Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями»

 

Введение

Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Познавательно-исследовательские игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с различными природными материалами, способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций.

Решение задач сенсорного развития через овладение навыками экспериментальной деятельности успешно осуществляется в проектной деятельности. Ведь метод проектирования ориентирован на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на сотрудничестве в деятельности, на равноправном общении; на преодолении трудностей вместе с взрослыми и сверстниками; поиске ответов на сложные вопросы; приобретении способности сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае успешного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Толчком для разработки проекта «Мыльная история» был случай, произошедший в группе: однажды, умываясь, Лера заплакала: «Мыло попало в глаза. Щиплет. Больше никогда не буду умываться с мылом».

У остальных детей возник интерес, почему каждый день, находясь дома, в детском саду, в гостях, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом», стираем вещи, используя мыло. Эти процедуры вошли в нашу жизнь как нечто само собой разумеющееся. А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло? Как оно появилось в нашей жизни? Какие виды мыла существуют, какими свойствами оно обладает? Как еще можно использовать мыло? И мы решили вместе выяснить эти и другие вопросы, связанные с мылом и его использованием.

В связи с этим, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям детей, имеющемуся опыту, сформированным знаниям и умениям детей старшей группы детского сада.

Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: 3 недели (среднесрочный).

Цель: формирование у детей представлений о мыле, о его необходимости в жизни

человека;

создание условий для формирования у детей навыков исследовательской

деятельности и развития у них познавательных и творческих способностей.

Задачи: - познакомить с историей происхождения мыла;

- сформировать представления о разновидностях мыла, его назначении;

- привлечь родителей к сотрудничеству и помочь организовать опыты дома;

- раскрыть значение мыла в жизни человека

- развивать любознательность, творческое мышление;

Предполагаемый результат

Педагог:

  • практическое подтверждение эффективности метода проектов;
  • налаживание тесного сотрудничества с детьми и родителями.

Дети:

  • ознакомление со свойствами и значением мыла в жизни человека;
  • активное участие в опытах и экспериментах;
  • способность к самостоятельной и коллективной поисковой деятельности.

Родители:

  • активное включение в совместную проектную деятельность.

План реализации проекта

этапы мероприятия ответственные
I. Подготови-тельный - Беседа «История возникновения мыла»
- Интервью с сотрудниками детского сада «Каким мылом вы пользуетесь чаще всего?»
- Конкурс загадок, пословиц о мыле, гигиене, чистоте
- Экскурсия в магазин бытовой химии
- «Магазин мыла» в группе
Воспитатель
Дети
Родители
Родители
Воспитатель
II. Практи-ческий - Подготовка и проведение экспериментов по изучению свойств мыла: «Как отмыть гуашь?», «Мыльные пузыри», «Рисуем мылом»
- Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай по запаху», «Найди такой же по форме», «Помоги кукле Даше»
- Чтение произведений о мыле
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
III. Заключи-тельный - Открытое занятие «Мыльные фантазии»
- Презентация мыла
- Выставка «Мыло своими руками»
Воспитатель
Дети
Воспитатель

Реализация плана.

I. Подготовительный этап

История возникновения мыла

Работу по реализации проекта я начала с беседы об истории возникновения мыла. Саму историю нашла в Интернете и рассказала ее детям: «Существует легенда, что с горы Сапо (Sapo) в древнем Риме, где совершались жертвоприношения, зола и животный жир, вытопившийся при сжигании животных на костре, смывались дождевой водой в реку Тибр. Женщины, приходившие на берег реки стирать бельё, заметили, что в тех местах, где в воду попадали горные стоки, вода становилась пенистой, а бельё легче отстирывалось. Таким образом, согласно легенде, люди узнали мыло. От названия горы и происходит слово «мыло». По-латински слово "sapo" значит «мыло».

Детям история очень понравилась и они решили подробнее узнать, что же такое мыло. Дети вымыли руки водой без мыла и рассмотрели их в микроскоп. Заметили, что поры на коже забиты остатками грязи и жиром. Затем тщательно вымыли руки с мылом и снова рассмотрели их под микроскопом. Оказалось, что поры хорошо очистились.

