Сайт для воспитателей детских садов



Семинар-практикум для воспитателей
«Развитие пространственной ориентировки в старшем дошкольном возрасте через знакомство с географией»

 

Задачи:

  1. Актуализация знаний педагогов о развитии пространственных ориентировок у дошкольников.
  2. Краткое представление своего опыта о работе « Развитие пространственной ориентировки в старшем дошкольном возрасте через знакомство с географией».
  3. Творческое задание для педагогов: составление карты по ориентирам.

1. Вводная часть.

Вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда не знаешь что делать и куда идти? Иными словами вы терялись? Что вы тогда делали?

Так вот, умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения, так и не достигнув автоматизма в пространственной ориентации. Умение ориентироваться в предлагаемой обстановке необходимо людям различных профессий. Без элементарных знаний о пространстве невозможно освоение Правил дорожного движения и ориентировке на незнакомой местности. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста. С самого рождения ребенок начинает познавать мир и себя в окружающем пространстве. В это время ему помогают мама и папа, рассказывая о том, на что ребенок смотрит. (Это ручка, это ножка, это мама, это папа и т.д.) Как ребенок растет, меняется и его мировосприятие, кругозор его расширяется и пополняется словарный запас. Очень важно в этот момент давать ребенку правильные понятия об окружающем мире.

2. Основная часть.

Программа «Детство», по которой мы работаем, а также Федеральные государственные требования, направленные на развитие у ребенка познавательно-исследовательского характера и формирование целостной картины мира, а также девиз программы «Детство» «Чувствовать – Познавать - Творить» дали возможность выстроить мою работу по теме «Ориентировка в пространстве».

Свою работу о развитии пространственных представлений у дошкольников я начала 5 лет назад с младшего возраста. В своей работе я основывалась на пути развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение ребенком своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого необходимо обеспечить условия для наблюдения и экспериментирования. Иными словами, для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребёнка на пути познания окружающего мира. В работе с младшими дошкольниками я работала по узким направлениям пространственной ориентировке, как ориентировка «на себе», «от себя», «вокруг себя, от предметов». Переходя с детьми в старший возраст, я заметила, что интерес детей расширяется в данной теме (детям уже интересно, что там за горизонтом, за лесом, далеко от города и даже в космосе), поэтому круг познания пространства расширился до размеров нашей планеты и солнечной системы. В соответствии с этим мной были подобраны и разработаны занятия и игры по познанию и освоению окружающего пространства (планеты Земля). Игровые методы создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний. Также происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Для полноценного развития детей в освоении окружающего пространства была продумана и развивающая среда в группе: создание уголка по познанию детьми планеты Земля, карта планеты, глобус, игры по пространственной ориентировке, художественная литература, дидактический материал (континенты, моря и океаны, животные, народы, достопримечательности), видео-мультфильмы.

На занятиях дети узнают, что для ориентирования нам необходимо ни только наши анализаторы (глаза, уши, руки, ноги и т.д.), но и приборы ориентирования (компас, карта, план, схема), а также окружающие ориентиры (природные и технологические). Именно здесь дети знакомятся с понятием «навигация».

Знакомство с огромным миром надо начинать с малого - с пространства группой комнаты. Мы составили с детьми план группы, рассмотрели его и работали с планом в форме игры. Дети получали план группы, где крестиком указано место, где спрятана игрушка. Дети с удовольствием выполняют данное задание. Впоследствии, в самостоятельной деятельности, дети сами могут организовать такую игру «Найди по плану». Дальше мы говорим о плане - карте своего двора, дома, микрорайона. Изучаем маршруты в садик, в школу, в поликлинику. Дети получают задание проложить путь от своего дома до детского сада. Совместно с родителями дети составляют план своей комнаты, дома, улицы, прокладывают маршруты своих путешествий. Предлагаем поиграть детям в «географическую матрешку», объясняя, что одни пространства «вкладываются» в другие (семья живет в квартире, квартира находится в большом доме, дом - в городе, город - в стране, страна - на континенте, континент - на планете).

Следующим этапом является знакомство детей с картой мира и глобусом. Дети знакомятся с материками и океанами, странами и их столицами и достопримечательностями. Детей очень увлекают рассказы о далеких путешествиях, различных народах, удивительных растениях и диких животных, которые живут в отдаленных уголках планеты.

Большой интерес у дошкольников вызывают игры с картой мира.

Карта по кусочкам

Купите две одинаковые карты небольшого размера. Одну из них повесьте на стену, другую наклейте на кусок неплотного картона или листа бумаги для черчения и высушите под прессом. Разрежьте на 12- 15 прямоугольников. Они получатся довольно большие. Рассмотрите с ребенком целую карту, покажите и назовите крупные географические объекты – континенты, океаны, большие острова, реки, моря. Возьмите одну разрезную карточку, рассмотрите. Предложите ребенку найти на карте такой же фрагмент, назвать, части каких объектов на нем можно увидеть. Пусть попробует собрать всю карту целиком. Через некоторое время разрежьте имеющиеся прямоугольники на две части – некоторые вдоль, некоторые поперек. Играйте также. Пробуйте найти изображенные на ваших карточках фрагменты на картах другого масштаба.

Игры с картой, лежащей на полу

Если карта большая, ее можно использовать, как классики. Предложите малышу прыгать из Африки в Австралию, Северную Америку, Москву, или Индию. Можете разделить карту фломастером на участки, например, каждое полушарие пополам и еще пополам. Прыгая по «клеткам», играющий может называть какой-либо географический объект, имеющийся в этой «клеточке». Покажите ребенку экватор, предложите пройтись по экватору, как по «канату». Возьмите маленькие игрушечные кораблики, например, из шоколадных яиц «Киндер-сюрприз». Поиграйте в кругосветное путешествие, продвигаясь по клеткам, бросая кубик. Или по маршрутам

знаменитых путешественников, разделив эти линии на «ходы» точечками. Попутно обсуждайте те моря и океаны, в которых вы «находитесь». Возьмите картинки от зоологического лото. Разложите их на карте по материкам или более точно – в ту или иную часть материка – в горы, на реку или озеро, в пустыню или в леса.

Игры путешествия

Нарисуйте на карте линии для ходов, как в обычной игре с фишками и кубиком. Линии могут идти от одного края карты до другого, или по кругу, или разветвляться в разные стороны. В процессе игры, продвигаясь по линиям, рассказывайте малышу, в каком месте он «находится», что там есть интересного, необычного. Детям школьного возраста задавайте вопросы или задания, связанные с этим местом, или типом географического объекта (река, море, гора). Поиграйте в знаменитые путешествия – пройдите по маршруту Колумба, Магеллана, Беринга, Кука или машины по доставке дизельного топлива по адресу. Перед началом игры можете рассмотреть нужную главу в детской энциклопедии. Вместо фишек можете пользоваться маленькими игрушками, например, от киндер-сюрприза.

Дети с большим интересом выполняют задание на создание новых карт. Например, составить карту пиратов - флаг пиратов, корабль, остров, сундук; карту леса - деревья, болото, дороги-тропинки, домики животных; карту сказочного государства - дворец, деревья, дороги, развилка на пути; карту звездного путешествия - планеты, звезды, звездолет, загадочные миры и т.д. Детям даются понятия для составления каждой карты, остальное – фантазия детей.

3. Практическая часть.

Сегодня я предлагаю вам пройтись сначала по плану нашего детского сада и обозначить пункты, где вы уже побывали. И еще одно творческое задание- это составление карты по заданным ориентирам. Вам предоставлены листы с направлениями по частям света, вам необходимо в соответствии со схемами-ориентирами составить карту для будущего путешествия с детьми.





Новые публикации

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста:…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста: «В гости к белочке» Цель: Формировать представление детей о цвете, величине и форме. Задачи: Образовательные задачи: Продолжать...

Читайте также

Сценарий праздника «Крещенский сочельник»

Сценарий праздника «Крещенский сочельник»     Дети с родителями находятся в группе. Дети одеты в народные костюмы, изготовленные родителями. У мам на плечах нарядные...

Конспект сюжетно – ролевой игры «Кафе сладкоежка»

Конспект сюжетно–ролевой игры «Кафе сладкоежка» Программное содержание: Формировать умение организовывать сюжетно – ролевую игру, комбинировать различные игровые сюжеты, в единый игровой сюжет. Учить усложнять...

Музыкальная пасхальная сказка «Как Машенька и ее друзья Пасху праздновали»

Музыкальная пасхальная сказка«Как Машенька и ее друзья Пасху праздновали» (Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста)   Цель: Ознакомление детей с народным праздником...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Консультация для воспитателей «Коррекция…

Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В настоящее время в массовых детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство