Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями»
Введение
Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Познавательно-исследовательские игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с различными природными материалами, способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций.
Решение задач сенсорного развития через овладение навыками экспериментальной деятельности успешно осуществляется в проектной деятельности. Ведь метод проектирования ориентирован на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на сотрудничестве в деятельности, на равноправном общении; на преодолении трудностей вместе с взрослыми и сверстниками; поиске ответов на сложные вопросы; приобретении способности сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае успешного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
Толчком для разработки проекта «Мыльная история» был случай, произошедший в группе: однажды, умываясь, Лера заплакала: «Мыло попало в глаза. Щиплет. Больше никогда не буду умываться с мылом».
У остальных детей возник интерес, почему каждый день, находясь дома, в детском саду, в гостях, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом», стираем вещи, используя мыло. Эти процедуры вошли в нашу жизнь как нечто само собой разумеющееся. А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло? Как оно появилось в нашей жизни? Какие виды мыла существуют, какими свойствами оно обладает? Как еще можно использовать мыло? И мы решили вместе выяснить эти и другие вопросы, связанные с мылом и его использованием.
В связи с этим, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям детей, имеющемуся опыту, сформированным знаниям и умениям детей старшей группы детского сада.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 3 недели (среднесрочный).
Цель: формирование у детей представлений о мыле, о его необходимости в жизни
человека;
создание условий для формирования у детей навыков исследовательской
деятельности и развития у них познавательных и творческих способностей.
Задачи: - познакомить с историей происхождения мыла;
- сформировать представления о разновидностях мыла, его назначении;
- привлечь родителей к сотрудничеству и помочь организовать опыты дома;
- раскрыть значение мыла в жизни человека
- развивать любознательность, творческое мышление;
Предполагаемый результат
Педагог:
- практическое подтверждение эффективности метода проектов;
- налаживание тесного сотрудничества с детьми и родителями.
Дети:
- ознакомление со свойствами и значением мыла в жизни человека;
- активное участие в опытах и экспериментах;
- способность к самостоятельной и коллективной поисковой деятельности.
Родители:
- активное включение в совместную проектную деятельность.
План реализации проекта
этапы | мероприятия | ответственные |
I. Подготови-тельный | - Беседа «История возникновения мыла» - Интервью с сотрудниками детского сада «Каким мылом вы пользуетесь чаще всего?» - Конкурс загадок, пословиц о мыле, гигиене, чистоте - Экскурсия в магазин бытовой химии - «Магазин мыла» в группе |
Воспитатель Дети Родители Родители Воспитатель |
II. Практи-ческий | - Подготовка и проведение экспериментов по изучению свойств мыла: «Как отмыть гуашь?», «Мыльные пузыри», «Рисуем мылом» - Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай по запаху», «Найди такой же по форме», «Помоги кукле Даше» - Чтение произведений о мыле |
Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
III. Заключи-тельный | - Открытое занятие «Мыльные фантазии» - Презентация мыла - Выставка «Мыло своими руками» |
Воспитатель Дети Воспитатель |
Реализация плана.
I. Подготовительный этап
История возникновения мыла
Работу по реализации проекта я начала с беседы об истории возникновения мыла. Саму историю нашла в Интернете и рассказала ее детям: «Существует легенда, что с горы Сапо (Sapo) в древнем Риме, где совершались жертвоприношения, зола и животный жир, вытопившийся при сжигании животных на костре, смывались дождевой водой в реку Тибр. Женщины, приходившие на берег реки стирать бельё, заметили, что в тех местах, где в воду попадали горные стоки, вода становилась пенистой, а бельё легче отстирывалось. Таким образом, согласно легенде, люди узнали мыло. От названия горы и происходит слово «мыло». По-латински слово "sapo" значит «мыло».
Детям история очень понравилась и они решили подробнее узнать, что же такое мыло. Дети вымыли руки водой без мыла и рассмотрели их в микроскоп. Заметили, что поры на коже забиты остатками грязи и жиром. Затем тщательно вымыли руки с мылом и снова рассмотрели их под микроскопом. Оказалось, что поры хорошо очистились.
Итак, в ходе тщательного исследования, мы вместе с детьми выяснили, что мыло может быть твердым или жидким. Что в соединении с водой его используют либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло); либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное). Принцип действия: частицы мыла обладают обволакивающими свойствами. Мыльной пеной захватываются частички грязи и смываются водой. Обмытое тело начинает дышать через кожу более свободно, так как часть кислорода проникает в организм через тонкие кровеносные капилляры, пронизывающие поры кожи.
Дети вспомнили, что после ванны дышится легче и приятней.
Интервью с сотрудниками детского сада: «Каким мылом Вы пользуетесь чаще всего и почему?»
Затем, с моей подачи дети провели интервью с сотрудниками детского сада. Мы посетили медсестру, машиниста по стирке белья, работников столовой и детей подготовительной группы №11.
