Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе
«Правила и безопасность дорожного движения»
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице.
Задачи:
Образовательные задачи:
- совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и о необходимости их соблюдения в целях безопасности;
- систематизировать знания детей о дорожных знаках и правилах перехода через улицу;
- закрепить знания о работе ГИБДД.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать речевую и двигательную активность детей, умения отвечать на вопросы полными предложениями, использовать объяснительную речь;
- развивать логическое мышление, внимательность при выполнении заданий, зрительную память, осторожность и осмотрительность на дорогах.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение работать на занятии, желание знать и выполнять ПДД и соблюдать их в повседневной жизни.
Материалы: дорожные знаки («Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Проезд запрещен»); альбом с творческими работами детей «Мой путь в детский сад»; плакат-фотовыставка «Мы и наши дети на улицах города»; фуражка и жезл регулировщика; красные, желтые и зеленые круги на каждого ребенка; магнитная доска; фотоиллюстрации с изображением городских улиц.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю совершить вам небольшое путешествие в далекое-далекое прошлое, в те времена, когда даже города нашего не было. Вы знаете, что было на месте Сергиева Посада в древности? Правильно, в основном, леса. Среди них люди строили деревни, засевали поля. Машин тогда совсем не было, люди ходили пешком или ездили на лошадях – верхом или в повозке. Как вы думаете, нужны тогда были правила дорожного движения? (ответы детей).
Воспитатель: А когда повозок, телег и карет стало больше и стало им тесно на дорогах, тогда люди и задумались: как же сделать так, чтобы все ехали и шли, друг другу не мешали, чтобы пешеходы не попадали под копыта или колеса, чтобы кареты не сталкивались с телегами? Вот тогда и стали придумывать правила движения по дорогам. Появились первые дорожные знаки ровно 100 лет назад. По-другому можно сказать 1 век назад. Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, по которым можно легко понять смысл знака. Есть знаки предупреждающие. Как они выглядят? (Треугольники с красным ободком.) Как называются круглые знаки с красным ободком? (Запрещающие.) А еще есть знаки любой формы голубого цвета. Они называются разрешающими.
Первые знаки были вовсе не запрещающими, а предупреждающими. Предупреждали они о перекрестках, мостах, поворотах и крутых спусках. Впоследствии появилась необходимость и в запрещающих знаках. Именно тогда родилась идея отличать знаки один от другого по внешнему виду, и предупреждающие знаки поместили в красный треугольник.
Выберите из всех знаков предупреждающие и скажите, что они обозначают. (Знаки «Дети», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка».) Ответы детей.
Как называются круглые знаки в красной обводке? (Запрещающими.)
Выберите запрещающие знаки и расскажите, что они обозначают. (Знаки «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено».)
Стихотворение С.Михалкова «Шагая осторожно»
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая!
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти два знака. Знаки разные, а оба называются одинаково «Пешеходный переход». Что означает каждый из них, а также для кого и где они устанавливаются? Знак «Пешеходный переход» располагается за 50-100 метров перед пешеходной дорожкой. Он сообщает водителю: «Приготовьтесь снизить скорость, скоро появится пешеходный переход, по которому дорогу будут переходить люди». Пешеходам нельзя ориентироваться по этому знаку и переходить рядом с ним дорогу. Все пешеходные знаки имеют голубой фон. Переходить улицы пешеходы должны только там, где есть эти знаки.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Он на улице висит.
Он на улицу глядит.
Как моргнет зеленым глазом -
Так идут все люди сразу.
А откроет красный глаз-
Переход закрыт для нас! (Светофор.)
Воспитатель: Все водители и пешеходы должны строго выполнять правила и подчиняться их сигналам.
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
Воспитатель: Сейчас нам ребята расскажут о том, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу, а на какой нельзя (ответы детей).
Воспитатель: Иногда на сложных участках дороги движением управляет регулировщик.
Стихотворение Я. Пишумова «Постовой»
Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали,
Вы выдали,
Все машины сразу встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ
Через улицу идет
И стоит на мостовой
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчинятся ему.
Воспитатель: Регулировщик управляет движением и указывает, кому стоять, а кому ехать или идти. Как называется палочка в руках у регулировщика? (Жезл.)
Игра «Регулировщик и светофор».
Воспитатель: Ребята, мы с вами – тоже участники дорожного движения. Как мы участвуем в дорожном движении? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем обобщает их.)
- Мы можем идти по улице, переходить проезжую часть. Если мы по улице идем пешком, значит, мы - пешеходы.
- Еще мы можем ехать в троллейбусе, автобусе, машине. Значит, мы – пассажиры городского транспорта.
- А еще вы можете ехать на велосипеде, самокате. Значит, вы – водители детских транспортных средств.
Воспитатель: Ребята, вы вместе с мамами и папами нарисовали дорогу от вашего дома до детского сада. Кто хочет рассказать, как вы идете домой, и какие дорожные знаки встречаете на пути? (ответы детей).
Воспитатель: Сегодня, ребята, вы узнали много нового и интересного. Что вам запомнилось? (ответы детей).
Воспитатель: Правила дорожного движения важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. И вы как следует запомните их, а дома расскажите своим родным. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. 2013.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М: Мозаика – Синтез, 2010.
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. - М: Мозаика – Синтез, 2008.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М: Мозаика – Синтез, 2006.
- Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007 - 48 с.
- Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. Всё для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с.: ил. ISBN 5-09-001138-9
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева и др. Безопасность ребенка в городе (для детей старшего дошкольного возраста). – М.: Изд. «Детство – пресс», 2001. – 19 с.: ил.
Читайте также |
---|
Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста…
Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста «Времена года» Аннотация: Дидактическая игра представляет собой пособие, которое может помочь детям научиться...
Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют…
Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют Победы» Задачи: Формировать представления детей о военных событиях. Воспитывать патриотические чувства...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...