Конспекты открытых занятий по формированию лексико – грамматических категорий по теме «Кухня. Посуда. Труд повара» у детей старшего дошкольного возраста с Онр 3
Пояснения:
Представленные занятия проводятся в течении недели в одной и той же коррекционной группе для детей, имеющих логопедическое заключение «общее недоразвитие речи 3 уровня». Занятия проводятся учителем – логопедом при участии музыкального руководителя.
ТЕМА: «Поварята» (Кухня. Посуда. Труд повара. Звук и буква Т.)
Вид занятия: логоритмика. (фронтально)
Задачи:
I. Образовательные:
- закрепить правильное произношение звука Т в слогах, словах;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать двигательный праксис,
- формировать двигательные навыки,
- развивать воображение детей,
- развивать мышление детей,
- развивать самотопространственную ориентацию;
II. Воспитательные:
- учить работать в группе детей,
- вырабатывать навык самоконтроля за речью,
- повышать мотивационную готовность к школе посредством побуждения активности в учебном процессе,
- создать эмоционально насыщенную атмосферу на занятии,
III. Коррекционные:
- развивать мышцы артикуляционного аппарата;
- развивать слуховое и зрительное восприятие,
- повторить пройденный на коррекционных занятиях речевой материал,
- создавать единую коммуникативную среду в группе детей,
Материально – техническая обеспеченность занятия: косынки и колпаки поварят, обручи, символы с заданиями на дыхание, фонограмма, предметные картинки с изображением посуды и столовых приборов, стульчики, посуда из различного материала.
Содержательный компонент:
Ритмичная ходьба с использованием ориентиров.
(Под маршевую музыку дети входят в зал, за логопедом). Будьте внимательны - направление нашей ходьбы будет меняться. Вы не только должны следовать за мной, но и успеть рассмотреть предметы, мимо которых мы будем проходить.
Мы с ребятами идем громко песенку поём - -хлопки 1-2-3.
На носочках мы идём и тихонечко поём - - шлепки по бёдрам 1-2-3.
Остановились, рассаживаемся на ковре, полукругом. Назовите те предметы, которые увидели во время марша? (Дети перечисляют). Как назовём это одним словом. (посуда).
Рассмотрим нашу посуду – какая она:
Из дерева – деревянная,
Из олова – оловянная,
Из стекла - стеклянная,
Из пластмассы – пластмассовая,
Из фарфора – фарфоровая.
Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием.
Загадка.
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
Верно. Сегодня на занятии поиграем в поварят. А скажите, какая специальная одежда есть у повара? (Колпак, халат, косынка). Правильно. Каждый из вас получает вот такую пилотку. Теперь мы настоящие поварята.
Ритмическая игра. Выделение в слове ударного слога.
Я хочу узнать какие блюда могут приготовить наши поварята. Вы называете блюдо и прохлопываете его по слогам. Помните, что ударный слог мы прохлопываем на вытянутых вперед руках. (са –лат) .
Пение.
Пропевание чистоговорок со звуком Т. (проводит музыкальный руководитель).
Ат-ат-ат – мы едим салат, (хором)
От-от-от – вкусный компот, (хором)
Ут-ут-ут - суп нам дают, (девочки)
Ат-ат-ат - помыли виноград, (мальчики)
Ит-ит-ит - ложка блестит, (Милена + Тёма)
Та-та-та – вот это вкуснота. (хором).
Слушание. ( классическое произведение. Проводит муз. Рук.) ложимся на ковёр и с началом музыки закрываем глаза. Лежим, слушаем и представляем.
Мелкая моторика.
Вы хорошо отдохнули , а теперь наши руки готовы к тому, чтобы готовить. И мы с вами будем солить капусту. На каждую строку меняются движения рук.
Мы капусту рубим,
Мы капусту мнём,
Мы капусту солим,
Мы капусту трём.
Ребята, а в какое время года мы солим капусту. (Осенью). А ещё осенью происходит много всего интересного и мы знаем с вами танец «Здравствуй Осень».
Речь + движение.
Танец «Здравствуй Осень». (проводит муз. рук.)
Игра.
А сейчас мы разделимся на две команды. У каждой команды поварят своя кастрюля (обруч). Вы подбегаете к столу, выбираете продукт или посуду, которые вам будут нужны, чтобы сварить компот. Какая из команд быстрее закончит и справиться без ошибок, та и выиграла.
Итог.
Маршевая ходьба, уход из зала.
ВИД: Обучающее. (1)
Задачи:
I. Образовательные:
- закрепить умение правильно держать карандаш при работе в тетрадях;
- развивать слуховое и зрительное внимание через игры с мячом («что для чего»);
- развивать общую моторику через физминутку;
- развивать мышление детей через игру «4 лишний»;
- развивать внимание детей через игру «Что изменилось?»
- развивать ориентировку в пространстве (на листе бумаги);
II. Воспитательные:
- вырабатывать валеологические навыки посадки при работе в тетрадях;
- повышать интерес к обучению в школе;
- развивать самостоятельность при подготовке к занятию и при выполнении индивидуальных заданий;
- активизировать словарный запас детей;
III. Коррекционные:
- развивать графо-моторные навыки через зарисовывание схемы предложения;
- развивать мышцы артикуляционного аппарата;
- учить анализировать предложение по месту слов;
- активизировать словарь по теме;
- учить процессу словообразования за счёт сложения основы и суффикса (сахарница, салатник и т.п.)
Словарная работа: Салфетница, сахарница, солонка, салатник, молочник, соусница, маслёнка, конфетница
Материально – техническая обеспеченность занятия: кассы букв, предметные картинки, цветные карандаши, схемы правил, тетради, зеркала, посуда, мяч.
Содержательный компонент:
Орг. момент.
Ребята, скажите какое время суток сейчас? (сейчас утро). А как называется приём пищи утром? (завтрак). Вспомните, пожалуйста, а какая посуда и столовые приборы на столе во время завтрака? ( Блюдца, тарелки, кружки, ложки , салфетница).
Дидактическая игра.
Посмотрите на доску. Вам нужно найти, один лишний предмет в ряду других . (4- столовых предмета, 1 – посуда). Объясните свой выбор.
Содержание.
Каждый предмет посуды нам необходима для чего-то конкретного. Например: для чего нужна кастрюля? (кастрюля нужна для того, чтобы варить суп или компот). Верно. Поиграем с мячом. Выходим и встаём в линейку. Я кидаю мяч и называю предмет посуды или столовый прибор, а вы называете, для чего он нужен.
(Поварешка, блюдце, стакан, сковорода, вилка, кувшин).
Новая тема.
Посмотрите. На столе стоят предметы посуды. Кто узнал и сможет назвать их? (Салфетница, сахарница, солонка, салатник, молочник, соусница, маслёнка, конфетница)
Вслушайтесь в эти слова. У некоторых из них есть общая часть. Например: сахар – ница, салфет – ница и т.д. Попробуем поиграть: я называю начало слова, а вы добавляете одинаковую часть.
А ещё эти хитрые названия помогают понять назначение посуды. Например, для чего нужна сахарница? (дети объясняют, как поняли).
Развитие внимания + упражнение в изменении существительного в Р.п.
На столе стоят предметы из новой темы. Дети рассматривают их, затем поворачиваются спиной, логопед добавляет или убирает один из предметов. Дети, повернувшись, называют, что изменилось. Проводится 3-4 раза.
Составление предложений.
Посмотрите в свои корзинки. У каждого из вас изображен предмет. Назовите, что это и к какой группе относится – посуда или столовый прибор?
(Сковорода – это посуда и т.п.)
Откройте тетради. Поставьте указательный палец правой руки (Тёма – левой) на точку. С этого места вы начнёте выполнять задание. Но вначале разомнём наши руки.
Мелкая моторика.
Упражнения «курочка» и «1-2-3-4-5», выполняются под диктовку детей.
Теперь, когда мы готовы к работе в тетрадях, вы зарисуете схему предложения, которое составили про свой предмет. Но вначале вспомним правила предложений. (Предложения состоят из слов, первое слово в предложении печатается с заглавной буквы, в конце ставиться точка).
Самостоятельная работа в тетрадях, по завершению проверяются схемы у всех детей индивидуально).
Итог.
Оценивание.
Тема: Кухня. Посуда. Труд повара. Звуки и буквы Т, П
Вид: логоритмика. (фронтально)
Задачи:
I. Образовательные:
- закрепить правильное произношение звука Т, П в слогах, словах, скороговорках;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать двигательный праксис,
- формировать двигательные навыки,
- развивать воображение детей,
- развивать мышление детей,
- развивать самотопространственную ориентацию;
II. Воспитательные:
- учить работать в группе детей,
- вырабатывать навык самоконтроля за речью,
- повышать мотивационную готовность к школе посредством побуждения активности в учебном процессе,
- создать эмоционально насыщенную атмосферу на занятии,
III. Коррекционные:
- развивать мышцы артикуляционного аппарата;
- развивать слуховое и зрительное восприятие,
- повторить пройденный на коррекционных занятиях речевой материал,
- создавать единую коммуникативную среду в группе детей,
Материально – техническая обеспеченность занятия: кегли, обручи, символы с заданиями на дыхание, фонограмма, предметные картинки с изображением посуды и столовых приборов, стульчики, посуда из различного материала.
Содержательный компонент:
Ритмичная ходьба с использованием ориентиров.
(Под маршевую музыку дети входят в зал, за логопедом). Будьте внимательны - направление нашей ходьбы будет меняться.
Мы с ребятами идем громко песенку поём - -хлопки 1-2-3.
На носочках мы идём и тихонечко поём - - шлепки по бёдрам 1-2-3.
Остановились, рассаживаемся на ковре, полукругом.
Загадка.
Ни хвоста, Ни головы,
А 4 ноги, Сами не ходят,
А всё держат? (стол)
К какой группе относится стол? (мебель)
Для чего нам нужен стол? (варианты детей).
Развитие общей моторики..
Первая игра с мячом я называю предмет посуды или столовый прибор, если он один; кидаю мяч. Тот, кто поймал, называет этот предмет так если их несколько и возвращает мне мяч.
Тарелка – тарелки, Половник – половники, Кастрюля – кастрюли, Маслёнка – маслёнки, Ложка – ложки, |
сковорода-сковороды, нож – ножи, тёрка – тёрки, кувшин кувшины, блюдце – блюдца, |
Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием.
Ритмическая игра. Выделение в слове ударного слога.
Следующая игра. Я прохлопаю ритм, а вы пробуете его повторить. ( проводится 5 раз).
** * **
* * * *
** ** **
* *** *
* * ** *
Пение.
Пропевание чистоговорок со звуками Т, П (проводит музыкальный руководитель).
Пта – пто – пты, (Соня Б.!)
Пту– птэ – пты, (Соня Ш.!)
Топа – топы – топ, (хором)
Тыпы – тупу – туп, (хором)
Ат-ат-ат – мы едим салат,
Уп-уп-уп – вкусный суп.
Скороговорка.
От топота копыт пыль по полю летит.
(1. проговариваем в спокойном темпе,
2. проговариваем + руки лежат на коленях соседа + хлопае6м ритм в спокойном темпе,
3. пропеваем под мелодию муз. Руководитель)
Слушание. ( классическое произведение. Проводит муз. Рук.) ложимся на ковёр и с началом музыки закрываем глаза. Лежим, слушаем и представляем.
Мелкая моторика.
Вы хорошо отдохнули , а теперь наши руки готовы к тому, чтобы готовить. И мы с вами будем солить капусту. На каждую строку меняются движения рук.
Мы капусту рубим,
Мы капусту мнём,
Мы капусту солим,
Мы капусту трём.
Речь + движение.
Сейчас мы встанем парами и под легкую музыку будем легко на носочках бежать по кругу, стараясь не задеть кегли. Как только музыка остановилась повернёмся спиной друг к другу и под счет 1-2-3- смотри повернемся друг к другу, стараясь угадать партнёра и оказаться к нему лицом.
Игра.
А сейчас мы разделимся на две команды. Я сегодня главный повар. Кто помнит, как его называют (Шеф-повар). Будут солить овощи вот в этой кастрюле (красный обруч) и варить компот вот в этой (синий обруч). Все дети получают предмет: либо фрукт, либо овощ. Вы свободно перемещаетесь по залу под звучание нашего оркестра (3 человека с бубном, ложками и дудкой). Как только они останавливаются и «овощи», и «фрукты» должны занять свои места в «кастрюлях». Кто ошибся – проиграл.
Итог.
Маршевая ходьба, уход из зала.
Читайте также |
---|
Эссе «Я педагог, а это значит…»
Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...
Экспериментальная деятельность в первой младшей группе. Тема: «Чудеса со снегом»
Экспериментальная деятельность в первой младшей группе Тема: «Чудеса со снегом» Возрастная группа 2-3 года. Цель: Познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается. Задачи: Образовательные: Познакомить с новыми свойствами снега: в...
Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна»
Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна» Цель. Создать у детей праздничное настроение, чувство радости от того, что пришла весна. Задачи Уточнить...