Сайт для воспитателей детских садов



Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями»

 

Введение

Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Познавательно-исследовательские игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с различными природными материалами, способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций.

Решение задач сенсорного развития через овладение навыками экспериментальной деятельности успешно осуществляется в проектной деятельности. Ведь метод проектирования ориентирован на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на сотрудничестве в деятельности, на равноправном общении; на преодолении трудностей вместе с взрослыми и сверстниками; поиске ответов на сложные вопросы; приобретении способности сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае успешного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Толчком для разработки проекта «Мыльная история» был случай, произошедший в группе: однажды, умываясь, Лера заплакала: «Мыло попало в глаза. Щиплет. Больше никогда не буду умываться с мылом».

У остальных детей возник интерес, почему каждый день, находясь дома, в детском саду, в гостях, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом», стираем вещи, используя мыло. Эти процедуры вошли в нашу жизнь как нечто само собой разумеющееся. А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло? Как оно появилось в нашей жизни? Какие виды мыла существуют, какими свойствами оно обладает? Как еще можно использовать мыло? И мы решили вместе выяснить эти и другие вопросы, связанные с мылом и его использованием.

В связи с этим, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям детей, имеющемуся опыту, сформированным знаниям и умениям детей старшей группы детского сада.

Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: 3 недели (среднесрочный).

Цель: формирование у детей представлений о мыле, о его необходимости в жизни

человека;

создание условий для формирования у детей навыков исследовательской

деятельности и развития у них познавательных и творческих способностей.

Задачи: - познакомить с историей происхождения мыла;

- сформировать представления о разновидностях мыла, его назначении;

- привлечь родителей к сотрудничеству и помочь организовать опыты дома;

- раскрыть значение мыла в жизни человека

- развивать любознательность, творческое мышление;

Предполагаемый результат

Педагог:

  • практическое подтверждение эффективности метода проектов;
  • налаживание тесного сотрудничества с детьми и родителями.

Дети:

  • ознакомление со свойствами и значением мыла в жизни человека;
  • активное участие в опытах и экспериментах;
  • способность к самостоятельной и коллективной поисковой деятельности.

Родители:

  • активное включение в совместную проектную деятельность.

План реализации проекта

этапы мероприятия ответственные
I. Подготови-тельный - Беседа «История возникновения мыла»
- Интервью с сотрудниками детского сада «Каким мылом вы пользуетесь чаще всего?»
- Конкурс загадок, пословиц о мыле, гигиене, чистоте
- Экскурсия в магазин бытовой химии
- «Магазин мыла» в группе
Воспитатель
Дети
Родители
Родители
Воспитатель
II. Практи-ческий - Подготовка и проведение экспериментов по изучению свойств мыла: «Как отмыть гуашь?», «Мыльные пузыри», «Рисуем мылом»
- Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай по запаху», «Найди такой же по форме», «Помоги кукле Даше»
- Чтение произведений о мыле
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
III. Заключи-тельный - Открытое занятие «Мыльные фантазии»
- Презентация мыла
- Выставка «Мыло своими руками»
Воспитатель
Дети
Воспитатель

Реализация плана.

I. Подготовительный этап

История возникновения мыла

Работу по реализации проекта я начала с беседы об истории возникновения мыла. Саму историю нашла в Интернете и рассказала ее детям: «Существует легенда, что с горы Сапо (Sapo) в древнем Риме, где совершались жертвоприношения, зола и животный жир, вытопившийся при сжигании животных на костре, смывались дождевой водой в реку Тибр. Женщины, приходившие на берег реки стирать бельё, заметили, что в тех местах, где в воду попадали горные стоки, вода становилась пенистой, а бельё легче отстирывалось. Таким образом, согласно легенде, люди узнали мыло. От названия горы и происходит слово «мыло». По-латински слово "sapo" значит «мыло».

Детям история очень понравилась и они решили подробнее узнать, что же такое мыло. Дети вымыли руки водой без мыла и рассмотрели их в микроскоп. Заметили, что поры на коже забиты остатками грязи и жиром. Затем тщательно вымыли руки с мылом и снова рассмотрели их под микроскопом. Оказалось, что поры хорошо очистились.

Итак, в ходе тщательного исследования, мы вместе с детьми выяснили, что мыло может быть твердым или жидким. Что в соединении с водой его используют либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло); либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное). Принцип действия: частицы мыла обладают обволакивающими свойствами. Мыльной пеной захватываются частички грязи и смываются водой. Обмытое тело начинает дышать через кожу более свободно, так как часть кислорода проникает в организм через тонкие кровеносные капилляры, пронизывающие поры кожи.

Дети вспомнили, что после ванны дышится легче и приятней.

Интервью с сотрудниками детского сада: «Каким мылом Вы пользуетесь чаще всего и почему?»

Затем, с моей подачи дети провели интервью с сотрудниками детского сада. Мы посетили медсестру, машиниста по стирке белья, работников столовой и детей подготовительной группы №11.

Ольга Александровна (медсестра) сказала:

- Руки приходится мыть с мылом очень часто и от этого они становятся сухими, а крем-мыло смягчает кожу, руки становятся более мягкими.

Наталья Юрьевна (прачечная):

- Много лет работаю и убедилась, что для стирки белья больше подходит хозяйственное мыло, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает грязь.

Татьяна Кузьминична (столовая):

- Мы пользуемся моющими средствами, где кроме мыла добавлены чистящие средства (например, сода, песок), для того чтобы лучше вымыть кастрюли, котлы, жарочные листы.

Дети подготовительной группы:

- Любим мыть руки детским мылом, особенно нравится жидкое мыло, так как это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.

Сбор информации о мыле

Детям и родителям было предложено собрать различные произведения, загадки, пословицы, поговорки о мыле, чистоте, гигиене. Мы договорились с мамой Димы о посещении магазина бытовой химии, где она работает продавцом-консультантом. Там Ольга Владимировна рассказала о том, какие виды мыла имеются у них в отделе, мы рассмотрели разнообразие сортов, ассортимент.

А мама Василисы – Лариса Витальевна оформила альбом загадок, пословиц и поговорок о мыле, гигиене, чистоте.

В группе также был организован «Магазин мыла», где были представлены различные виды мыла, которые мы собирали вместе с детьми и родителями. Здесь дети рассматривали, обследовали мыло, задавали интересующие вопросы.

II. Практический этап.

В ходе ознакомления с мылом мы провели различные эксперименты и опыты, в результате которых исследовали разнообразные свойства мыла, возможные способы его применения:

  1. Смывание с рук гуаши простой водой, с разными видами мыла; мытье игрушек, стирка одежды кукол. Результат: грязь, гуашь хорошо и быстро смывает хозяйственное мыло; мыло убивает микробы, расщепляет и смывает грязь.
  2. Из какого мыла (жидкого, твердого) быстрее и лучше изготовить мыльные пузыри. Результат: из жидкого, т.к. оно быстрее растворяется в воде.
  3. Как еще можно использовать мыло? Результат: мылом можно рисовать, писать секретные письма, играть в дидактические игры.

Большое оживление и интерес вызвали у детей фокусы с мылом.

В свободной и в специально организованной деятельности играли с детьми в такие игры, как «Чудесный мешочек», «Угадай по запаху», «Узнай по описанию» и др. В них дети закрепляли знания о различных формах, цвете, развивали тактильные ощущения, внимание, память.

Ознакомление с художественной литературой

Кроме этого, заучивали с детьми скороговорки, стихи, связанные с мылом. Например:

  • Скороговорка: Не жалела мама мыла.
    Мама Милу мылом мыла.
    Мила мыла не любила, мыло Мила уронила
  • Стихотворение «Мыло бывает разным - преразным» М.Яснова Мыло бывает разным-преразным:
    Синим, зеленым, оранжевым, красным…
    Но не пойму, отчего же всегда
    Черной-пречерной бывает вода?

