ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра психолого-педагогических дисциплин

 

Курсовая работа по дисциплине «Дошкольная педагогика и психология» на тему:
«Народные традиции, как средства нравственного воспитания ребенка в семье»

 

Выполнила: Хрипкова Ирина Валерьевна.

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Народные традиции, как средства духовно-нравственного воспитания ребенка в семье

1.1. Система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа

1.2. Методы и приемы воспитания нравственности ребенка в семье на культурных традициях своего народа

1.3. Рекомендации по организации воспитания духовно-нравственных качеств ребенка в семье на народных традициях своего народа

Глава 2. Практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье

2.1. Организация практического изучения

2.2. Ход практического изучения, методический инструментарий

2.3. Система занятий по ознакомлению детей и родителей с народными традициями

2.4. Анализ и результаты практического изучения влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Начало XXI века ознаменовано экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. В результате изменения социально-экономических условий происходит переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Как средство преодоления этого, в настоящее время возникла необходимость всестороннего и глубокого изучения влияния народных традиций и обычаев на воспитание детей и на воспитательно-образовательный процесс в разных социальных институтах: семье, дошкольных учреждениях, обще-образовательной школе, а также в высших учебных заведениях. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные национальным традициям, обычаям как многовекового опыта народа, который широко используется в процессе нравственного воспитания в семье, передаётся из поколения в поколение как накопленное духовное богатство.

Традиции и обычаи как педагогическое творчество народа представляют разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Будучи общественным явлением, традиции, выступают также в виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.

Всестороннее изучение и общественная оценка общих основ народных традиций, является важнейшей задачей современной педагогической науки.

Проблемой выходящей на первый план является то, что, в исследованиях о роли народных традиций в педагогике, остаются недостаточно изученными народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста в семье. Также недостаточно изученным являются вопросы повышения воспитательных возможностей семьи, в особенности педагогической культуры родителей, так как решение воспитательных задач требует совершенствования педагогических знаний, умений и навыков. Это обуславливает выбор темы – «Народные традиции как средства нравственного воспитания ребенка в семье».

Объект изучения – духовно-нравственное воспитание ребенка в семье.

Предмет изучения - народные традиции и обычаи, как средства формирования нравственных качеств детей в семье.

Цель - показать, что народные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть систему духовно-нравственного воспитания;
  2. Изучить методы и приемы воспитания нравственности;
  3. Разработать рекомендации влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье;
  4. Провести практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций родителям по приобщению дошкольников к народным традициям и обычаям. Предлагаемые методические рекомендации, могут использоваться в воспитательной работе дошкольных учреждений, при проведении педагогических советов и родительских собраний.

 

Глава 1. Народные традиции, как средства духовно-нравственного воспитания ребенка в семье

1.1. Система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа

В последние 30 лет этнография детства увлекает внимание этнографов, этнологов и представителей других наук во многих странах мира. Об этом свидетельствует научное изучение этнопедагогики стран ближнего и дальнего зарубежья, представленной в работах серии «Этнография детства», в которых освещаются традиционные формы воспитания детей и подростков в семье и обществе.

Фундаментальные исследования М. Мид, И.С. Кон, Ю.Б. Бромлей, С.М. Лурье и другие оказывали определяющее влияние на развитие науки, изучающей мир детства, её воспитание, развитие и формирование в разных социальных институтах, факторы народной педагогики во многих странах.

Анализ сущности традиций и обычаев, их роль в духовном развитии общества, закономерности исторического изменения даются в работах А.К. Алиева, А.Н. Антонова, Ю.Б. Бромлей, Н.П. Лобачовой, В.Д. Плахова, И.В. Суханова и других.

Интерпретация традиций, обычаев как социальных норм и правил поведения встречается в этнологии, культурологии, философской, социологической, демографической и ряде других отраслей научных исследований.

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени [28].

Традиции не могут быть только нормами и принципами общественных отношений, способами общественной деятельности, наследием прошлого или нормами поведения людей. В них закрепляются результаты и прошлой, и современной общественной практики. Они выражают характер общественных отношений, присущих общности людей - нациям, этническим и социальным группам, коллективам и т.д.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», - писал известный русский религиозный философ В.В. Розанов [20].

Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям [29].

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях, замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение дошкольников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [29].

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания» [24].

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [12].

Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…» [20,С.219]

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине»[5,С.12], – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» - задаётся вопросом С. И. Варюхина и приводит такую классификацию.

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

  1. Мотивационно-побудительный;
  2. Эмоционально-чувственный;
  3. Рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится»[3,С.9].

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков» [11, С.105].

Что же такое потребность вообще? Потребность – это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются

1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму [3].

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

  1. Родители должны осознавать важность этой задачи.
  2. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
  3. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в семье является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Покров», «Рождество», «Масленица»; весной - «Пасха», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Родители вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

От занятий к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Чудеса своими руками»

Проект «Чудеса своими руками» Паспорт проекта «Чудеса своими руками» (Подготовительная группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта 1. Тема проекта: «Чудеса своими руками» 2. Адресация проекта:...

Спортивно-игровое мероприятие в подготовительной группе на тему «Богатырская наша сила»

Спортивно-игровое мероприятие в подготовительной группе на тему «Богатырская наша сила» Цель: Через физические игровые формы познакомить детей с элементарными историческими сведениями об эпохе...

Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с…

Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической...

Читайте также

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные…

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Цель мероприятия: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять...

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши…

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши, выбирай» Цели: образовательная: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названиях и...

Сохранение традиций в семье и в детском саду

Сохранение традиций в семье и в детском саду Традиции большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью...