Семинар-практикум для родителей
Тема: «Пальчиками играем – речь развиваем»

 

Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 

Задачи:

  1. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.
  2. Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.
  3. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Предварительная работа:

  • Подбор пособий, игр, литературы по теме.
  • Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
  • Оформление брошюры для родителей «Поиграем, малыши!»

Оборудование: интерактивная доска; брошюра с подбором пальчиковых игр; настольные игры способствующие развитию мелкой моторики.

 

Ход семинара

I. Приветствие родителей.

В начале мероприятия предлагаем родителям «вернуться в детство»: «Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам не надолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…».

Упражнение «Путешествие в детство»

(Родителям предлагается прослушать фрагмент песни «Волшебная страна», видеоролик «Дети играют» Слайд №2.)

II. Разминка пальцев

А сейчас мы в нашей волшебной стране детства поиграем пальчиками.

«Снежок» (Просмотр изображения «Дети лепят снежки», с текстовым сопровождением. Слайд №3.)

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони  вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.)

Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним. (Встают, роняют воображаемый снежок.)

И... сломаем. (Топают.)

Н. Нищева.

«Мы во двор пошли гулять» (Просмотр изображения «Во дворе», с текстовым сопровождением. Слайд №4.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

Н. Нищева.

«Елочка» (Просмотр изображение «Новогодний утренник». Слайд №5.)

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев «верхушка» елочки.)

Шишечки, иголочки, (Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» - вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательных и средних пальчиков, потом сложенные вместе ладони.)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены, потом указательные и средние пальцы стоят на столе.)

Н. Нищева.

Далее родителям предлагается помочь собрать бусы

Игра «Кто быстрее» (Музыкальное сопровождение – «Усатый нянь».)

«Немного теории»

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи. Когда-то известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (Слайд №6.) 

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике. Рука настолько связана с нашим мышлением, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, приласкать, подтвердить слова, сделать их более весомыми.

Давайте отвлечёмся немного и проведём небольшой экперимент: сожмите руки в кулак, а теперь выкиньте по одному пальчику из кулака. Как свободно даётся вам это упражнение? И чуть по сложнее: выставили ладошки, соедините по два пальца: безымянный с мизинцем, а указательный с средним пальцами; безымянный с средним, а остальные врозь. 

Вы когда-нибудь задумывались о том, где находится область, отвечающая за способность разговаривать? Зона Брока расположена в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария у людей, пишущих правой рукой. У левшей же все наоборот. Этот участок коры, управляет мышцами лица, языка, глотки и челюстей. При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать, но понимают речь. Зона Вернике отвечает за понимание информации. Основная его функция - преобразование звуков речи в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые. Расположена в заднем отделе верхней височной извилины доминантного (для правшей - в основном левого) полушария мозга. (Изображение схемы с речевыми центрами. Слайд №7)

Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками наши сильные пальцы, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития.

Основные виды занятия с ребенком

1. Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. (Слайд № 8.)

2. Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев. (Слайд №9.)

3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи. (Слайд №10.)

4. Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

5. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги. (Слайд №11.)

6. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. (Слайд №12.)

7. Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. (Слайд №13.)

8. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру.

10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки.

13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.

Используйте творческий подход, занимаясь со своим ребенком все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Рефлексия  

Выберете на столе кирпичик, который Вам больше подойдет и приклейте на домик. Красный – «Я получил(а) много полезной информации о развитии речи и мелкой моторики, буду использовать ее в воспитании своего ребенка»; Желтый – «Было интересно, может быть я чем-то воспользуюсь»; Коричневый – «Бесполезная трата времени, я ничего нового не взял(а) для себя».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический проект «Школа молодого бойца»

Педагогический проект «Школа молодого бойца»

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...

Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну…

Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну Родственных слов» Задачи: - учить образовывать родственные слова по вопросам; - упражнять в...

Читайте также

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в…

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в детский сад» Л.С.Выготский, А.Фрейд, К.Хорни подчеркивают важность правильного воспитания детей с...

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе. Тема: «Почтальон принес посылку»

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе Тема: «Почтальон принес посылку» Цель: - продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...