Семинары – эффективная форма методической работы с педагогическими кадрами
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №80» я, как заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, использую разнообразные формы работы с педагогическим коллективом, которые представлены в виде двух взаимосвязанных групп:
(групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микро - и макрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);
(индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).
Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, я учитываю их оптимальное сочетание между собой.
Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.
Практический семинар «Формирование у детей познавательных интересов»
Цель: Создание модели организации познавательно-исследовательской работы с детьми 2-7 лет.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с педагогическими условиями возникновения познавательных интересов у детей.
2. Определение путей развития познавательных интересов у дошкольников.
Тема занятия | Форма проведения | Задание педагогам |
Занятие № 1.
Тема «Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей»
План
1. Создание ситуаций для ощущения радости первых открытий. 2. Познавательная детская литература. 3. Устройство и содержание познавательных центров в группах ДОУ. |
Лекция
|
Подготовить выставку детской познавательной литературы
|
Занятие № 2.
Тема «Методы организации и осуществления познавательно-исследовательских действий».
План
1.Методы организации и осуществления чувственного восприятия окружающего мира и объектов исследования. 2.Методы организации и управления практической познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников.
|
Круглый стол
Обмен опытом
|
Составить конспекты занятий, включающих познавательно-исследовательскую деятельность
|
Занятие № 3.
Тема «Опыты и экспериментирование в творческом процессе познания»
|
Обмен опытом
|
Привести примеры проведения опытов и экспериментов познавательного плана, дать оценку значения экспериментирования для развития мыслительных операций у детей.
|
Занятие № 4
Тема «Методы организации контроля и самоконтроля эффективности познавательной деятельности»
|
Консультирование
|
|
Занятие № 5
Тема «Установление детьми связей и закономерностей как результат познавательно-исследовательской деятельности»
Подведений итогов семинара. |
Анализ открытых просмотров занятий |
План проведения семинара на тему «Система воспитания индивидуальности дошкольников»
(на основе опыта МБДОУ «ЦРР № 53» г. Воронежа)
Цель: Знакомство педагогов ДОУ с цельной системой всестороннего воспитания и развития индивидуальности каждого ребенка.
Задачи:
1. Вооружить педагогов практическим материалом для индивидуальной работы по сотрудничеству ДОУ с семьей, по адаптации ребенка к ДОУ, по организации игровой, трудовой, самостоятельной деятельности.
2. Познакомить педагогов ДОУ с современными формами организации, методами и приемами работы с детьми по развитию коммуникативных умений у детей 3-7 лет.
Тема занятия | Форма проведения | Задание педагогам |
Занятие № 1
1. Аннотация на пособие В.Н.Волчковой, Н.В.Степановой «Система воспитания индивидуальности дошкольников»
2. Сотрудничество с семьей в организации воспитательного процесса: а/ задачи воспитания в различных видах деятельности; б/ формы работы с родителями |
Лекция
|
1. Поместить в уголок для родителей советы по организации развивающей среды дома.
2. Провести с детьми ряд игр по эмоциональному развитию 3. Включить в план проведения родительских собраний темы об играх и игрушках для детей. |
Занятие № 2
Тема «Общение ребенка со взрослыми и сверстниками».
1. Ребенок познает себя 2. Общение ребенка с детьми. 3. Общение ребенка со взрослыми сверстниками. 4. Развитие произвольности в поведении детей. |
Мастер-класс педагога-психолога
|
1. Составить диагностические карты на определение уровня общительности ребенка.
2. Поместить в родительские уголки консультацию «Развивающие игры для гиперактивных детей»
|
Занятие № 3.
Тема «Трудовая деятельность ребенка»
1. Воспитание ребенка в трудовой деятельности. 2. Освоение гигиенической культуры. 3. Знакомство с трудом взрослых. 4. Работа с родителями по вопросам нравственно-трудового воспитания. 5. Обсуждение результатов диагностики уровня сформированности у детей 4-7 лет навыков самообслуживания 6. Подведение итогов семинара. |
Круглый стол | Составить планы индивидуальной работы с детьми по проблеме семинара на учебный год. |
План семинара на тему «Современные тенденции социально-эмоционального развития дошкольников»
Цель: Определение места программы «Я – Ты - Мы» О.Князевой, Н.Маханевой в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Определить содержание, методы и приемы социально-личностного развития детей 3-7 лет на современном этапе.
2. Выявить пути интеграции программы в образовательный процесс.
Тема занятия | Форма проведения | Задание педагогам |
Занятие № 1.
Тема «Психологические особенности социально-личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»
1. Понятие общечеловеческих ценностей. 2. Социальная восприимчивость дошкольника. 3. Понятия добра и зла у детей. 4. Значение игры в социализации дошкольника. |
Лекция
|
Приобрести в каждую группу программу «Я – Ты - Мы» с приложениями
|
Занятие № 2:
Тема «Самооценка, ее роль в развитии дошкольника»
1. Значение оценки взрослого для ребенка, как оценивать. 2. Психологические травмы. 3. Развитие самооценки от рождения до 7 лет. 4. Адекватные формы самопроявления и самовыражения. |
Консультация педагога-психолога
|
Приготовить примеры некоторых форм самовыражения у детей
|
Занятие № 3.
Тема «Ребенок в группе сверстников»
1. Усвоение моральных норм. 2. Иерархия мотивов. 3. Становление самосознания |
Деловая игра
|
Составить карту обследования социально-личностного развития детей на каждый возраст ( на основе программы)
|
Занятие № 4
Тема «Вариативность программ социально-личностного развития детей дошкольного возраста»
1. «Я – Ты - Мы» О.Князевой, Н.Маханевой 2. «Мир - прекрасное творенье» - программа основы православной культуры для дошкольников Л.П.Гладких. Курск, 2008. 3. «Я и мир вокруг меня» - индивидуализированная программа по приобщению ребенка 4-7 лет к социальному миру. Т.П.Колодяжная, М., 2008 4. Методическое пособие с демонстрационным материалом «Беседы по картинкам»: «Уроки доброты» «Наш детский сад» «Чувства и эмоции» «Я развиваюсь» 5. Подведение итогов семинара. |
Круглый стол, обмен опытом | Составить и провести занятие по программе (на выбор), сделать самоанализ |
План проведения теоретического семинара на тему «Воспитание коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста»
Цель: Вызвать у педагогов озабоченность все чаще встречающимися проявлениями негативного поведения у детей (агрессия, лживость, замкнутость, подавленность).
Задачи:
1. Научиться выявлять и понимать причины и мотивы негативного поведения у детей 3-7 лет.
2. Определить пути педагогического воздействия для установления психологического комфорта и душевного равновесия каждого ребенка.
Литература:
1. Психология дошкольника. В.С.Мухина. М., Просвещение, 1975.
2. Его Величество – ребенок. /А.Баркан. М., «Столетие», 1996.
3. Азбука общения. Л.М.Щепихина. С-Петербург.
4. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
Тема занятия | Форма проведения | Задание педагогам |
Занятие № 1.
Тема «Проблемы нравственного воспитания дошкольников на современном этапе» (по материалам конференции Т.Н.Дороновой). |
Лекция
|
Сделать выборку статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», касающихся данной темы. |
Занятие №2
1. Обзор статей журналов по проблеме семинара.
2. Психологическое обоснование причин отклонений в поведении дошкольников («Нестандартный ребенок») |
Круглый стол
|
Подготовить выступления по отдельным видам негативных проявлений в поведении детей (вредные привычки, ложь, застенчивость, агрессия и др.)
|
Занятие № 3.
Выступления воспитателей:
- Застенчивые дети.
- Гиперактивный ребенок. - Детская лживость. - Ребенок – воришка. - Агрессивный ребенок. - Патологические привычки у детей. - Аутичный ребенок. |
Сообщения воспитателей
|
Продумать методы и приемы работы с детьми, совершающими негативные поступки.
|
Занятие № 4.
1. Взаимосвязь мотивов поведения детей с их возрастом.
2. Выбор методов воспитания и педагогического воздействия. 3. Подведение итогов семинара. |
Обмен опытом |
План теоретического семинара на тему «Гендерное воспитание в детском саду»
Цель: Знакомство педагогов с особенностями социально-полового воспитания детей дошкольного возраста.
Задача: Сформировать у педагогов осознанное отношение к планированию и построению образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному празднику.
Тема занятия | Форма проведения | Задание педагогам |
Занятие № 1.
Тема«Гендерное воспитание в детском саду»
1. Биологический и социальный пол – гендер. 2. Из истории раздельного обучения. |
Лекция
|
Провести опрос детей группы «Почему ты думаешь, что ты мальчик (девочка)?
|
Занятие № 2.
Тема «Девочки и мальчики»
1. Проверка домашнего задания, обобщение результатов. 2. Дискуссия «Чем отличаются методы воспитания девочек и мальчиков?» |
Лекция
Дискуссия
|
Сделать анализ предметно – развивающей и игровой среды своей группы с точки зрения мальчиков и девочек.
|
Занятие № 3.
Тема «Игра в жизни дошкольника»
1. Место для игр девочек и мальчиков. 2. Игрушки для девочек. 3. Игрушки для мальчиков. 4. Выставка «полезных» игрушек с точки зрения воспитания будущей мамы и защитника семьи – мужчины. |
Круглый стол, консультация, обмен опытом
|
Составить проекты игровых зон в группе |
Занятие № 4.
1. Модель поло-ролевого образования в детском саду.
2. Презентация проектов игровых зон. 3. Дидактическое построение уголков для мальчиков. 4. Анализ планов работы групп. 5. Подведение итогов семинара. |
Презентация,
консультация. |
План семинара - практикума на тему «Технологии и методы развивающего обучения»
Цель: Знакомство педагогов с концепцией развивающего обучения.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов ДОУ по технологии развивающего обучения.
2. Рассмотреть различные методики развивающего обучения.
Тема занятия | Форма проведения | Задание педагогам |
Занятие № 1.
1. Суть терминов (выведение определений нужных слов и понятий, часто встречающихся в ходе семинара).
2. Что есть «истина»? 3. Процесс и ступени развития. 4. «Закон семи нет». |
Лекция
|
Изобразить схемы ступеней развития человека.
|
Занятие № 2.
1. Содержание образования.
2. Формы обучения. 3. Этапы обучения. 4. Концепция развивающего обучения. 5. Соотношение между обучением и развитием. |
Лекция
|
Составить конспект алгоритма развивающего занятия.
|
Занятие № 3.
1. Систематизация технологий.
2. Черты технологий. 3. Алгоритмы технологий. 4. Разбор конспектов развивающего обучения, составленных педагогами: - формирующие; - развивающие; - личностно – ориентированные.
|
Лекция, практикум
|
|
Занятие № 4.
1. Методы обучения:
- методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности; - методы организации познавательной деятельности; - методы контроля и самоконтроля.
|
Консультация | Открытый показ воспитателями занятий с детьми по составленным конспектам. |
Занятие № 5.
1. Практические методы обучения.
2. Логические методы обучения. 3. Гностические методы обучения. 4. Практическая часть: разработка технологий метода поощрения и метода наказания. 5. Подведение итогов семинара. |
Литература:
1. БСЭ, т.18, М., 1976
2. Современные педагогические технологии. Гульчевская В.Г., Р. н/Д, 2003
3. Технологии понимания. Кулагина И.О.
4. Методы обучения. Тернова И.П.,Уч. пособие, Таганрог, 1996
5. Педсоветы, семинары. Елжова Н.В., Р.н/Д, 2008.
План семинара на тему «Пути формирования у детей 2-7 лет навыков общения со сверстниками»
Цель: Вооружить педагогов знаниями поэтапного развития коммуникативных навыков у детей 2-7 лет.
Задачи:
1. Рассмотреть формы, методы и приемы формирования у дошкольников навыков общения со взрослыми и сверстниками.
2. Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных навыков у детей 2-7 лет.
Литература:
1. Щепихина Л.М., Защеринская О.В., Воронова А.П.. «Азбука общения» (Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6 лет). С-П.,2000 г.
2. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.,Прос.,1975 г.
3. А.Баркан. «Его величество – Ребенок». М., 2003 г.
Тема занятия | Форма проведения | Задание педагогам |
Занятие № 1.
«Общение – основная потребность человека» |
Лекция
|
|
Занятие № 2.
«Основные этапы формирования коммуникативности» |
Лекция
|
|
Занятие № 3.
«Развитие эмоциональной сферы ребенка» |
Лекция
|
Подготовить материалы диагностики
|
Занятие № 5.
• «Общение ребенка с родителями и другими членами семьи»
• Анализ рисуночной диагностики по шкале общения. |
Практическое занятие
|
Подготовить картотеку игр на развитие коммуникативных навыков по возрастам
|
Занятие № 6.
• «Методы и приемы, направленные на развитие навыков
общения среди сверстников» • Как построить доверительные отношения педагога и ребенка? • Подведение итогов семинара. |
Круглый стол
Дискуссия |
Подготовиться к дискуссии. |
План семинара на тему «Основы развития детской игры»
Цель: Определение педагогических условий для развития игровой деятельности детей 2-7 лет.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с теоретическими исследованиями дошкольной педагогики и психологии в области детской игры.
2. Выявить этапы и особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, ее значение для развития личности ребенка.
Тема занятия | Форма проведения | Задание педагогам |
Занятие № 1.
• Знакомство с целями и задачами семинара.
• Аннотация на методическую литературу по игровой деятельности. • Выставка литературы по развитию детской игры. • Нормативно-правовая база по организации игровой деятельности в детском саду. |
Консультирование
|
|
Занятие № 2.
• Значение игры для развития личности ребенка.
• Роль игры для преодоления кризисных периодов дошкольного детства. |
Лекция
педагога-психолога
|
Провести беседы с детьми по предложенному опроснику.
|
Занятие № 3.
• Анализ игровых предпочтений детей (по результатам опросников).
• Какие игрушки нужны малышу? • Антиигрушки. |
Круглый стол
|
Составить памятки по организации игрового пространства в группе в зависимости от возраста детей. |
Занятие № 5.
• Взаимодействие в игре взрослых и детей.
• Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых и режиссерских игр. • Подведение итогов семинара. |
Обмен опытом по организации игровых центров |
План семинара-практикума на тему «Развитие познавательных интересов и потребностей у детей»
Цель: Практическое освоение педагогами системы работы по формированию познавательных интересов у детей 2-7 лет.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с теоретическими основами усвоения детьми представлений о взаимосвязи человека и природы.
2. Рассмотреть многообразие методов и приемов, направленных на развитие у детей собственного опыта экспериментирования.
3. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
4. Познакомить педагогов с организацией работы по трем взаимосвязанным направлениям: живая природа – неживая природа – рукотворный мир человека.
Тема занятия | Форма проведения | Задание педагогам |
Занятие № 1.
• Аннотация на методические пособия «Неизведанное рядом», «Что было до…»
(Значение опытов и экспериментов в развитии мыслительной деятельности дошкольника. |
Консультация
|
Провести взаимопосещение смежных групп с целью просмотра НОД по познанию.
|
Занятие № 2.
• Анализ и самоанализ просмотренных занятий.
• Разработка схемы с подробным объяснением построения интегрированного занятия с использованием опытов и экспериментов. |
Обмен мнениями
Практикум
|
Подготовить конспекты занятий для открытых просмотров
|
Занятие № 3.
• Просмотр и обсуждение НОД по теме «Воздух», «Царство растений», «Путешествие в прошлое автомобиля». |
Открытый коллективный просмотр
|
|
Занятие № 4.
• Безопасность при проведении опытов и экспериментов с дошкольниками.
• Подведение итогов семинара. |
Консультация |
Семинары способствуют знакомству педагогов с передовым опытом работы дошкольных учреждений. На современном этапе я строю свою работу преимущественно как аналитическую, а не административную. Каждый коллектив ДОУ в своем развитии достигает определенного уровня методического мастерства. Методическая работы с педагогическим коллективом будет отличаться и по форме, и по содержанию.
Я уверена, что каждое дошкольное учреждение должно иметь свое, присущее только ему творческое лицо!
Результативность семинарских занятий в МБДОУ № 80 с 2013 г. по 2016 г. я вижу, в первую очередь, в значительном росте профессионального мастерства педагогических работников, а значит, в готовности их к деятельности по введению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Критерии | 2013-2014 учебный
год |
2014-2015 учебный
год |
2015-2016 учебный год |
Количество педагогов | |||
Прошли аттестацию на первую квалификационную категорию | 2
|
1
|
4
|
Прошли курсы повышения квалификации при ИПК и ПРО | 3
|
5
|
6
|
Прошли переподготовку в КГУ | 0 | 1 | 4 |
Совмещают работу и учебу в ВУЗах | 1 | 2 | 4 |
Подготовили детей – призеров городских конкурсов | 1
|
3
|
6
|
Участвовали в конкурсах профессионального мастерства | 0 | 2 | 1 |
Являются наставниками | 4 | 4 | 4 |
Провели открытые мероприятия для родителей | 2
|
5
|
9
|
Подготовили материалы для сайта ДОУ | 4 | 10 | 15 |
Участвовали в методической работе на муниципальном уровне | 4 | 8
|
13
|
Участвуют в проекте «Губернаторская тысяча» | 4 |
Читайте также |
---|
Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях…
Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет...
Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения»
Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения» (Дети под веселую музыку заходят в муз. зал и встают полукругом.)Ведущая: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Всех...
Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку»
Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку» Цель: Учить детей применять приобретенные знания в измененных игровых ситуациях, формировать умение...