Конспекты открытых занятий по формированию лексико – грамматических категорий по теме «Кухня. Посуда. Труд повара» у детей старшего дошкольного возраста с Онр 3

Пояснения:

Представленные занятия проводятся в течении недели в одной и той же коррекционной группе для детей, имеющих логопедическое заключение «общее недоразвитие речи 3 уровня». Занятия проводятся учителем – логопедом при участии музыкального руководителя.

 

ТЕМА: «Поварята» (Кухня. Посуда. Труд повара. Звук и буква Т.)

Вид занятия: логоритмика. (фронтально)

Задачи:

I. Образовательные:

- закрепить правильное произношение звука Т в слогах, словах;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать двигательный праксис,

- формировать двигательные навыки,

- развивать воображение детей,

- развивать мышление детей,

- развивать самотопространственную ориентацию;

II. Воспитательные:

- учить работать в группе детей,

- вырабатывать навык самоконтроля за речью,

- повышать мотивационную готовность к школе посредством побуждения активности в учебном процессе,

- создать эмоционально насыщенную атмосферу на занятии,

III. Коррекционные:

- развивать мышцы артикуляционного аппарата;

- развивать слуховое и зрительное восприятие,

- повторить пройденный на коррекционных занятиях речевой материал,

- создавать единую коммуникативную среду в группе детей,

Материально – техническая обеспеченность занятия: косынки и колпаки поварят, обручи, символы с заданиями на дыхание, фонограмма, предметные картинки с изображением посуды и столовых приборов, стульчики, посуда из различного материала.

Содержательный компонент:

Ритмичная ходьба с использованием ориентиров.

(Под маршевую музыку дети входят в зал, за логопедом). Будьте внимательны - направление нашей ходьбы будет меняться. Вы не только должны следовать за мной, но и успеть рассмотреть предметы, мимо которых мы будем проходить.

Мы с ребятами идем громко песенку поём - -хлопки 1-2-3.

На носочках мы идём и тихонечко поём - - шлепки по бёдрам 1-2-3.

Остановились, рассаживаемся на ковре, полукругом. Назовите те предметы, которые увидели во время марша? (Дети перечисляют). Как назовём это одним словом. (посуда).

Рассмотрим нашу посуду – какая она:

Из дерева – деревянная,

Из олова – оловянная,

Из стекла - стеклянная,

Из пластмассы – пластмассовая,

Из фарфора – фарфоровая.

Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием.

Загадка.

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

Верно. Сегодня на занятии поиграем в поварят. А скажите, какая специальная одежда есть у повара? (Колпак, халат, косынка). Правильно. Каждый из вас получает вот такую пилотку. Теперь мы настоящие поварята.

Ритмическая игра. Выделение в слове ударного слога.

Я хочу узнать какие блюда могут приготовить наши поварята. Вы называете блюдо и прохлопываете его по слогам. Помните, что ударный слог мы прохлопываем на вытянутых вперед руках. (са –лат) .

Пение.

Пропевание чистоговорок со звуком Т. (проводит музыкальный руководитель).

Ат-ат-ат – мы едим салат,             (хором)

От-от-от – вкусный компот,           (хором)

Ут-ут-ут - суп нам дают,                 (девочки)

Ат-ат-ат - помыли виноград,          (мальчики)

Ит-ит-ит - ложка блестит,                (Милена + Тёма)

Та-та-та – вот это вкуснота.            (хором).                  

Слушание. ( классическое произведение. Проводит муз. Рук.) ложимся на ковёр и с началом музыки закрываем глаза. Лежим, слушаем и представляем.

Мелкая моторика.

Вы хорошо отдохнули , а теперь наши руки готовы к тому, чтобы готовить. И мы с вами будем солить капусту. На каждую строку меняются движения рук.

Мы капусту рубим,

Мы капусту мнём,

Мы капусту солим,

Мы капусту трём.

Ребята, а в какое время года мы солим капусту. (Осенью). А ещё осенью происходит много всего интересного и мы знаем с вами танец «Здравствуй Осень».

Речь + движение.

Танец «Здравствуй Осень». (проводит муз. рук.)

Игра.

А сейчас мы разделимся на две команды. У каждой команды поварят своя кастрюля (обруч). Вы подбегаете к столу, выбираете продукт или посуду, которые вам будут нужны, чтобы сварить компот. Какая из команд быстрее закончит и справиться без ошибок, та и выиграла.

Итог.

Маршевая ходьба, уход из зала.

 

ВИД: Обучающее. (1)

Задачи:

I. Образовательные:

- закрепить умение правильно держать карандаш при работе в тетрадях;

- развивать слуховое и зрительное внимание через игры с мячом («что для чего»);

- развивать общую моторику через физминутку;

- развивать мышление детей через игру «4 лишний»;

- развивать внимание детей через игру «Что изменилось?»

- развивать ориентировку в пространстве (на листе бумаги);

II. Воспитательные:

- вырабатывать валеологические навыки посадки при работе в тетрадях;

- повышать интерес к обучению в школе;

- развивать самостоятельность при подготовке к занятию и при выполнении индивидуальных заданий;

- активизировать словарный запас детей;

III. Коррекционные:

- развивать графо-моторные навыки через зарисовывание схемы предложения;

- развивать мышцы артикуляционного аппарата;

- учить анализировать предложение по месту слов;

- активизировать словарь по теме;

- учить процессу словообразования за счёт сложения основы и суффикса (сахарница, салатник и т.п.)

Словарная работа: Салфетница, сахарница, солонка, салатник, молочник, соусница, маслёнка, конфетница

Материально – техническая обеспеченность занятия: кассы букв, предметные картинки, цветные карандаши, схемы правил, тетради, зеркала, посуда, мяч.

Содержательный компонент:

Орг. момент.

Ребята, скажите какое время суток сейчас? (сейчас утро). А как называется приём пищи утром? (завтрак). Вспомните, пожалуйста, а какая посуда и столовые приборы на столе во время завтрака? ( Блюдца, тарелки, кружки, ложки , салфетница).

Дидактическая игра.

Посмотрите на доску. Вам нужно найти, один лишний предмет в ряду других . (4- столовых предмета, 1 – посуда). Объясните свой выбор.

Содержание.

Каждый предмет посуды нам необходима для чего-то конкретного. Например: для чего нужна кастрюля? (кастрюля нужна для того, чтобы варить суп или компот). Верно. Поиграем с мячом. Выходим и встаём в линейку. Я кидаю мяч и называю предмет посуды или столовый прибор, а вы называете, для чего он нужен.

(Поварешка, блюдце, стакан, сковорода, вилка, кувшин).

Новая тема.

Посмотрите. На столе стоят предметы посуды. Кто узнал и сможет назвать их? (Салфетница, сахарница, солонка, салатник, молочник, соусница, маслёнка, конфетница)

Вслушайтесь в эти слова. У некоторых из них есть общая часть. Например: сахар – ница, салфет – ница и т.д. Попробуем поиграть: я называю начало слова, а вы добавляете одинаковую часть.

А ещё эти хитрые названия помогают понять назначение посуды. Например, для чего нужна сахарница? (дети объясняют, как поняли).

Развитие внимания + упражнение в изменении существительного в Р.п.

На столе стоят предметы из новой темы. Дети рассматривают их, затем поворачиваются спиной, логопед добавляет или убирает один из предметов. Дети, повернувшись, называют, что изменилось. Проводится 3-4 раза.

Составление предложений.

Посмотрите в свои корзинки. У каждого из вас изображен предмет. Назовите, что это и к какой группе относится – посуда или столовый прибор?

(Сковорода – это посуда и т.п.)

Откройте тетради. Поставьте указательный палец правой руки (Тёма – левой) на точку. С этого места вы начнёте выполнять задание. Но вначале разомнём наши руки.

Мелкая моторика.

Упражнения «курочка» и «1-2-3-4-5», выполняются под диктовку детей.

Теперь, когда мы готовы к работе в тетрадях, вы зарисуете схему предложения, которое составили про свой предмет. Но вначале вспомним правила предложений. (Предложения состоят из слов, первое слово в предложении печатается с заглавной буквы, в конце ставиться точка).

Самостоятельная работа в тетрадях, по завершению проверяются схемы у всех детей индивидуально).

Итог.

Оценивание.

 

Тема: Кухня. Посуда. Труд повара. Звуки и буквы Т, П

Вид: логоритмика. (фронтально)

Задачи:

I. Образовательные:

- закрепить правильное произношение звука Т, П в слогах, словах, скороговорках;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать двигательный праксис,

- формировать двигательные навыки,

- развивать воображение детей,

- развивать мышление детей,

- развивать самотопространственную ориентацию;

II. Воспитательные:

- учить работать в группе детей,

- вырабатывать навык самоконтроля за речью,

- повышать мотивационную готовность к школе посредством побуждения активности в учебном процессе,

- создать эмоционально насыщенную атмосферу на занятии,

III. Коррекционные:

- развивать мышцы артикуляционного аппарата;

- развивать слуховое и зрительное восприятие,

- повторить пройденный на коррекционных занятиях речевой материал,

- создавать единую коммуникативную среду в группе детей,

Материально – техническая обеспеченность занятия: кегли, обручи, символы с заданиями на дыхание, фонограмма, предметные картинки с изображением посуды и столовых приборов, стульчики, посуда из различного материала.

Содержательный компонент:

Ритмичная ходьба с использованием ориентиров.

(Под маршевую музыку дети входят в зал, за логопедом). Будьте внимательны - направление нашей ходьбы будет меняться.

Мы с ребятами идем громко песенку поём - -хлопки 1-2-3.

На носочках мы идём и тихонечко поём - - шлепки по бёдрам 1-2-3.

Остановились, рассаживаемся на ковре, полукругом.

Загадка.

Ни хвоста, Ни головы,

А 4 ноги, Сами не ходят,

А всё держат?       (стол)

К какой группе относится стол? (мебель)

Для чего нам нужен стол? (варианты детей).

Развитие общей моторики..

Первая игра с мячом я называю предмет посуды или столовый прибор, если он один; кидаю мяч. Тот, кто поймал, называет этот предмет так если их несколько и возвращает мне мяч.

Тарелка – тарелки,

Половник – половники,

Кастрюля – кастрюли,

Маслёнка – маслёнки,

Ложка – ложки,

сковорода-сковороды,

нож – ножи,

тёрка – тёрки,

кувшин кувшины,

блюдце – блюдца,

Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием.

Ритмическая игра. Выделение в слове ударного слога.

Следующая игра. Я прохлопаю ритм, а вы пробуете его повторить. ( проводится 5 раз).

**   *   **

*   *   *   *  

**   ** **

*   ***   *

*     *     **   *

Пение.

Пропевание чистоговорок со звуками Т, П (проводит музыкальный руководитель).

Пта – пто – пты,             (Соня Б.!)

Пту– птэ – пты,               (Соня Ш.!)

Топа – топы – топ,          (хором)

Тыпы – тупу – туп,          (хором)

 

Ат-ат-ат – мы едим салат,                                          

Уп-уп-уп – вкусный суп.

Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

(1. проговариваем в спокойном темпе,

2. проговариваем + руки лежат на коленях соседа + хлопае6м ритм в спокойном темпе,

3. пропеваем под мелодию муз. Руководитель)

Слушание. ( классическое произведение. Проводит муз. Рук.) ложимся на ковёр и с началом музыки закрываем глаза. Лежим, слушаем и представляем.

Мелкая моторика.

Вы хорошо отдохнули , а теперь наши руки готовы к тому, чтобы готовить. И мы с вами будем солить капусту. На каждую строку меняются движения рук.

Мы капусту рубим,

Мы капусту мнём,

Мы капусту солим,

Мы капусту трём.

Речь + движение.

Сейчас мы встанем парами и под легкую музыку будем легко на носочках бежать по кругу, стараясь не задеть кегли. Как только музыка остановилась повернёмся спиной друг к другу и под счет 1-2-3- смотри повернемся друг к другу, стараясь угадать партнёра и оказаться к нему лицом.

Игра.

А сейчас мы разделимся на две команды. Я сегодня главный повар. Кто помнит, как его называют (Шеф-повар). Будут солить овощи вот в этой кастрюле (красный обруч) и варить компот вот в этой (синий обруч). Все дети получают предмет: либо фрукт, либо овощ. Вы свободно перемещаетесь по залу под звучание нашего оркестра (3 человека с бубном, ложками и дудкой). Как только они останавливаются и «овощи», и «фрукты» должны занять свои места в «кастрюлях». Кто ошибся – проиграл.

Итог.

Маршевая ходьба, уход из зала.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе. Тема: «Чудеса со снегом»

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе Тема: «Чудеса со снегом» Возрастная группа 2-3 года. Цель: Познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается. Задачи: Образовательные: Познакомить с новыми свойствами снега: в...

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна»

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна» Цель. Создать у детей праздничное настроение, чувство радости от того, что пришла весна. Задачи Уточнить...

Читайте также

Через игру – к успеху!

Через игру – к успеху! Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга. И.П.Павлов. Главный талант человечества...

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха»

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха» Новый год — это время волшебства, улыбок и счастья. В этот праздник каждый может поверить в...

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства»

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства» Тип проекта: долгосрочный, познавательный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время реализации проекта: ноябрь-апрель...