условие на занятиях — создавать атмосферу доверия и заинтересованного общения между ребенком и взрослым, учитывать индивидуальные возможности и темп психического развития каждого ребенка.

Основной целью дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия с использованием приемов тестопластики необходимо считать усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья; закрепление приобретенных знаний, умений и навыков; восполнение имеющихся пробелов в развитии; создание необходимых условий развития, позволяющих в полной мере реализовать возможности и потенциал каждого ребенка; использование специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; формирование предпосылок для полноценного развития школьно-значимых психофизиологических функций, подготовка к обучению в школе.

Обобщенный опыт работы соответствует принципам новизны, актуальности, перспективности, стабильности результатов и может быть рекомендован к использованию в работе дефектологов, логопедов, воспитателей, а также родителям с целью оптимизации психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Список литературы:

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.
  2. Антипова М.А. Соленое тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих/М.А. Антипова, Е.С. Рубцова. – Ростов н/Д: РИПОЛ классик, 2010.
  3. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М.: Издательство: Цветной мир, 2013.
  4. Мэри Энн Ф. Колль. Глина и тесто. М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2004.
  5. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2008.
  6. Раскраски серии «Раскрась пластилином». Литера-К, 2014.
  7. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М.: Издательский Дом МСП, 2010.
  8. Фатихова Л.Ф. Методика формирования общеинтеллектуальных умений у дошкольников с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие. –– Уфа: Вагант, 2007.
  9. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003.
  10. Это может ваш малыш. Пластилиновые картинки. – М.: Эксмо, 2013.
  11. Янушко Е. Волшебное тесто. М.: Издательство: Эксмо, 2012.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет Срок реализации – 2 года

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные растения» (для детей подготовительной группы) Цель: уточнить и расширить представлений детей о комнатных...

Конструкт совместной деятельности по конструированию «Мебель для кота» группа раннего…

Конструкт совместной деятельности по конструированию «Мебель для кота» группа раннего возраста

Читайте также

«Путешествие в страну математики»

«Путешествие в страну математики» 1. Коррекционно-образовательные задачи Программное содержание: Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. Закреплять представления о геометрических фигурах. Формировать представление о...

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием…

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием метода моделирования Обучающие задачи: • обогащать словарь детей названиями сельскохозяйственных профессий; • упражнять...