Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Наши маленькие соседи»
Цель. Расширить представления детей о пчелах.
Задачи:
«Познание»
Познакомить детей с образом жизни и средой обитания пчёл, с продуктами пчеловодства. Сформировать у детей представление о взаимосвязи пчёл с растениями и человеком. Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых.
«Речевое развитие»
Развивать диалогическую речь.
Словарная работа: улей, трудолюбивая пчела, нектар, соты, пчеловод.
Оборудование: картинки по теме «Насекомые. Пчела», цветы из картона для подвижной игры, маски – шапочки насекомых.
Ход занятия
- Ребята, отгадайте загадку: «На горе шумит,
Под горой молчит?» (Лес.)
- А что такое лес? (Это много-много деревьев. кустов, цветов.)
- Кто живет в лесу? (Правильно в лесу живут разные звери, птицы и конечно насекомые.)
- Каких насекомых вы знаете?
- А хотите погулять по весеннему лесу? Может быть мы кого-нибудь встретим в лесу?
Наступила весна, солнышко пригревает землю, тает снег, где-то появились первые проталинки, почки на деревьях начали набухать, вот- вот лопнут и появятся молоденькие листочки. Посмотрите, вот и проснулась пчелка от своего зимнего сна, прочистила свои глазки мохнатыми лапками, выглянула в окошечко разведать: растаял ли снег? Ушел ли холодный северный ветер? Видит пчелка, что солнышко светит ярко, что стало тепло и светло, выбралась она из дупла и полетела к яблоньке.
Пчелка (ребенок): Нет ли у тебя яблонька, чего-нибудь для бедной пчелки? Я целую зиму голодала!
Яблоня (ребенок): Нет. Ты прилетела слишком рано, мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайся у вишни разузнать.
Воспитатель: И полетела пчелка к вишне.
Пчелка: Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочков для голодной пчелки?
Вишня: Наведайся, милочка, завтра. Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада тебе.
Воспитатель: Печальная и голодная пчелка хотела уже домой лететь, как увидела на проталинке темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелке свою чашечку, полную ароматного и сладкого сока. Наелась, напилась пчелка и полетела домой - веселенькая!
- Ребята, а что вы еще знаете про пчел?
И все! Да-а, маловато. Давайте я вас поближе познакомлю с пчелами. Из всех насекомых пчелы - самые близкие друзья человека. Давным-давно, когда люди еще не умели добывать из свеклы сахар, пчелы были единственными, кто снабжал людей сладким. Правда, тогда все пчелы были дикими и жили в дуплах деревьев. Сейчас диких пчел почти не осталось. О них заботятся люди. Люди приручили их. Пчелки живут большой, дружной семьей в специальном деревянном домике, который называется улей (показ картинки).
- Как называется домик? (Улей).
- Место, где стоят ульи, называется пасекой (картинка). Как называется место, где стоят ульи?
В пчелиной семье может жить несколько тысяч пчёлок. Примерно столько, сколько жителей в большом городе.
Самая главная в пчелиной семье - матка. Матка крупнее остальных пчел. Все остальные члены семьи - ее дети. Младшие занимаются домашними делами: следят за чистотой, кормят личинок. Старшие летают за нектаром. Этот нектар пчелки помещают в соты (большие пластины из воска с шестигранными ячейками, которые пчелы делают сами). Этот нектар со временем подсыхает и превращается в сладкий, ароматный и вкусный мед.
Все дети пчелки слушаются свою маму - Матку и заботятся о ней. Матка откладывает яйца, из которых выводятся новые члены семьи. И пчелы их защищают. В это время они становятся злыми. И если близко подойти к пчелам, они могут ужалить. Жало у пчелы находится в брюшке и напоминает иголочку, внутри которой находится яд. Если жало осталось в теле человека, пчела умирает. Вот как они защищают свое потомство.
А сейчас давайте поиграем «Дикие и домашние пчелы»
Физкультминутка.
- Мы отправляемся дальше
Ребята, отгадайте загадку:
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нем - миллион. (Муравейник.)
- Что за жильцы живут в этом доме?
- Как муравьи находят свой домик?
- А как найти дорожку? Посмотрите, сам муравей идет к нам!
Муравей: Муравьишки-торопыжки
Не лентяи, не глупышки
Друг за другом по дорожке
Тащат зернышки и крошки.
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
Все, что только он увидит,
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!
- Ребята, мы пройдем мимо муравейника тихонечко, чтобы не разрушить его, не мешать муравьям трудиться и очищать лес.
- Посмотрите, мы пришли на полянку, где много цветов! Красивая полянка? А теперь уберите цветы за спинку. Что произошло? Не стало красоты! Снова разложите цветы на поляне. А теперь красиво?
Ребенок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если вместе мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
- А какие первые весенние цветы вы знаете? (Мать-и-мачеха, фиалка, подснежник, медуница (картинки).)
- А какое насекомое издали напоминает цветок, а подойдешь поближе, оно вспорхнет и улетит? (Бабочка.)
- Посмотрите, а вот и бабочка прилетела
Ребенок: Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел...
(Картинка бабочек.)
- Давайте полюбуемся глазками. Какие они красивые, как порхают и пойдем в садик.
- Давайте вспомним, кто нам повстречался в лесу? Что нового вы узнали?
Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника, не сорвали цветов, не нарушали тишины и гармонии. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы, и пусть мир, в котором мы живем, всегда останется голубым и зелёным.
Читайте также |
---|
Флористическая композиция «Осенний горшочек»
Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...
Кейс «Рисование на воде – Эбру»
Кейс «Рисование на воде – Эбру» На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные...
Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…
Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»