Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию представлений о мире и о себе. Тема: «Мой Соликамск!»

(Подготовительная группа)

 

Программное содержание:

  1. Уточнить и закрепить знания детей о родном городе, о памятниках, улицах, людях, живущих здесь,  государственной символике.
  2. Познакомить с памятником истории и архитектуры федерального значения – Свято-Троицким собором.
  3. Формировать умение коротко и точно отвечать на вопросы; закрепить умение объяснять, аргументировано строить рассуждение.
  4. Развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, чувство ответственности за команду.
  5. Воспитывать чувство гордости за свой город, за людей, живущих в нём.

Оборудование: видеооткрытка о городе Соликамск, 4 кубика с фотографии памятников г. Соликамск (по одному набору на каждую команду), гербы г. Соликамск и других городов Пермского края, буквы из набора магнитной азбуки, большие буквы из цветного картона «БЕЛОРЕЦК», магнитная доска, цифры 1- 7, карта для расшифровки слова (Красное), карта со словом «ГОРОД» для морфологического анализа, небольшая ёмкость с песком, магнитная доска. Виртуальная экскурсия по городу Соликамск.

 

Ход

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.  

Здравствуй! – Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет!

Давайте и мы, ребята, сейчас поздороваемся со всеми гостями.

- А теперь послушайте меня. Если глобус покрутить, многое заметишь,

Если глобус повертеть, многое поймёшь.

Очень много городов есть на белом свете,

Но один есть лучше всех, - тот, где ты живёшь!

В каком городе живём мы с вами? В каком крае он находится?

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Большие буквы», а посвящена эта игра будет нашему родному городу Соликамску. Хотите поиграть? Вам предстоит выполнить много нелёгких заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать большую букву. В конце игры вы составите из них ключевое слово.

- Итак, первое задание – разминка. В ёмкости с песком отыщите 11 букв, из них вы составите два слова. Каждому слову соответствуют буквы одного цвета.

Дети выполняют задание, из букв составляют «Соль Камская».

- Ребята, что у вас получилось? Какое отношение имеет «Соль Камская» к нашему городу?

Дети рассказывают легенду о возникновении города.

- Молодцы! Вы заработали первую большую букву.

На стенде выставляю большую букву из цветного картона «О».

- Да, ребята, когда-то очень давно на реке Боровице, выше села Верх – Борового предприимчивые посадские люди Калинниковы организовали выварку соли. Это и стало основанием нашего города Соликамска, ранее называвшегося Соль Камская. Посмотрите, каким маленьким он был раньше

(Просмотр видиооткрытки о городе.)

На Каме – реке, на круче,

Был когда – то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

    Много было в чаще бора

    И медведей, и волков,

    Много уток на озерах,

    На болотах – куликов.

    Коршун вился над лугами,

    И лосиною тропой

    Зверь с могучими рогами

    Выходил на водопой.

У камских древних вод поселяется народ.

Поселились люди редко

На реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков

Появились тут весной,

То ль в ладьях они приплыли,

То ль верхами, то ль пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели все кругом

И решили: «Места много, есть что есть,

И есть что пить!» Помолились люди богу

Стали строиться да жить.

Деды строили селенье – внуки строят укрепленье.

Вот он первый Кремль сосновый

За бревенчатой стеной.

Соль – на – Каме назывался он…

Появились у медведей очень шумные соседи:

Провели они дороги, что ни шаг – то дом да двор…

И под стенами Кремля пашут пахари поля…

Водят скот и рыбу ловят, добывают соль и медь,

Срубы новые готовят, Соль – на – Каме все растет.

В нашем городе много улиц, есть микрорайоны. А какие, вы назовете сами.  

Дети называют микрорайоны города.

- Хорошо, микрорайоны вы назвали! На доске зашифрован ещё один микрорайон нашего города. Расшифруйте его название. Каждой букве соответствует цифра, расставьте цифры по порядку, начиная с первой.

Дети составляют слово «Красное».

- Наш микрорайон Красное – любимое горожанами и одно из красивейших мест в Соликамске. Ведь так и повелось на Руси, самое красивое (таковым оно стало ещё и потому, что здесь был организован первый в России ботанический сад) называют «красным». Когда-то на берегу Усолки находилась деревня Скрыпинская. Со временем она разрасталась, «обзавелась» церковью и по российской традиции превратилось в село Красное с Красносельской церковью. И уже в Советское время этот населенный пункт вошел в состав Соликамска как микрорайон Красное.

- Молодцы! Получайте вторую большую букву! Обратите внимание, что таких букв в этом слове две.

На стенде выставляю буквы «К».

- Давайте, ребята, совершим прогулку по улице 20-лет Победы. Какие здания мы увидим? (Виртуальная экскурсия по «Зеленой линии».)

Дети перечисляют: школа №12, ЗАГС, центр города с архитектурными памятниками.

- Заглянем в Соборную колокольню? Здесь располагается комната сказок на первом этаже и музей природы на втором этаже. Вспомните, пожалуйста, каких животных и птиц вы видели в музее природы?

Дети рассказывают о животных нашего леса. Появляются фото с экскурсии в музей природы.

- Молодцы! Вы получаете еще одну букву!

На стенде появляется буква «Л».

- Ну что, продолжим наше путешествие?

Рядом с кинотеатром «Русь» находится главное здание нашего города - администрация города Соликамска. Здесь работает мэр города – Девятков Сергей Валентинович. У каждого государства есть государственные символы – герб, флаг и гимн. У города Соликамска тоже есть свой герб. Найдите его среди гербов других городов Пермского края.

- Правильно! Композиция герба нашего города отражает его историю.

В золотом поле на зелёной земле — чёрный круглый колодец меж таковых же двух столбов с воротом и с колесом при правом столбе, присоединенным проводом с воротом, внутри колодец серебряный, веревка на вороте и подтеки соли на краях колодца — того же металла. В вольной части — герб Пермского края.

Толкование:

  • золотое поле — символ богатства и процветания города с момента развития соледобычи до сегодняшних дней и в будущем;
  • серебро, используемое для изображения соли, символизирует благородные помыслы жителей города, главными из которых была забота о чести и славе родной земли, кормящей и оберегающей любящих её людей;
  • чёрным цвет соляного колодца подчеркивает историческую давность соляного промысла («дерево, почерневшее от старости») и предметов, связанных с производством добычи соли.

- А вы, ребята, получаете очередную большую букву!

Выставляю букву «И».

- Пройдёмся дальше по улице 20-лет Победы. Мы с вами подошли к Соликамскому педагогическому колледжу. Здесь учатся те, кто хочет стать воспитателями, учителями, художниками. Дальше мы видим торговый комплекс «Гостиный двор», Преображенскую церковь.

- Посчитайте, сколько у вас букв? Отлично, вот вам еще одна буква.

Выставляю на стенд букву «А».

- Давайте-ка, ребята, мы с вами немного посоревнуемся. Предлагаю провести игру. Для этого вы должны поделиться на две команды.

Провожу игру, в ходе которой команда получает по четыре кубика, на гранях которого фото Соликамска, которое нужно составить.

- Вот вам и новое задание. Составьте из кубиков фотографию Соликамска. А что вы будете собирать вы решите сами. Если вам потребуются подсказка, вы можете воспользоваться ей.

Дети собирают вид Соликамска. Рассказывают о том, что у них получилось.

- Вы отлично справились с этой игрой и получаете еще одну букву.

Выставляю букву «М»

- Сегодня вы много рассказали о нашем городе Соликамске. А теперь я хочу познакомить вас ещё с одним. Это – памятник истории и архитектуры федерального значения Свято-Троицкий собор. (Показ фото.)

Троицкий собор – самое монументально и живописное сооружение города. Он был построен на месте сгоревшей деревянной церкви. Вначале собор строился на деньги соликамских посадских людей, но они быстро закончились и тогда горожане обратились с просьбой к царям Иоанну и Петру Алесеевичам оказать им денежную помощь от государственной казны.

Во время городских пожаров Троицкий собор горол и не раз ремонтировался. Его стены и наличники окон опоясывают многочисленные орнаменты, образованные из кокошников, жучков, розеток. В соборе хранилась одна из реликвий города – икона Николая Чудотворца, подаренная Соликамску царем Иваном Грозным. Троицкий собор занимал главенствующее положение в городе, здесь проходили все важные сходы, оглашались государственные указы, у его стен шумел вековой торг, сюда сходились улицы города и дальние дороги Прикамья. В 1929 году собор был закрыт и передан музею. Во время Великой Отечественной Войны в храме хранились фонды эвакуированных в Соликамск музеев страны. В настоящее время здесь размещаются экспозиции Соликамского краеведческого музея.

- Последнюю большую букву вам помогут получить наши гости. Дайте, пожалуйста, определение нашему городу, используя морфологический анализ. Какой он?

Г– гордый, главный (это наша родина).

О – обворожительный, отличный.

Р – родной, радостный.

О – обаятельный.

Д – добрый, дружный, душевный, деловой.

- Вот, ребята, какой у нас получился наш город! Нашим гостям – спасибо за помощь, а вам  - большая буква «С», которых в этом слове две.

- Вы собрали все буквы. Составьте из них ключевое слово.

Дети составляют слово «СОЛИКАМСК».

- Наш город появился на свет в далёком 1430 году. Ему уже больше 580 лет. Каждый год соликамчане празднуют день рожденья Соликамска – День города. В следующем году у города будет юбилей, его 585-летие. И мы с вами тоже будем готовимся к этому дню: разучивать песни, заучивать стихи.

- Вот и подошла к концу наша игра. Вы, ребята, справились со всеми заданиями, ответили на многие вопросы. Я считаю, что вы заслужили звание Знатоков родного города и хочу вручить вам медали «Знаток Соликамска».

- Ну а закончить я хочу стихотворением Галины Карташовой. Соликамск.

Вдалеке от столиц, средь лесов приуральских

Возникает у трассы отвал соляной.

Это значит, что путь вас ведёт к Соликамску,

В городок, где овеяно всё стариной.

Под медовые звоны со всех колоколен

Мастерство русских зодчих хранили века.

Пятиглавый собор, своды карстовых штолен.

Здесь царила красавица Кама – река.

Чтобы к «каменной сказке» рукой прикасаться,

По заснувшему городу ночью иду.

Вдруг исчезнувших чудей костры заискрятся,

У притихшей Усолки надеюсь и жду.

Ночи белые - летних деньков украшенье,

От сиреневых зарослей запах хмельной.

Соликамск – моя пристань, моё утешенье,

Город с детства любимый, до боли родной.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей…

Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе компенсирующей направленности Цели: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; овладение...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с тяжелыми нарушениями речи «Домашние животные: кошка и собака» Цель...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители» Подготовительная группа Цель: создать условия для познавательно- исследовательской деятельности детей, познакомить с понятием природные красители, расширять...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...