Семинар-практикум для воспитателей
«Развитие пространственной ориентировки в старшем дошкольном возрасте через знакомство с географией»

 

Задачи:

  1. Актуализация знаний педагогов о развитии пространственных ориентировок у дошкольников.
  2. Краткое представление своего опыта о работе « Развитие пространственной ориентировки в старшем дошкольном возрасте через знакомство с географией».
  3. Творческое задание для педагогов: составление карты по ориентирам.

1. Вводная часть.

Вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда не знаешь что делать и куда идти? Иными словами вы терялись? Что вы тогда делали?

Так вот, умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения, так и не достигнув автоматизма в пространственной ориентации. Умение ориентироваться в предлагаемой обстановке необходимо людям различных профессий. Без элементарных знаний о пространстве невозможно освоение Правил дорожного движения и ориентировке на незнакомой местности. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста. С самого рождения ребенок начинает познавать мир и себя в окружающем пространстве. В это время ему помогают мама и папа, рассказывая о том, на что ребенок смотрит. (Это ручка, это ножка, это мама, это папа и т.д.) Как ребенок растет, меняется и его мировосприятие, кругозор его расширяется и пополняется словарный запас. Очень важно в этот момент давать ребенку правильные понятия об окружающем мире.

2. Основная часть.

Программа «Детство», по которой мы работаем, а также Федеральные государственные требования, направленные на развитие у ребенка познавательно-исследовательского характера и формирование целостной картины мира, а также девиз программы «Детство» «Чувствовать – Познавать - Творить» дали возможность выстроить мою работу по теме «Ориентировка в пространстве».

Свою работу о развитии пространственных представлений у дошкольников я начала 5 лет назад с младшего возраста. В своей работе я основывалась на пути развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение ребенком своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого необходимо обеспечить условия для наблюдения и экспериментирования. Иными словами, для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребёнка на пути познания окружающего мира. В работе с младшими дошкольниками я работала по узким направлениям пространственной ориентировке, как ориентировка «на себе», «от себя», «вокруг себя, от предметов». Переходя с детьми в старший возраст, я заметила, что интерес детей расширяется в данной теме (детям уже интересно, что там за горизонтом, за лесом, далеко от города и даже в космосе), поэтому круг познания пространства расширился до размеров нашей планеты и солнечной системы. В соответствии с этим мной были подобраны и разработаны занятия и игры по познанию и освоению окружающего пространства (планеты Земля). Игровые методы создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний. Также происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Для полноценного развития детей в освоении окружающего пространства была продумана и развивающая среда в группе: создание уголка по познанию детьми планеты Земля, карта планеты, глобус, игры по пространственной ориентировке, художественная литература, дидактический материал (континенты, моря и океаны, животные, народы, достопримечательности), видео-мультфильмы.

На занятиях дети узнают, что для ориентирования нам необходимо ни только наши анализаторы (глаза, уши, руки, ноги и т.д.), но и приборы ориентирования (компас, карта, план, схема), а также окружающие ориентиры (природные и технологические). Именно здесь дети знакомятся с понятием «навигация».

Знакомство с огромным миром надо начинать с малого - с пространства группой комнаты. Мы составили с детьми план группы, рассмотрели его и работали с планом в форме игры. Дети получали план группы, где крестиком указано место, где спрятана игрушка. Дети с удовольствием выполняют данное задание. Впоследствии, в самостоятельной деятельности, дети сами могут организовать такую игру «Найди по плану». Дальше мы говорим о плане - карте своего двора, дома, микрорайона. Изучаем маршруты в садик, в школу, в поликлинику. Дети получают задание проложить путь от своего дома до детского сада. Совместно с родителями дети составляют план своей комнаты, дома, улицы, прокладывают маршруты своих путешествий. Предлагаем поиграть детям в «географическую матрешку», объясняя, что одни пространства «вкладываются» в другие (семья живет в квартире, квартира находится в большом доме, дом - в городе, город - в стране, страна - на континенте, континент - на планете).

Следующим этапом является знакомство детей с картой мира и глобусом. Дети знакомятся с материками и океанами, странами и их столицами и достопримечательностями. Детей очень увлекают рассказы о далеких путешествиях, различных народах, удивительных растениях и диких животных, которые живут в отдаленных уголках планеты.

Большой интерес у дошкольников вызывают игры с картой мира.

Карта по кусочкам

Купите две одинаковые карты небольшого размера. Одну из них повесьте на стену, другую наклейте на кусок неплотного картона или листа бумаги для черчения и высушите под прессом. Разрежьте на 12- 15 прямоугольников. Они получатся довольно большие. Рассмотрите с ребенком целую карту, покажите и назовите крупные географические объекты – континенты, океаны, большие острова, реки, моря. Возьмите одну разрезную карточку, рассмотрите. Предложите ребенку найти на карте такой же фрагмент, назвать, части каких объектов на нем можно увидеть. Пусть попробует собрать всю карту целиком. Через некоторое время разрежьте имеющиеся прямоугольники на две части – некоторые вдоль, некоторые поперек. Играйте также. Пробуйте найти изображенные на ваших карточках фрагменты на картах другого масштаба.

Игры с картой, лежащей на полу

Если карта большая, ее можно использовать, как классики. Предложите малышу прыгать из Африки в Австралию, Северную Америку, Москву, или Индию. Можете разделить карту фломастером на участки, например, каждое полушарие пополам и еще пополам. Прыгая по «клеткам», играющий может называть какой-либо географический объект, имеющийся в этой «клеточке». Покажите ребенку экватор, предложите пройтись по экватору, как по «канату». Возьмите маленькие игрушечные кораблики, например, из шоколадных яиц «Киндер-сюрприз». Поиграйте в кругосветное путешествие, продвигаясь по клеткам, бросая кубик. Или по маршрутам

знаменитых путешественников, разделив эти линии на «ходы» точечками. Попутно обсуждайте те моря и океаны, в которых вы «находитесь». Возьмите картинки от зоологического лото. Разложите их на карте по материкам или более точно – в ту или иную часть материка – в горы, на реку или озеро, в пустыню или в леса.

Игры путешествия

Нарисуйте на карте линии для ходов, как в обычной игре с фишками и кубиком. Линии могут идти от одного края карты до другого, или по кругу, или разветвляться в разные стороны. В процессе игры, продвигаясь по линиям, рассказывайте малышу, в каком месте он «находится», что там есть интересного, необычного. Детям школьного возраста задавайте вопросы или задания, связанные с этим местом, или типом географического объекта (река, море, гора). Поиграйте в знаменитые путешествия – пройдите по маршруту Колумба, Магеллана, Беринга, Кука или машины по доставке дизельного топлива по адресу. Перед началом игры можете рассмотреть нужную главу в детской энциклопедии. Вместо фишек можете пользоваться маленькими игрушками, например, от киндер-сюрприза.

Дети с большим интересом выполняют задание на создание новых карт. Например, составить карту пиратов - флаг пиратов, корабль, остров, сундук; карту леса - деревья, болото, дороги-тропинки, домики животных; карту сказочного государства - дворец, деревья, дороги, развилка на пути; карту звездного путешествия - планеты, звезды, звездолет, загадочные миры и т.д. Детям даются понятия для составления каждой карты, остальное – фантазия детей.

3. Практическая часть.

Сегодня я предлагаю вам пройтись сначала по плану нашего детского сада и обозначить пункты, где вы уже побывали. И еще одно творческое задание- это составление карты по заданным ориентирам. Вам предоставлены листы с направлениями по частям света, вам необходимо в соответствии со схемами-ориентирами составить карту для будущего путешествия с детьми.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Паспорт театрального уголка в группе младшего дошкольного возраста в практике…

Паспорт театрального уголка в группе младшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ  Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День народного Единства» Цель: Создать условия для знакомство детей с праздником –...

Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи…

Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи Тема: «Викторина» В средней группе Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательная: Упражнять в изменении...

Читайте также

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе…

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе «Здравствуй, зимний лес – полон чудес!» Цель: формирование добрых отношений к...

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...

Конспект совместной деятельности педагога (2 младшая группа). Тема: «Лесной городок…

Конспект совместной деятельности педагога (2 младшая группа) Тема: «Лесной городок для зайчат» Цель: Создать условия для творческой деятельности детей. Формирование простых конструктивных...