Конспект открытого занятия по развитию устной речи по теме «Матушка-Зима»

 

Коррекционно-образовательные цели: 

  1. Уточнение и расширение представлений о зиме, ее приметах.
  2. Уточнение и активизация словаря по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

 

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Логопед читает стихотворение С. Маршака «Зима»:

Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворах дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло.

А сейчас – гляди, как весело

И белым-бело.

- Как вы думаете, о каком времени  года говорится в этом стихотворении?

- Как вы догадались?

2. Беседа о зиме:

- что такое зима?

- когда наступает она?

- какая зима?

- что вам нравится зимой?

3. Фонопедическое упражнение «Мороз»

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Повторяйте за мной.

Вышел на просторы погулять мороз.

«Топ-топ! Чап-чап!»

Белые узоры в косах у берёз.

«У-У-У-У!»

Снежные тропинки, голые кусты.

«Ш-Ш-Ш-Ш!»

Падают снежинки тихо с высоты.

«П-П-П-П!»

2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

 

 

Потирают ладони друг о друга.

 

Опускают руки вниз.

 

Постепенно опускают руки вниз.

- Молодцы! Тихонечко садитесь и вы!

II.  

1. Дидактическая игра «Закончи предложение».

- Много забот у Матушки- зимы. Угадайте и назовите, какие слова задумала Зима в конце каждого из предложений. Поможет вам  в этом волшебная палочка.

Логопед читает задание, дети отвечают.

  • Наступила холодная, трескучая … (зима).
  • По темному небу плывут тяжелые, серые … (облака).
  • Легко кружится и тихо ложится на землю белый … (снег).
  • Снег укрыл мохнатые лапы сосен и … (елей).
  • На снегу редкие следы зверей и … (птиц).
  • Лес замер в волшебном, чудном … (сне).
  • Красива Матушка – … (зима).

2. Упражнение «Снежинки»

- Понравились Зиме ваши ответы. И решила она подарить вам настоящие снежинки.

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

- Давайте попробуем закружить  наши снежинки. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

- Полижите свою снежинку на ладошку.

- Посмотрите,  какие они? (Маленькие, красивые, резные, ажурные, разные…)

- Снежинки хрупкие, нежные и… волшебные: они умеют превращать простые слова в ласковые.

3. Игра « Назови ласково».

- Я буду называть слово, а вы говорить о нем ласково, и свою снежинку накрывать ладошкой.

Зима - зимушка            Сосулька — сосулечка.

Мороз - морозец           Дерево- деревце.

Ветер - ветерок             Лёд- ледок.           

Санки- саночки             Снег-снежок.            

4. Игра «Веночек из снежинок»- подбор однокоренных слов.

- Ребята, а вы знаете, что слово СНЕГ самое любимое слово Зимы?

- От этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы – добавлять слова, связанные со словом «снег». С каждым «снежным» словом вы будете прикреплять свою снежинку к нашему веночку.

Тихо, тихо как во сне,

Падает на землю … (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки).

На посёлки, на лужок

Выпал беленький …(снежок).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее … (снегопад).

Словно в белый пуховик

Нарядился … (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка - …(снегурка)

На снегу – то посмотри –

С красной грудкой … (снегири)

Словно в сказке, как во сне ,

Землю всю украсил … (снег).

- Какой красивый венок у нас получился!

- Я думаю, он очень понравится Зиме.

5. Упражнение «Снежинка»- коррекционная гимнастика для глаз.

- А ещё снежинки очень любят танцевать, кружиться в хороводе.

Показ слайда «Снежинка».

6. Дидактическая игра «Скажи наоборот»- игра со снежинкой.

  • Летом небо светлое, а зимой …
  • Летом птиц много, а зимой …
  • Летом деревья «одетые», а зимой …
  • Весной лед на реках тает, а зимой …
  • Летом жарко, а зимой …
  • Весной медведь просыпается, а зимой …
  • Летом дует тёплый ветер, а зимой…
  • Летом заяц серый, а зимой…

7. Физминутка- «Наступили холода» (массаж активно биологических зон)

Раз-рука, два –рука.

Лепим мы снеговика.

Три-четыре, три-четыре,

Нарисуем рот пошире.

Пять – найдём морковь для носа,

Уголки найдём для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеётся он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим.

Вытянуть вперёд одну руку, потом – другую.

 

Имитировать лепку снежков.

Погладить ладонями шею.

Кулачками растереть крылья носа.

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.

 

 

Погладить колени ладошками.

8. Дидактическая игра «Подбери слово» - игра со снеговиком.

- Если зимой холод, то это какая зима? (- Холодная.)

- Что выпадает зимой? (-Снег.)

-  Если зимой снежно, то значит зима какая? (- Снежная.)

- А если зимой морозно, то какая зима? (Морозная.)

- Если часто метет метель, то зима какая? (Метельная.)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая?  (Вьюжная.)

- Если зима наступила рано, то зима какая? (Ранняя)

- Если зима наступила поздно, то зима какая? (Поздняя.)

9.  Дидактическая игра «Подбери слова»

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. 

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

10. «Что бывает зимой?» -составление предложений о зиме по картине.

- Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

Просмотр презентации «Приметы зимы».

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

-  Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

- Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям,  если они затрудняются говорить полными предложениями.

- Вы хорошо все рассказали.

III. Итог занятия.

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

- Теперь я уверена, что вы много знаете о зиме.





Новые публикации

Дидактическое пособие «Пройди по линиям»

Дидактическое пособие «Пройди по линиям» Аннотация Дидактическая пособие: «Пройди по линиям» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста 5-7...

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во...

Интерактивная игра «Веселые приключения» для детей младшего и среднего дошкольного…

Интерактивная игра «Веселые приключения» для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Читайте также

Конспект подгруппового занятия педагога-психолога с использованием интерактивного оборудования «В гости…

Конспект подгруппового занятия педагога-психолога с использованием интерактивного оборудования «В гости к ёжику»   Цели: Коррекция и развитие игровой и познавательной деятельности. Развитие сенсорных и коммуникативных способностей. Развитие общей...

«Одаренные дети: поиск, поддержка, сопровождение, работа с семьей по развитию…

«Одаренные дети: поиск, поддержка, сопровождение, работа с семьей по развитию способностей и потенциала» (из опыта работы) Что такое «одаренность» и как она...

Основы нейропсихологической коррекции в старшем дошкольном возрасте

Основы нейропсихологической коррекции в старшем дошкольном возрасте   Задачи коррекции. 1. Выявление уровня несформированности психических процессов, определение компенсаторных возможностей. 2. Формирование и развитие дефицитарных...


Комментарии

  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...





В блогах

Проект

Педагогический проект ко Дню Матери «Всех важней на свете - мама» Актуальность: Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Они не имеют представлений о профессиональной деятельности своих родителей, не могут...

Сценарий ко Дню матери «Мама – солнышко моё»

Цель: формирование нравственно – патриотических ценностей, через воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку – к матери. (Под музыку «Моя мама лучшая на свете» дети входят в зал, строятся в полукруг.) Ведущий:  В этом слове первый...

Беседа «Как вести себя в транспорте»

Цель: Закреплять знания детей о правилах поведения в  транспорте . Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Ход беседы: - Ребята, скажите, пожалуйста, на чем люди ездят на работу, в магазин или в другой город? - На машине. На автобусе. -...

Конспект занятия с детьми по познавательно – исследовательской деятельности Тема: «Свойства почвы; водопроницаемость»

Возрастная группа детей: Подготовительная к школе группа   Цель: Формировать представление детей о свойстве почвы «водопроницаемость» Задачи: Образовательная: формировать представление о свойстве почвы «водопроницаемость» (в какую почву вода проникает быстрее;глина, песок,земля) Развивающая: Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство