Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи детей 6-7 лет с ОНР
Тема: «Богатство природы Южного Урала»

 

Программное содержание:

  1. Продолжать расширять непосредственные впечатления и представления об окружающем мире.
  2. Закреплять умение составлять собственные картины, отражающие окружающую действительность, из предметных картинок и передавать содержание в определённой последовательности.
  3. Расширять умение логически мыслить и выражать свои мысли в связном речевом высказывании грамматически правильно построенными предложениями.
  4. Закреплять интонационную выразительность речи детей.

Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

  1. Макеты солнца, дождя, ветра.
  2. Маленькие предметные картинки, изображающие небо, солнце, птиц, деревья, животных, рыб, насекомых и т.д.
  3. Большие листы белой бумаги.

Предварительная работа:

  1. Чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий (программа «Наш дом – Южный Урал»), заучивание закличек.

Методы и приёмы:

Беседа с детьми, рассказ воспитателя, пояснение, показ иллюстраций, чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий.

 

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Воспитатель и дети дают характеристику состояния погоды.

Воспитатель: Небо затянуто утром тучами. Какое утро?

Дети: Утро хмурое.

Воспитатель: Ветер клонит ветки деревьев. Какой ветер?

Дети: Ветер сильный, злой.

Воспитатель: Солнце пригревает ласково и нежно. Какое солнце?

Дети: Ласковое солнце.

Воспитатель: Весь день идёт дождик медленными струйками. Какой дождик?

Дети: Мелкий, грустный дождик.

II. Основная часть.

1.  Беседа по вопросам.

Воспитатель: Как называется наш край?

Дети: Наш край называется Урал.

Воспитатель: Чем богата природа Урала?

Дети: На Урале много рек, гор, озёр, лесов, животных и птиц.

Воспитатель: Жители Урала любят свою природу и считают, что её надо беречь, потому что она имеет те же чувства, что и человек:

- природа может сердиться – тогда сверкает молния;

- природа может плакать – тогда идёт дождь;

- природа может улыбаться – тогда греют солнечные лучики.

2. Воспитатель предлагает каждому ребёнку создать картину природы Урала путём моделирования.

Осеннее небо: хмурое, дождливое, ясное, голубое, с облаками (воспитатель предлагает положить вверху белого листа бумаги выбранное изображение неба, солнца и рассказать об этом точными словесными характеристиками).

Птиц, живущих на Арале (воспитатель и дети выбирают перелётных птиц и зимующих птиц, кладут их на макет ниже картинок неба и солнца, составляют рассказ по цепочке).

Воспитатель: Какие птицы улетают в тёплые края? Почему они улетают?

Дети: На юг улетают ласточки, соловьи, утки, лебеди, цапли, аисты, грачи, скворцы.

Воспитатель: Какое у них настроение, как мы это чувствуем?

Дети: Птицы грустные, потому что прощаются с нами на долгое время.

Воспитатель: Какие птицы остаются зимовать и почему?

Дети: С нами остаются зимовать воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби.

Деревья, которые растут на Урале. Воспитатель просит детей подобрать и положить на макет:

- деревья в разноцветном осеннем наряде;

- летящие по ветру листья с деревьев;

- голые деревья, осыпавшиеся листья лежат на земле.

Дети рассказывают по выбранной картинке о состоянии деревьев, соблюдая последовательность событий: начало, середина и конец осени.

3.  Рассказ воспитателя о земле Урала.

Воспитатель: Особенно почитали (чтили) люди землю, называли её матушкой. Землю нельзя бить палкой, бросать в неё мусор. Осенью землю благодарили за урожай.

Воспитатель: Дополните свой макет овощами, фруктами и злаковыми культурами, которые растут на Урале.

Дети рассказывают друг другу (работа парами приёмом параллельного сравнения), какой урожай уродила земля: Выросло много фруктов и овощей. Собрали богатый урожай пшеницы.

4.  Воспитатель и дети вспоминают домашних и диких животных, живущих на Урале, для чего люди «приручили» к себе животных. Дети выбирают картинки домашних и диких животных.

5. Решение проблемной ситуации.

Воспитатель: Урал называют голубым. Почему?

Дети: Урал называют голубым, потому что здесь много озёр, рек, ручьёв.

Дети вспоминают названия известных озёр, какую пользу они приносят людям (можно ловить рыбу, загорать, купаться и т.д.); кладут на нижний край листа контурные изображения озера, разные виды рыбы.

  1. Воспитатель обращает внимание на модель природы Урала из предметных картинок в виде дерева:

 

треугольник

 

- вершина – это солнце, небо, птицы

- ствол (середина) – это люди, животные, леса

- корни – это земля, вода.

Дети рисуют контур дерева.

Ш. Итог НОД

Воспитатель: Как люди выражали уважительное отношение к природе?

Дети: Уважительное отношение к природе люди выражали в закличках и приговорах.

Воспитатель предлагает детям прочесть выученные заранее заклички (обращение к солнцу, дождю, ветру).

IV. Оценка деятельности детей

Воспитатель: Сегодня постарались все  дети. Все были внимательными, активными. Молодцы!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...

Читайте также

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО Месяц Неделя Тема недели Развернутое содержание работы Сентябрь I  «День знаний.  Здравствуй, детский сад». Развивать у детей познавательную мотивацию...