Семинар-практикум «Методы формирования экологических представлений у дошкольников»
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем,
Удивиться, познать, полюбить.
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
При входе на столе разложены карточки лицевой стороной вниз. На них 4 стихии: вода, воздух, огонь, земля. Перед началом педагогам предлагается взять любую карточку и занять место, согласно карточкам на столах, таким образом, получается 4 команды.
Часть 1
Теоретическая
Основой становления экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с основополагающими идеями и понятиями экологии.
Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экологии»
Слайд 2
Современная экология имеет достаточно разветвленную структуру. Основной, традиционной частью экологии как науки является общая экология, другой - социальная экология.
Слайд 3
Учитывая специфику дошкольного возраста детей, данные разделы экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников.
В составе общей экологии выделяются следующие основные разделы:
Слайд 4
В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.
Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента:
• их наглядная представленность и
• возможность включения в практическую деятельность.
Учитывая эти критерии самым доступным является раздел аутэкологии
Слайд 5
Прежде всего отметим, что ребенок сталкивается с многообразием живых объектов с раннего детства. Все многообразие растений и животных, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним не в статичном, неизменном виде, а в течение времени. Даже без специального педагогического руководства дети могут наблюдать контрастные состояния растений во время их цветения и увядания, динамичность животных при различных формах их поведения, видеть детенышей и взрослых особей. Задача педагога на примере наблюдения за комнатными растениями и растительностью на улице (возле дома, на участке детского сада), домашними и декоративными животными, птицами и насекомыми, обитающими повсеместно, представить ребенку с экологических позиций – в их непосредственном взаимодействии со средой обитания.
Раздел биоэкологии рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главное понятие биоэкологии – экосистема
Слайд 6
Имеется три уровня экосистем:
- микроэкосистемы (например, трухлявый пень),
- мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг),
- макроэкосистемы (например, океан, континент).
Нет сомнения, что, гуляя с взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.
Слайд 7
Существует еще социальная экология – включающее специальное экологическое понятие «взаимодействие человека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестны такие факты: истребление волков (т.е. сведение звена хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) резко увеличивает количество растительноядных животных (ненормально разрастается предыдущее звено), в результате чего уничтожается большое количество растений и нарушается вся экосистема.
Помимо обозначенных явлений детям можно показать факты, отражающие связь человека (как представителя вида, живого существа) со средой обитания, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (воздух, вода, тепло, пища и др.). Этот материал имеет прямое отношение к социальной экологии. Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его поддержания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни.
Часть 2
Практическая
Сегодня у нас в гостях воспитанница нашего детского сада Надя Васильева (роль исполняет взрослый) и главный местный специалист в области экологии Иванова А.В.
Пятилетняя девочка Надя очень любознательный ребенок и задает воспитателям множество вопросов: «Почему солнце светит?», «Почему снег белый?», «Почему медведь зимой спит?», «Почему поросенок в грязи валяется?». Главная почемучка Наденька сегодня пришла к Вам, наши дорогие коллеги со своими вопросами и хочет найти с Вашей помощью на них ответы.
Каламбур: Меня не покидает надежда, что вы оправдаете надежды нашей маленькой Надежды.
Какие у тебя есть вопросы к нашим воспитателям, Наденька?
Зачем нужны комары?
1. Задание: Соберите экосистему
Попробуйте объяснить детям взаимосвязь растений и животных на примере собранной экосистемы.
На столе в произвольном порядке разложены разрезные картинки 4 экосистем, задание педагогов собрать свою экосистему, опираясь на 1 картинку. (Каждая экосистема составляется из 8 разрезных картинок)
Почему идет дождь?
2. Стихотворение «Весенний разговор» С. Погореловского
Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.
Прочитайте, пожалуйста, еще раз стихотворение и сформулируйте задачи по экологии, которые Вы сможете решить с детьми вашей возрастной группы, при помощи данного произведения (возрастная группа определяется жеребьевкой).
Педагогам зачитывается выдается напечатанное стихотворение (по 1 на каждую группу)
3. Опытно-экспериментальная деятельность
Как увидеть воздух?
Используя предложенное оборудование, покажите любой опыт, обозначив цели и задачи, которые вы сможете решить в процессе данного опыта с детьми своей возрастной группы.
На столе разложены заранее подготовленные материалы. Педагоги самостоятельно выбирают предметы для опыта и показывают его, объясняя цели и задачи.
Что делает ежик зимой?
4. Экологическая сказка
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.
Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.
А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
Сейчас я прочитаю Вам сказку, а Вы должны будете найти в ней ошибки.
Сказка «Зимой в лесу»:
Дедушка читает Маше и Пете сказку «Зимой в лесу». Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег и теперь зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", – сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", – возразила Маша. Зима в лесу – любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук – это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка – сказал Петя, –Давайте ее поймаем».
Педагогам раздаются листы с напечатанной сказкой, она зачитывается и дается время на выполнение задания
Ошибки:
- Скворцы улетают в теплые края
- Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год
опадают иголки, а весной вырастают снова.
- Ежи и суслики, как и медведи впадают зимой в спячку.
- Белки в спячку не впадают.
- Зимой появляются птенцы у клеста.
- Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
5. Создаем пособия по экологии:
- Составьте пищевую цепочку из предложенных наборов картинок. На выполнение задания дается 1 минута.
- Сложите из предложенных картинок экосистему, для использования в группе.
Педагогам предлагается составить из отдельных картинок пищевые цепочки (по одной на каждого члена команды). А затем коллективно создать пособие, помогающее детям лучше понять взаимодействие всех элементов экосистемы).
Литература:
- Основные понятия экологии как научная основа формирования системы экологических представлений детей http://helpiks.org
- Петрова Е.А. «Экологическая сказка как, метод формирования экологической культуры воспитанников» http://p-izmerenie.ru
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001. —432с
- Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования». — СПб. : ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 208 с.
Материалы:
- Экосистемы Пособие: разрезные картинки
- Стихотворение Сергея Погореловского «Весенний разговор»
- 2 пустые пластиковые бутылки, бутылка с газированной водой, лед, 4 пластиковых стаканчика, кипяток, литровая банка, 1-2 виноградинки, блюдце, салфетки.
- Набор картинок пищевых цепочек
- Лист ватмана, простой карандаш, картинки с животными, насекомыми, растениями и птицами, живущими в лесу, клей ножницы.
Читайте также |
---|
Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в…
Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в мир знаний» Программное содержание: Цель: Создание условия для формирования, развития, и расширения мыслительных операций в...
Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к…
Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к дядюшке Ау» Цель: выявить у детей формирования знаний, умений и навыков...
Конспект НОД «В гостях у Дракоши»
Конспект НОД «В гостях у Дракоши» Вторая младшая группа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы...