Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Наши маленькие соседи»

 

Цель. Расширить представления детей о пчелах.

Задачи:

«Познание»

Познакомить детей с образом жизни и средой обитания пчёл, с продуктами пчеловодства. Сформировать у детей представление о взаимосвязи пчёл с растениями и человеком. Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых.

«Речевое развитие»

Развивать диалогическую речь.

Словарная работа: улей, трудолюбивая пчела, нектар, соты, пчеловод.

Оборудование: картинки по теме «Насекомые. Пчела», цветы из картона для подвижной игры, маски – шапочки насекомых.

 

Ход занятия

- Ребята, отгадайте загадку: «На горе шумит,

Под горой молчит?» (Лес.)

- А что такое лес? (Это много-много деревьев. кустов, цветов.)

- Кто живет в лесу? (Правильно в лесу живут разные звери, птицы и конечно насекомые.)

- Каких насекомых вы знаете?

- А хотите погулять по весеннему лесу? Может быть мы кого-нибудь встретим в лесу?

Наступила весна, солнышко пригревает землю, тает снег, где-то появились первые проталинки, почки на деревьях начали набухать, вот- вот лопнут и появятся молоденькие листочки. Посмотрите, вот и проснулась пчелка от своего зимнего сна, прочистила свои глазки мохнатыми лапками, выглянула в окошечко разведать: растаял ли снег? Ушел ли холодный северный ветер? Видит пчелка, что солнышко светит ярко, что стало тепло и светло, выбралась она из дупла и полетела к яблоньке.

Пчелка (ребенок): Нет ли у тебя яблонька, чего-нибудь для бедной пчелки? Я целую зиму голодала!

Яблоня (ребенок): Нет. Ты прилетела слишком рано, мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайся у вишни разузнать.

Воспитатель: И полетела пчелка к вишне.

Пчелка: Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочков для голодной пчелки?

Вишня: Наведайся, милочка, завтра. Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада тебе.

Воспитатель: Печальная и голодная пчелка хотела уже домой лететь, как увидела на проталинке темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелке свою чашечку, полную ароматного и сладкого сока. Наелась, напилась пчелка и полетела домой - веселенькая!

- Ребята, а что вы еще знаете про пчел?

И все! Да-а, маловато. Давайте я вас поближе познакомлю с пчелами. Из всех насекомых пчелы - самые близкие друзья человека. Давным-давно, когда люди еще не умели добывать из свеклы сахар, пчелы были единственными, кто снабжал людей сладким. Правда, тогда все пчелы были дикими и жили в дуплах деревьев. Сейчас диких пчел почти не осталось. О них заботятся люди. Люди приручили их. Пчелки живут большой, дружной семьей в специальном деревянном домике, который называется улей (показ картинки).

- Как называется домик? (Улей).

- Место, где стоят ульи, называется пасекой (картинка). Как называется место, где стоят ульи?

В пчелиной семье может жить несколько тысяч пчёлок. Примерно столько, сколько жителей в большом городе.

Самая главная в пчелиной семье - матка. Матка крупнее остальных пчел. Все остальные члены семьи - ее дети. Младшие занимаются домашними делами: следят за чистотой, кормят личинок. Старшие летают за нектаром. Этот нектар пчелки помещают в соты (большие пластины из воска с шестигранными ячейками, которые пчелы делают сами). Этот нектар со временем подсыхает и превращается в сладкий, ароматный и вкусный мед.

Все дети пчелки слушаются свою маму - Матку и заботятся о ней. Матка откладывает яйца, из которых выводятся новые члены семьи. И пчелы их защищают. В это время они становятся злыми. И если близко подойти к пчелам, они могут ужалить. Жало у пчелы находится в брюшке и напоминает иголочку, внутри которой находится яд. Если жало осталось в теле человека, пчела умирает. Вот как они защищают свое потомство.

А сейчас давайте поиграем «Дикие и домашние пчелы»

Физкультминутка.

- Мы отправляемся дальше

Ребята, отгадайте загадку:

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нем - миллион. (Муравейник.)

- Что за жильцы живут в этом доме?

- Как муравьи находят свой домик?

- А как найти дорожку? Посмотрите, сам муравей идет к нам!

Муравей: Муравьишки-торопыжки

Не лентяи, не глупышки

Друг за другом по дорожке

Тащат зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться,

Муравей живет трудом:

Все, что только он увидит,

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай,

Ты его не трогай!

- Ребята, мы пройдем мимо муравейника тихонечко, чтобы не разрушить его, не мешать муравьям трудиться и очищать лес.

- Посмотрите, мы пришли на полянку, где много цветов! Красивая полянка? А теперь уберите цветы за спинку. Что произошло? Не стало красоты! Снова разложите цветы на поляне. А теперь красиво?

Ребенок: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты,

Если вместе мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

- А какие первые весенние цветы вы знаете? (Мать-и-мачеха, фиалка, подснежник, медуница (картинки).)

- А какое насекомое издали напоминает цветок, а подойдешь поближе, оно вспорхнет и улетит? (Бабочка.)

- Посмотрите, а вот и бабочка прилетела

Ребенок: Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел...

(Картинка бабочек.)

- Давайте полюбуемся глазками. Какие они красивые, как порхают и пойдем в садик.

- Давайте вспомним, кто нам повстречался в лесу? Что нового вы узнали?

Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника, не сорвали цветов, не нарушали тишины и гармонии. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы, и пусть мир, в котором мы живем, всегда останется голубым и зелёным.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Флористическая композиция «Осенний горшочек»

Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...

Кейс «Рисование на воде – Эбру»

Кейс «Рисование на воде – Эбру» На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Читайте также

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета Уже в 1,5 года ребенок может различать 4 основных цвета, хотя и...

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...

Виды гимнастик для использования в ДОУ

Виды гимнастик для использования в ДОУ Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнения упражнений в режиме дня в виде утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для...