Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию представлений о мире и о себе. Тема: «Мой Соликамск!»
(Подготовительная группа)
Программное содержание:
- Уточнить и закрепить знания детей о родном городе, о памятниках, улицах, людях, живущих здесь, государственной символике.
- Познакомить с памятником истории и архитектуры федерального значения – Свято-Троицким собором.
- Формировать умение коротко и точно отвечать на вопросы; закрепить умение объяснять, аргументировано строить рассуждение.
- Развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, чувство ответственности за команду.
- Воспитывать чувство гордости за свой город, за людей, живущих в нём.
Оборудование: видеооткрытка о городе Соликамск, 4 кубика с фотографии памятников г. Соликамск (по одному набору на каждую команду), гербы г. Соликамск и других городов Пермского края, буквы из набора магнитной азбуки, большие буквы из цветного картона «БЕЛОРЕЦК», магнитная доска, цифры 1- 7, карта для расшифровки слова (Красное), карта со словом «ГОРОД» для морфологического анализа, небольшая ёмкость с песком, магнитная доска. Виртуальная экскурсия по городу Соликамск.
Ход:
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет!
Давайте и мы, ребята, сейчас поздороваемся со всеми гостями.
- А теперь послушайте меня. Если глобус покрутить, многое заметишь,
Если глобус повертеть, многое поймёшь.
Очень много городов есть на белом свете,
Но один есть лучше всех, - тот, где ты живёшь!
В каком городе живём мы с вами? В каком крае он находится?
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Большие буквы», а посвящена эта игра будет нашему родному городу Соликамску. Хотите поиграть? Вам предстоит выполнить много нелёгких заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать большую букву. В конце игры вы составите из них ключевое слово.
- Итак, первое задание – разминка. В ёмкости с песком отыщите 11 букв, из них вы составите два слова. Каждому слову соответствуют буквы одного цвета.
Дети выполняют задание, из букв составляют «Соль Камская».
- Ребята, что у вас получилось? Какое отношение имеет «Соль Камская» к нашему городу?
Дети рассказывают легенду о возникновении города.
- Молодцы! Вы заработали первую большую букву.
На стенде выставляю большую букву из цветного картона «О».
- Да, ребята, когда-то очень давно на реке Боровице, выше села Верх – Борового предприимчивые посадские люди Калинниковы организовали выварку соли. Это и стало основанием нашего города Соликамска, ранее называвшегося Соль Камская. Посмотрите, каким маленьким он был раньше
(Просмотр видиооткрытки о городе.)
На Каме – реке, на круче,
Был когда – то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Много было в чаще бора
И медведей, и волков,
Много уток на озерах,
На болотах – куликов.
Коршун вился над лугами,
И лосиною тропой
Зверь с могучими рогами
Выходил на водопой.
У камских древних вод поселяется народ.
Поселились люди редко
На реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков
Появились тут весной,
То ль в ладьях они приплыли,
То ль верхами, то ль пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели все кругом
И решили: «Места много, есть что есть,
И есть что пить!» Помолились люди богу
Стали строиться да жить.
Деды строили селенье – внуки строят укрепленье.
Вот он первый Кремль сосновый
За бревенчатой стеной.
Соль – на – Каме назывался он…
Появились у медведей очень шумные соседи:
Провели они дороги, что ни шаг – то дом да двор…
И под стенами Кремля пашут пахари поля…
Водят скот и рыбу ловят, добывают соль и медь,
Срубы новые готовят, Соль – на – Каме все растет.
В нашем городе много улиц, есть микрорайоны. А какие, вы назовете сами.
Дети называют микрорайоны города.
- Хорошо, микрорайоны вы назвали! На доске зашифрован ещё один микрорайон нашего города. Расшифруйте его название. Каждой букве соответствует цифра, расставьте цифры по порядку, начиная с первой.
Дети составляют слово «Красное».
- Наш микрорайон Красное – любимое горожанами и одно из красивейших мест в Соликамске. Ведь так и повелось на Руси, самое красивое (таковым оно стало ещё и потому, что здесь был организован первый в России ботанический сад) называют «красным». Когда-то на берегу Усолки находилась деревня Скрыпинская. Со временем она разрасталась, «обзавелась» церковью и по российской традиции превратилось в село Красное с Красносельской церковью. И уже в Советское время этот населенный пункт вошел в состав Соликамска как микрорайон Красное.
- Молодцы! Получайте вторую большую букву! Обратите внимание, что таких букв в этом слове две.
На стенде выставляю буквы «К».
- Давайте, ребята, совершим прогулку по улице 20-лет Победы. Какие здания мы увидим? (Виртуальная экскурсия по «Зеленой линии».)
Дети перечисляют: школа №12, ЗАГС, центр города с архитектурными памятниками.
- Заглянем в Соборную колокольню? Здесь располагается комната сказок на первом этаже и музей природы на втором этаже. Вспомните, пожалуйста, каких животных и птиц вы видели в музее природы?
Дети рассказывают о животных нашего леса. Появляются фото с экскурсии в музей природы.
- Молодцы! Вы получаете еще одну букву!
На стенде появляется буква «Л».
- Ну что, продолжим наше путешествие?
Рядом с кинотеатром «Русь» находится главное здание нашего города - администрация города Соликамска. Здесь работает мэр города – Девятков Сергей Валентинович. У каждого государства есть государственные символы – герб, флаг и гимн. У города Соликамска тоже есть свой герб. Найдите его среди гербов других городов Пермского края.
- Правильно! Композиция герба нашего города отражает его историю.
В золотом поле на зелёной земле — чёрный круглый колодец меж таковых же двух столбов с воротом и с колесом при правом столбе, присоединенным проводом с воротом, внутри колодец серебряный, веревка на вороте и подтеки соли на краях колодца — того же металла. В вольной части — герб Пермского края.
Толкование:
- золотое поле — символ богатства и процветания города с момента развития соледобычи до сегодняшних дней и в будущем;
- серебро, используемое для изображения соли, символизирует благородные помыслы жителей города, главными из которых была забота о чести и славе родной земли, кормящей и оберегающей любящих её людей;
- чёрным цвет соляного колодца подчеркивает историческую давность соляного промысла («дерево, почерневшее от старости») и предметов, связанных с производством добычи соли.
- А вы, ребята, получаете очередную большую букву!
Выставляю букву «И».
- Пройдёмся дальше по улице 20-лет Победы. Мы с вами подошли к Соликамскому педагогическому колледжу. Здесь учатся те, кто хочет стать воспитателями, учителями, художниками. Дальше мы видим торговый комплекс «Гостиный двор», Преображенскую церковь.
- Посчитайте, сколько у вас букв? Отлично, вот вам еще одна буква.
Выставляю на стенд букву «А».
- Давайте-ка, ребята, мы с вами немного посоревнуемся. Предлагаю провести игру. Для этого вы должны поделиться на две команды.
Провожу игру, в ходе которой команда получает по четыре кубика, на гранях которого фото Соликамска, которое нужно составить.
- Вот вам и новое задание. Составьте из кубиков фотографию Соликамска. А что вы будете собирать вы решите сами. Если вам потребуются подсказка, вы можете воспользоваться ей.
Дети собирают вид Соликамска. Рассказывают о том, что у них получилось.
- Вы отлично справились с этой игрой и получаете еще одну букву.
Выставляю букву «М»
- Сегодня вы много рассказали о нашем городе Соликамске. А теперь я хочу познакомить вас ещё с одним. Это – памятник истории и архитектуры федерального значения Свято-Троицкий собор. (Показ фото.)
Троицкий собор – самое монументально и живописное сооружение города. Он был построен на месте сгоревшей деревянной церкви. Вначале собор строился на деньги соликамских посадских людей, но они быстро закончились и тогда горожане обратились с просьбой к царям Иоанну и Петру Алесеевичам оказать им денежную помощь от государственной казны.
Во время городских пожаров Троицкий собор горол и не раз ремонтировался. Его стены и наличники окон опоясывают многочисленные орнаменты, образованные из кокошников, жучков, розеток. В соборе хранилась одна из реликвий города – икона Николая Чудотворца, подаренная Соликамску царем Иваном Грозным. Троицкий собор занимал главенствующее положение в городе, здесь проходили все важные сходы, оглашались государственные указы, у его стен шумел вековой торг, сюда сходились улицы города и дальние дороги Прикамья. В 1929 году собор был закрыт и передан музею. Во время Великой Отечественной Войны в храме хранились фонды эвакуированных в Соликамск музеев страны. В настоящее время здесь размещаются экспозиции Соликамского краеведческого музея.
- Последнюю большую букву вам помогут получить наши гости. Дайте, пожалуйста, определение нашему городу, используя морфологический анализ. Какой он?
Г– гордый, главный (это наша родина).
О – обворожительный, отличный.
Р – родной, радостный.
О – обаятельный.
Д – добрый, дружный, душевный, деловой.
- Вот, ребята, какой у нас получился наш город! Нашим гостям – спасибо за помощь, а вам - большая буква «С», которых в этом слове две.
- Вы собрали все буквы. Составьте из них ключевое слово.
Дети составляют слово «СОЛИКАМСК».
- Наш город появился на свет в далёком 1430 году. Ему уже больше 580 лет. Каждый год соликамчане празднуют день рожденья Соликамска – День города. В следующем году у города будет юбилей, его 585-летие. И мы с вами тоже будем готовимся к этому дню: разучивать песни, заучивать стихи.
- Вот и подошла к концу наша игра. Вы, ребята, справились со всеми заданиями, ответили на многие вопросы. Я считаю, что вы заслужили звание Знатоков родного города и хочу вручить вам медали «Знаток Соликамска».
- Ну а закончить я хочу стихотворением Галины Карташовой. Соликамск.
Вдалеке от столиц, средь лесов приуральских
Возникает у трассы отвал соляной.
Это значит, что путь вас ведёт к Соликамску,
В городок, где овеяно всё стариной.
Под медовые звоны со всех колоколен
Мастерство русских зодчих хранили века.
Пятиглавый собор, своды карстовых штолен.
Здесь царила красавица Кама – река.
Чтобы к «каменной сказке» рукой прикасаться,
По заснувшему городу ночью иду.
Вдруг исчезнувших чудей костры заискрятся,
У притихшей Усолки надеюсь и жду.
Ночи белые - летних деньков украшенье,
От сиреневых зарослей запах хмельной.
Соликамск – моя пристань, моё утешенье,
Город с детства любимый, до боли родной.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей…
Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе компенсирующей направленности Цели: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; овладение...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...
Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…
Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...