Конспект организованной образовательной деятельности на тему:

«Украсим мебель для Мороза Ивановича»

(Подготовительная к школе группа)

 

Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: стимулировать детей самостоятельно составлять узор из элементов Гжельской росписи для украшения мебели. Воспитывать патриотические чувства детей через фольклор.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
  2. Воспитывать интерес к русским сказкам.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность прийти на помощь.
  4. Закрепить представления детей об особенностях гжельской росписи.
  5. Учить самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные ранее для украшения мебели.
  6. Закрепить навыки смешивания красок на палитре для получения нужного оттенка.
  7. Продолжать формировать навыки совместной работы.
  8. Формировать эстетическое отношение к миру.
  9. Развивать творческую активность, самостоятельность, логическое мышление.
  10. Развивать связную речь, речевое дыхание.
  11. Активизировать словарь: студенец, оживка, сеточка, спираль, капелька.
  12. Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Предварительная работа:

  1. Ознакомление с гжельской керамикой: история промысла, характерные особенности.
  2. Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И. А. Лыковой, «Гжель» С. Вохринцевой, изделий, расписанных гжелью.
  3. Просмотр фильмов о Гжели из интернета.
  4. Цикл занятий НОД по Гжели: рисование элементов гжельской росписи, роспись бумажных силуэтов посуды, лепка и роспись посуды из соленого теста, создание узора в аппликации.
  5. Привлечение родителей и детей к созданию выставки «Голубая гжель».
  6. Чтение сказки «Мороз Иванович» - русской народной и В.Ф. Одоевского и рассматривание иллюстраций к ним.
  7. Знакомство детей с теплым и холодным цветом.
  8. Дидактические игры «Четвертый лишний» (по народным промыслам и сказкам), «Собери разбитую посуду».
  9. Заучивание стихотворений о Гжели.
  10. Конструирование из бумаги и коробок мебели детьми совместно с педагогами и родителями.

Методы и приемы

  • Словесные: объяснение, беседа, загадывание загадки.
  • Наглядные: схемы, карточки, таблица, слайд-шоу.
  • Игровые: сюрпризные моменты.
  • Практические: репродуктивные, проблемно-поисковые, создание ситуаций эмоциональных переживаний.
  • Приемы ТРИЗ и РТВ.
  • Элементы методики В. Ф. Базарного (коромысла).

Материал:

1.Демонстрационный:

  • Макет дома.
  • Кукла- Мороз Иванович.
  • Мебель из коробок.
  • Зеленые всходы овса в низкой коробочке, по размеру кровати; перина.
  • Схемы сказок.
  • Таблица с элементами гжельской росписи.
  • Посуда из соленого теста, расписанная ранее, в подарок Морозу Ивановичу.
  • Предметы посуды, украшенные красивыми узорами.
  • Мультимедиа.

2. Раздаточный:

  • Бумажные заготовки по форме мебели.
  • Кисти, баночки с водой, палитры, гуашь (синяя и белая), салфетки, скотч.

Музыкальное сопровождение:

1. «Незабудковая гжель» - муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского.

2. «Гжель» - муз. В. И. Темнова, сл. О.Левицкого.

3. «Ярмарка русская» - муз. В. И. Темнова, сл. О.Левицкого.

 

Ход организованной образовательной деятельности с детьми

1. Речевая разминка «Согреем стеклышко»

Педагог:

Холодно на улице зимой. Представьте себе, что утром вы захотели посмотреть в окно, а оно все в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла. Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стеклышко. (3 раза.)

2. Письмо –загадка

Педагог:

Пока мы отогревали стеклышко, почтальон нам принес письмо.

«Здравствуйте, ребята! Я вас всех очень хорошо знаю. Всю зиму я наблюдаю за вами. Очень мне нравится, что вы дружные, умелые ребята. А какую посуду вы вылепили и расписали на прошлой неделе! Хотелось бы, что бы и у меня такая была. Вы, наверное, хотите узнать, кто я? Подскажу вам:  (Загадка – описание) «Живу я в холодном колодце – студенце, дом и мебель у меня изо льда и снега. Люблю есть снежные шарики и мороженое»

Педагог:

Узнали, кто это? (ответы детей). Конечно, это Мороз Иванович.

А вы помните, в какой сказке он живет? (ответы детей).

Посмотрите на схемы и выберите нужную сказку (работа с коромыслами).

Дети выбирают из трех схем сказок: «Мороз Иванович», «Гуси –Лебеди», «Морозко».

3. Работа с коромыслами

Педагог:

Молодцы, правильно выбрали схему. Да, это сказка «Мороз Иванович»

Послушайте, о чем еще пишет Мороз Иванович. «Приглашаю вас к себе в гости.  По ровненькой дорожке пройдете вы немножко. По кочкам прыг- скок и осторожно через мосток. Жду вас».

Ребята, вы хотите пойти в гости? Хорошо бы с собой взять подарок для Мороза Ивановича. Что можем подарить? (предложения детей). Помните, ему понравилась наша посуда. Возьмем ее? Ну что, отправляемся?

4. Физминутка «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке шагают наши ножки. Дети шагают.
По кочкам прыг - скок, прыг - скок Перепрыгивание с «кочки» на «кочку».
А теперь через мосток Проходят по короткой скамейке.

5. Беседа мороза Ивановича с детьми

Педагог:

Вот мы и пришли. Смотрите, кто нас встречает.

Мороз Иванович (кукла; озвучивает воспитатель).

Здравствуйте ребятки. Рад вас видеть

Дети здороваются, дарят посуду.

Мороз Иванович:

Ой, спасибо, детки. Порадовали меня. А как же называется роспись, которой украшена эта посуда? У каких мастеров вы научились так красиво ее расписывать? Наверное, у заморских? А что еще умеют делать гжельские мастера?

Педагог:

А вот послушай и посмотри.

6. Слайд - шоу «Гжельские изделия». В это время дети читают стихотворение:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

7. Беседа мороза Ивановича с детьми

Мороз Иванович:

Помогите мне разобраться. Вот у меня посуда есть разная, красивая, она гжельская?

Дети: нет

Мороз Иванович:

  1. Чем же отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только одна синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи).
  2. Какие элементы росписи используют гжельские мастера? (капельки, сеточки, полосочки, цветы) (таблица).
  3. Почему работы гжельских мастеров напоминают мне о зиме? (сама посуда – белая, как снег, а узоры «морозные» – сине-голубые, это холодные цвета).

8. Мотивация задания для практической деятельности

Мороз Иванович:

Ребята, мне так понравилась гжельская роспись. А не могли бы вы для меня расписать такими узорами и мебель?

Дети соглашаются.

Педагог:

Какая краска нам понадобится? Как вы получите голубую краску? С какого элемента  лучше начать роспись? (цветок)  Как  можно расположить цветок? Придумайте сами узор, похожий на гжельский, и украсьте им детали мебели.

9. Изобразительная деятельность.

Дошкольники выбирают заготовку и садятся за столы.

Звучит спокойная  музыка. Дети расписывают заготовки частей мебели. В процессе работы педагог напоминает, что дети делают общее дело, поэтому каждый должен стараться хорошо выполнить свою часть работы.

Физминутка

Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх),

Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).

Звонких  песен нам не пели (повороты головы)

А на веточки присели (садятся на стульчики)

По мере завершения рисования, дети с помощью взрослых прикрепляют 2-х сторонним скотчем готовые элементы к мебели.

10. Анализ

Мороз Иванович благодарит за хорошо выполненную работу. Просит еще раз напомнить, как называется это бело-голубое чудо.

Что бы Мороз Иванович лучше запомнил, дети читают хором стихотворение.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель

11. Завершение занятия. Сюрпризный момент

Мороз Иванович просит вспомнить, что он прячет под своей периной (зеленую траву).

Поднимает перинку на кровати, а там зеленая травка (пророщенный овес). Отдает его детям и спрашивает, кому можно его подарить.

Дети предлагают отдать травку животным в зооуголок. Прощаются со сказочным персонажем.

 

Используемая литература:

1.   Вохринцева С.«Гжель», Страна Фантазий, серия: Дидактический демонстрационный материал. Учимся рисовать.

2. Лыкова И. А, Альбом «Небесная Гжель», ИД Цветной мир. Серия - С чего начинается Родина, 2014.

3. Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович».

4. Русская народная сказка «Мороз Иванович».

5. Соломенникова О., Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет.

6. Фильм «Как делают гжель».

7. http://www.1tv.ru/sprojects_utro_video/si33/p66750/pg8



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего…

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего возраста Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Продуктовый лабиринт» разработан для совместной деятельности детей старшего...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...

Читайте также

Летняя прогулка - экскурсия в детском саду с младшей группой

Летняя прогулка - экскурсия в детском саду с младшей группой Проведение экскурсии предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель проводит ее...

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи…

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке»

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке» (Первая младшая группа) Цель: формирование умения узнавать и называть домашнее животное, выделяя характерные особенности: пушистый...