Сайт для воспитателей детских садов



Народные подвижные игры как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа по ПМ.02
«Теория и методика основ организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»

 

Корягина Лариса Владимировна,

студентка 4 курса 444 группы

Специальность 050144 44.02.01

«Дошкольное образование»

Руководитель:

Асаева Ирина Николаевна,

преподаватель высшей

квалификационной категории,

кандидат педагогических наук

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика психофизического развития старших дошкольников

1.1. Особенности психофизического развития дошкольников

1.2. Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Развитие двигательной активности дошкольников в условиях ДОУ

2.1. Подвижная игра и методика ее проведения

2.2. Понятие и сущность народных подвижных игр

2.3. Комплекс народных подвижных игр для формирования у детей дошкольного возраста двигательной активности

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Актуальность темы работы. В последние годы требования, предъявляемые к физическому развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками.

ФГОС выдвигает требования с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка в основе которых заложены следующие основные принципы:

Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей) педагогических и иных работников.

Уважение личности ребёнка.

Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализоваться в различных видах детской деятельности (общении, игре, познавательно - исследовательской деятельности).

Для детей дошкольного возраста ряд видов детской деятельности, таких, как игровая, включая сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Стандарт ФГОС ДО определяет качество результата, личностные характеристики ребёнка, личностные качества. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 года говорится, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становление первичной ценностной ориентации и социализации, в том числе на овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях, в том числе – двигательной, в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх с правилами [1].

В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследование Т.В. Ендовицкой). В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

Сущность физического воспитания заключается в формировании у детей основ здорового образа жизни и направлено на укрепление здорового физического, психического и эмоционального развития каждого ребенка. В исследованиях Л.С. Выготского, Н.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др., проблемы физического воспитания рассматриваются как важнейший фактор формирования нравственной личности. На рост и развитие ребенка, на его нервно-психическое состояние, работоспособность оказывает огромное влияние двигательная активность, как основа жизнеобеспечения человеческого организма.

Двигательная активность считается врожденной потребностью организма. Необходимо отметить, что двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, и от организации условий, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

По результатам анкетирования, в нашем дошкольном учреждении №53 города Полевского статистика свидетельствует о широком распространении функциональных нарушений в состоянии опорно – двигательного аппарата у детей. Не смотря на множество существующих коррекционных методик по устранению дефектов, данные указывают, что дети дошкольного возраста имеют нарушение осанки вплоть до сколиоза, так же прослеживается количество детей страдающих плоскостопием, причём в большинстве случаев это нарушение стопы приобретённое, а не врождённое.

Определить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя современные достижения науки и практики, не так уж сложно. Но дело в том, что каждое направление физкультурно - оздоровительной деятельности уже само по себе является системой мероприятий, на осуществление которых требуется определенное время. Возникает риск перегрузки детей, а перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведет к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить между собой все элементы комплекса, при этом не усложняя системы, а, напротив, максимально упрощая ее. Только в этом случае она сможет стать «работающей». Путь к этому лежит через четкое определение приоритетных направлений оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении. Это позволит разработать рациональную систему мероприятий каждого направления и рассчитать время, необходимое на их проведение. На этой основе можно также осуществить их разумную интеграцию с бытовым и образовательным процессами, игровой деятельностью детей.

Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья.

Игра играет большую роль детей дошкольного возраста и является формой физического развития, профилактикой заболеваний и отклонений в развитии детей.

В игре ребенок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, метании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на психофизическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. В народной подвижной игре, как в деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. Игры, направленные на развитие психофизических качеств, можно включать в разные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей.

Незначительная усталость, вызываемая участием в народной подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствует всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей.

Освещению вопросов посвящённого исследованиям физического развития и организации игры посвящены исследования авторов Н.И Пирогова, К.Д Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского. Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесли исследования А.И. Быковой, Н.А. Метловой, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой и др., однако в практике наблюдалась тенденция к увеличению заболеваемости детей и недооценкой роли игры в физическом развитии детей. Это даёт возможность говорить о противоречии между установленными требованиями стандарта и существует практическое физическое воспитание детей. Необходимость разрешения данного противоречия обуславливает актуальность данного исследования и определяет его проблему, как обеспечить эффективность физического развития детей.

Актуальность практики, значимость обозначенной проблемы определили тему выпускной квалификационной работы «Народные подвижные игры как средство развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель исследования: теоретически изучить и показать возможности народных подвижных игр для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: возможности народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели исследовании необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить особенности психофизического развития дошкольников старшей возрастной группы;
  2. Определить специфику развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Рассмотреть понятие подвижной игры и методику ее проведения, определить развивающие возможности народных подвижных игр;
  4. Подобрать комплекс народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической основой исследования являются труды выдающихся русских педагогов и ученых Н.И Пирогова, К.Д Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского. Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесли исследования А.И. Быковой, Н.А. Метловой, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой и др., которые разрабатывали общетеоретические и методологические аспекты физического воспитания детей.

Методологической основой исследования является положения отечественных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о взаимосвязях и взаимозависимости двигательных функций и психики ребенка, жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма.

Теоретическую основу составили положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка, о роли деятельности, в частности игровой, в ее становлении.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической методической литературы по проблеме, педагогическое проектирование.

Теоретическая и практическая значимость: теоретически доказана необходимость развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста; показаны воспитательные и развивающие возможности народных подвижных игр для развития двигательной активности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Историко функциональный и сравнительный анализ исследований выполненный в области физического воспитания детей дошкольного возраста, изучение нормативных документов, моделирование.

Структура и объём выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, Заключения, списка литературы.

Глава 1. Характеристика психофизического развития старших дошкольников

1.1. Особенности психофизического развития дошкольников

Период развития ребенка от 4 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается психофизическое развитие и совершенствование умственных способностей ребенка.

В период развития ребенка от 4-х до 6-х лет продолжается его интенсивное физическое развитие. Рост ребенка увеличивается в среднем на 28-30 см, причем этот процесс осуществляется неравномерно. У детей старшего дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся длиннее и растут быстрее, чем туловище. Начиная с 5 лет, более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.

Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается очень много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший его рост, но в то же время обусловливает мягкость и податливость костей, поэтому под влиянием большой нагрузки они могут легко деформироваться. Вот почему необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел и двигался. Соблюдение этих несложных требований поможет избежать таких нежелательных явлений, как нарушение осанки и появление плоскостопия. [12]

При нарушении осанки, особенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также двигательного аппарата. Ребенок быстро утомляется, у него появляются головные боли.

Причиной изменения осанки и возникновения плоскостопия может стать и избыточный вес. Лишние килограммы затрудняют деятельность сердечно - сосудистой системы.

При нормальном развитии с 4-х до 6 лет вес ребенка увеличивается в среднем на 8-10 кг и этот процесс происходит так же неравномерно, как и рост.

Количественные и качественные изменения в организме дошкольника протекают одновременно, но по интенсивности они не всегда совпадают: часто при ускоренном росте замедляется созревание и, наоборот, при усиленном созревании функций в организме замедляется рост.

Достаточно объективно о развитии ребенка можно судить по состоянию паспортного и биологических возрастов.

Биологический возраст считается соответствующей паспортному, если рост ребенка не ниже среднего и каждый год увеличивается не менее, чем на 4 см.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У малыша сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой  утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

По развитию основных движений (ходьбы, бега и т.д.), быстроты, ловкости, выносливости, силы, координации движений, физических качеств, можно судить о совершенствовании не только костно-мышечного аппарата, но и центральной нервной системы.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Их сосуды значительно шире, чем у взрослых, и ток крови совершается по ним значительно свободней, легко удовлетворяя повышенную потребность тканей в снабжении кислородом. C возрастом у детей увеличивается масса сердца сила его сокращений, а, следовательно, и объем крови, выбрасываемой при каждом сокращении. У 3-4-летних детей пульс равен 100-110 уд./мин, а к 6 годам снижается до 80 уд./мин. Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения и игры надо не только разнообразить, но и чередовать.[10]

Физические упражнения во время занятий и в народных подвижных играх прекрасно тренируют сердечно-сосудистую систему. В результате этого улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.

Органы дыхания у дошкольников имеют характерные физиологические особенности. В результате развития дыхательной мускулатуры объем легких увеличивается. К 4 годам устанавливается грудной тип дыхания. Оно становится более глубоким, кровь лучше насыщается кислородом. Однако к 6 годам строение легочной ткани еще не завершается. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки. Это затрудняет поступление воздуха в легкие. Ребенок дышит более поверхностно. Неглубокое дыхание приводит к плохой вентиляции легких и некоторому застою в них воздуха, а потребность организма в кислороде большая.

При выполнении гимнастических упражнений в народных подвижных играх ребенок должен дышать легко. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не задерживал дыхание на вдохе, обращать внимание на выдох, который должен быть резким и акцентированным.

Обмен веществ у детей проходит более интенсивно, чем у взрослых (в 2-2,5 раза). У них преобладают процессы усвоения веществ над процессом их распада и сгорания, поскольку развивающемуся организму необходимо много энергии для роста (чем меньше возраст, тем интенсивнее процессы роста и образования клеток и тканей). В отличие от взрослого у ребенка больше энергии расходуется на рост тела (примерно на 15%), чем на работу мышц.

При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических упражнений. Полное удовлетворение энергетических запасов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием.

К 6 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система еще недостаточно устойчива: процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Ребенок страдает от обилия слов, мелодий, шума, поэтому его необходимо оградить от длительных и непосильных нагрузок, приводящих к быстрому утомлению нервной системы.

В познавательной сфере одним из основных достижений является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический образ детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой периоды, растительного и животного мира.

Богатство и разнообразие получаемой информации становятся мощным стимулом для нервно-психического развития ребенка. Все интенсивнее развивается речь, постепенно увеличивается словарный запас. Ребенок уже пользуется сложными фразами и предложениями, любит слушать чтение взрослых, легко запоминает стихи. В этом возрасте определяются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях.

У детей старшего дошкольного возраста улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они достаточно хорошо имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков. [7]

Необходимо отметить, что в возрасте 4-х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга общения. Его общение становится внеситуативным, взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Следует особо подчеркнуть, что главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность с другими действиями, другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников является совершение действий с игрушками и предметами-заместителями. Однако в этом возрасте продолжительность игры еще небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста уже появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполнятся не ради них самих, а ради смысла игры. В игре происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Необходимо отметить, что основные достижения дошкольного возраста связанны прежде всего с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием восприятия, памяти, внимания, образного мышления и воображения, речи, изобразительной деятельности; конструирования по замыслу, планирования, познавательной мотивации, эгоцентричности собственной позиции; формированием потребности в уважении со стороны взрослых, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности в играх со сверстниками. Все это обусловливает дальнейшее развитие образа Я ребенка, его детализацию.

В исследованиях было доказано, что дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и выстраивают свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью соответствующей и содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, причем одни роли становятся для них привлекательнее, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. [8]

Необходимо отметить, что главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. В тоже время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, т.е. по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности ребенка. В игре взрослый, его общественные функции, отношение к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник осваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Следует обратить внимание на то, что в дошкольном возрасте взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других людей.

Необходимо отметить, что взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. У дошкольников появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделятся лидеры. В играх появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что обусловливает развитие образа Я ребенка.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия. [30]

В дошкольном возрасте главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознавания своего места в системе общественных отношений.

Таким образом, в дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психофизического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг различных видов деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, причем именно в игре формируется как психическая сторона, так и мотивационно–целевая.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.

1 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...

     
  • Ирада
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ СЧЁТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подробнее...

     
  • Юлия
    почта deti1873@mail.ru

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте!Ин тересуют конспекты занятий?Напи шите возможности приобретения .Спасибо!

    Подробнее...