Итак, в ходе тщательного исследования, мы вместе с детьми выяснили, что мыло может быть твердым или жидким. Что в соединении с водой его используют либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло); либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное). Принцип действия: частицы мыла обладают обволакивающими свойствами. Мыльной пеной захватываются частички грязи и смываются водой. Обмытое тело начинает дышать через кожу более свободно, так как часть кислорода проникает в организм через тонкие кровеносные капилляры, пронизывающие поры кожи.

Дети вспомнили, что после ванны дышится легче и приятней.

Интервью с сотрудниками детского сада: «Каким мылом Вы пользуетесь чаще всего и почему?»

Затем, с моей подачи дети провели интервью с сотрудниками детского сада. Мы посетили медсестру, машиниста по стирке белья, работников столовой и детей подготовительной группы №11.

Ольга Александровна (медсестра) сказала:

- Руки приходится мыть с мылом очень часто и от этого они становятся сухими, а крем-мыло смягчает кожу, руки становятся более мягкими.

Наталья Юрьевна (прачечная):

- Много лет работаю и убедилась, что для стирки белья больше подходит хозяйственное мыло, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает грязь.

Татьяна Кузьминична (столовая):

- Мы пользуемся моющими средствами, где кроме мыла добавлены чистящие средства (например, сода, песок), для того чтобы лучше вымыть кастрюли, котлы, жарочные листы.

Дети подготовительной группы:

- Любим мыть руки детским мылом, особенно нравится жидкое мыло, так как это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.

Сбор информации о мыле

Детям и родителям было предложено собрать различные произведения, загадки, пословицы, поговорки о мыле, чистоте, гигиене. Мы договорились с мамой Димы о посещении магазина бытовой химии, где она работает продавцом-консультантом. Там Ольга Владимировна рассказала о том, какие виды мыла имеются у них в отделе, мы рассмотрели разнообразие сортов, ассортимент.

А мама Василисы – Лариса Витальевна оформила альбом загадок, пословиц и поговорок о мыле, гигиене, чистоте.

В группе также был организован «Магазин мыла», где были представлены различные виды мыла, которые мы собирали вместе с детьми и родителями. Здесь дети рассматривали, обследовали мыло, задавали интересующие вопросы.

II. Практический этап.

В ходе ознакомления с мылом мы провели различные эксперименты и опыты, в результате которых исследовали разнообразные свойства мыла, возможные способы его применения:

  1. Смывание с рук гуаши простой водой, с разными видами мыла; мытье игрушек, стирка одежды кукол. Результат: грязь, гуашь хорошо и быстро смывает хозяйственное мыло; мыло убивает микробы, расщепляет и смывает грязь.
  2. Из какого мыла (жидкого, твердого) быстрее и лучше изготовить мыльные пузыри. Результат: из жидкого, т.к. оно быстрее растворяется в воде.
  3. Как еще можно использовать мыло? Результат: мылом можно рисовать, писать секретные письма, играть в дидактические игры.

Большое оживление и интерес вызвали у детей фокусы с мылом.

В свободной и в специально организованной деятельности играли с детьми в такие игры, как «Чудесный мешочек», «Угадай по запаху», «Узнай по описанию» и др. В них дети закрепляли знания о различных формах, цвете, развивали тактильные ощущения, внимание, память.

Ознакомление с художественной литературой

Кроме этого, заучивали с детьми скороговорки, стихи, связанные с мылом. Например:

  • Скороговорка: Не жалела мама мыла.
    Мама Милу мылом мыла.
    Мила мыла не любила, мыло Мила уронила
  • Стихотворение «Мыло бывает разным - преразным» М.Яснова Мыло бывает разным-преразным:
    Синим, зеленым, оранжевым, красным…
    Но не пойму, отчего же всегда
    Черной-пречерной бывает вода?

