Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи детей 6-7 лет с ОНР
Тема: «Богатство природы Южного Урала»
Программное содержание:
- Продолжать расширять непосредственные впечатления и представления об окружающем мире.
- Закреплять умение составлять собственные картины, отражающие окружающую действительность, из предметных картинок и передавать содержание в определённой последовательности.
- Расширять умение логически мыслить и выражать свои мысли в связном речевом высказывании грамматически правильно построенными предложениями.
- Закреплять интонационную выразительность речи детей.
Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
- Макеты солнца, дождя, ветра.
- Маленькие предметные картинки, изображающие небо, солнце, птиц, деревья, животных, рыб, насекомых и т.д.
- Большие листы белой бумаги.
Предварительная работа:
- Чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий (программа «Наш дом – Южный Урал»), заучивание закличек.
Методы и приёмы:
Беседа с детьми, рассказ воспитателя, пояснение, показ иллюстраций, чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель и дети дают характеристику состояния погоды.
Воспитатель: Небо затянуто утром тучами. Какое утро?
Дети: Утро хмурое.
Воспитатель: Ветер клонит ветки деревьев. Какой ветер?
Дети: Ветер сильный, злой.
Воспитатель: Солнце пригревает ласково и нежно. Какое солнце?
Дети: Ласковое солнце.
Воспитатель: Весь день идёт дождик медленными струйками. Какой дождик?
Дети: Мелкий, грустный дождик.
II. Основная часть.
1. Беседа по вопросам.
Воспитатель: Как называется наш край?
Дети: Наш край называется Урал.
Воспитатель: Чем богата природа Урала?
Дети: На Урале много рек, гор, озёр, лесов, животных и птиц.
Воспитатель: Жители Урала любят свою природу и считают, что её надо беречь, потому что она имеет те же чувства, что и человек:
- природа может сердиться – тогда сверкает молния;
- природа может плакать – тогда идёт дождь;
- природа может улыбаться – тогда греют солнечные лучики.
2. Воспитатель предлагает каждому ребёнку создать картину природы Урала путём моделирования.
Осеннее небо: хмурое, дождливое, ясное, голубое, с облаками (воспитатель предлагает положить вверху белого листа бумаги выбранное изображение неба, солнца и рассказать об этом точными словесными характеристиками).
Птиц, живущих на Арале (воспитатель и дети выбирают перелётных птиц и зимующих птиц, кладут их на макет ниже картинок неба и солнца, составляют рассказ по цепочке).
Воспитатель: Какие птицы улетают в тёплые края? Почему они улетают?
Дети: На юг улетают ласточки, соловьи, утки, лебеди, цапли, аисты, грачи, скворцы.
Воспитатель: Какое у них настроение, как мы это чувствуем?
Дети: Птицы грустные, потому что прощаются с нами на долгое время.
Воспитатель: Какие птицы остаются зимовать и почему?
Дети: С нами остаются зимовать воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби.
Деревья, которые растут на Урале. Воспитатель просит детей подобрать и положить на макет:
- деревья в разноцветном осеннем наряде;
- летящие по ветру листья с деревьев;
- голые деревья, осыпавшиеся листья лежат на земле.
Дети рассказывают по выбранной картинке о состоянии деревьев, соблюдая последовательность событий: начало, середина и конец осени.
3. Рассказ воспитателя о земле Урала.
Воспитатель: Особенно почитали (чтили) люди землю, называли её матушкой. Землю нельзя бить палкой, бросать в неё мусор. Осенью землю благодарили за урожай.
Воспитатель: Дополните свой макет овощами, фруктами и злаковыми культурами, которые растут на Урале.
Дети рассказывают друг другу (работа парами приёмом параллельного сравнения), какой урожай уродила земля: Выросло много фруктов и овощей. Собрали богатый урожай пшеницы.
4. Воспитатель и дети вспоминают домашних и диких животных, живущих на Урале, для чего люди «приручили» к себе животных. Дети выбирают картинки домашних и диких животных.
5. Решение проблемной ситуации.
Воспитатель: Урал называют голубым. Почему?
Дети: Урал называют голубым, потому что здесь много озёр, рек, ручьёв.
Дети вспоминают названия известных озёр, какую пользу они приносят людям (можно ловить рыбу, загорать, купаться и т.д.); кладут на нижний край листа контурные изображения озера, разные виды рыбы.
- Воспитатель обращает внимание на модель природы Урала из предметных картинок в виде дерева:
- вершина – это солнце, небо, птицы
- ствол (середина) – это люди, животные, леса
- корни – это земля, вода.
Дети рисуют контур дерева.
Ш. Итог НОД
Воспитатель: Как люди выражали уважительное отношение к природе?
Дети: Уважительное отношение к природе люди выражали в закличках и приговорах.
Воспитатель предлагает детям прочесть выученные заранее заклички (обращение к солнцу, дождю, ветру).
IV. Оценка деятельности детей
Воспитатель: Сегодня постарались все дети. Все были внимательными, активными. Молодцы!
Читайте также |
---|
Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…
Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...
Проект «Чудесница вода»
Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...
«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…
«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...