Семинары – эффективная форма методической работы с педагогическими кадрами

 

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №80» я, как заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, использую разнообразные формы работы с педагогическим коллективом, которые представлены в виде двух взаимосвязанных групп:

(групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микро - и макрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

(индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, я учитываю их оптимальное сочетание между собой.

Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

 

Практический семинар «Формирование у детей познавательных интересов»

Цель: Создание модели организации познавательно-исследовательской работы с детьми 2-7 лет.

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с педагогическими условиями возникновения познавательных интересов у детей.

2. Определение путей развития познавательных интересов у дошкольников.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
Тема «Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей»
План

1. Создание ситуаций для ощущения радости первых открытий.

2. Познавательная детская литература.

3. Устройство и содержание познавательных центров в группах ДОУ.

Лекция

 

Подготовить выставку детской познавательной литературы

 

Занятие № 2.
Тема «Методы организации и осуществления познавательно-исследовательских действий».
План

1.Методы организации и осуществления чувственного восприятия окружающего мира и объектов исследования.

2.Методы организации и управления практической познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников.

 

Круглый стол

Обмен опытом

 

Составить конспекты занятий, включающих познавательно-исследовательскую деятельность

 

Занятие № 3.
Тема «Опыты и экспериментирование в творческом процессе познания»

 

Обмен опытом

 

Привести примеры проведения опытов и экспериментов познавательного плана, дать оценку значения экспериментирования для развития мыслительных операций у детей.

 

Занятие № 4
Тема «Методы организации контроля и самоконтроля эффективности познавательной деятельности»

 

Консультирование

 

Занятие № 5
Тема «Установление детьми связей и закономерностей как результат познавательно-исследовательской деятельности»

Подведений итогов семинара.

Анализ открытых просмотров занятий  

 

План проведения семинара на тему «Система воспитания индивидуальности дошкольников»

(на основе опыта МБДОУ «ЦРР № 53» г. Воронежа)

Цель: Знакомство педагогов ДОУ с цельной системой всестороннего воспитания и развития индивидуальности каждого ребенка.

Задачи:

1. Вооружить педагогов практическим материалом для индивидуальной работы по сотрудничеству ДОУ с семьей, по адаптации ребенка к ДОУ, по организации игровой, трудовой, самостоятельной деятельности.

2. Познакомить педагогов ДОУ с современными формами организации, методами и приемами работы с детьми по развитию коммуникативных умений у детей 3-7 лет.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1
1. Аннотация на пособие В.Н.Волчковой, Н.В.Степановой «Система воспитания индивидуальности дошкольников»

2. Сотрудничество с семьей в организации воспитательного процесса:

а/ задачи воспитания в различных видах деятельности;

б/ формы работы с родителями

Лекция

 

1. Поместить в уголок для родителей советы по организации развивающей среды дома.

2. Провести с детьми ряд игр по эмоциональному развитию

3. Включить в план проведения родительских собраний темы об играх и игрушках для детей.

Занятие № 2
Тема «Общение ребенка со взрослыми и сверстниками».

1. Ребенок познает себя

2. Общение ребенка с детьми.

3. Общение ребенка со взрослыми сверстниками.

4. Развитие произвольности в поведении детей.

Мастер-класс педагога-психолога

 

1. Составить диагностические карты на определение уровня общительности ребенка.

2. Поместить в родительские уголки консультацию «Развивающие игры для гиперактивных детей»

 

Занятие № 3.
Тема «Трудовая деятельность ребенка»

1. Воспитание ребенка в трудовой деятельности.

2. Освоение гигиенической культуры.

3. Знакомство с трудом взрослых.

4. Работа с родителями по вопросам нравственно-трудового воспитания.

5. Обсуждение результатов диагностики уровня сформированности у детей 4-7 лет навыков самообслуживания

6. Подведение итогов семинара.

Круглый стол Составить планы индивидуальной работы с детьми по проблеме семинара на учебный год.

 

План семинара на тему «Современные тенденции социально-эмоционального развития дошкольников»

Цель: Определение места программы «Я – Ты - Мы» О.Князевой, Н.Маханевой в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

1. Определить содержание, методы и приемы социально-личностного развития детей 3-7 лет на современном этапе.

2. Выявить пути интеграции программы в образовательный процесс.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
Тема «Психологические особенности социально-личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»

1. Понятие общечеловеческих ценностей.

2. Социальная восприимчивость дошкольника.

3. Понятия добра и зла у детей.

4. Значение игры в социализации дошкольника.

Лекция

 

Приобрести в каждую группу программу «Я – Ты - Мы» с приложениями

 

Занятие № 2:
Тема «Самооценка, ее роль в развитии дошкольника»

1. Значение оценки взрослого для ребенка, как оценивать.

2. Психологические травмы.

3. Развитие самооценки от рождения до 7 лет.

4. Адекватные формы самопроявления и самовыражения.

Консультация педагога-психолога

 

Приготовить примеры некоторых форм самовыражения у детей

 

Занятие № 3.
Тема «Ребенок в группе сверстников»

1. Усвоение моральных норм.

2. Иерархия мотивов.

3. Становление самосознания

Деловая игра

 

Составить карту обследования социально-личностного развития детей на каждый возраст ( на основе программы)

 

Занятие № 4
Тема «Вариативность программ социально-личностного развития детей дошкольного возраста»

1. «Я – Ты - Мы» О.Князевой, Н.Маханевой

2. «Мир - прекрасное творенье» - программа основы православной культуры для дошкольников Л.П.Гладких. Курск, 2008.

3. «Я и мир вокруг меня» - индивидуализированная программа по приобщению ребенка 4-7 лет к социальному миру. Т.П.Колодяжная, М., 2008

4. Методическое пособие с демонстрационным материалом «Беседы по картинкам»:

«Уроки доброты»

«Наш детский сад»

«Чувства и эмоции»

«Я развиваюсь»

5. Подведение итогов семинара.

Круглый стол, обмен опытом Составить и провести занятие по программе (на выбор), сделать самоанализ

 

План проведения теоретического семинара на тему «Воспитание коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста»

Цель: Вызвать у педагогов озабоченность все чаще встречающимися проявлениями негативного поведения у детей (агрессия, лживость, замкнутость, подавленность).

Задачи:

1. Научиться выявлять и понимать причины и мотивы негативного поведения у детей 3-7 лет.

2. Определить пути педагогического воздействия для установления психологического комфорта и душевного равновесия каждого ребенка.

Литература:

1. Психология дошкольника. В.С.Мухина. М., Просвещение, 1975.

2. Его Величество – ребенок. /А.Баркан. М., «Столетие», 1996.

3. Азбука общения. Л.М.Щепихина. С-Петербург.

4. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
Тема «Проблемы нравственного воспитания дошкольников на современном этапе» (по материалам конференции Т.Н.Дороновой).
Лекция

 

Сделать выборку статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», касающихся данной темы.
Занятие №2
1. Обзор статей журналов по проблеме семинара.

2. Психологическое обоснование причин отклонений в поведении дошкольников («Нестандартный ребенок»)

Круглый стол

 

Подготовить выступления по отдельным видам негативных проявлений в поведении детей (вредные привычки, ложь, застенчивость, агрессия и др.)

 

Занятие № 3.
Выступления воспитателей:
- Застенчивые дети.

- Гиперактивный ребенок.

- Детская лживость.

- Ребенок – воришка.

- Агрессивный ребенок.

- Патологические привычки у детей.

- Аутичный ребенок.

Сообщения воспитателей

 

Продумать методы и приемы работы с детьми, совершающими негативные поступки.

 

Занятие № 4.
1. Взаимосвязь мотивов поведения детей с их возрастом.

2. Выбор методов воспитания и педагогического воздействия.

3. Подведение итогов семинара.

Обмен опытом  

 

План теоретического семинара на тему «Гендерное воспитание в детском саду»

Цель: Знакомство педагогов с особенностями социально-полового воспитания детей дошкольного возраста.

Задача: Сформировать у педагогов осознанное отношение к планированию и построению образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному празднику.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
Тема«Гендерное воспитание в детском саду»

1. Биологический и социальный пол – гендер.

2. Из истории раздельного обучения.

Лекция

 

Провести опрос детей группы «Почему ты думаешь, что ты мальчик (девочка)?

 

Занятие № 2.
Тема «Девочки и мальчики»

1. Проверка домашнего задания, обобщение результатов.

2. Дискуссия «Чем отличаются методы воспитания девочек и мальчиков?»

Лекция

Дискуссия

 

Сделать анализ предметно – развивающей и игровой среды своей группы с точки зрения мальчиков и девочек.

 

Занятие № 3.
Тема «Игра в жизни дошкольника»

1. Место для игр девочек и мальчиков.

2. Игрушки для девочек.

3. Игрушки для мальчиков.

4. Выставка «полезных» игрушек с точки зрения воспитания будущей мамы и защитника семьи – мужчины.

Круглый стол, консультация, обмен опытом

 

Составить проекты игровых зон в группе
Занятие № 4.
1. Модель поло-ролевого образования в детском саду.

2. Презентация проектов игровых зон.

3. Дидактическое построение уголков для мальчиков.

4. Анализ планов работы групп.

5. Подведение итогов семинара.

Презентация,

консультация.

 

 

План семинара - практикума на тему «Технологии и методы развивающего обучения»

Цель: Знакомство педагогов с концепцией развивающего обучения.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов ДОУ по технологии развивающего обучения.

2. Рассмотреть различные методики развивающего обучения.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
1. Суть терминов (выведение определений нужных слов и понятий, часто встречающихся в ходе семинара).

2. Что есть «истина»?

3. Процесс и ступени развития.

4. «Закон семи нет».

Лекция

 

Изобразить схемы ступеней развития человека.

 

Занятие № 2.
1. Содержание образования.

2. Формы обучения.

3. Этапы обучения.

4. Концепция развивающего обучения.

5. Соотношение между обучением и развитием.

Лекция

 

Составить конспект алгоритма развивающего занятия.

 

Занятие № 3.
1. Систематизация технологий.

2. Черты технологий.

3. Алгоритмы технологий.

4. Разбор конспектов развивающего обучения, составленных педагогами:

- формирующие;

- развивающие;

- личностно – ориентированные.

 

Лекция, практикум

 

 
Занятие № 4.
1. Методы обучения:

- методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;

- методы организации познавательной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля.

 

Консультация Открытый показ воспитателями занятий с детьми по составленным конспектам.
Занятие № 5.
1. Практические методы обучения.

2. Логические методы обучения.

3. Гностические методы обучения.

4. Практическая часть: разработка технологий метода поощрения и метода наказания.

5. Подведение итогов семинара.

   

Литература:

1. БСЭ, т.18, М., 1976

2. Современные педагогические технологии. Гульчевская В.Г., Р. н/Д, 2003

3. Технологии понимания. Кулагина И.О.

4. Методы обучения. Тернова И.П.,Уч. пособие, Таганрог, 1996

5. Педсоветы, семинары. Елжова Н.В., Р.н/Д, 2008.

 

План семинара на тему «Пути формирования у детей 2-7 лет навыков общения со сверстниками»

Цель: Вооружить педагогов знаниями поэтапного развития коммуникативных навыков у детей 2-7 лет.

Задачи:

1. Рассмотреть формы, методы и приемы формирования у дошкольников навыков общения со взрослыми и сверстниками.

2. Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных навыков у детей 2-7 лет.

Литература:

1. Щепихина Л.М., Защеринская О.В., Воронова А.П.. «Азбука общения» (Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6 лет). С-П.,2000 г.

2. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.,Прос.,1975 г.

3. А.Баркан. «Его величество – Ребенок». М., 2003 г.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
«Общение – основная потребность человека»
Лекция

 

 
Занятие № 2.
«Основные этапы формирования коммуникативности»
Лекция

 

 
Занятие № 3.
«Развитие эмоциональной сферы ребенка»
Лекция

 

Подготовить материалы диагностики

 

Занятие № 5.
• «Общение ребенка с родителями и другими членами семьи»

• Анализ рисуночной диагностики по шкале общения.

Практическое занятие

 

Подготовить картотеку игр на развитие коммуникативных навыков по возрастам

 

Занятие № 6.
• «Методы и приемы, направленные на развитие навыков

общения среди сверстников»

• Как построить доверительные отношения педагога и ребенка?

• Подведение итогов семинара.

Круглый стол

Дискуссия

Подготовиться к дискуссии.

 

План семинара на тему «Основы развития детской игры»

Цель: Определение педагогических условий для развития игровой деятельности детей 2-7 лет.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с теоретическими исследованиями дошкольной педагогики и психологии в области детской игры.

2. Выявить этапы и особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, ее значение для развития личности ребенка.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
• Знакомство с целями и задачами семинара.

• Аннотация на методическую литературу по игровой деятельности.

• Выставка литературы по развитию детской игры.

• Нормативно-правовая база по организации игровой деятельности в детском саду.

Консультирование

 

 
Занятие № 2.
• Значение игры для развития личности ребенка.

• Роль игры для преодоления кризисных периодов дошкольного детства.

Лекция

педагога-психолога

 

Провести беседы с детьми по предложенному опроснику.

 

Занятие № 3.
• Анализ игровых предпочтений детей (по результатам опросников).

• Какие игрушки нужны малышу?

• Антиигрушки.

Круглый стол

 

Составить памятки по организации игрового пространства в группе в зависимости от возраста детей.
Занятие № 5.
• Взаимодействие в игре взрослых и детей.

• Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

• Подведение итогов семинара.

Обмен опытом по организации игровых центров  

 

План семинара-практикума на тему «Развитие познавательных интересов и потребностей у детей»

Цель: Практическое освоение педагогами системы работы по формированию познавательных интересов у детей 2-7 лет.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с теоретическими основами усвоения детьми представлений о взаимосвязи человека и природы.

2. Рассмотреть многообразие методов и приемов, направленных на развитие у детей собственного опыта экспериментирования.

3. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

4. Познакомить педагогов с организацией работы по трем взаимосвязанным направлениям: живая природа – неживая природа – рукотворный мир человека.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
• Аннотация на методические пособия «Неизведанное рядом», «Что было до…»

(Значение опытов и экспериментов в развитии мыслительной деятельности дошкольника.

Консультация

 

Провести взаимопосещение смежных групп с целью просмотра НОД по познанию.

 

Занятие № 2.
• Анализ и самоанализ просмотренных занятий.

• Разработка схемы с подробным объяснением построения интегрированного занятия с использованием опытов и экспериментов.

Обмен мнениями

Практикум

 

Подготовить конспекты занятий для открытых просмотров

 

Занятие № 3.
• Просмотр и обсуждение НОД по теме «Воздух», «Царство растений», «Путешествие в прошлое автомобиля».
Открытый коллективный просмотр

 

 
Занятие № 4.
• Безопасность при проведении опытов и экспериментов с дошкольниками.

• Подведение итогов семинара.

Консультация  

 

Семинары способствуют знакомству педагогов с передовым опытом работы дошкольных учреждений. На современном этапе я строю свою работу преимущественно как аналитическую, а не административную. Каждый коллектив ДОУ в своем развитии достигает определенного уровня методического мастерства. Методическая работы с педагогическим коллективом будет отличаться и по форме, и по содержанию.

Я уверена, что каждое дошкольное учреждение должно иметь свое, присущее только ему творческое лицо!

 

Результативность семинарских занятий в МБДОУ № 80 с 2013 г. по 2016 г. я вижу, в первую очередь, в значительном росте профессионального мастерства педагогических работников, а значит, в готовности их к деятельности по введению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Критерии 2013-2014 учебный

год

2014-2015 учебный

год

2015-2016 учебный год
  Количество педагогов
Прошли аттестацию на первую квалификационную категорию 2

 

1

 

4

 

Прошли курсы повышения квалификации при ИПК и ПРО 3

 

5

 

6

 

Прошли переподготовку в КГУ 0 1 4
Совмещают работу и учебу в ВУЗах 1 2 4
Подготовили детей – призеров городских конкурсов 1

 

3

 

6

 

Участвовали в конкурсах профессионального мастерства 0 2 1
Являются наставниками 4 4 4
Провели открытые мероприятия для родителей 2

 

5

 

9

 

Подготовили материалы для сайта ДОУ 4 10 15
Участвовали в методической работе на муниципальном уровне 4 8

 

13

 

Участвуют в проекте «Губернаторская тысяча»     4


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях…

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет...

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения»

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения» (Дети под веселую музыку заходят в муз. зал и встают полукругом.)Ведущая: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Всех...

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку»

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку» Цель: Учить детей применять приобретенные знания в измененных игровых ситуациях, формировать умение...

Читайте также

«Сказочный Новый год»

«Сказочный Новый год» Вот и прошли в нашем саду самые волшебные праздники. Дети с удовольствием готовились к празднованию Нового года. Изучали...

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...