Педагогический опыт по теме:
«Проектный метод, как развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста»

 

Введение

Проектный метод – важная составляющая комплекса педагогических технологий. Метод проектов возник в 1920-х г.г. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образования, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж.Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах В.Килпатрика, Э.Коллингса. Определяя программу школы, работающей по методу проектов, В.Килпатрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретённые от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребёнка реальностью, соответствует детским интересам. В.Килпатрик предлагает строить обучение на основе расшерения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся. Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г Кагаров в 1926г. писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широко определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» (определение В.Килпатрика). Е.Г Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода: - исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня; - школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия; - дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно её выполняют; - проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение. Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т.Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они провозгласили его средством преобразования школы учёбы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Актуальность темы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия. Однако, взаимосвязь между разделами программы не даёт такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать их. Развивая у ребёнка потребность получать знания о природе, о себе, как о представителе человеческого рода, а людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и её продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребёнка. В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

Теоретические обоснования опыта

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Специалисты осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребёнку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является психология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какие предметы использовать, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации.

Типы проектов:

  1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
  2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы).
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
  4. Творческие (оформление результата виде детского праздника, детского дизайна).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов в том числе: комплексные («Мир театра», «Книжкина неделя»), межгрупповые («Математические коллажи», «Времена года»), творческие («Мои друзья», «Рябины России», «Любимые сказки»), групповые («Познай себя», «Подводный мир»), индивидуальные («Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука»), исследовательские («Мир воды», «Питание и здоровье»).

По продолжительности они бывают краткосрочными (1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить об этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- формировать различные представления;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

- формирование эмоциональной заинтересованности;

- знакомство с предметами и действиями с ними;

- развитие мышления и воображения;

- речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- осознание поставленной цели;

- овладение различными способами решения поставленных задач;

- способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

- поиск различных средств достижения цели.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

- потребности в создании собственной картины мира;

- навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- выявить проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

Цель, задачи.

Цель педагогического опыта: развивать свободную творческую личность ребёнка.

Задачи:

  1. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
  2. Приобщать детей к процессу познания, формируя предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
  3. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
  4. Развивать творческое воображение, творческое мышление.
  5. Развивать коммуникативные навыки.

Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:

  1. Изучить разделы в программе «Детство» (под редакцией Т.И.Бабаевой).
  2. Изучить статьи в журнале «Дошкольное воспитание», «Обруч».
  3. Изучить статьи в журнале «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
  4. Изучить статьи в интернете по теме «Проектный метод».
  5. Изучить книгу Л.С.Киселёва «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
  6. Изучить статьи в журнале «Старший воспитатель» по теме опыта.

Опыт работы

Свою работу по теме «Проектный метод, как развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста» я начала с изучения методической литературы.

Прочитав статью в журнале «Обруч» №5 за 2005г., где рассказывается о проекте с детьми младшей группы «Дождик для клёна», я решила разработать свой проект и назвала его «Берёза моя белая, берёза кудрявая». Он, конечно же, посвящён берёзе и другим объектам природы

При произнесении слова «берёзка» у каждого русского человека возникают свои ассоциации: это или необыкновенной красоты дерево – символ России, или старый родительский дом с берёзкой за околицей. У кого-то мгновенно всплывают в памяти строки великого поэта С.Есенина «Белая берёза под моим окном…».

Мой проект   долгосрочный, творческий, групповой, подражателно-исполнительский. В него вовлечены педагоги группы, дети 2 младшей группы, специалисты дополнительного образования, родители.

Цель проекта: развивать творческую личность ребёнка.

Задачи: приобщать детей к процессу познания, формировать различные представления о живой и неживой природе, побуждать детей к совместной поисковой деятельности, развивать мышление, воображение, вовлечь родителей в создании творческого проекта.

Начала я свою работу над практической частью проекта с того, что нарисовала берёзу на дверях группы и на собрании познакомила родителей группы с проектом и работой над ним в течение всего учебного года. Затем стала работать с детьми и педагогами дополнительного образования над реализацией проекта. Вместе с детьми я раскрашивала гуашью желтого и зелёного цвета вырезанные листья берёзы; клеили воробьёв и синиц; рисовали снежинки (гуашь с солью); ягоды рябины пальчиками; клеили жёлуди для белочки в свободное время, а грибы на занятии с изо. руководителем; рисовали «Весеннее облако», весной лепили птиц и садили их в гнёзда. Так же мы рисовали ладошками лучи осеннего, зимнего и весеннего солнца, которые были прикреплены над берёзой и светили в зависимости от времени года то жёлтым, то красным цветом. Вся работа, которая была выполнена с детьми, отражалась на берёзе на дверях в группе. В свободное время и на занятиях читала рассказы, стихотворения, потешки по временам года; заучивала стихотворения; проводила дидактические игры: «Подбери листик по цвету», «Чем похожи, чем отличаются», «Угадай птицу по описанию»; «Угадай время года по описанию»; наблюдала за берёзой на участке осенью, зимой и весной; вместе с физ.инструктором играли в подвижные игры на занятиях по физическому развитию и в свободное время. А с музыкальным руководителем разучивали песни по временам года, играли в музыкальные игры: «Лиса и зайцы», «Воробушки и автомобиль», имитировали движения животных и птиц. С моей помощью ребята составляли небольшие рассказы о берёзе и об объектах природы, которые связаны с ней. В течение года были обыграны игровые ситуации: «Осеннее одеяло», «Беличьи запасы», «Берёза и птицы», «Солнечные лучики» (игры с зеркальцем). Проведены занятия: «Как животные готовятся к зиме», «Дикие животные», «У кого какие шубки», «Птицы».

Зимой мы изготавливали цветные льдинки и украшали берёзу под Новый год.

В мае мы наклеили с детьми около берёзы первые цветы, бабочки, капли дождя, а на самой берёзе развесили серёжки.

Практическая часть работы над проектом освещена в альбоме и была представлена вниманию родителей на собрании.

Работая над проектом, мои ребята наблюдали и исследовали, изготавливали поделки, играли, размышляли, фантазировали, делали выводы.

Так же во второй младшей группе был осуществлён проект по теме «Комнатные растения – наши друзья».

Цель: обогащать представления детей о комнатных растениях.

Задачи:

  • Приобщать детей к процессу познания.
  • Формировать различные представления о комнатных растениях, используя модели.
  • Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
  • Развивать мышление, воображение.
  • Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Вид: долгосрочный, творческий, групповой, подражательно-исполнительский.

Участники: воспитатели второй младшей группы, дети.

Во время реализации проекта дети уточняли знания о комнатных растениях: имеют корень, стебель, листья, цветок; о необходимости растений во влаге, свете, тепле, воздухе, используя модели, закрепляли способ ухода за растениями: правильный полив. В ходе проекта у детей развивались внимание, память, любовь к комнатным растениям, желание за ними ухаживать.

На следующий год мои ребята подросли (мы перешли в среднюю группу), изменилось и содержание проектов.

Когда в интернете я нашла проект о городе Усть-Илимске, я решила его переработать по своим детям и родителям. Так я приступила к реализации проекта «Наш родной Улькан».

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой.

С этой целью был и разработан этот проект, в котором идея воспитания детей на традициях патриотизма и гражданственности вписывается в общую систему нравственно-патриотического воспитания детей. Работа по взаимодействию с семьей позволила привлечь к реализации данного проекта и родителей наших воспитанников.

Работа над проектом осуществлялась в преддверии 35-летия п.Улькан. Вся работа с детьми строилась по образовательным областям. Начали мы свою работу с экскурсий по посёлку. Мы ходили на почту, на вокзал, в магазин, смотрели на двухэтажные и пятиэтажные дома посёлка, фотографировались возле милиции и начальной школы. Так же играли в сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Рыбалка на реках Улькан и Киренга».

Мною была составлена карта-схема территории детского сада и прилегающих домов. А потом вместе с детьми мы её рассматривали и узнавали детский сад, участки, дома, которые расположены рядом. Детям были прочитаны пословицы и поговорки о семье, сказки «Зимовьё зверей», «Как собака друга искала» и другие.

Вместе с изо. руководителем дети рисовали любимый посёлок и свою семью. На занятии «Что значат наши имена» дети познакомились с именами, которые давали родители своим детям в Древней Руси, а на занятии «Мой родной Улькан» узнали о природе родного края, о достопримечательностях посёлка. Итогом работы над проектом было создание фотоальбома «Улькан – чистая вода», альбом с рисунками и рассказами о семье.

Благодаря этому проекту дети больше узнали о своём родном посёлке, его достопримечательностях, накопили практические навыки: сочиняли, рисовали, фантазировали.

Прочитав в журнале «Воспитатель в ДОУ» проект «Мамы разные нужны», я решила его воплотить в жизнь. Этапы проекта меня полностью устраивали. Я внесла в него лишь небольшие изменения.

Задачи проекта:

  • уточнить и расширить знания детей о профессии мамы;
  • сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни ребёнка, семьи;
  • совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну;
  • развивать творчество, фантазию, воображение;
  • вовлекать родителей в работу над проектом;
  • воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.

На первом этапе проекта мы вместе с детьми рассматривала иллюстрации о людях разных профессий, беседовала с детьми о профессиях врача, повара, парикмахера, строителя, продавца, проводила дидактические игры: «Чудесный сундучок» (закрепление знаний об инструментах, которыми пользуются люди разных профессий в своей работе), «Кто, чем занимается?» (закрепление названия действий, совершаемых людьми разных профессий в процессе работы). Также мамам дала домашнее задание – рассказать детям кем и где они работают.

На втором этапе проекта дети с изо. руководителем, который тоже был вовлечён в работу над проектом, рисовали «Портрет мамы», а затем на занятии по аппликации украшали его бусами из мятой бумаги. Задавая вопросы детям, я узнала, о том какие у ребят мамы, чем они любят дома заниматься и как крепко их любят дети. Вместе с детьми мы играли в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», где дети закрепляли знания о профессиях мам, бабушек и понимали значимость мам в их жизни. Я читала детям произведения С.Михалкова «А что у вас?», Е.Благининой «Вот какая мама», «Посидим в тишине» и другие. На третьем заключительном этапе проекта была организована выставка детских работ «Портрет моей мамы», выставка «Мамины умелые руки», фотовыставка «Моя мамочка и я!». Музыкальным руководителем был придуман сценарий к 8 марта и вместе с педагогами и детьми представлен на обозрение мамам и бабушкам. После развлечения дети вместе со своими мамами и бабушками пили чай со сладостями. Я довольна результатами проекта, ведь дети с удовольствием рассказывали о мамах, рисовали, творили, гордились своими любимыми и дорогими мамочками.

В подготовительной группе вместе с детьми был реализован экологический проект «Цветочная палитра».

Продолжительность: 3 месяца.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители.

Цель: сформировать у детей ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру.

Задачи:

  • Заинтересовать детей в создании цветочной клумбы.
  • Познакомить детей с приемами подбора растений для цветочной клумбы.
  • Учить отбирать растения для будущей клумбы с учетом их внешних признаков и условий роста.
  • Продолжать учить детей садить семена разных цветочных культур и ухаживать за ними во время роста.
  • Продолжать знакомить детей с приемами посадки растений в цветочную клумбу.
  • Развивать познавательную и творческую деятельность детей.
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности при выполнении работы, чувства удовлетворения за полученный результат.

Вместе с детьми мы решили создать цветочную клумбу на участке. Сначала я познакомила детей с приемами подбора растений для цветочной клумбы. Затем произвели отбор растений для будущей клумбы с учетом их внешних признаков и условий роста, создали эскиз, набросок будущей клумбы и занялись посадкой семян в ящики с землёй для получения рассады. В течение роста растений ухаживали с ребятами за росточками: поливали, рассаживали, рыхлили землю. А так же вели наблюдение за их ростом и развитием, фиксируя результаты. А в начале лета высадили готовые растения в свою клумбу и продолжили ухаживать и наблюдать за ростом и развитием.

Участие детей в данном экологическом проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру, дети познакомились с приёмами отбора растений, закрепили знания о посадке семян и высадке готовых растений в клумбы.

Работа с родителями.

Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.

Родители принимали участие в реализации проекта «Берёза моя белая, берёза кудрявая». Папы изготовили кормушки, а дедушка скворечник, которые мы повесели на улицу, и наблюдали за птицами, прилетающими в «столовую». А весной смотрели, как в скворечнике появились птенчики.

А в ходе проекта об Улькане родители дома составляли небольшие рассказы об Улькане, своих родных и близких. Также были изготовлены одно- и многоэтажные дома нашего посёлка для организации игр по ПДД.

Родители также были вовлечены во второй этап проекта «Мамы разные нужны». Мамы принесли фотографии, где они со своими любимыми детьми (вместе с детьми мы оформили газету). Также мамы принесли поделки на выставку «Мамины умелые руки», которая прошла в группе. А в заключительной части проекта участвовали в развлечении к 8 марта, и пили чай с кулинарными шедеврами, которые приготовили любимые мамочки.

В экологическом проекте «Цветочная палитра» родители оказали помощь в приобретении цветочных семян и помогли в высадке цветочной рассады на клумбы.

Выводы.

Проведённая мною работа по теме «Проектный метод, как развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста» имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что мой опыт работы является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание познавательному и творческому развитию дошкольников в проектной деятельности.

Теоретическая база опыта.

  1. Программа «Детство» (под редакцией Т.И.Бабаевой).
  2. Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
  3. Журнал «Старший воспитатель» № 9/2009г. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ».
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6/2003г.
  5. Статьи в интернете:
  • «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» (http://sad37.oskoluno.ru).
  • «Проектная деятельность в детском саду» (http://nsportal.ru).
  • «Технология проектной деятельности в детском саду» (http://nsportal.ru).

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Дидактическая игра «Цветные ежики» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ. Тема…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ Тема «Дикие животные» Возрастная группа 4-5 лет. Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение...

Проект «В дружной семье и в холод тепло»

Проект «В дружной семье и в холод тепло» (Для детей 2 младшей группы с НОДА)   Этапы проекта Содержание Формы и методы работы I. Подготовительный этап Задачи: 1...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки»

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки» Интересная и увлекательная игра для детей 6-7 лет. Разработана игра для развития моторики. Материалы: палочки для...

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от…

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от 1,6 - 3 лет) Цель: Познакомить детей со сказкой «Курочка ряба», вызвать желание...