Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Волшебница Вода»

Старшая группа

 

Цель: Развитие познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность

Задачи:

Образовательные:

1.Повторить свойства воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.

3.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

4.Продолжать обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

Развивать социальные навыки: умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. 

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

5. Чтение художественной литературы  по теме «Вода».

6. Наблюдениеза водой на прогулке.

Материалы и оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, стаканы разной величины, воронки, вата, марля, ложечки, акварельные краски, сахарный песок, соль, лимонная кислота, д/и «Для чего нужна вода», клеёнки на столы, бумажные салфетки.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный этап

 Под звуки «Шум воды» дети входят в зал встают перед воспитателем.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! я расскажу сегодня вам об одном величайшем богатстве нашей планеты! Но сначала отгадайте загадку:

(Слайд.)

Она и в озере, и в лужице

Она снежинкою над нами

кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она в реченьке бежит, журчит.

(Вода.)

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом напротив мультимедийного экрана и магнитной доски.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами поговорим  о воде.  Я хочу, пригласит вас в волшебную лабораторию, и рассказать  о великом чуде – воде. Там мы станем юными учеными. Проведем  опыты, чтобы понять какая она уникальная. А вы знаете, что такое лаборатория?

(Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.)  

Планирование предстоящей деятельности.

А чтобы туда попасть нужно, сыграть в одну интересную игру и  ответить на несколько вопросов.

1 вопрос, такой  скажите, для чего человеку и другим живым существам нужна вода? Для ответа на этот не простой вопрос мы лучше.

Игра «Кому и зачем нужна вода?».

На магнитной доске висит 3 изображения (человек, рыба, растение), на столе слева от доски лежат карточки, перевёрнутые вниз лицевой стороной, которые обозначают, зачем одному из трёх живым организмам нужна вода. Дети по одному подходят берут карточку со стола и сначала рассказывают, что изображено на картинке, а затем объясняют почему та или иная карточка по их мнению подходит для человек, рыбе или растения если остальные дети согласны, то ребёнок крепит изображение на доску.

(Ряд слайдов для закрепления и расширения полученных знаний в игре.)

Давайте продолжи нашу беседу дальше.

(Слайд земной шар.)

Посмотрите на нашу планету, так она выглядит из космоса. А почему на ней так много синего цвета? Это моря, океаны, озера, реки, это все вода.

Правильно, теперь:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

(Слайды. Визуальный ряд для закрепления моря, озёра, реки, водопады.)

Давайте ещё немного поговорим, расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой (то есть в каком виде вода встречается в природе – на улице).

(Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней.) Перечисление сопровождается слайдами.

Какой вывод мы можем сделать из всего выше сказанного?

Вывод: вода – одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы. Хоть и кажется что на планете воды много, но живым организмам нужна только пресная вода, а ее не очень много в природе. И по этому, ее необходимо беречь.

Молодцы вы ответили на все вопросы! И теперь мы можем отправляться в нашу лабораторию.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза, (воспитатель тем временем одевает мантию с медалью «учёная»).

(Звучит СД музыка «Шум прибоя».)

Вот мы попали в лабораторию воды!

Учёная-воспитатель: посмотрите, сколько здесь всего интересного, подводит детей к столам показывает посуду для опытов.

Вдруг на слайде появляется грустная грязная капля воды с письмом в котором она просит помочь ей стать снова чистой.

Воспитатель: Ну что ребята поможем грустной капельке снова стать чистой и весёлой?

Ответы детей.

А как мы сможем ей помочь?

Правильно очистить воду, но для того чтобы понять, как это  сделать нужно с начала вспомнить какими же свойствами обладает наша волшебница вода.

Подводит детей к первому столу до начала экспериментирования давайте вспомним обращения с водой:

Коль с водой имеем дело

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Самостоятельная деятельность детей.

Опыт 1. «Вода бесцветная»

На столе у каждого ребёнка стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей.)

- Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (Перед детьми вывешивается символ этого свойства.)

После каждого опыта на слайде появляется схематическое изображение свойств воды.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха»

- А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды.)

Физкультурная минутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши юные учёные? Давайте отойдем от своих лабораторных столов и и встанем в круг

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

(Повороты в разные стороны.)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

(Вращение головой вправо и влево.)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

(Приседания.)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

(Ходьба на месте.)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть

Учёная предлагает детям перейти ко второму столу.

Опыт 3. «Вода может принимать любой вкус»

- Давайте проведём с вами небольшой опыт.  Возьмите ложечку и положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей.) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей.)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода может изменить свой цвет»

Пред вами стоят акварельные краски и кисточки, и вы можете добавить воду в своём стаканчике, ту краску, которую вам захочется. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? Какого цвета вода у вас в стаканчиках? На что похожа?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Давайте теперь все вместе повторим свойства воды? Сколько их? Обращает внимание на схему на слайде.

Теперь можно  немного и отдохнуть и сделаем самомассаж.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

(Дети потирают ладонь о ладонь.)

Моем носик, моем ротик,

(Растирают крылья носа.)

Моем шею, моем уши.

(потираем, мочки ушей пальцами).

После вытираемся посуше.

(Поглаживают лоб.)

Давайте снова подойдём к первому столу вас на столах есть стаканы с грязной водой. Эту воду капелька принесла с собой. В такой воде жить тяжело. Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать). Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это вам понадобиться в работе.

Как мы можем очистить с вами воду? Правильно с помощью фильтра.

Дома практически у всех из вас есть фильтры для воды, в которых вода очищается от примесей. А в больших учреждениях и фабриках есть очень сложные фильтры.

Слайд на котором изображён фильтр для воды, домашний и фабричный.

Но сейчас у нас с вами нет специальных фильтров для воды, поэтому давайте подумаем, с помощью каких материалов мы можем сделать воду чище? Ответы детей.

А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. профильтруем воду через вату с марлей. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – вату и сверху накройте марлей. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.

В воронку вставим вату, накроем её марлей аккуратно не продавливайте наш фильтр. И фильтруем (на фильтре остались соринки).

Посмотрите, вода стала чище? (Ответы детей.)

Конечно, ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.

Появляется чистая весёлая капелька на слайде, видите, ребята мы помогли капельке стать снова чистой.

Учёная просит их присесть на места.

Давайте подведем итог наших  полученных знаний.

Вы теперь знаете, что грязную воду можно очистить с помощью фильтра (ваты и марли) и умеете это делать.

Рефлексивно – оценочный этап

И прежде чем вы покинете мою волшебную лабораторию, я хочу узнать всем ли из вас понравилось проводить опыты с водой и помогать капельке? На столе перед вами лежат карточки с изображением тучки и солнышка, если вам понравилось, возьмите солнышко если не понравилось, возьмите тучку и садитесь на места.

Каждый ребёнок объясняет свой выбор

Теперь я награжу каждого из вас медалью, с изображение весёлой капельки. Это значит, что вы узнали много нового, но на этом не остановитесь, и будете дальше узнавать много нового и интересного о нашей планете под названием Земля. Проводить чудесные и необычные опыты.

(Слайд "родники".)

Теперь опять возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем, как шумит вода, и переместимся в наш д/с.

До свидание мои юные ученые, до новых встреч!

(Музыка СД «Шум воды».)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе Цель: развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с художественной литературой. Задачи: - прививать...

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде»

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде» Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире…

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» Форма проведения - «Что? Где? Когда?» «Телемост» с детьми других детских садов. Интеграция...

Читайте также

Рабочая программа по основам православной культуры в средней группе

Рабочая программа по основам православной культурыв средней группе Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества...

Педагогический опыт воспитателя Борчиной Марии Геннадьевны. Тема «Формирование патриотизма у…

Педагогический опыт воспитателя Борчиной Марии Геннадьевны. Тема «Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности» Опыт моей работы «Формирование...

Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста…

Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок Одна из важнейших задач воспитания ребенка — его интеллектуальное...