Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приятного всем чаепития»

 

Цель:

- познакомить детей с историей появления чая, показать сходство и различие традиции в разных странах, вызвать интерес к их деятельности, культуре, быту;

- формировать дружеское отношение и уважение к людям других национальностей;

- приобщать детей к культуре русского народа, знакомить с русскими традициями, воспитывать уважение к своей культуре;

- уточнить и расширить знания детей о глобусе;

- развивать монологическую речь, активизировать словарь, уточняющий свойства и качества предметов, учить детей задавать вопросы, исследующие свойства предмета;

- учить понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок, откликаться на поэтичность стихотворных строк, образные выражения, воспитывать эстетические чувства;

- закрепить знания детей о геометрических формах;

- развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки;

- способствовать формированию представления о взаимосвязи природы и человека;

- развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки, культуру поведения за столом;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

 

Ход занятия

Воспитатель:   Доброе утро, гости дорогие!

Как вы себя чувствуете?

Какое у вас настроение?

А у вас, ребята?

Давайте скажем гостям важные и очень нужные человеку добрые слова, чтобы доброе, хорошее настроение не покидало их.

Приветствие гостям.    На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья – луча серебристого,

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Воспитатель: Гости пришли не с пустыми руками. Они принесли для вас сюрприз-сундучок.

Вот чудесный сундучок,

В нем загадочный листок,

Вы вопросы задавайте!

Эту тайну отгадайте.

Игра «Да - нет»

Дети отгадывают, что лежит в сундучке. Это листик чая.

Воспитатель: Ребята, что такое чай?

Дети: Чай – это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Воспитатель: Расскажите стихотворение о пользе чая.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы новые дает.

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир.

Славит чудо – эликсир.

Воспитатель: Много старинных обычаев есть в разных странах. Но один из самых замечательных – чаепитие. Хотите узнать секрет заваривания чая, а также чайные традиции в разных уголках земли? Закройте глаза. Я скажу слово – чай, а вы поделитесь своими впечатлениями, что вы себе представили?

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Чашку чая, чайную плантацию, кустик чая, коробочку с чаем и др.

Воспитатель: В какой стране впервые узнали о чае?

Дети: В Китае.

Воспитатель: Хотите попасть в эту страну?

Глобус нам в этом поможет.

Глобус наш мы повернем,

И страну Китай найдем.

Звучит китайская музыка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, нас встречает китаянка.

Девочка-китаянка: Здравствуйте, друзья. Меня зовут Юньнань или Южное облако. Приглашаю вас в чайную комнату. Присядьте на коврики и послушайте легенду о чае.

«Один богатый человек в Китае любил путешествовать. Он следил за своим здоровьем, пил только кипяченую воду. Однажды во время своего путешествия, он решил отдохнуть, присел под дерево, развел костер и стал ждать, пока закипит вода в котле. Подул ветер, и залетели в котел несколько листиков с дерева, которое оказалось чайным. Эти листья придали воде необыкновенный вкус, который понравился богатому человеку. Когда он выпил этот напиток, он почувствовал в себе свежие силы, бодрость и отправился в дальний путь».

С тех пор в Китае и стали пить этот ароматный напиток, а звучит это слово по-китайски – «ча».

Воспитатель: В Китае чай – «это огонь жизни и самое мудрое из растений». Чай для китайцев считается одним из предметов первой необходимости – таких как дрова, масло, рис, вода.

Ребята, а что вы знаете о чае?

Игра «Вопрос - ответ».

1. Какой высоты бывает чайное дерево? (от низкого кустика до высоты пятиэтажного дома).

2. Как раньше называли мужчину, торговавшего чаем? (чайником), а женщину? (чайницей).

3. Какие листики необходимо собирать с чайного куста (Самые молодые 2 листика и почку).

4. Какую форму имеет чайный куст? (Столообразный, полуовальный, шарообразный).

5. Сколько лет живет чайный куст? (100 лет).

6. Что такое «Колодец дракона»? (Сорт зеленого чайного чая. Согласно легенде, его выращивают в тех местах, где находится колодец, в котором живет дракон).

7. Что такое чайная паста? (Чайные листья обжаривали на сковороде над огнем, измельчали в порошок, добавляли чуть-чуть воды и превращали эту массу в пасту. Из нее делали маленькие лепешечки. Эти лепешечки ценились дороже золота).

8. Какой бывает чай?

Игра «Назови и передай»

(Зеленый, черный, желтый, белый, красный, ароматный, вкусный, крепкий, полезный, приятный, приятный, цветочный, бодрящий).

Расскажите, какой путь проходит лист чая от куста до нашего стола. В этом вам помогут картинки.

Девочка-китаянка: Замечательно и удивительно, как много вы знаете о чае. Гостеприимные китайцы всегда предлагают гостю выпить чай, это считается знаком дружеского отношения. Я приглашаю вас на чаепитие по-китайски.

Чай насыпают в заварник, заливают кипятком, накрывают крышкой, полотенцем и, раскачивая чайник из стороны в сторону, слегка взбалтывают. Чай наливают в высокую чашку и сразу же накрывают широкими чашечками. Приподняв чашечку ее подносят к носу и вдыхают аромат, затем пьют чай, наблюдая за своими ощущениями. Зеленый чай заваривается 3-4 раза, пока он не потеряет вкус и аромат. Китайцы говорят так: «выпил – доливай, долил - выпей». Черный чай нужно пить свежезаваренным – это бальзам, чай, оставленный на ночь – это яд, подобен змее.

Воспитатель: Китайский поэт написал о чайной церемонии:

Первая чашка увлажнила губы – как первый дождь весной

Вторая – и тает чувство одиночества и грусти.

Третья – уплывают мысли о неизбежном.

После четвертой пот росой по лбу, отвлекаюсь от забот.

После пятой – легкость в теле – неужели молодею.

Медленно шестую пригублю – просыпается душа.

После седьмой – полет в груди, руки вспоминают движения «облаками».

Физминутка «Мы - облака»

Облака плывут то вправо, то влево, медленно разделяются на маленькие облачка, такие легкие, пушистые, так и хочется их обнять и покружиться с ними.

Воспитатель: Китайская чайная церемония – это волшебное таинство, где постигается необыкновенный вкус и аромат чая, наступает покой и мир в душе.

Давайте поблагодарим «Южное облако» и пригласим ее вместе с нами отправиться в страну, где тоже большое внимание уделяют чаепитию. Это Япония.

Глобус наш мы повернем

И Японию найдем.

Звучит японская музыка.

Воспитатель: Японцы пьют чай в специальном чайном домике. Это небольшая хижина. Убранство домика очень скромное, лишь свиток с философским изречением «Вода есть вода». Стены выкрашены в серый цвет. Все это вызывает у гостей ощущение приятного уединения в тени. Японцу нужен некоторый полумрак, предельная чистота и такая тишина, чтобы ухо различало даже комариное пение. Вокруг домика располагается садик. Дорожка к домику выложена из серого камня разной формы.

Давайте пройдем к домику, но наступать нужно на камешки той формы, которая совпадает с вашей геометрической фигурой.

Игра «Пройди по дорожке»

Нас встречает девочка-японка

Девочка-японка: Здравствуйте. Конничива. («Здравствуйте» - по-японски.) Меня зовут Сакура или Японская вишня. Я приглашаю вас в чайный домик. Присаживайтесь на подушечки. Японцы пьют чай из простой посуды: медный чайник, ящичек для хранения чая, чашка, бамбуковая мешалка. Воду для чая берут в колодце из камня. Зеленый чай в порошке насыпают в большую чашку, взбалтывают бамбуковой кистью, получается густая жидкость. По традиции гости пьют из нее, передавая чашку друг другу. Такой ритуал позволяет сблизиться гостям.

Первый гость, отпив глоток, вытирает край чашки салфеткой и передает другому гостю. После крепкого чая подается жидкий чай.

Японская чайная церемония – это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чаше. Японцы считают, что чайная церемония воспитывает простоту и естественность.

Воспитатель: А что еще воспитывает в человеке японская чайная церемония?

Дети: Уважение, чистоту души и тела, спокойствие, гармонию.

Воспитатель: Хотите изобразить знак гармонии по-японски.

Дети восковыми мелками рисуют знак гармонии.

Воспитатель: Передавая японский колокольчик удачи, давайте назовем слова, которые вызывают спокойные, приятные чувства.

Игра «Я желаю всем…»

(Радости, веселья, счастья, здоровья, мира, добра, благодарения, удачи, любви, наслаждения).

Воспитатель: Давайте пригласим Сакуру с собой дальше. Много обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие.

И нам пора возвращаться на Родину.

Глобус мы свой повернем.

И в Россию попадем.

Звучит музыка.

Нас встречает Аленушка.

Аленушка: Здравствуйте мои дорогие! Хотите узнать, как попал чай в Россию? Присядьте на скамеечки и послушайте. Русский боярин привез монгольскому хану богатые дары от русского царя. Хан хорошо принял посла и передал для русского царя богатые дары, среди которых были свертки с непонятной травой.

- А что это такое? – спросил посол.

- Мой самый дорогой подарок русскому царю. – ответил монгольский хан.

Самому послу напиток из травы не понравился. Но царь, отведав напиток, попросил: «Еще»! Тяжелым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли на верблюдах, тележках, санях, переправляли на пароме через реки. Целый год караван с чаем добирался до Москвы.

Воспитатель: Но сейчас и в России выращивают чай, например, в Краснодарском крае. (Показ фотографии). Круглый год у чайных кустов трудятся люди: удобряют землю, пропалывают сорняки, подрезают кусты. Сейчас мы не представляем себе завтрак без чашки чая, а раньше его не умели даже заваривать.

Случались забавные истории. Расскажите.

Дети: Моряк привез в подарок маме чай. Она решила угостить соседей. Сварила в кастрюле весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду в ведро. Разложила вареные листья и добавила растительное масло.

Барин поручил своему слуге приготовить чай. Слуга не знал, как его готовить. Сварил, заправил его перцем, луком, петрушкой.

Воспитатель: На Руси пили чай из фарфоровой посуды. Разливала сама хозяйка, но иногда доверяли старшей из дочерей. В богатых семьях чашки с чаем подавались на глубоких блюдцах, из которых пили вприкуску с сахаром или вареньем.

Аленушка: Послушайте загадку, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным для русского чаепития.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит-

Всем пить чай велит.

(Самовар.)

Ребенок: Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения, занимал почетное место в каждом жилище. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка- матушка», да «самовар - батюшка». Сейчас на смену самовару пришли электрические чайники.

Воспитатель: Чтобы получить от чая пользу и удовольствие, необходимо его правильно хранить, готовить и пить. Как правильно хранить чай?

Аленушка: Я научу вас правильно заваривать чай. Лучшая вода для заваривания чая ключевая и родниковая. Водопроводную воду необходимо отстоять и только потом кипятить. Снимать чайник с огня надо тогда, когда закипит вода. Заварочный чайник необходимо обдать кипятком. Потом насыпают сухую заварку, наливают немного воды, накрывают крышкой и льняной салфеткой. Это позволяет сохранить аромат чая. Настаивают 5 минут, после чего доливают кипятком.

Воспитатель: Пока чай настаивается, мы вспомним правила чаепития.

Дети:

1. Сахар в чае размешивать не шумно.

2. Ложечку вынимают из чашки и кладут на блюдце.

3. Пьют чай малыми глотками, чтобы не обжечься.

Воспитатель: Отношение русского народа к чаю проявляется в пословицах и поговорках. Давайте вспомним.

Дети: - Чай – это долгий разговор добрых людей.

- Где есть чай, там и под елью рай.

- Чай – аптека в стакане.

- От чая лиха не бывает.

- Без чая я скучаю.

- Чай попил, откуда сила? Чай не пил – совсем ослаб.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что чай – это не только напиток, но и полезное средство, которое применяют в разных отраслях промышленности, быту, в народной медицине. Хотите об этом рассказать?

  Игра «Ты предметы выбирай, пользу чая называй».

- Свежий сок листьев чая используется для лечения ожогов.

- Чайное масло применяется как смазочное масло для мелких деталей.

- Чайное масло вместо оливкового масла добавляют в пищу.

- При изготовлении мыла чайное масло добавляют для красивого желтого цвета.

- Чайное масло добавляют для окраски мармелада, драже.

- Слабый настой чая придает блеск зеркалу.

- Если ополаскивать волосы настоем чая, это придаст им красивый цвет и блеск.

- Измельченный чеснок в чайной настое – хорошее средство от зубной боли.

- При воспалении глаза промывают холодным, крепко заваренным чаем.

- Утоляет жажду лучше всего чай с лимоном.

- Заварка от чая – хорошее удобрении для растений.

Звучит музыка.

Воспитатель: Как много мы сегодня узнали. И чай наш заварился. Пора накрывать на стол и садиться пить чай.

Девочка:  Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьет,

Чайная давно уж ждем.

Мальчик:  Всё для вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Воспитатель: Всех приглашаем к столу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...

Читайте также

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста Цель: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Создать условия для развития...

Проект «Осень золотая» во второй младшей группе

Проект «Осень золотая» во второй младшей группе Длительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Сроки реализации: с 20.09.2020 - 30.09.2020г Цель проекта: - формировать обобщённые представления об осени как...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе. Тема: «Путешествие по…

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие по сказке «Три поросенка» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности...