Доклад на тему: «Использование активных методов работы по формированию здорового образа жизни в семье» (результаты проведения краткосрочных проектов)
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях упражнениями в группе есть необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей (обручи, мячи, веревки, палки, мешочки с песком).
В группе создан центр «Здоровья», где дети получают знания валеологического характера.
Работа в центре «Здоровья» помогает ребенку познать себя, учит анализировать свое состояние здоровья, самочувствия, поведение, давать себе объективную оценку, помогает освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
В центре «Здоровья» имеется набор «Больница», набор «Доктор», кукла «Доктор айболит», альбомы: «Если ребенок поранился», «Ядовитые грибы». Используется литература Л.А.Обухова «30 уроков здоровья».Провожу с детьми занятия –беседы в игровой форме .Например: «Друзья Вода и Мыло», «Чтобы уши слышали», «Уход за зубами», «Уход за руками и ногами», «Как следует питаться» и т.д.
Дети под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания в д/саду и поддерживается родителями дома.
Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование. Еженедельно провожу беседы с детьми по ЗОЖ, во время которых формирую представления о индивидуальности человеческого организма, знакомимся с частями тела.
Все дети затруднялись в названии частей тела, не знали лоб, локоть, плечо, подбородок. Сейчас ошибается только Даша М. Не знали как правильно чистить зубы Соня Р., Кирилл В. Провела консультацию с родителями сейчас положение исправилось.
Детей подвожу к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. (Использую музыкотерапию и сказкотерапию). После дневного сна проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и самомассажем. Использую литературу: «Здоровячок» (система оздоровления дошкольников) Т.С.Никанорова. Ежедневно проводятся: утренняя гимнастика артикуляционная гимнастика, на занятиях физминутки, на прогулке подвижные игры, три раза в неделю физкультура. Не могли прыгать на одной ноге: Тимоша, Кира, Артем О., Кирилл Г. Плохо выполняли артикуляционные упражнения: Соня, Кирилл В., Кирилл Г. Не был сформирован длительный речевой выдох у Артема О., у Сони, у Киры. Проведены консультации с родителями. Сейчас отмечены улучшения.
Для повышения мотивации в своей работе использую компьютерные технологии: запись маршевых мелодий для комплекса утренней гимнастики; артикуляционная гимнастика; набор предметных картинок: лекарственные растения, ядовитые грибы. Уроки тетушки Совы по безопасности. Набор снежинок для развития дыхания (показать).
Большое количество игр собрано в группе для развития мелкой моторики: «Веселые шнурочки», мозаика –несколько видов, пазлы, мячики-су-джок, раскраски и т.д.
С детьми выучили много пальчиковых игр: «Солнышко», «Мои вещи», «В этом домике 5 этажей», «Мостик», «Собираем листья», «Дружные ребята» и т.д.
Использую литературу: «Пальчиковые упражнения для развития речи» С.Шанина, «Играем пальчиками и развиваем речь» В.Цвынтарный, «Физминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи» Т.А.Ткаченко, «Адаптация детей в д/саду» Л.В.Белкина.
С детьми сделала несколько работ оригами. Даны рекомендации родителям (Осиповой, Малышевой, Гурзе).
Выучили подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Волк во рву», «Пустое место», «Совушка», «Два мороза».
Игру «Кот и мыши» может организовать самостоятельно Кира. Отказаться от игры может Осипов А. Проводятся консультации с мамой. Была проведена консультация с родителями о правильной одежде для прогулки (с родителями Тимоши и Малышевой Д.). Одежда в группе обязательно сменяется, одевается облегченная.
Добились, что все имеют физкультурную форму, чешки для музыкальных занятий и занятий физкультурой.
Провожу игры малой подвижности: «Где мы были мы не скажем, а что делали –покажем», «Пустое место».
Кроме дидактических игр проводятся сюжетно-ролевые игры: «Больница», «В поликлинике», «В парикмахерской», «В кафе». В игры с-р. Любят играть все дети. Организовать игру могут Вера и Кира, распределяют роли, все их слушают. В ходе игры дети усваивают правила поведения, правила гигиены.
ЗОЖ немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребенка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. Очень плохо кушала Кира. Отказывалась от супа вообще, начинала плакать. Провела консультацию с родителями (меньше давать сосисок, картошки-фри). Стала кушать лучше.
Завтрак отказывались Тимоша, Артем Г., выяснилось, что они кушают дома. Была проведена консультация с родителями, чтобы детей завтраком дома не кормить. Дети стали съедать весь завтрак. Очень важен водный баланс. Совместно с родителями решили приобрести кулер. Очень долго учили правильно мыть руки, хотя над раковинами висит картинка - алгоритм мытья рук. Не засучивали рукава Кирилл Г., Соня, Даша М., плохо намыливали. Сейчас лучше.
Для формирования ЗОЖ используются все режимные моменты например:
Одевание на прогулку. Не могли запомнить последовательность одевания вещей: Кирилл В., Кира, Вера. С родителями была проведена консультация. Проводим работу, что из-под крана пить воду нельзя, только из кулера или из чайника. Советуем родителям чтобы дома тоже объясняли.
Для профилактики простудных заболеваний используем фитонцидотерапию: чеснок-дышать, есть. Родители сделали детям чесночные «киндеры», которые они носят в группе. Каждое утро чеснок кладется свежий.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.
В работе с семьей по формированию потребности в ЗОЖ у детей используются как традиционные так и нетрадиционные формы работы с родителями, такие как: тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Я хочу быть здоровым», фотоэкспозиции «Спорт и здоровье семьи», проводятся консультации: «Как организовать питание ребенка», «Что надо знать о закаливании», «Витамины для детей», «Разговор о здоровом и правильном питании» М.М.Безруких. В октябре провела совместное с родителями мероприятие « Семья и ЗОЖ».
Здоровье - фундамент жизни человека, самая большая ценность. Здоровье надо беречь, потому что здоровый человек красив, всегда в хорошем настроении, может делать интересные дела. Надо радоваться здоровью и заботиться о нем.
Поэтому я в своей образовательной деятельности стремлюсь к созданию условий для формирования у детей первоначальных представлений о здоровье человека и факторах, влияющих на него,
Осознанно-правильной, грамотной, активной позиции в отношении к себе, к своему здоровью, и к своей жизни.
Читайте также |
---|
Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами»
Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами» Дидактическое пособие по развитию речи предназначено для совместной работы с детьми 4-5 лет...
Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка»
Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка» Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики. На полу лежат осенние листья. Ведущая:...
Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»
Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»