Читали стихотворения : Ю.Тувим « Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», Л.Квитко «Свежая сорочка», Н.Радченко «Для чего нам нужно мыло», М.Яснов «Вода и мыло», К.Чуковский «Мойдолыр».

В группе совместно с родителями проводился конкурс загадок и поговорок о мыле, чистоте, на котором дети с родителями разделились на две команды и загадывали друг другу загадки как известные, так и придуманные самостоятельно. А также давали пояснения поговоркам: «Мыло серо, да моет бело», «Хоть лыком шит, да мылом мыт», «Мило не мыло, а беленькое личико», «Умывайся мылом, да не поддавайся сплетням».

Кроме того, по утрам часто проводили с детьми пальчиковую гимнастику: «Мышка мылом мыла лапки», «Кто зубы не чистит, не моется мылом», «Большая стирка».

III. Заключительный этап

На заключительном этапе я провела открытое занятие «Мыльные фантазии», на котором дети изготовили мыло своими руками, придумали ему название.

Спустя 3 дня, когда мыло затвердело, состоялась презентация «Да здравствует мыло душистое», где дети представили свое мыло, рассказали о его ингредиентах, особенностях, его применении.

Затем была организована выставка для родителей «Мыло своими руками».

В результате реализации данного проекта я отметила, что

Дети:

  • Всегда перед едой моют руки с мылом, причем без напоминания, все без исключения.
  • Пополнились знания о свойствах мыла, его многообразии и значении в жизни человека.
  • Стали дарить мыло в качестве подарка родным, друзьям.

Родители:

  • Увеличилось количество родителей, принявших участие в реализации проекта.
  • Изъявили желание продолжать проектную деятельность, т.к. им было интересно участвовать в жизни группы.




Новые публикации

Лэпбук «Зимние сказки»

Лэпбук «Зимние сказки» Сказки — это один из компонентов, используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей...

«Мастер – класс педагога ДОО». Тема: Подарок для мамы в…

«Мастер – класс педагога ДОО» Тема: Подарок для мамы в технике аппликация «Я твоё солнышко» Назначение мастер-класса: подарок для мамы к празднику. Цель:...

Конспект беседы в средней группе на тему «Деревья нашего края»

Конспект беседы в средней группе на тему «Деревья нашего края» Цель: ознакомление с названиями некоторых деревьев, растущих во дворе и на территории...

Читайте также

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте I блок «Мой родной Татарстан»   № п/п тема Форма работы срок 1 Казань – столица Татарстана Беседа с рассматриванием...

Мастер-класс по теме: «Я имею право: на имя, на…

Мастер-класс по теме:«Я имею право: на имя, на семью, на игру» Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное...

Театрализованное занятие «Путешествие в зимний лес»

Театрализованное занятие «Путешествие в зимний лес» Цель: 1. Формирование у детей живого интереса к театрализованной игре, желания участвовать в общем действии и воспитывать партнерские...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

«Использования развивающей предметно пространственной среды и развития элементарных математических представлений у старших дошкольников».

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика встречается и используется...

Сценарий новогоднего утренника во второй младшей группе …

Сценарий новогоднего утренника во второй младшей группе «Проказница лиса и огоньки» Под музыку дети цепочкой заходят в зал. Выстраиваются вокруг елки. Ведущая: Как мы рады, ребята, что снова наступил веселый, сказочный новый год и в гости к нам пришла наша...

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе "Сказочное королевство"

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы «Сказочное королевство» Под музыку дети входят в зал 1ребенок Под музыку веселую мы вбежали в зал, И лесную гостью каждый увидал. Зелена, красива, высока, стройна, Игрушками нарядными светится она! 2ребенок Собрались мы здесь сегодня...

ООД Познавательное развитие. Тема: «Чистые ладошки»

Цель:  Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки; расширять представления детей о том, насколько важно следить за чистотой своего тела, рук, лица и т. д. ; продолжать приучать детей внимательно слушать рассказ воспитателя, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций; обучать...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство