Конспект открытого занятия по экологии «Лес - наш дом»

 

Программное содержание:

1. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

2. Вводить в речь детей пословицы, поговорки, загадки о лесе, о природе, учить пользоваться ими в повседневной жизни.

3. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, учить различать хвойные, лиственные и смешанные леса, знать и называть деревья, кустарники.

4. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса: растений, животных, птицах, об их пищевой зависимости друг от друга.

5. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, поощрять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой.

6. Развивать и активизировать речевой запас у детей, закреплять выразительное чтение стихотворений.            

Воспитатель:

- Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в наш добрый дом - чудеса увидишь в нём.

Знаете о чём моя загадка?

Дети: Да. О лесе.

Воспитатель: - Дети! Какие леса вы знаете?

Дети: - хвойные, лиственные, смешанные, берёзовые рощи, сосновый бор, дубравы.

Воспитатель: - Почему лес называется хвойным?

Дети: - В хвойном лесу растут густые ели, сосны, пихты, кедр, лиственница.

Д/И: «Угадай и назови дерево»

Воспитатель: У какого дерева нет хвои?

Дети: Лиственницы. Она каждый год меняет наряд. А у остальных деревьев хвоя живёт 5 а то и 7 лет. Поэтому о них мы говорим: «Зимой и летом одним цветом».

Воспитатель: Почему лес называется лиственным?

Дети: В лиственном лесу растут деревья, с которых каждую осень опадает листва. Это дуб, клён, ясень, тополь, осина, ольха.

Воспитатель: - А , если в лесу растут и хвойные и лиственные деревья. Как он называется?

Дети: Смешанный.

Воспитатель: Слово лес короткое, от этого слова образовано много других. Назовите их.

Дети: Лес, лесок, лесочек, лесная, лесное (озеро), лесовик, лесничий, лесничество, лесхоз.

Воспитатель: - Лесник прислал нам телеграмму. Он хотел бы знать, что можно делать в лесу, а чего нельзя.  

Д/И «Укажи стрелкой что можно делать, а чего нельзя»

Дети:

Можно: Зимой подкармливают животных и птиц, вешают кормушки, развешивают веники (заготовленные летом  ).

Нельзя: Гонять птиц, убивать их, подходить близко к гнёздам и не брать птичьих яиц в руки; не ловить и не брать домой животных и их детёнышей; не разводить костры, не разбрасывать мусор, не ломать ветки и т. д.  

Правило: «Мы - гости леса, а не хозяева»

«Уходя, мы оставляем лес таким, каким увидели его впервые».

Воспитатель: Чем ещё занимается лесничий?

Дети: Охраняет природу. Подкармливает животных  и птиц.  Следит, чтобы деревья не рубили.

Поговорки:

Дети: «Срубленное дерево вновь не вырастит»;

«Сломать дерево- секунда, а вырастить года»;

«Срубили деревья- прощайте птицы»  ;

«Где уничтожается природа, там иссякает жизнь».

Воспитатель: Лесничий ещё убирает валежник, подсаживает молодые деревца.

Дети: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади».

«Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба».

Воспитатель: Следит лесничий, чтобы ничто не мешало их росту. А есть такие растения, которые помогают друг другу выжить. Вспомните рассказ Паустовского «Заботливый цветок».

Дети: Это растение - Кипрей, или в народе говорят – Иван-чай. Он не только воздух обогревает, но и почву, поэтому молодые побеги сосен не замерзают, пока не выпадет первый снег. Да и чай из этого растения вкусен и полезен для здоровья.

Воспитатель: Много вы знаете о лесе, любите его. Пора отправляться в путешествие.

Включается грамзапись Чайковского «Времена года»

Воспитатель: Палочка волшебная, ты нам помоги, в зимний лес таинственный нас перенеси.

(Воспитатель взмахивает палочкой, под музыку дети выполняют движения. На экране -  зимний лес.)

Ребёнок читает стихотворение: «Зимнее утро» А.С. Пушкин «Под голубыми небесами…».

Воспитатель: Посмотрите на экран. Какая берёза стоит у опушки леса? Опишите её.

Дети: стройная, кудрявая, белоствольная,  …..  

Воспитатель: Многие писатели, поэты, художники в своём творчестве воспевали её.

Ребёнок читает стихотворение С. Есенина «Берёза».  

Воспитатель: А это – дуб. какой он?

Дети: Могучий, огромный, роскошный, раскидистый, величавый, корявый.  

Воспитатель: Почему у дуба ветки корявые?

Рассказ ребёнка: Ранней весной из маленького жёлудя появляется нежный, робкий росток. Это молодой дубок, дубочек. Это дерево очень любит солнце, свет. Вот и тянет свои побеги к нему, так и поворачивается за солнышком. Куда солнышко, туда и веточки дуба. Поэтому у дуба такие корявые, причудливые ветки. Вот и растёт дубрава дубравушка.

Воспитатель: Лес - это дом всего живого на земле. В нём тоже есть этажи. (На экране появляется схема.) Верхний этаж - деревья хвойные, пониже - деревья остальные, ещё ниже - кустарники, самый нижний этаж - трава, цветы, грибы, мох, лишайник (которые сейчас под снегом). У дома фундамент - это его основа, а у леса основа- корни деревьев, кустов, трав.   Без корней ни одно растение жить не будет. Вспомните, что нужно для роста и жизни растений?

Дети: Свет, тепло, почва, вода.

«Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт».

«Лес и вода - брат и сестра».

Воспитатель: Дети, мы с вами ставили опыт: под снегом вода не замерзала.

Вот и прячется зимой трава от мороза, от метелей под снегом. Там она греется, да силушки набирается. И не только трава отдыхает, но и насекомые, звери, зверушки. Тихо в лесу, всё спит.

Ребёнок читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Пороша», «Заколдован невидимкой…».  

Воспитатель: Сейчас я взмахну волшебной палочкой. При помощи её мы с вами услышим о чём говорят животные, птицы и насекомые. Палочка волшебная, помоги скорей, сделай нам доступным, мир лесных зверей.

Инсценировка: «Белка и дятел».

(Дятел стучит по дереву.)

Белка: Что ты, дятел, стучишь? Мне, белке в дупле спать, отдыхать не даёшь?

Я весь день по деревьям скакала, себе корм искала, шишки, да семена разные, серёжки, да почки с деревьев срывала. Хорошо с осени запасы себе  сделала. Чутьё у меня хорошее, не жалуюсь. Под снегом нахожу и орехи и жёлуди, а на веточках - грибы сушёные.

Дятел: Я тоже себе пропитание ищу. По дереву стучу, под корой жучки, личинки, гусеницы - всё для меня корм, а дереву - помощь. Мне тяжело, да я не жалуюсь,  другим птицам ещё тяжелее приходится. Да их ребята знают и корм им в лес носят. Ребята, назовите, пожалуйста, зимующих птиц.

Дети называют птиц.

Ребёнок читает стихотворение «Покормите птиц зимой».

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, дети возвращаются в детский сад.

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Приходите в лес почаще, берегите его.                                                                    



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребёнка. Развитие артикуляционной…

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребёнка. Развитие артикуляционной моторики у детей дома Звуки речи образуются в результате движений артикуляционных...

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки»

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» является интересным и познавательным пособием для детей среднего возраста. Данная игра направлена на развитие...

Читайте также

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...