Ольга Александровна (медсестра) сказала:
- Руки приходится мыть с мылом очень часто и от этого они становятся сухими, а крем-мыло смягчает кожу, руки становятся более мягкими.
Наталья Юрьевна (прачечная):
- Много лет работаю и убедилась, что для стирки белья больше подходит хозяйственное мыло, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает грязь.
Татьяна Кузьминична (столовая):
- Мы пользуемся моющими средствами, где кроме мыла добавлены чистящие средства (например, сода, песок), для того чтобы лучше вымыть кастрюли, котлы, жарочные листы.
Дети подготовительной группы:
- Любим мыть руки детским мылом, особенно нравится жидкое мыло, так как это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.
Сбор информации о мыле
Детям и родителям было предложено собрать различные произведения, загадки, пословицы, поговорки о мыле, чистоте, гигиене. Мы договорились с мамой Димы о посещении магазина бытовой химии, где она работает продавцом-консультантом. Там Ольга Владимировна рассказала о том, какие виды мыла имеются у них в отделе, мы рассмотрели разнообразие сортов, ассортимент.
А мама Василисы – Лариса Витальевна оформила альбом загадок, пословиц и поговорок о мыле, гигиене, чистоте.
В группе также был организован «Магазин мыла», где были представлены различные виды мыла, которые мы собирали вместе с детьми и родителями. Здесь дети рассматривали, обследовали мыло, задавали интересующие вопросы.
II. Практический этап.
В ходе ознакомления с мылом мы провели различные эксперименты и опыты, в результате которых исследовали разнообразные свойства мыла, возможные способы его применения:
- Смывание с рук гуаши простой водой, с разными видами мыла; мытье игрушек, стирка одежды кукол. Результат: грязь, гуашь хорошо и быстро смывает хозяйственное мыло; мыло убивает микробы, расщепляет и смывает грязь.
- Из какого мыла (жидкого, твердого) быстрее и лучше изготовить мыльные пузыри. Результат: из жидкого, т.к. оно быстрее растворяется в воде.
- Как еще можно использовать мыло? Результат: мылом можно рисовать, писать секретные письма, играть в дидактические игры.
Большое оживление и интерес вызвали у детей фокусы с мылом.
В свободной и в специально организованной деятельности играли с детьми в такие игры, как «Чудесный мешочек», «Угадай по запаху», «Узнай по описанию» и др. В них дети закрепляли знания о различных формах, цвете, развивали тактильные ощущения, внимание, память.
Ознакомление с художественной литературой
Кроме этого, заучивали с детьми скороговорки, стихи, связанные с мылом. Например:
- Скороговорка: Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила
- Стихотворение «Мыло бывает разным - преразным» М.Яснова Мыло бывает разным-преразным:
Синим, зеленым, оранжевым, красным…
Но не пойму, отчего же всегда
Черной-пречерной бывает вода?
Читали стихотворения : Ю.Тувим « Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», Л.Квитко «Свежая сорочка», Н.Радченко «Для чего нам нужно мыло», М.Яснов «Вода и мыло», К.Чуковский «Мойдолыр».
В группе совместно с родителями проводился конкурс загадок и поговорок о мыле, чистоте, на котором дети с родителями разделились на две команды и загадывали друг другу загадки как известные, так и придуманные самостоятельно. А также давали пояснения поговоркам: «Мыло серо, да моет бело», «Хоть лыком шит, да мылом мыт», «Мило не мыло, а беленькое личико», «Умывайся мылом, да не поддавайся сплетням».
Кроме того, по утрам часто проводили с детьми пальчиковую гимнастику: «Мышка мылом мыла лапки», «Кто зубы не чистит, не моется мылом», «Большая стирка».
III. Заключительный этап
На заключительном этапе я провела открытое занятие «Мыльные фантазии», на котором дети изготовили мыло своими руками, придумали ему название.
Спустя 3 дня, когда мыло затвердело, состоялась презентация «Да здравствует мыло душистое», где дети представили свое мыло, рассказали о его ингредиентах, особенностях, его применении.
Затем была организована выставка для родителей «Мыло своими руками».
В результате реализации данного проекта я отметила, что
Дети:
- Всегда перед едой моют руки с мылом, причем без напоминания, все без исключения.
- Пополнились знания о свойствах мыла, его многообразии и значении в жизни человека.
- Стали дарить мыло в качестве подарка родным, друзьям.
Родители:
- Увеличилось количество родителей, принявших участие в реализации проекта.
- Изъявили желание продолжать проектную деятельность, т.к. им было интересно участвовать в жизни группы.
Читайте также |
---|
Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»
Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...
Проект «В царстве воды»
Проект «В царстве воды»
Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием…
Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием метода моделирования Обучающие задачи: • обогащать словарь детей названиями сельскохозяйственных профессий; • упражнять...