Практикум для педагогов по формированию и развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

Цель:

Активизировать деятельность педагогов в создании технологий развития творческих способностей и самостоятельного подхода решения проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать творческий потенциал педагогов через применение в работе с детьми игровых технологий и упражнений ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).2. Систематизировать знания  и практические умения педагогов об условиях и способах развития творческих способностей дошкольников.

3. Продолжать формировать представления педагогов о необходимости развития в себе творческого потенциала.

Длительность: 1 час.

Материал и оборудование: маркеры, листы А-4.

Ведущий: педагог – психолог.

 

Ход практикума

… Именно творческая деятельность  

человека делает его существом,

обращенным к будущему,

созидающим его

и видоизменяющим настоящее.

Л.С.Выготский.

Актуальность

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.

Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

По-прежнему, традиционное обучение строится преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса.

Вследствие такого информационно – рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. И это не удивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря самостоятельности, способности мыслить, а значит и творить.

Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно предоставлены среди научно – методических и практических разработок.

У нас, у педагогов возникает необходимость изучения технологии осуществления творческого развития дошкольников с целью раскрытия творческого потенциала.

Творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность

Критерии творческих способностей

Для определения творческих способностей  выделены следующие параметры (критерии):

• беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т.е. способность применять разнообразные стратегии при решении проблем);

• оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых);

• любознательность;

• фантастичность;

Методы и приемы формирования творческих способностей дошкольников возможно классифицировать и разделять на группы.

Считаю наиболее эффективными следующие методы обучения:

  • проблемное обучение;
  • методы ТРИЗ;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • экспериментирование;

В настоящее время педагогам предоставлен большой арсенал, разнообразный выбор игр, упражнений, этюдов для развития детского креативного мышления. С самыми распространенными предлагаю познакомиться.

1. Фантастическое животное

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Детям раздаются рисунки с разными животными, предлагается дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?

2. Необыкновенное дерево

Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности.

Педагог  предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.

3. Фантастические гипотезы

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление.

Что произойдет….

  • если все взрослые на земле станут детьми?
  • если из крана польется не вода, а лимонад?
  • если животные начнут говорить человеческим голосом?
  • если оживут все сказочные герои?
  • если люди смогут читать все мысли друг друга?
  • Если у тебя вырастут крылья?
  • Если постоянно будет зима?

4. История старого чайника

Цель: развивать воображение при составлении истории на заданную тему. Предложить детям придумать различные истории на тему:

  • «Что может поведать о своей жизни старый чайник?»

5. Что может произойти?

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Педагог-психолог: Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названных случаев.

Пример: «Автобус остановился»;

- Автобус остановился у светофора;

- Автобус остановился, потому что подъехал к остановке;

- Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака;

- Автобус остановился, потому что закончился бензин.

  • «Из окна выбросили кусочек булки»;
  • «Мальчик чиркнул спичкой»;
  • «Мужчина снял шапку»;
  • «На улице кто – то разбил банку варенья»;
  • «Садовник поливал клумбу из шланга»;
  • «Девочка уронила карандаш на пол»;
  • «Охотник выстрели в воздух».

6. Упражнение «Злая волшебница»

Цель: Обучение ребенка ведению научного спора, выделению всевозможных свойств предмета или ситуации, оценки, какое свойство может быть использовано для решения задачи. Раскрытие творческого мышления.

Детям предлагается поиграть в игру. Инструкция: «Сейчас я буду предлагать ситуации, а ты после небольшого обсуждения будешь находить решение, как выйти из той или иной ситуации. Представь, что злая волшебница…

Ситуация первая.

Злая волшебница заточила детей в ледяной куб. Как можно выбраться из ледяного дома? (варианты: разбить его; расколоть; дуть на лед, пока он не растает).

Ситуация вторая.

Злая волшебница вокруг ребят посадила плотным кольцом колючие растения. (Варианты: можно сделать подкоп и т.д.)

Ситуация третья.

Злая волшебница посадила детей в несущуюся на большой скорости машину, у которой нет тормоза. Как ребята могут выбраться из нее? (Варианты: пробраться к бензобаку и вылить весь бензин, машина дальше сама остановиться; позвать на помощь.)

7. Упражнение «Придумка»

Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.

Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.

Пример первый.

А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.

(Все рисунки обсуждаются.)

Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою. (Обязательно из разных произведений.) Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.

В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?

Комментарий.

Важно помочь ребенку сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы ребенок представил себе и места, видимые воображаемому гномику, но не доступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа).

Г) Предложите ребенку один «кусочек» сказки, которую придумываете и рассказываете вы, а ребенок продолжает.

Пример второй.

Предложить ребенку соединить в связной рассказ эти два предложения.

Пример: Белка, сидящая на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, который сидел под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца и остановил машину. Заяц бросился в лес, шофер – за ним. Шофер заблудился в лесу. Самосвал с грузом задержался в пути.

а) Белка, сидящая на дереве, уронила шишку.<…>

Самосвал с грузом задержался в пути.

б) Мама купила конфеты.<…>

Мальчик починил стул.

в) Собака погналась за курицей.<…>

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

8. Упражнение «Как быть?»

Цель: развитие воображения, мышления.

Инструкция: Реши проблемные ситуации различными способами.

  • Как можно укрыться от дождя?
  • Как можно перебраться через реку?
  • Как можно сообщить новость другу?
  • Как можно изобразить пляж, полный отдыхающих, если людей рисовать нельзя?

Педагог – психолог: Посмотрите на следующий список качеств и поставьте галочку рядом с теми, которые, по вашему мнению, связаны с творческим мышлением:

  • Умение вжиться в роль другого человека;
  • Критичность;
  • Склонность к прогнозам;
  • Фантазия;
  • Логичность мышления;
  • Умение вести споры;
  • Навык игры на пианино;
  • Стремление находить новое применение известным вещам;
  • Тяга к изобретениям.

Комментарий педагога – психолога:

Те из вас, кто отметил «критичность», «логичность мышления», «умение вести споры» и «навык игры на пианино», к сожалению, имеют несколько смутное представление о сущности творческого мышления. Конечно, при определенных условиях творческий человек может обладать и подобными качествами, но они не являются необходимыми. Остальные характеристики непосредственно связаны именно с ним.

В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие

способы:

1. Введение в дошкольную программу специальных занятий, направленных

на развитие творческих способностей.

2. Использование технологий развития творческого мышления;

соответствующих методов обучения (технология «ТРИЗ»);

3. Применение на специальных занятиях по рисованию, лепке, музыке

заданий творческого характера;

4. Поощрение высказываний оригинальных идей;

5. Управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой игрой с

целью развития в ней воображения детей;

6. Обогащение развивающей среды разнообразными предметами с целью

развития любознательности детей.

7. Работа с родителями.

 

Список литературы.

1. Прохорова Л.Н. «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников». - М:5, 2007 г.

2. Страунинг А.М. «РОСТОК» Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста, Обнинск, 1996 г.

3. Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать», Ростов н/Д: Феникс, 2007г.

4. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2007 г.

5. Журнал Дошкольная педагогика №8, 2007 г.

6. М.В.Ильина «Развитие вербального воображения» - М, 2005 г.

7. Р.А.Жукова «Нестандартные занятия. Старшая группа» Волгоград, 2010 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проектная деятельность в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной…

Проектная деятельность в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие...

«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС

«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...

Читайте также

Педагогический проект «Кем быть?»

Педагогический проект «Кем быть?»

Сценарий развлечения для младших и средних групп «Морковка и капустка…

Сценарий развлечения для младших и средних групп «Морковка и капустка для зайки» Оборудование: домик; бубны, колокольчики, капуста, морковка (муляж); Действующие лица: Зайчик...

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на…

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на тему «Муравей спешит домой» Программное содержание. Цель: создание условий для развития познавательной...