Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе на тему: «Моя семья»
Цель:
- Закреплять представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.
- Дать представление о родословной.
Задачи:
- Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
- Побуждать называть имена, отечества членов семьи.
- Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал демонстрационный: семейные фотографии, картинки с изображением всех членов семьи, зубная щетка, деревянный макет родословного дерева.
Предварительная работа:
1. Рассматривание фотографий, иллюстраций.
2. Чтение стихотворений «Моя родня» Я. Аким, «Самый лучший!» О. Чусовитина, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Кто вас, дети, больше любит?» И. Косяков (Приложение № 1).
Ход занятий
Педагог зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:
Очень мудрые дедули,
Две бабули — красотули.
Папа, мамочка моя —
Это все моя…. (Семья)
Воспитатель выставляет картину с изображением всех членов семьи.
Вопросы:
- Кто здесь нарисован?
Дети называют: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, сын, дочь…..
Воспитатель показывает фотографии семьи детей, предлагает найти свою семью и назвать членов семьи.
Воспитатель: Каждая семья состоит из отдельных людей – родственников – папы, мамы, дочери, сына – члены семьи. Все они вместе образуют одно целое – семью.
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, где главные герои жили одной семьей.
Ответы детей…..
Игра «С кем живешь?». Каждый ребенок рассказывает с кем он живет.
Воспитатель предлагает немного отдохнуть…
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши) |
- растирают щеткой ладонь, под счет растирают щеткой подушечки пальцев другой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем |
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, и я - (под счет растирают щеткой подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем) |
- растирают щеткой ладонь
- растирают большой палец - растирают указательный - растирают средний - растирают безымянны - растирают мизинец. |
Вот и вся моя семья! | Сгибают и разгибают пальцы обеих рук |
Воспитатель говорит о том, что есть общее в семье – фамилия.
И предлагает назвать фамилии и имена своих родителей.
Воспитатель обращает внимание на то, что кроме фамилии и имени у каждого члена семьи есть отчество, которое дается ребенку по имени папы. Приводит пример.
Игра «Назови свое отчество». Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получиться отчество.
После завершения предлагается назвать свое полное имя, фамилию и отчество.
Воспитатель говорит о том, что семьи бывают разные, но самое главное, чтобы все любили и уважали друг друга и старались оказать помощь и у каждой семьи есть своя родословная.
Воспитатель показывает дерево с фотографиями и говорит о том, что вот так можно оформить родословное дерево, где можно повесить фотографии родственников.
Объясняет, что это история семьи с обычаями, интересами.
Воспитатель предлагает детям оформить свою родословную дома вместе с родителями дома и принести в группу.
Приложение 1
Самый лучший!
Может он в футбол играть,
Может книжку он читать,
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Для меня всегда герой –
Самый лучший ПАПА мой!
(О. Чусовитина.)
Моя родня
Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
(Я. Аким.)
Бабушкины руки
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И всё мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Всё что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так..
Настанет вечер – тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят –
И тут замолкнут вдруг.
Умней их, нет на свете
И нет добрее рук.
(Л.Квитко.)
«Кто вас, дети, больше любит?»
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
«Мама дорогая».
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки вам дарит?
«Мама золотая».
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда,-
Кто же слёзы льёт тогда?
«Всё она, родная».
(И. Косяков.)
При составлении данного конспекта была использована литература:
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
- Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О. А. Зажигина.
Читайте также |
---|
Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»
Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке» Задачи: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения...
Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…
Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас
Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для…
Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для детей 4-5 лет Звучит песня «Весна пришла». Дети «цепочкой» входят в зал...