Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Что такое лес?»

 

Программное содержание: уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях, показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса, формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; воспитывать эстетический вкус и бережное отношение ко всему живому.

Материалы и оборудование: мультимедийный экран, плакат «Правила поведения в лесу», рисунки совы и сороки на каждого ребенка, краски, кисти, листы.

Воспитатель. Ребята, я хочу вам рассказать очень красивую сказку. Послушайте ее внимательно. (Рассказывается сказка «Что такое лес?» с показом на экране или фланелеграфе.)

Что такое лес? Ю.Дмитриев

Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? – подумал он. – Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал он березы, осины, дубы, сосны и ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок – и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – старичка-лесовичка. Потому что в каждом лесу должен быть обязательно лесовичок.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы.

- Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?

- Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Тут одни только деревья.

Посмотрел художник на картину и понял, что с ним старичок-лесовичок разговаривает.

- Деревья то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А кусты, трава, цветы?

- Правильно, - согласился художник, - такого быть не может. И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

- А это потому, что ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовичок.

- Да, - согласился художник. – Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

- Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно. И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.

- А потому лес гибнет, - сказал лесовичок, - что там нет насекомых. Художник взял кисти, и на цветах, и на листьях деревьев появились яркие бабочки и разноцветные жуки. А когда через несколько дней он увидел свою картину, то не поверил своим глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. Художник подошел к картине и вдруг отшатнулся. Все на ней – и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины – казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-грустный.

- Это ты виноват, - закричал художник, - ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес. Что же делать? Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?

- Никогда – сказал старичок, - если не нарисуешь птиц, животных. Потому что настоящий лес не может быть без птиц, животных. Художник не стал спорить и опять взял кисти, краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Потом он нарисовал жабу, ящерицу, зайчика и волка.

- Вот теперь это настоящий лес, - сказал лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и трава, и грибы, и животные.

Художник посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево, и его не было видно в густой листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нем тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут же в нем тысячи и тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории, очень похожие на удивительные сказки!

Воспитатель. Ребята, вам понравилась сказка? О чем она? Кто живет в лесу? Какие растения есть в лесу? Что будет, если одни обитатели леса исчезнут?

Делаем вывод: Лес – это очень интересное место, в нем все взаимосвязано. Самое главное в лесу – деревья, а еще там растут разные кустарники, грибы, ягоды. В лесу на земле, деревьях, пнях живут звери, птицы, букашки – каждому отведено свое место. В лесу они находят пищу, дом. И чувствуют себя хорошо, потому что все лесные обитатели приспособлены к жизни в лесу, и все они нужны друг другу.

Физкультминутка

Ветер лесные деревья качает

(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками).

Яркие бабочки всюду порхают

(взмахивают руками, словно крыльями).

Скачут по веткам белка с бельчонком (прыгают).

Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)

Ест землянику в лесу детвора…

(приседая, дети изображают, как они едят землянику).

Вот и закончилась наша игра.

Воспитатель. А теперь давайте поиграем. Игра называется «Верно-неверно». Перед вами лежат карточки с изображением совы и сороки. По народным сказкам мы знаем, сова – птица умная и мудрая, всегда говорит правду. Поэтому, если то, что я скажу правда, вы покажете рисунок совы. А вот сорока может и соврать. Поэтому, если то что я говорю неправда, показываем сороку.

  1. В лесу растут только деревья.
  2. Еж зимой спит.
  3. Растения – неживые.
  4. Зимой заяц питается корой молодых осинок.
  5. Дятел – санитар леса.
  6. Волки питаются травой.
  7. Осенью белка меняет шубу.
  8. Кабаны, медведи, лоси и белки очень любят желуди.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, а человеку лес нужен? Что нам дает лес? (Ягоды, грибы, лекарственные травы, древесину.)

Делаем вывод: лес нужен всем и его надо охранять. А как? Как мы должны вести себя в лесу?

Демонстрация плаката «Правила поведения в лесу».

Воспитатель предлагает объяснить, что означает каждый знак. (не мусори, не разоряй муравейники, не разоряй птичьи гнезда, не ломай деревья и кусты, не шуми, не забирай домой лесных обитателей)

Воспитатель. Ребята, а теперь я предлагаю вам нарисовать свой лес.

Звучит музыка, дети рисуют.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы! Все постарались! У вас получился настоящий лес. Думаю, лесовичку понравились бы ваши рисунки.

Послушайте, ребята, вот что нам говорит лес:

Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет и костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных...

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться»

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться» Вед: Дорогие родители, уважаемые гости! Наши воспитанники заканчивают своё пребывание в детском саду. Сегодня мы с гордостью...

Читайте также

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ». Создание психологически безопасной образовательной среды

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ»Создание психологически безопасной образовательной среды Здоровъесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ, предполагают сохранение не только физического здоровья детей...

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Рабочая программа кружка «Английский язык»

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы…

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы на тему: «Осенний лес» Цели: Учить изображать гуашью на листе деревья Задачи: Образовательные: закреплять представления...