Практика организации образовательной деятельности в условиях творческой мастерской («Гончарная мастерская)

 

Практика организации образовательной деятельности в формате творческой мастерской соответствует требованию ФГОС ДО, который говорит нам, что образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий для позитивной социализации дошкольника, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соответствующие возрасту виды деятельности (п.2.4. ФГОС ДО). В нашей группе идея организации «Гончарной мастерской» появилась в результате наблюдения за деятельностью воспитанников в центре художественного творчества. Мы наблюдали, что в самостоятельной деятельности наши дети активно используют такие изобразительные средства как карандаши, мелки, краски, трафареты, однако, не смотря на то, что материалы для лепки находились также в открытом доступе – особой популярностью у детей они не пользовались. То есть лепка, как вид деятельности не преобразовалась у наших воспитанников в культурную практику. Возможные причины отсутствия интереса к лепке мы увидели в недостаточном разнообразии материалов, в недостаточном владении навыками лепки, что могло быть обусловлено слабой работой родителей в данном направлении. При устном опросе семей удалось выяснить, что лишь небольшой процент родителей отводит время на совместное творчество с детьми.  Родители отмечали, что в свободное время дети рисуют, раскрашивают, вырезают. Наличие пластилина и других материалов для лепки отметили 80% семей. Так как самостоятельная деятельность в данном направлении у воспитанников не сформируется без опыта взаимодействия со взрослыми – мы решили создать творческое объединение, где бы велась целенаправленная работа по приобщению воспитанников к такому виду деятельности как лепка.

«Гончарная мастерская» изначально была задумана как кружковая деятельность, включенная в вариативную часть образовательной программы. Мы заранее разрабатывали план и организовывали деятельность на определенную тему, единую для всех. Проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что такое положение дел не соответствует требованию Стандарта, в то время как формат мастерской позволяет создать условия для свободного включения в деятельность, общения детей во время работы, ориентацию на процесс, а не на результат, выбор материала, вариативность изобразительных приемов и др.

Предполагалось использовать глину, как основной материал мастерской, так как этот материал с одной стороны пластичный, мягкий, а с другой стороны дети мало знакомы с глиной и хотелось раскрыть детям ее возможности. Подтверждение своей идее получили от воспитанников – в беседе с детьми на тему «Народная игрушка» воспитанница художественной школы, посещающая нашу группу, заявила, что она тоже умеет лепить такие игрушки из глины, чем вызвала интерес одногруппников. Таким образом, идея лепки из глины основывалась на интересе воспитанников. Для возможности выбора материала в гончарной мастерской, помимо глины предлагалось использовать соленое тесто, пластилин.

При организации мастерской придерживались рекомендаций И.А.Мухиной, Г.К.Селевко, Н.А.Коротковой. На основе их рекомендаций составили алгоритм организации  мастерской, включающий такие блоки как:   пространство и время, материалы, планирование деятельности, взаимодействие, презентация.

Пространство и время: Основная деятельность мастерской организовывалась в пределах группового помещения, что обеспечивало доступность материалов в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду и являлось важным условием организации самостоятельной деятельности воспитанников. Общее рабочее пространство создавали за счет того, что сдвигали столы (общий стол либо сдвоенные столы для организации групповой работы).  Такое размещение стимулирует общение между детьми, взаимопомощь. Организованная деятельность осуществлялась один раз в неделю в вечернее время. Вечернее время удобно для подключения родителей к деятельности мастерской. Все остальное время материалы, инструменты, защитные средства для работы с глиной находились в центре творчества и могли использоваться по инициативе детей в свободной деятельности. Практиковали открытый конец деятельности – для этого выработали с детьми правило о том, что закончив работу – занимаешься спокойным делом и не мешаешь другим. Дети с низким темпом работы могли доделать работу если позволяло время – сразу же либо после текущего режимного момента.

Материалы: Деятельность «Гончарной мастерской» обсуждалась с родителями в начале учебного года – было принято общее решение о закупке необходимых материалов за счет средств родителей. Материалы, необходимые для гончарной мастерской  (приложение 1) спецефические – это материалы и инструменты для моделирования, для декорирования, для хранения и транспортировки, защитные средства, различные емкости для воды, замешивания и хранения. К подготовке материалов активно привлекались родители – закупка, замешивание, обжиг поделок, подбор коллекции бросового материала. Дети привлекались к процессу подготовки глины и теста педагогами. В совместной деятельности с педагогами была проведена экспериментальная деятельность, направленная на изучение свойств глины. Коробочки для транспортировки были необходимы для переноса изделий из детского сада домой и обратно, так как обжиг родители осуществляли дома. В свободное время все материалы хранились в центре творчества. Емкости для хранения материала были маркированы с целью создания условий для самостоятельной деятельности по инициативе детей.

Планирование деятельности: При планировании деятельности в формате мастерской нужно было с одной стороны создать условия для овладения воспитанниками средствами и приемами работы с глиной, а с другой стороны обеспечить  учет детских инициатив и интересов. Был составлен перспективный план с учетом дидактического принципа от «простого к сложному», но мы пересмотрели принцип формулировки темы. Тема формулировалась достаточно широко, чтобы предоставить возможность выбора предмета для лепки («Украшение для мамы», «Веселые зверята», «Рождественские украшения»). Кроме того за ребенком всегда оставался выбор следовать теме либо слепить что-то свое. Широкая постановка темы, возможность выбора образца из предложенных вариантов либо по собственному замыслу позволяет воспитывать у детей планирующую функцию.

Взаимодействие: Образовательная деятельность в мастерской основывалась на принципе добровольного участия. Дети, которые не желали принимать участие в мастерской действовали в соответствии с выработанными правилами – заниматься спокойной деятельностью и не мешать работающим. Мы вырабатывали у себя привычку не оценивать деятельность воспитанников, так как даже положительная оценка могла повлиять на творческий настрой.  В роли мастера чаще всего были педагоги. Нам удалось выявить творческих родителей, которые также смогли попробовать себя в качестве мастеров (бабушка – игрушки-свистульки, мама – декоративная пластина). В подготовительной группе мы практиковали участие ребенка в качестве мастера. Как правило, это были наиболее инициативные дети, которые могли предложить свой замысел сверстникам. Воспитанию партнерских взаимоотношений способствовали коллективные формы работы («Глиняный зоопарк», «Магазин украшений»). Для того чтобы родители на практике смогли увидеть потенциал работы с глиной и соленым тестом в мастерской были запланированы совместные мастер-классы с участием детей, родителей и педагогов. Таким образом, считаю, что нам удалось выстроить партнерское взаимодействие между сверстниками, между воспитанниками и педагогами при активном участии родителей.

Презентация: Обязательным этапом в организации гончарной мастерской была презентация работ детей. Для этого в групповом помещении и в приемной выделено место для размещения готовых работ. Выставки проводились также в холле детского сада, что позволяло воспитанникам увидеть значимость своей работы. Воспитанники мастерской принимали участие в тематических выставках «Новогодняя сказка», «Осенние фантазии» на уровне детского сада. Практиковали оформление индивидуальных выставок детского творчества. Формат индивидуальной выставки воспитывает гордость за выполненную работу, стимулирует ребят на проявление собственных творческих замыслов.

По итогам работы «Гончарной мастерской» отметили, что обогащение центра творчества за счет разнообразия инструментов и материалов для лепки явилось стимулом для появления интереса к этому виду деятельности. Лепка, как один из основных видов детской творческой деятельности появилась в самостоятельной практике воспитанников, что и являлось одной из основных целей организации гончарной мастерской. Привлечение родителей к деятельности в мастерской в качестве активных помощников (спонсорство, обжиг, родитель-мастер, совместный мастер-класс) способствовало формированию партнерских отношений между детским садом и семьей.  Практика организации гончарной мастерской технологична и может быть использована для организации всех видов творческой деятельности в детском саду.

 

Литература:

  1. Селевко Г.К., «Энциклопедия образовательных технологий», М., Народное образование, 2005 г.
  2. Финк М., Бостельман А., «Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем», М., Национальное образование, 2016 г, с.108.

 

Приложение 1

Материалы, необходимые для организации деятельности воспитанников в гончарной мастерской

Материалы для моделирования поделок:

- глина,

- пластилин,

- соленое тесто,

- масса для лепки,

- вода.

Инструменты для моделирования поделок:

- стеки пластмассовые,

- зубочистки (процарапывание деталей),

- скалка,

- чеснокодавилка (для изготовления волос),

- материалы для нанесения узора вдавливанием (колпачки от фломастеров, трубочки для коктеля, использованные ручки, кусочки фактурной ткани и др.).

Материалы и инструменты для декорирования:

- гуашь,

- кисти разного размера,

- вода.

Защитные средства:

- клеенка/доска для защиты рабочего места,

- фартук и нарукавники,

- ветошь,

- салфетки.

Другие материалы:

- емкости с плотной крышкой для хранения готовой глины/теста,

- емкости для воды,

- емкости для замешивания глины/теста,

- индивидуальные коробочки для транспортировки изделия,

- шпагат (нанизывание).

 

Приложение 2

Условия организации образовательной деятельности в мастерской

  • обеспечить заинтересованность в деятельности (создание мотивации на предстоящую деятельность);
  • добровольное включение в деятельность;
  • поощрение самостоятельности, поощрение появления собственного замысла;
  • поддержка любых даже незначительных успехов;
  • недирективная (корректная) помощь при постановке собственных целей и их реализации;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Создать ситуацию выбора:

- материала,

- места работы,

- темпа деятельности,

- партнера.

  • «Широкая» постановка темы.
  • Обеспечить разнообразие изобразительного материала.
  • Показать способы реализации замысла (техники и приемы рисования/лепки/аппликации).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию (экология) «Сохраним голубую планету» Интеграция по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие...

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников…

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников в двигательной деятельности по реализации задач УМК и ФГОС»

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка» Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 4 -5 лет. Срок реализации программы: 1 год (34 часа). Пояснительная записка Современная педагогика...

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас

Сценарий Фестиваля

Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...