Читали стихотворения : Ю.Тувим « Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», Л.Квитко «Свежая сорочка», Н.Радченко «Для чего нам нужно мыло», М.Яснов «Вода и мыло», К.Чуковский «Мойдолыр».

В группе совместно с родителями проводился конкурс загадок и поговорок о мыле, чистоте, на котором дети с родителями разделились на две команды и загадывали друг другу загадки как известные, так и придуманные самостоятельно. А также давали пояснения поговоркам: «Мыло серо, да моет бело», «Хоть лыком шит, да мылом мыт», «Мило не мыло, а беленькое личико», «Умывайся мылом, да не поддавайся сплетням».

Кроме того, по утрам часто проводили с детьми пальчиковую гимнастику: «Мышка мылом мыла лапки», «Кто зубы не чистит, не моется мылом», «Большая стирка».

III. Заключительный этап

На заключительном этапе я провела открытое занятие «Мыльные фантазии», на котором дети изготовили мыло своими руками, придумали ему название.

Спустя 3 дня, когда мыло затвердело, состоялась презентация «Да здравствует мыло душистое», где дети представили свое мыло, рассказали о его ингредиентах, особенностях, его применении.

Затем была организована выставка для родителей «Мыло своими руками».

В результате реализации данного проекта я отметила, что

Дети:

  • Всегда перед едой моют руки с мылом, причем без напоминания, все без исключения.
  • Пополнились знания о свойствах мыла, его многообразии и значении в жизни человека.
  • Стали дарить мыло в качестве подарка родным, друзьям.

Родители:

  • Увеличилось количество родителей, принявших участие в реализации проекта.
  • Изъявили желание продолжать проектную деятельность, т.к. им было интересно участвовать в жизни группы.




Новые публикации

Конспект совместной деятельности «Опыты и эксперименты. Значение локтевого суста…

Конспект совместной деятельности «Опыты и эксперименты. Значение локтевого сустава. Создание отпечатка детской руки» Тема НОД.  Опыты: «Значение локтевого сустава. Создание отпечатка...

Создание и функционирование мини - музея «Край родной - мой Ямал» в рамках регио…

Создание и функционирование мини - музея «Край родной - мой Ямал» в рамках региональной программы «Мы живем на Ямале!» Каждый человек должен начинать познавать свою необъятную Россию со...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представл…

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Страна занимательной математики» Цель: закрепление математических знаний и умений посредством...

Читайте также

Конспект НОД для старшей группы «Маша и Миша. Звук Мь»

Конспект НОД для старшей группы «Маша и Миша. Звук Мь»     Тема: «Звук МЬ» Цель: - повторить артикуляцию звука «М»; - познакомить с артикуляцией звука «МЬ»; -...

Конспект вечера - развлечения «В гостях у английской сказки» в подготовительной …

Конспект вечера - развлечения «В гостях у английской сказки» в подготовительной группе     Звучит музыка, дети заходят в зал, рассаживаются на места. Под песню из к.ф. «Мери...

НОД по развитию речи с элементами драматизации по сказке «Теремок»

НОД по развитию речи с элементами драматизации по сказке «Теремок» (Средняя группа)   Программное содержание: - Развивать у детей способность внимательно слушать сказку; следить...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Косарева Наталья Иго
    jочень интересное занятие, где можно посмотреть конспект занятия?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

В блогах

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕК…

Название: "Разговор о правильном питании" Актуальность: в настоящее время тема правильного питания детей находится на особом месте, так как это связано со здоровьем подрастающего поколения. Поэтому именно в дошкольном детстве необходимо...

Проект

Творческий проект для детей младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» Цель: Расширить представления детей о произведениях К. И. Чуковского. Задачи: - Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; - Углубить...

Наши занятия

Развитие речи, дыхательная гимнастика "Снег, снежок .."   Физкультура    Неделя здоровья"Микробы"

Наша группа

Приемная  Игровая комната    Центры развития   

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство