Итоговая аттестационная работа по теме «Ситуация общения детей старшего дошкольного возраста, как одна из форм развития коммуникативной деятельности»

 

Бойко Светлана Викторовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №29», Березники.
Научный руководитель: Венкова Зоя Львовна, доцент кафедры общего образования

Краевого Коми-Пермяцкого института усовершенствования учителей, эксперт сферы образования.

 

 

Оглавление.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной деятельности дошкольника в психолого-педагогическом аспекте.

1.1. Понятие общение, и его роль в развитии коммуникативной деятельности.

1.2. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста со сверстниками.

1.3. Организационно-педагогические аспекты использования ситуаций общения в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Экспериментальное изучение ситуации общения детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

2.1.Обобщение и систематизация условий для создания ситуации общения детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Педагогический проект по совершенствованию коммуникативного развития старших дошкольников в условиях организации образовательных ситуаций общения.

2.3. Анализ результатов исследования по проблеме.

Заключение.

Библиографический список.

Введение

Проблема развития общения дошкольников относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии и педагогической практике. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования введено понятие «ситуация общения дошкольников». Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к общению дошкольников со сверстниками, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы, это положение Ж. Пиаже не имея, особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения.

Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления. [2, с.34]

По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека». [5, с.73]

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности и развитии его коммуникативной деятельности.

Коммуникация играет огромную роль не только в жизни человека, но и в становлении развития коммуникативной деятельности. У ребенка должны быть развиты навыки коммуникации, ведь через общение с другими детьми, благодаря широким возможностям к научению, дошкольники приобретают все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение ребенок превращается в личность.

Исследованием коммуникативной деятельности занимались такие отечественные и зарубежные учёные как: А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.П. Буева, В.М. Соковкин, А.Г. Арушановаи другие. А.Н. Леонтьев считает, что общение - определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М. Соковкин анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Л.П. Буева предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. М.И. Лисиной прослежена эволюция потребности в общении в онтогенезе. Ею выделены четыре стадии развития этой потребности.

А.Г. Арушанова отмечает, что формирование разных сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) протекает неравномерно и неодновременно, на различных этапах развития на первый план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование развивающего общения приобретает специфические черты (Арушанова).

Многие педагоги при планировании ежедневной работы сталкиваются с таким термином, как ситуация общения, но не все представляют, как эти ситуации можно применить и организовать правильно в работе с детьми по развитию коммуникативной деятельности.

Ситуация общения – специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направлены на формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», то есть подмечает их в детской деятельности.

Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и другие, в каждой ситуации перед детьми возникает проблема, требующая решения. Тем самым реализуется интеграционный подход в организации образовательной, самостоятельной и совместной деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Поэтому, целью нашей работы является: изучение влияния ситуаций общения на развитие коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект нашего исследования – коммуникативная деятельность дошкольников.

Предмет исследования – ситуации общения в развитии коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие коммуникативной деятельности старших дошкольников протекает наиболее эффективно при организации ситуаций общения.

Задачи:

1. Рассмотреть проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить понятия общения и его влияние на коммуникативную деятельность.

3. Охарактеризовать ситуации общения детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать педагогический проект по совершенствованию коммуникативного развития старших дошкольников в условиях организации образовательных ситуаций общения.

5. Экспериментально исследовать ситуации общения детей старшего дошкольного возраста в практике ДОО.

6. Обобщить и систематизировать опыта работы по проблеме.

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- методы массового сбора материала (беседы, наблюдения);

- диагностические методы;

- психолого-педагогический эксперимент.

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. В первой главе освещается проблема организации ситуации общения старших дошкольников в развитии коммуникативной деятельности. Вторая глава заключается в предоставлении данных исследования, обобщении опыта работы и обработке результатов.

Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной деятельности дошкольника в психолого-педагогическом аспекте

1.1. Понятие общение, и его роль в развитии коммуникативной деятельности

Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. [5, с.85]

Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева), детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.

Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.

Одни исследователи (Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгчлло) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл». Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьева сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятия общения. [9, с.361]

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. [2, с.35]

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело».Например, обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. [3, с.268]

На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты», и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения оценивается и анализируется по следующим компонентам: адресат - субъект общения, адресант - кому направлено сообщение; сообщение - передаваемое содержание; код - средства передачи сообщения, канал связи и результат - что достигнуто в итоге общения. [5, с.294]

Данный подход представлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г.М. Андреевой, Ю.А. Шерковина и других. Это системно-коммуникативно-информационный подход.

Другой распространенный подход к общению, рассматривая его как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

Следовательно, существует несколько подходов к пониманию общения. Наиболее целесообразно рассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности. [3, с.149]

Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева.

Выделяют следующие стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная - в реализации взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная - в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. [5, с.137]

По Лисиной М.И. коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, которые сознательно ориентированы на смысловое восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (или воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга. [16, с. 132]

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения с взрослым, прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Общение в дошкольном детстве происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, до сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

1.2. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста со сверстниками

Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника. [10, с. 44]

Обратимся к определению понятия коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность, как отмечает М.И. Лисина, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.), коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. [15, с. 36]

С точки зрения М.И. Лисиной, общение и коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия. Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнеров и создает для нее оптимальные возможности. Она имеет свои структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.

Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М.И. Лисиной, в несколько этапов.

Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. [4, с. 79]

На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности.

На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.

На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации «знаемого» в «реально действующее».

Последний этап в развитии коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.[21, с. 153]

Как уже отмечалось, нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Выделим те социальные и психологические характеристики личности ребенка, на которые должны ориентироваться педагоги и психологи в процессе осуществления образовательного процесса.

Итак, завершая этап дошкольного образования, ребёнок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.

Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение хорошо выражать свои мысли и желания. [17, с. 65]

Стоит отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования.

На наш взгляд, именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

1.3. Организационно-педагогические аспекты использования ситуаций общения в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Подход к речи ребенка с позиций анализа функций, которую она выполняет, приводит к признанию, что первоначально речь возникает как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка адресованы взрослому, с которым он взаимодействует. В связи с этим необходимо понимать, что речь, а точнее её качество, помогает дошкольнику решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.; помогает, посредством общения со сверстниками и взрослыми, становлению личности, ее мировоззрения. Поэтому, целесообразно использовать, помимо обучающих ситуаций, ситуации общения в совместной с детьми деятельности в различных режимных моментах. [22, с. 146]

 Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

В технологии предлагаемой А. Г. Арушановой рассматриваются две формы организации ситуаций общения – специальные речевые игры (сценарии активизирующего общения) и словесные игры парами. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми - детской языковой и коммуникативной самостоятельности. Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения – это сможет быть досуг, развлечение и т. п. Поэтому избегается название «занятие» применительно к сценариям активизирующего общения, чтобы четко обозначать, что обучение в данном случае совершается в основном во внеурочных формах, при применении косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. [4, с. 120]

Ведь в такой ситуации, как нигде лучше, ребенок видит интерес педагога, желающего поговорить с ним, расспросить о чем-то, ответить на его вопросы. Ситуации общения хороши при решении любой из задач речевого развития детей. При их организации чаще всего «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:

  • «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);
  •  «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);
  •  «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и другие.

 Специально планируемые ситуации общения могут быть игры-викторины:

  • «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок),
  •  «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города),
  •  «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи),
  •  «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности);
  • Утверждения (подготовленные заранее педагогом), требующие завершения, словесные игры, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. [21, с. 56]

Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность («Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история»), пересказ сказки, рассказ о том, что было или будет и т. д. и т. п.

 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Поэтому необходимо поддерживать свою речь с детьми и наглядными средствами, что в свою очередь придает речи красочный характер, заинтересовывая детей. [13, с. 94]

В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Для того, чтобы общаться, ребенок должен обладать целым рядом умений:

  • внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;
  • проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;
  •  уметь выражать свое отношение к предмету разговора — излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;
  •  ясно и последовательно выражать свои мысли;
  •  уметь ориентироваться в ситуации общения;
  •  уметь договариваться, планировать совместные действия;
  •  уметь завершать общение, используя этикетные формулы. [17, с. 24]

 Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

Влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения, к ним подсказывающим вопросом, поощрением. Для развития речи детей педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. [10, с. 113]

Побудить детей к общению на определенную тему помогут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки. Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

 Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. [6, с. 59]

Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяем те же приемы, но усложняем тематику разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения с взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

Таким образом, основным направлением формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни является применение игровых коммуникативных ситуаций.

Глава 2. Экспериментальное изучение ситуации общения детей старшего дошкольного возраста в ДОО

2.1. Обобщение и систематизация условий для создания ситуации общения детей старшего дошкольного возраста

Детский коллектив в группе ДОУ формируется далеко не сразу: сначала воспитатель проделывает большую работу по взаимодействию детей, способствует тому, чтобы они узнали друг друга поближе, научились сотрудничать. Через некоторое время правильная организация общения детей дошкольного возраста начинает приносить плоды в виде самостоятельной деятельности и ее результатов через ситуации общения.

Что нужно детям для полноценного общения?

Позитивная, доброжелательная обстановка, в которой каждый маленький человек может чувствовать себя «в своей тарелке».

Организация исследования: работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад №29» в старшей группе. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, с детьми работают воспитатели Бойко Светлана Викторовна и Сабирова Марина Александровна.

Проанализировав пространство для практического познания мира привели к результатам представленных в развивающей предметно-пространственной среде условий для организации проектирования через уголки с игрушками, «островки творчества», где он сможет слепить что-то из пластилина вместе с друзьями, нарисовать картинку в подарок маме, сплести браслетик из резиночек и т.д.

Неразрывная связь старого и нового: детям чрезвычайно важен эффект новизны. Организация детского общения обычно строится на знакомых ситуациях, но опытные воспитатели обязательно вносят в них что-то свежее. Например, учат малышей творчески поздравлять друг друга с Днем рождения, заинтересованный взрослый, который будет «на одной волне» с детьми и поможет правильно организовать взаимодействие.

Прозрачность требований, которые предъявляются к ребенку, наличие положительного примера. Взрослые, устанавливающие правила общения в дошкольном учреждении, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывая им пример позитивного отношения друг к другу.

Итак, нами выделены следующие условия организации общения детей в дошкольном учреждении: создание развивающей среды, обучение ситуативно-деловому общению, соблюдение режима дня, формирование эмоционально-практического общения.

Создание развивающей среды. Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, воспитатели не только предоставляют пищу детскому воображению, развивают малышей, но и приучают их к общению в процессе совместной деятельности

Обучение ситуативно-деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях и ритмике, в театральных постановках к утренникам и гимнастике. Если сам воспитатель во время занятия оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей

Соблюдение режима дня. Ребенок должен научиться отличать работу от игры, активное бодрствование от отдыха. Воспитатель учит его считаться с мнением и желаниями окружающих, прививает детям правила хорошего тона, навыки самообслуживания

Формирование эмоционально-практического общения. Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.

Из наблюдений за деятельностью детей мы пришли к выводу, что ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», т. е. подмечает их в детской деятельности.

Специально планируемыми ситуациями общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку», «Из какой сказки эти вещи?», «Магазин волшебных вещей».

Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и др. в каждой ситуации перед детьми возникает проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытывать палитру интеллектуальных эмоций: удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

В ходе обобщения условий выделили особенности ситуаций общения как формы работы с детьми:

1. участие в ситуации общения (в основном добровольное);

2. позиция взрослого как партнера по общению;

3. изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций. Взрослый – это человек, который стремиться к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы и т.п.);

4. ситуация планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе;

5. длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;

6. предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

7. ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми. Вывод: соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.

2.2. Педагогический проект по совершенствованию коммуникативного развития старших дошкольников в условиях организации образовательных ситуаций общения

Содержание Пояснения
Название проекта Совершенствование коммуникативного развития старших дошкольников в условиях организации образовательных ситуаций общения «Живет на свете доброта»
Тип Педагогический
Участники воспитатель старшей группы Бойко С.В.,

дети старшей группы, их родители

Масштаб Определяется в зависимости от количества участников, от времени реализации проекта.
Основания для разработки. Проблема. Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями. Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы общения, например, через ситуации общения. Общение же – составляющая часть ее. В процессе такого общения развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное.

Многие педагоги при планировании ежедневной работы сталкиваются с таким термином, ситуация общения, но не все представляют, как эти ситуации можно эффективно применить и организовать правильно в работе с детьми.

Цель Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Задачи
  1. Дать детям представление о доброте, вежливых словах и их роли во взаимоотношениях людей;
  2. Познакомить детей со словами вежливого обращения со сверстниками и взрослыми;
  3. Помочь детям понять, что доброта живёт в добрых делах людей;
  4. Развивать воображение, фантазию, творчество;
  5. Воспитывать желание совершать добрые поступки.
Стратегия и механизмы реализации Формы реализации данных задач:

- фронтальные и подгрупповые занятия;

- индивидуальная работа;

- создание предметно-развивающей среды;

- взаимодействие с родителями.

Все задачи решаются интегрировано в ходе освоения образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Для того чтобы улучшить данные результаты изучены ФГОС ДО, программа воспитания «От рождения до школы» и методическая литература по данной теме. Необходимо приступить к созданию предметно-развивающей среды и созданию условий для комфортного пребывания ребёнка в группе, а именно:

1. Оборудовать игровой уголок, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры "Семья", «Больница», "Парикмахерская». Добавить новые атрибуты, создать условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Шоферы», «Строители» и др.

2. Оборудовать уголок ряженья для театрализованной деятельности и обыгрывания ситуаций общения.

3. Изготовить и подобрать дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающем миром и социальной действительностью («Чем можем – поможем», «Хорошо – плохо, можно и нельзя» и др.), для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей в группе имеются игры: «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение», «Мои эмоции», подобрать коммуникативные игры, игры со сверстниками. Составить и дополнить картотеки.

4. Подобрать в книжном уголке книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают различные эмоции и настроение, картинки с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных, которые будут пополняться в течение года.

5. Разработать план работы по социально - коммуникативному развитию, в который будут включены следующие темы: «Мы дружные», «Новая игрушка», «У нас гости» «Уроки доброты» и другие.

Работу необходимо выстроить по трём направлениям:

- развитие в детях уверенности в себе,

- развитие чувств, желаний и взглядов у детей,

- формирование у детей социальных навыков.

Содержание деятельности по реализации проекта:

  • Формирование потребности (1 половина дня): Дидактическая игра: «Найди доброго героя»; пальчиковая гимнастика «Дружба»
  • Формирование образа желаемого результата (1 половина дня): Чтение сказок и стихотворений о доброте
  • Формирование мотива (1 половина дня): Рассматривание слайдов: «Дорогою добра»; просмотр мультфильма «Дари просто так» (вторая половина дня)
  • Стимулирование целеполагания (2 половина дня): Игра-экспериментирование: «Хорошо - плохо», «Доброе слово лечит»; словесная игра: «Ласковые слова».
  • Стимулирование планирования: обговаривание воспитателя с детьми последовательности реализации задач
  • Координация выполнения действий (первая половина дня): НОД «Живет на свете доброта»; (2 половина дня) игра: «Волшебный мешочек»
  • Анализ: Выявление доброты в поступках, установление, что добрым быть лучше, чем плохим.
Ожидаемые результаты Дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

У детей старшей группы:

Появились и закрепились представления о доброте, вежливых словах и их роли во взаимоотношениях людей;

Расширился активный словарь со словами вежливого обращения со сверстниками и взрослыми;

В детях появилось желание совершать добрые поступки, пришло понимание того, что доброта живёт в добрых делах людей.

Трансляция и результативность проекта
  • Общий уровень достижения образовательного результата детьми и каждого образовательного результата (воспитатель Бойко С.В.)
  • Фото - материалы (воспитатель Бойко С.В.)
  • Презентация «Как мы доброту искали»
Дальнейшее развитие проекта Постоянная, непрерывная работа способствовала социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка через создание условий организации образовательных ситуаций общения.

В перспективе планируется продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизнь – к лучшей адаптации в школе.

2.3. Анализ результатов исследования по проблеме

Уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

Поэтому цель моей работы с детьми - освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через вхождение и организацию ситуаций общения.

Перед собой я поставила ряд задач, которые входят в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», изложены в Федеративном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Формы реализации данных задач:

- фронтальные и подгрупповые занятия;

- индивидуальная работа;

- создание предметно-развивающей среды;

- взаимодействие с родителями.

Для реализации всех этих задач для детей старшего дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, направленное на развитие ситуаций общения, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально - компетентная личность. Для этого в групповой комнате созданы условия для решения поставленных задач в проектировании.

Все задачи решаются интегрировано в ходе освоения образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Работу по развитию социально-коммуникативных навыков и по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через ситуации общения я начала с проведения педагогической диагностики. Из наблюдений за повседневной, игровой деятельностью, за общением детей, решением ситуаций общения и по результатам диагностического обследования, было выявлено, что в группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений. Ребята, не имеющие навыков общения с ровесниками, не умеющие решать ситуации общения часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

№ п/п Образовательная

область

2016-17 уч.г.

начало года

1. «Социально-коммуникативное развитие» 2,5 б.

(50%)

Свою работу выстроила по трём направлениям:

- развитие в детях уверенности в себе,

- развитие чувств, желаний и взглядов у детей,

- формирование у детей социальных навыков.

Первое направление - развитие в детях уверенности в себе. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Проводимые мероприятия по этому разделу были направлены на оказание необходимой помощи каждому ребёнку на преодоление его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также на лучшее понимание других людей и самого себя. Используя игру «Зеркало» знакомила детей с особенностями своей внешности. Каждый ребёнок видел, какой он особенный, непохожий на других.

Использовала добрые обычаи традиции группы. Устраивала «сеансы» равного распределения маленьких подарков через организацию ситуаций общения: бумажек, ленточек, фантиков, что способствовало созданию в группе атмосферы равных прав. Дети чувствовали, что каждого здесь ценят и любят. Раздавала одинаковые медальки после итоговой деятельности в конце недели, хвалила и отмечала успехи каждого, комментируя кому, за, что я дарю медальку.

Проводила НОД (занятия) по теме: «Мы такие разные», «Кто я такой?», «Какой подарок ты хочешь получить», «Ребёнок и кукла», «Отражение в зеркале», «Вкусы бывают разные», где я знакомила детей с отличительными особенностями. Эта деятельность помогала узнавать каждого ребёнка, строить индивидуальную работу, опираясь на предпочтения детей.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то я активно включала в совместную деятельность разнообразные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, которые способствовали развитию социально-коммуникативных навыков у детей. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

Любимой сюжетно-ролевой игрой для ребят моей группы стала: «Семья», здесь мы с детьми всей семьёй приходили в гости, и каждый заказывал своё любимое блюдо. Дети через игру понимали, что вкусы у каждого человека бывают разные, учились общаться, взаимодействовать друг с другом, делиться игрушками. Очень много ситуаций общения было использовано и организованно именно в этой игре.

Использовала игры - драматизации «Девочка чумазая», «Мойдодыр в гостях у ребят».

Так как дети испытывают особую потребность в том, чтобы почувствовать свою значимость и компетентность, мои воспитанники выступали в роли помощников и защитников. Они охотно приходили на помощь игрушечным животным, куклам.

Вторым направлением в работе по социально-коммуникативному развитию было развитие чувств, желаний и взглядов у детей младшего возраста, которое призвано научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей вводила игры «И весело и грустно», «Собери настроение», «Эмоциональное лото», «Мир эмоций»

Чтобы помочь детям понять, кто такой друг, как с ним играть я использовала различные игровые ситуации: "Ласковые слова", "Позови друга". Проводила НОД по теме: «Как мы выражаем свои чувства», «Грусть, радость, спокойствие», «Изменение настроения». Занятия помогали детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, определять их по внешним признакам.

В работе на сближение детей, развитию доверия использовали игры «Доброе животное», «Паровозик», «Пузырь».

Тактильные контакты друг с другом помогали сплочению детского коллектива, пониманию чувств других, физическому выражению своих чувств, оказывали поддержку и сопереживание.

Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить:

- игровые и бытовые ситуации «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет, и культура общения, встречи гостей и сближении детей);

- Рассматривание картин, отражающих знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (радость, страх, грусть) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния. В процессе игры, на познавательных занятиях, экскурсиях по детскому саду расширяла представления детей о целях человеческой деятельности (покупка продуктов и приготовление еды, стирка и уборка, строительство, лечение болезней и др.)  

Третьим направлением моей работы стало формирование у детей социальных навыков: Знакомила их с правилами общения. Помогала детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение. Знакомила детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании и др. Беседовала с детьми об одиночестве и объясняла преимущества дружбы.

Одним из важнейших условий комфорта в группе является наличие понятных и единых для всех правил жизни группы. Основная группа запретов касалась личной неприкосновенности, уважения к деятельности и её результатов, например, нельзя бить других детей, нельзя портить их игру, причинять боль другим животным, не вдаваясь в длинные объяснения «нельзя - значит нельзя». Своими правилами, я закладывала традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга.

Большой эффект в развитии навыков и решению ситуаций общения дает театрализованная деятельность. Ребенок, оказавшийся в позиции актера- исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди.

При восприятии произведений художественной литературы, стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, боль, огорчение, обиду. На материале сказок, рассказов дети учатся оценивать характеры героев, их поступков, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Чтобы в моей группе установились тесные взаимоотношения, я каждый день начинала с утреннего приветствия всех детей. Мы с ними приветствовали друг друга, используя литературное слово:

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, солнечный денёк,

Мы живём в одном краю.

Всех я вас приветствую.

Здесь я хвалила каждого ребёнка, обращала внимание на внешний вид. Дети гладили друг друга по голове, обещая не ссориться, рассказывали о событиях, которые происходили дома и в детском саду. Мы слушали тихую музыку и радовались наступающему дню.

Ещё традицией нашей группы стало проведение в конце дня общего итогового сбора «Круг добрых дел», где мы с ребятами вспоминали и рассказывали обо всём хорошем, что за этот день случилось. Каждый ребёнок совершал добрый поступок, и я каждого за что-то хвалила.

В группе имеется сундучок добрых слов и копилка добрых дел: это накопление сердечек детьми за добрые дела, сделанные ими в течение месяца - это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения.

В совместной деятельности дети упражнялись в умении вести доброжелательную беседу по телефону: игры «Телефонный разговор», «Вставь вежливое словечко», «Закончи сказку». Знакомила с правилами поведения, принятыми в обществе, использовала дидактические игры и упражнения. Например, «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты» учила детей видеть в своих товарищах положительные черты, говорить им хорошее, приятное.

Особое значение для социально-личностного развития имеет трудовое воспитание. Важно пробудить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

Поддерживала стремление детей оказывать помощь друг другу, игрушкам, по мере сил взрослым в их трудовой деятельности. Обеспечивала детей необходимыми, соответствующими их возрастным возможностям, привлекательными орудиями труда. Для развития социальных норм поведения, приучала детей к самообслуживанию.

Формируя уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, использовала беседы о семье, например: «Моя любимая мама», «Что может мой папа», «Почему взрослые хмурятся», «У нас гости» и др., беседовала по содержанию прочитанных произведений о семье, родителях.

В помощь детям при общении со сверстниками предлагала игровые занятия и упражнения, которые помогали ребенку понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. Использовала дидактические игры: «Собери весёлое лицо, грустное», «Почему мама сердится», «Почему мама радуется». Здесь я предлагала сюжетные картинки, изображающие эмоции мамы.

Чтобы моя работа по социально-коммуникативному развитию была более эффективной, я привлекала и родителей. Я старалась вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Для этого использовала различные формы работы: анкетирование, консультации, беседы, родительские собрания, совместные праздники детей и взрослых, организовывали участие родителей с детьми в конкурсах. Так на родительском собрании «Азы вежливости» познакомила с влиянием поведения взрослых на общение детей в детском коллективе. Подготовила консультации «Влияние семьи на формирование поведение ребенка», «Правила поведения в процессе общения с детьми», «Советы родителям по воспитанию поведения», «Формирование коммуникативных умений у детей».

Для родителей представлен плакат «Утреннее приветствие», текст которого желает доброго утра и хорошего настроения в течение дня.

Об эффективности работы проведённой в течение учебного года по данному направлению можно судить по результатам диагностики.

№ п/п Образовательная

область

2016-17 уч. г.

конец года

1. «Социально-коммуникативное развитие» 4 б.

(80%)

У детей моей группы:

- наблюдается уверенность в своих силах,

- развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру и социальной действительности;

- улучшилось речевое общение;

- сформировалось представление о решении элементарных конфликтных ситуаций;

- сформировалось уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.

Все дети:

- могут распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний;

- познакомились с нормами и правилами общения.

Ещё об эффективности работы по данному направлению можно судить по поведению детей, по созданию благоприятной комфортной обстановке, которая установилась в группе, что дети с радостью приходят в детский сад.

Постоянная, непрерывная работа способствовала социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизнь – к лучшей адаптации в школе.

В своей работе я постараюсь, чтобы доброе начало, тот фундамент, который мы построили с детьми в старшей группе, укреплялся и по кирпичику дошёл до своей вершины. Мне, хочется, чтобы мои воспитанники были социально-подготовленными, вступая в школьную жизнь.

Заключение

Итак, подводя итог всей работы, хочется отметить, что ситуации общения - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, в общении ребенка со сверстниками возникают довольно разные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Рассмотрев понятие общения можно выделить основные характеристики: целенаправленность, взаимодействие с целью достижения общего результата.

Именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Основным направлением формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни является применение игровых коммуникативных ситуаций.

Ситуации общения хороши при решении любой из задач речевого развития детей. При их организации чаще всего «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.

Общим же во взглядах исследований можно отметить следующее неопровержимое и поддержанное в той или иной мере утверждение: дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка.

Нами была организована опытно – экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, через технологию проектирования, заданная целью изучение влияния ситуаций общения на развитие коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Постоянная, непрерывная работа способствовала социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

У детей моей группы:

- наблюдается уверенность в своих силах,

- развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру и социальной действительности;

- улучшилось речевое общение;

- сформировалось представление о решении элементарных конфликтных ситуаций;

- сформировалось уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.

Все дети:

- могут распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний;

- познакомились с нормами и правилами общения.

Наша гипотеза развитие коммуникативной деятельности старших дошкольников протекает наиболее эффективно при организации ситуаций общения нашла свое подтверждение.

 

 

Библиографический список

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. -2005. -№5. - М.. - С.24 – 26.
  2. Андреев П.В. Психолого-педагогические условия развития психологической готовности дошкольников к взаимопомощи: автореф. дис. канд. псих.наук: 19.00.07. – Самара, 2008. – 26с.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл: Аcаdеmiа, 2010. –447с.
  4. Арушанова А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы // Дошк. восп. - 1999 - № 2.
  5. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников: Детский сад, 2011, № 1.
  6. Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  7. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 366с.
  8. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие. М., 2005. - 44 с.
  9. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010г.Москва ТЦ «Сфера» - 65 с.
  10. ДыбинаО.В., ЕникО.А., ПеньковаЛ.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2008. – 41с.
  11. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера.М., 2011.
  12. Иовлева Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте: дисс. …канд. псих.наук: 19.00.07. –М., 2006. – 145с.
  13. Киселева Л. С., Т.А.Данилина, М.Б.Зуйкова, Т.С.Лагода Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Л.С. Киселева. - М.: Сфера,2004.
  14. Клюева Н.В.Общение: Дети 5-12 лет/ Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 157 c.
  15. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М. 2011.
  16. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ «Сфера» - стр 61.
  17. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.
  18. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 2011. - С. 321-354.
  19. Литовкина А.В., Еремина О.Н., Хайминова А.В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста: Молодой ученый. №21. 2015.
  20. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ «Сфера» - 60 с.
  21. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция: Учеб. - метод. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 158с.
  22. Столяренко Л.Д. Психология личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 574с.
  23. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников// Дошкольная педагогика. 2010 №1
  24. Украинская О. Н., Микова М. Е., Шатерникова И. В. Развитие речи дошкольника через ситуации общения // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 665-667.
  25. Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ «Сфера» - 126 с.




Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста   Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют...

«Пусть поиграет» игровая сценка на праздник 23-е февраля

«Пусть поиграет» игровая сценка на праздник 23-е февраля Дед в стороне увлеченно играет ракетой бегает. Время от времени вскрикивает Радостно-удивленно:  Ух, ты! ...

Конспект интегрированного бинарного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Прогулка…

Конспект интегрированного бинарного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Прогулка по весеннему лесу» Интеграция областей: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно...


Комментарии





В блогах

План работы по нравственному воспитанию в группах 6-7 лет

                                                                 ПЛАН РАБОТЫ            ...

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Конспект игрового занятия для детей второй группы раннего возраста «Цирк»

Цели: Расширить знания детей о цирке. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине, геометрических фигурах. Учить детей определять количество предметов на ощупь, тяжесть-легкость предметов. Продолжать учить детей определять свое положение в пространстве, понимать понятия...

план - конспект НОД ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление целого квадрата на…

План-конспект занятия по математике в старшей группе «Деление целого квадрата на части» Цели: упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали, учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников. Материал: листы голубого картона А4...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство