Сайт для воспитателей детских садов



План работы по самообразованию
Тема: «Развитие творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами»

 

Направление: художественно-эстетическое.

Актуальность:

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогаютприобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Тема по самообразованию тесно переплетается с кружком по оригами «Ловкие пальчики», в этом кружке будет реализоваться перспективный план самообразования. Занятия будут проходить во второй половине дня, по 20-30 минут, 1 раз в неделю.

Цель: Развить творческие способности ребёнка с ЗПР
Задачи:

  • Изучить методическую литературу.
  • Разработать и реализовать перспективный план работы.
  • Пройти курсовую подготовку по данной теме.
  • Проанализировать работу по развитию мелкой моторики рук, используя технику оригами с дошкольниками.

Мониторинг развития мелкой моторики рук

Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук

детей 5-6 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
  2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
  3. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

2 блок.

Работа с бумагой

  1. Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).

2.Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

3 блок

Упражнения на дорисовывание

  1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.

Литература:

  1. Г.Э. Эм «Путешествие в страну оригами» пособие для учителей и родителей ЛЕГИОН 2014Г.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида (для детей с ЗПР). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.
  3. Н. Острун «оригами для детей» Москва «Суфлер» 2013г.
  4. Т.Б. Сержантова «Оригами. Базовые формы» Москва АЙРИС ПРЕСС 2008г.
  5. Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» 1999г.
  6. Художественно-творческая деятельность ОРИГАМИ И.А.Рябкова

 

Перспективный план.

Раздел плана Содержание работы Формы работы сроки
1

Теорети-

ческий

 Изучить методику и ресурсы оригами в воспитательно-образовательной деятельности воспитателя Чтение литературы, подборка конспектов для занятий по оригами . Октябрь
 

Практи-

ческий

Разработать
общие правила при обучении технике оригами
  сентябрь
Выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи: мониторинга
беседы.
Мониторинг октябрь.
(1 неделя)
Применить в практике работы оригами (способы и приемы складывания бумаги, интегрируя такие образовательные области как труд, коммуникацию, безопасность, социализацию, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество и физическое здоровье) Занятия по
кружковой работе
Сентябрь -
Май
Разработать и апробировать систему упражнений по развитию мелкой моторики в процессе занятий. Разработать комплекс упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координированных движений пальцев и кистей рук. Октябрь - январь
Повторно выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Май 2018г мониторинг май
Работа с родителями Консультации
для родителей:
На тему:
«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».
Октябрь
«Оригами и психология». декабрь
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» март
Работа с детьми Кружковая работа с детьми.
1раз в неделю
Темы занятий в перспективном плане кружка «Умелые руки» Октябрь - май

Отчет по самообразованию на конец года.

Полученный результат

Работу по данному направлению я строила на основе изученной методической литературы, разработала и реализовала перспективный план с учетом возрастных особенностей детей и доступности материала.

Работая по проблеме развития творческих способностей детей, я заметила, что один ребенок может сотворить шедевр, а у другого получается полная ерунда. От чего же зависит результат? Творческая работа во многом зависит от мотивации – хочется ли ребенку это делать, интересно ли ему это?

Про «нужно и полезно» думают взрослые, а у детей свои приоритеты. Если удастся разбудить их интерес, то начинают пробуждаться способности, легче формируются умения.

Основная задача занятий по оригами состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с развитием творческих способностей ребенка с ЗПР. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, требует ловких и точных движений, воспитывает усидчивость, сосредоточенность и аккуратность. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения, способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. 





Новые публикации

Из опыта работы с детьми над проектом «Наша Родина – Россия»

Из опыта работы с детьми над проектом «Наша Родина – Россия» (Подготовительная группа) Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все...

Методическое пособие: «Папка-лэпбук «Наша Родина – Россия»

Методическое пособие: «Папка-лэпбук «Наша Родина – Россия» {pdf=download/files/presentation/file602.pdf|90%|700|native}

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошк…

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий...

Читайте также

Интегрированное занятие «Поможем Федоре»

Интегрированное занятие «Поможем Федоре» Цели: Учить детей различать и называть предметы посуды, группировать и объединять предметы по сходным признакам (по назначению). Образовательные...

Развлечение для старших дошкольников «Весела была беседа»

Развлечение для старших дошкольников«Весела была беседа» В зале звучит русская народная мелодия. Выбегает коробейник и говорит: Народ, собирайся, Ярмарка, открывайся!   Звучит музыка «Коробейники», выходят коробейники...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности (старшая группа) Тема: «Красав…

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Красавица картошка» (старшая группа) Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле. Задачи: по познавательно-речевому направлению: «Познание»: Познакомить детей с историей появления картофеля...




Комментарии

  • Елена
    Здравствуйте! Как можно получить конспекты занятий по вашей программе?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

В блогах

Занятие на тему : "Я и моя семья…

Занятие в старшей группе на тему «Я и моя семья» Тема: Я и моя семья Цели: — воспитывать чувство общности со своей семьей, желание заботиться о близких; — формировать представления...

Экскурсия-квест в библиотеку города

Экскурсия-квест в библиотеку города Нижнего Новгорода на улице Звездинка, дом № 5 «НГОДБ» для детей подготовительной группы № 6 «Почемучки» МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик»Составили воспитатели Морина Елена Викторовна, Смирнова Галина...

План воспитательно-образовательной работ…

2 сентября -  понедельник: Тема недели: «День знаний». Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в...

Праздник " осень на пороге"

Ведущий:          Ой, куда же мы попали? Нынче осень в нашем зале: Пожелтевшие листочки, Под кустом растут грибочки. Так красиво в нашем зале. Всех на праздник мы позвали. Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями! Дети поют песню «Здравствуйте, ладошки» Ведущий:         Жаль, что...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство