Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе на тему: «Моя семья»

 

Цель:

  1. Закреплять представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.
  2. Дать представление о родословной.

Задачи:

  1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
  2. Побуждать называть имена, отечества членов семьи.
  3. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Материал демонстрационный: семейные фотографии, картинки с изображением всех членов семьи, зубная щетка, деревянный макет родословного дерева.

Предварительная работа:

1. Рассматривание фотографий, иллюстраций.

2. Чтение стихотворений «Моя родня» Я. Аким, «Самый лучший!» О. Чусовитина, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Кто вас, дети, больше любит?» И. Косяков (Приложение № 1).

 

Ход занятий

Педагог зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Очень мудрые дедули,

Две бабули — красотули.

Папа, мамочка моя —

Это все моя…. (Семья)

Воспитатель выставляет картину с изображением всех членов семьи.

Вопросы:

- Кто здесь нарисован?

Дети называют: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, сын, дочь…..

Воспитатель показывает фотографии семьи детей, предлагает найти свою семью и назвать членов семьи.

Воспитатель: Каждая семья состоит из отдельных людей – родственников – папы, мамы, дочери, сына – члены семьи. Все они вместе образуют одно целое – семью.

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, где главные герои жили одной семьей.

Ответы детей…..

Игра «С кем живешь?». Каждый ребенок рассказывает с кем он живет.

Воспитатель предлагает немного отдохнуть…

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

- растирают щеткой ладонь, под счет растирают щеткой подушечки пальцев другой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем
Всех могу пересчитать:

Папа,

мама,

брат,

сестренка,

и я

- (под счет растирают щеткой подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем)

- растирают щеткой ладонь

- растирают большой палец

- растирают указательный

- растирают средний

- растирают безымянны

- растирают мизинец.

Вот и вся моя семья! Сгибают и разгибают пальцы обеих рук

Воспитатель говорит о том, что есть общее в семье – фамилия.

И предлагает назвать фамилии и имена своих родителей.

Воспитатель обращает внимание на то, что кроме фамилии и имени у каждого члена семьи есть отчество, которое дается ребенку по имени папы. Приводит пример.

Игра «Назови свое отчество». Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получиться отчество.

После завершения предлагается назвать свое полное имя, фамилию и отчество.

Воспитатель говорит о том, что семьи бывают разные, но самое главное, чтобы все любили и уважали друг друга и старались оказать помощь и у каждой семьи есть своя родословная.

Воспитатель показывает дерево с фотографиями и говорит о том, что вот так можно оформить родословное дерево, где можно повесить фотографии родственников.

Объясняет, что это история семьи с обычаями, интересами.

Воспитатель предлагает детям оформить свою родословную дома вместе с родителями дома и принести в группу.

 

Приложение 1

Самый лучший!

Может он в футбол играть,

Может книжку он читать,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой –

Самый лучший ПАПА мой!

(О. Чусовитина.)

Моя родня

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

(Я. Аким.)

Бабушкины руки

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так..

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг.

Умней их, нет на свете

И нет добрее рук.

(Л.Квитко.)

«Кто вас, дети, больше любит?»

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

«Мама дорогая».

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

«Мама золотая».

Если, дети, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда,-

Кто же слёзы льёт тогда?

«Всё она, родная».

(И. Косяков.)

 

При составлении данного конспекта была использована литература:

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
  2. Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
  3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О. А. Зажигина.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке» Задачи: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения...

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для…

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для детей 4-5 лет Звучит песня «Весна пришла». Дети «цепочкой» входят в зал...

Читайте также

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...

Занятие по ознакомлению с социальной действительностью. Тема «Сталинградская битва» 80…

Занятие по ознакомлению с социальной действительностью Тема «Сталинградская битва» 80 лет освобождения от фашизма Цель: Формировать мировоззрение ребёнка на основе исторических...

Чудесное завершение осени

Чудесное завершение осени Ну вот и проводили мы нашу чудесную осень! Но мы не будем грустить! Потому что в конце ноября...