Конспект открытого занятия по развитию устной речи по теме «Матушка-Зима»
Коррекционно-образовательные цели:
- Уточнение и расширение представлений о зиме, ее приметах.
- Уточнение и активизация словаря по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
- Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Логопед читает стихотворение С. Маршака «Зима»:
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло.
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело.
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Как вы догадались?
2. Беседа о зиме:
- что такое зима?
- когда наступает она?
- какая зима?
- что вам нравится зимой?
3. Фонопедическое упражнение «Мороз»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Повторяйте за мной.
Вышел на просторы погулять мороз.
«Топ-топ! Чап-чап!» Белые узоры в косах у берёз. «У-У-У-У!» Снежные тропинки, голые кусты. «Ш-Ш-Ш-Ш!» Падают снежинки тихо с высоты. «П-П-П-П!» |
2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Потирают ладони друг о друга.
Опускают руки вниз.
Постепенно опускают руки вниз. |
- Молодцы! Тихонечко садитесь и вы!
II.
1. Дидактическая игра «Закончи предложение».
- Много забот у Матушки- зимы. Угадайте и назовите, какие слова задумала Зима в конце каждого из предложений. Поможет вам в этом волшебная палочка.
Логопед читает задание, дети отвечают.
- Наступила холодная, трескучая … (зима).
- По темному небу плывут тяжелые, серые … (облака).
- Легко кружится и тихо ложится на землю белый … (снег).
- Снег укрыл мохнатые лапы сосен и … (елей).
- На снегу редкие следы зверей и … (птиц).
- Лес замер в волшебном, чудном … (сне).
- Красива Матушка – … (зима).
2. Упражнение «Снежинки»
- Понравились Зиме ваши ответы. И решила она подарить вам настоящие снежинки.
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте попробуем закружить наши снежинки. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
- Полижите свою снежинку на ладошку.
- Посмотрите, какие они? (Маленькие, красивые, резные, ажурные, разные…)
- Снежинки хрупкие, нежные и… волшебные: они умеют превращать простые слова в ласковые.
3. Игра « Назови ласково».
- Я буду называть слово, а вы говорить о нем ласково, и свою снежинку накрывать ладошкой.
Зима - зимушка Сосулька — сосулечка.
Мороз - морозец Дерево- деревце.
Ветер - ветерок Лёд- ледок.
Санки- саночки Снег-снежок.
4. Игра «Веночек из снежинок»- подбор однокоренных слов.
- Ребята, а вы знаете, что слово СНЕГ самое любимое слово Зимы?
- От этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы – добавлять слова, связанные со словом «снег». С каждым «снежным» словом вы будете прикреплять свою снежинку к нашему веночку.
Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю … (снег). С неба всё скользят пушинки – Серебристые … (снежинки). На посёлки, на лужок Выпал беленький …(снежок). Вот веселье для ребят – Всё сильнее … (снегопад). |
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик). Рядом снежная фигурка – Эта девочка - …(снегурка) На снегу – то посмотри – С красной грудкой … (снегири) Словно в сказке, как во сне , Землю всю украсил … (снег). |
- Какой красивый венок у нас получился!
- Я думаю, он очень понравится Зиме.
5. Упражнение «Снежинка»- коррекционная гимнастика для глаз.
- А ещё снежинки очень любят танцевать, кружиться в хороводе.
Показ слайда «Снежинка».
6. Дидактическая игра «Скажи наоборот»- игра со снежинкой.
- Летом небо светлое, а зимой …
- Летом птиц много, а зимой …
- Летом деревья «одетые», а зимой …
- Весной лед на реках тает, а зимой …
- Летом жарко, а зимой …
- Весной медведь просыпается, а зимой …
- Летом дует тёплый ветер, а зимой…
- Летом заяц серый, а зимой…
7. Физминутка- «Наступили холода» (массаж активно биологических зон)
Раз-рука, два –рука.
Лепим мы снеговика. Три-четыре, три-четыре, Нарисуем рот пошире. Пять – найдём морковь для носа, Уголки найдём для глаз. Шесть – наденем шляпу косо, Пусть смеётся он у нас. Семь и восемь, семь и восемь – Мы плясать его попросим. |
Вытянуть вперёд одну руку, потом – другую.
Имитировать лепку снежков. Погладить ладонями шею. Кулачками растереть крылья носа. Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.
Погладить колени ладошками. |
8. Дидактическая игра «Подбери слово» - игра со снеговиком.
- Если зимой холод, то это какая зима? (- Холодная.)
- Что выпадает зимой? (-Снег.)
- Если зимой снежно, то значит зима какая? (- Снежная.)
- А если зимой морозно, то какая зима? (Морозная.)
- Если часто метет метель, то зима какая? (Метельная.)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (Вьюжная.)
- Если зима наступила рано, то зима какая? (Ранняя)
- Если зима наступила поздно, то зима какая? (Поздняя.)
9. Дидактическая игра «Подбери слова»
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
10. «Что бывает зимой?» -составление предложений о зиме по картине.
- Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?
Просмотр презентации «Приметы зимы».
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.
- Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.
Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.
- Вы хорошо все рассказали.
III. Итог занятия.
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
- Теперь я уверена, что вы много знаете о зиме.
Читайте также |
---|
Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»
Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...
Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…
Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»
Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста
Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский. Психолого-педагогическое сопровождение с...