План работы по самообразованию
Тема: «Развитие творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами»

 

Направление: художественно-эстетическое.

Актуальность:

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогаютприобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Тема по самообразованию тесно переплетается с кружком по оригами «Ловкие пальчики», в этом кружке будет реализоваться перспективный план самообразования. Занятия будут проходить во второй половине дня, по 20-30 минут, 1 раз в неделю.

Цель: Развить творческие способности ребёнка с ЗПР
Задачи:

  • Изучить методическую литературу.
  • Разработать и реализовать перспективный план работы.
  • Пройти курсовую подготовку по данной теме.
  • Проанализировать работу по развитию мелкой моторики рук, используя технику оригами с дошкольниками.

Мониторинг развития мелкой моторики рук

Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук

детей 5-6 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
  2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
  3. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

2 блок.

Работа с бумагой

  1. Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).

2.Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

3 блок

Упражнения на дорисовывание

  1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.

Литература:

  1. Г.Э. Эм «Путешествие в страну оригами» пособие для учителей и родителей ЛЕГИОН 2014Г.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида (для детей с ЗПР). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.
  3. Н. Острун «оригами для детей» Москва «Суфлер» 2013г.
  4. Т.Б. Сержантова «Оригами. Базовые формы» Москва АЙРИС ПРЕСС 2008г.
  5. Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» 1999г.
  6. Художественно-творческая деятельность ОРИГАМИ И.А.Рябкова

 

Перспективный план.

Раздел плана Содержание работы Формы работы сроки
1

Теорети-

ческий

 Изучить методику и ресурсы оригами в воспитательно-образовательной деятельности воспитателя Чтение литературы, подборка конспектов для занятий по оригами . Октябрь
 

Практи-

ческий

Разработать
общие правила при обучении технике оригами
  сентябрь
Выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи: мониторинга
беседы.
Мониторинг октябрь.
(1 неделя)
Применить в практике работы оригами (способы и приемы складывания бумаги, интегрируя такие образовательные области как труд, коммуникацию, безопасность, социализацию, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество и физическое здоровье) Занятия по
кружковой работе
Сентябрь -
Май
Разработать и апробировать систему упражнений по развитию мелкой моторики в процессе занятий. Разработать комплекс упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координированных движений пальцев и кистей рук. Октябрь - январь
Повторно выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Май 2018г мониторинг май
Работа с родителями Консультации
для родителей:
На тему:
«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».
Октябрь
«Оригами и психология». декабрь
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» март
Работа с детьми Кружковая работа с детьми.
1раз в неделю
Темы занятий в перспективном плане кружка «Умелые руки» Октябрь - май

Отчет по самообразованию на конец года.

Полученный результат

Работу по данному направлению я строила на основе изученной методической литературы, разработала и реализовала перспективный план с учетом возрастных особенностей детей и доступности материала.

Работая по проблеме развития творческих способностей детей, я заметила, что один ребенок может сотворить шедевр, а у другого получается полная ерунда. От чего же зависит результат? Творческая работа во многом зависит от мотивации – хочется ли ребенку это делать, интересно ли ему это?

Про «нужно и полезно» думают взрослые, а у детей свои приоритеты. Если удастся разбудить их интерес, то начинают пробуждаться способности, легче формируются умения.

Основная задача занятий по оригами состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с развитием творческих способностей ребенка с ЗПР. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, требует ловких и точных движений, воспитывает усидчивость, сосредоточенность и аккуратность. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения, способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной…

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования «Мой край родной» I. Паспорт программы «Мой край родной» Название программы Программа...

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в младшем дошкольном возрасте «Югорка»

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в младшем дошкольном возрасте «Югорка»

Читайте также

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача...

Сборник игр для формирования коммуникативных умений у детей двух-трех лет

Сборник игр для формирования коммуникативных умений у детей двух-трех лет Введение Материалы данного сборника актуальны, так как в дошкольной образовательной организации (ДО)...

Игровое пространство, как механизм позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста…

Игровое пространство, как механизм позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа...