Формирование культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

 

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время вопросы нравственного воспитания детей встают особенно остро. Именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком. Как писал В. А. Сухомлинский «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания».

Собственно, что же такое культура поведения? В литературе ее определяют так: это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения имеет немаловажное значение для гармоничного развития личности, т. к. способствует общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.

Решающая роль в воспитании принадлежит семье, в которой ребёнок усваивает первую школу общения с близкими. Второй такой школой является детский сад, где ребёнок приобщается к окружающей жизни и у него сформировываются нравственные основы общения. Отсюда и значимость работы педагога по формированию культуры поведения у детей.

Цель работы: создать условия для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.  Проанализировать особенности формирования культуры поведения дошкольников в психолого-педагогической литературе.

2.  Провести педагогический эксперимент по формированию культуры поведения детей в условиях ДОУ.

3.  Выявить эффективные педагогические методы формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.

4.  Разработать программу и методические рекомендации для воспитателей и родителей по формированию культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.

Культура поведения объединяет в себе следующие компоненты:

  1. культура деятельности: проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, играет, занимается, привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам;

2. культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения;

3. культурно-гигиенические навыки – проявляется в представлениях детей о необходимости быть опрятным, содержать в чистоте лицо, руки, тело, одежду, обувь и т. д.

Необходимо понимать, что формирование культуры поведения – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе, к вещам.

Овладение правилами поведения способствует образованию у ребёнка первых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, воспитанию организованного поведения. В младшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культуры поведения активно продолжается. От достигнутого уровня воспитанности зависит и процесс обучения в школе. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.

В младшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому, что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках.

Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Это такие методы как: введение правил культуры поведения; упражнения на их закрепление; оценка поступков детей; этические беседы; чтение художественной литературы; беседы по художественным произведениям; игры; положительный пример для детей; экскурсии; просмотр кукольных спектаклей и инсценировок; занятия.

Воспитание культуры личности во многом ложится на плечи родителей. Именно отношения в семье дают возможность детям раскрыть те культурные знания, которые они получили в детском саду. Органическая согласованность в работе детского сада и семьи – это важнейший принцип полноценного воспитания детей. Вот почему одна из первейших обязанностей педагога всемерно содействовать повышению педагогической культуры родителей, чьи дети не посещают ДОУ, ведь им придётся самим закладывать основы культурного поведения.

В формировании культуры поведения воспитатель обязан постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство, искать подходы к детскому уму и сердцу, быть для ребят образцом, примером для подражания. Поэтому в ДОУ ведётся методическая работа – творческий и комплексный процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми по формированию культуры поведения.

Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения дошкольников во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.

В настоящей выпускной квалификационной работе рассмотрена проблема сформированности культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Несмотря на многочисленные педагогические научные исследования и практический опыт вопросы формирования нравственности и культуры поведения детей остаются актуальными. Причинами сохранения актуальности являются социально-экономические и культурно-образовательные преобразования, научно-технический прогресс и урбанизация, связанные в связи с этим изменения в психологии и морально-этических установках людей.

Культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в общении, в различных видах деятельности.

Важное значение социально-коммуникативного развития подрастающего поколения и формирования культуры поведения обозначено во многих нормативно-правовых актах и методико-инструктирующих документах государственного и регионального уровней. В дошкольном возрасте происходит социальное становление личности ребёнка, формирование эмоционально-нравственного отношения к окружающим людям; закладываются основы осознанного поведения и совершения поступков; возникает стремление воздействовать на окружающий мир.

Теоретический аспект изучения проблемы формирования культуры поведения дошкольников позволил выявить ряд моментов, которые требуют подтверждения опытно-экспериментальным путём: естественное стремление детей подражать взрослым, влияние мотивации на привитие навыков культурного поведения, эффективность использования игровых, занимательных приёмов, персонажей художественной литературы и массовой культуры, демонстрации положительных и отрицательных примеров поведения, участия родителей в процессе воспитания культуры поведения.

Для проверки выдвинутых гипотез: воспитание культуры поведения предполагает формирование мотивации и выбор этически ценных образцов поведения, было предпринято экспериментальное исследование. На первом этапе – констатирующем, изучена деятельность дошкольного образовательного учреждения – базы исследования, на предмет создания педагогических условий и организации воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование культуры поведения, а также проведена психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности культуры поведения в контрольной и экспериментальных группах. Были определены критерии для трёх уровней степени сформированности культуры поведения: высокий, средний и низкий. По результатам было выявлено, что преобладающим уровнем культуры поведения в обеих группах является средний уровень.

На основании полученных сведений в экспериментальной группе была разработана и реализована целевая система педагогических мер, направленных на формирование культуры поведения: групповые и индивидуальные мероприятия, непосредственная образовательная деятельность, игры; в педагогический процесс были вовлечены и родители испытуемых детей – формирующий этап экспериментальной работы.

На контрольном этапе в контрольной и экспериментальной группах вновь была проведена психолого-педагогическая диагностика, которая позволила определить динамику и эффективность проведённой работы. Результаты показали, что преобладающий уровень культуры поведения в группах остался на прежнем уровне – среднем. Однако выявлена динамика относительно уровней культуры поведения в экспериментальной группе испытуемых. Это доказывает результативность проведённой работы. Гипотеза оказалась достоверной: мотивация влияет на освоение правил культуры поведения, наблюдая противоположные образцы поведения, ребёнок делает осознанный выбор этически ценного примера для подражания. Подтвердилось и предположение о значительной роли родителей в формировании культурного поведения своих детей.

Экспериментальное исследование подвело также к выводу о том, что исследования и эксперименты в области социально-коммуникативного развития дошкольников и формирования культуры поведения необходимо продолжать, равно, как и искать эффективные педагогические методики, расширять педагогические условия, направленные на формирование культуры поведения детей.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.

Дидактические игры: «Можно-нельзя», «Грустно-весело», «Кто знает больше вежливых слов», «Продолжи предложение». Придумала для детей дидактическую игру «Волшебный цветок», для того, чтобы детям интересно было закреплять вежливые слова, к каждому лепесточку дети придумывали «волшебное» слово (будьте любезны, спасибо, пожалуйста, простите и т. д.) и таким образом собирался «Волшебный цветок». Детям нравилась такая игра и они очень старались.

Играли с детьми в сюжетно-ролевые игры: «День рождения куклы Машеньки», «А у нас гости», «В магазине». В ходе игр дети учились себя вести в той или иной обстановке, ситуации. Закреплялись правила поведения в общественных местах, правила гостеприимства.

Проводились беседы: «Волшебные слова-почему они волшебные», «Доброе утро», «Как и чем можно порадовать близких», «Разговор по телефону». Проводился цикл бесед по картинкам (демонстрационный материал) «Уроки доброты». Например, по картинке «Где добрые люди, там беды не будет», с детьми обсуждали такие вопросы: «Что делает бабушка? А её внученька? Какое у них настроение? Дети отвечали, что бабушка с внученькой вместе пекут пирожки и у них хорошее настроение, потому что они добрые и помогают друг другу. По этим беседам, ситуациям, вопросам, дети ещё раз закрепляли «Уроки доброты, вежливости, отзывчивости, учились думать, размышлять, оценивать те или иные поступки, ситуации.

Рассматривали и обсуждали с детьми альбом «А как поступишь ты», где обсуждались различные проблемные ситуации. Например, по беседе «Правила дружбы», как дети не поделили игрушку в детском саду и как мамам было стыдно за детей, тем самым мы закрепили с детьми правила дружбы: «Всегда делись игрушкой с другом, не ссорься по пустякам, старайся играть дружно!».

Проводились с детьми занятия: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Дорогою добра», «Дела и поступки», «Путешествие в страну вежливых слов», «Добрые дела и добрые слова», «Для чего нужны правила» и т. д. Например, на одном из занятий «Учим Незнайку вежливости», с детьми учили Незнайку здороваться, когда приходишь в гости, культурно, тактично вести себя за столом; собирали с детьми и Незнайкой «Пирамиду добра». В этой игре дети желали друг другу добрые пожелания; учили Незнайку с помощью весёлых и грустных человечков оценивать хорошие и плохие поступки, тем самым дети ещё раз закрепили правила хорошего тона и что к людям нужно относиться с добротой и уважением.

Проводилось чтение художественной литературы: Пахомова «Добрые сказки», Шорыгина «Вежливые сказки», А. Барто «Вовка-добрая душа», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» и т. д. После прочтения книжки обсуждали с детьми героев, их поступки.

Заучивали с детьми пословицы, поговорки, стихи о добре и вежливости.

Использовались игровые упражнения «Поссорились-помирились», «Не сердись, улыбнись», что способствовало примирению детей и развитию дружеских чувств.

Проводились с детьми упражнения, способствующие двигательной активности и одновременно закреплению вежливых слов. Например, в упражнении «Вежливая просьба», дети выполняли разные двигательные задания, но выполняли только те, которые были высказаны в вежливой форме (например, поднимите руки вверх, пожалуйста).

Проводились с детьми пальчиковые игры («Дружба», «Дружные ребята», дыхательная гимнастика («Радуга, обними меня», что способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, памяти.

Отражали добрые чувства в продуктивной деятельности. Ко дню Матери изготовили с детьми аппликацию в виде сердечек и назвали её «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты».

На занятии по рисованию «Я-лучик солнышка», дети оставляли отпечаток своей ладошкой, как лучики дарили тепло, доброту, свет всем своим близким и родным людям, а затем использовали это солнышко для выставки «Наши добрые дела».

Для оценки поведения детей оформила в приёмной на цветах кармашки с фотографиями детей, в которые вкладывала разные символы поведения (например, сделал доброе дело-сердечко, цветок, хорошо занимался-книжка, всё съел-ложка, если плохо себя вёл-тучка). И дети и родители могли видеть оценку поведения и обсудить.

Для всех видов деятельности для мотивации использовала игровые персонажи: Незнайка, кукла фея Вежливости, Бурчилла.

В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса так же использовала технические средства обучения (магнитофон, телевизор, информационно-коммуникационные (компьютер, принтер, интернет, фотоаппарат)

Работа с родителями. Для родителей приобрела информационный стенд в родительский уголок «Роль семьи в воспитании ребёнка». Проводила родительское собрание «Азы воспитания», консультации «Научите детей дружить», «Причины плохого поведения», «Если ребёнок не здоровается».

Заключительный этап.

Цель заключительного этапа-использование детьми полученных знаний на практике.

У детей повысилась способность оказывать помощь другим людям, друг другу. В обращении стали чаще использоваться вежливые слова. Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.

Повысилось активное участие родителей в жизни группы. Была оформлена выставка совместных работ с родителями «Наши добрые дела», изготовление родителями «Домика дружбы», тем самым пополнилась предметно- пространственная среда группы.

Также итогом является проект «В мире вежливости и доброты» и презентация проекта.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...

Открытое занятие по физической культуре «Приключения пиратов»

Открытое занятие по физической культуре «Приключения пиратов» Задачи: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей к физкультуре и спорту. 2. Закреплять ранее...

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна»

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна» Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста. Задачи: Закреплять названия цвета. Развивать зрительное внимание. Развивать мелкую моторику...

Читайте также

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики»

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики» Программное содержание: выявлять знания и умения детей по следующим критериям: - навыки счёта в...

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...