Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в царство воды»

С детьми старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)

 

Образовательная область «Познание».

Цель: расширение знаний детей о свойствах воды и её значении в жизни человека.

Задачи НОД.

Образовательная область «Познание»:

- уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, не имеет собственной формы;

- закрепить представления детей об агрегатных состояниях воды;

- познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;

- познакомить со способом очистки воды – фильтрованием;

- развивать умение экспериментировать, делать логические выводы из проведённых экспериментов и опытов;

- расширить представления детей о значении воды для жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

«Труд»

- закрепить представления детей о труде лаборанта, учёного.

«Социализация»

- развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться.

«Коммуникация»

- составлять короткий рассказ с опорой на схемы-модели, развивать умение делиться своими впечатлениями друг с другом.

«Здоровье»

- развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения в природе.

«Чтение художественной литературы»

- развивать умение отгадывать загадки, воспитывать интерес к фольклорным и литературным текстам.

«Физическая культура»

- содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Предполагаемый результат: имеют представления о свойствах воды, её агрегатных состояниях; имеют представление о круговороте воды в природе; владеют способом очистки воды – фильтрованием, самостоятельно экспериментирует, делают выводы; имеют представления о значении воды в жизни человека, бережно относятся к воде, как к источнику жизни; имеют представления о труде лаборанта, ученого; умеют работать в группе, договариваться; знают правила безопасного поведения в природе; активно участвуют в разнообразных видах детской деятельности.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная, чтение художественной литературы, музыкально- художественная, двигательная.

Предварительная работа:

- наблюдение за снегом, льдом, водой;

- отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды;

- дидактические игры: «Круги на воде», «Кому нужна вода?», «Куда течёт вода?»;

- беседы о труде лаборанта, ученого;

- изготовление экологических знаков.

Оборудование: мультимедийная техника, музыкальный центр.

Демонстрационный материал: бумажные капельки с загадками, предметные картинки - ответы на загадки; схема-подсказка способов сенсорного обследования: нос, глаз, рука, язык; алгоритм «Кому нужна вода?»; интерактивная схема «Круговорот воды в природе», мнемотаблица «Путешествие капельки», атрибут для подвижной игры «Плащ для мамы-тучки», модели «Агрегатные состояния воды»; ведёрко со снегом, письмо, мягкая игрушка «Капитошка».

Раздаточный материал: клеенки для столов, стаканчики, воронки, фильтры на каждого ребёнка из марли, вата, халаты, медали-капельки.

 

Содержание непосредственно организованной деятельности

I часть. Организационный момент

- Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

На свете много интересного и удивительного. Перед вами иллюстрации посмотрите на них. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое - отгадайте? Я очень добродушная, полезная, послушная, но когда захочу, даже камень источу (вода).

- Правильно. Мы с вами отправимся в волшебное царство воды. Вода нас окружает повсюду.

А теперь закройте глаза, мы перенесёмся в Царство воды (Звучит музыка).

II. Основная часть

Дети открывают глаза, слышится голос Царицы воды: «Здравствуйте! Добро пожаловать, гости дорогие».

- Ребята! Да это же сама Царица вода.

Царица Вода: «Приглашаю вас в моё царство. Но чтобы продолжить путешествие, вам, необходимо отгадать загадки. А загадки вы найдёте в рисунках.

(Дети по очереди берут капельки с загадками, воспитатель читает загадку вслух, ребенок выбирает предметную картинку - отгадку.)

Отгадывание загадок.

- Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло (Снег).

- У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт - гвоздь упадёт (сосулька).

- Не колючий, светло-синий по кустам развешан……(иней).

- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лёд).

Дети прикрепляют на доску карточки с рисунками-ответами на загадки.

- Что объединяет все наши отгадки? (Предположения детей.)

- Правильно. И снег, и лед, и иней - это всё состояния воды. Молодцы! Справились с заданием. Приглашаю дальше продолжить путешествие. Вспомним с вами свойства воды. В этом вам поможет схема-подсказка. Расскажите с ее помощью о свойствах воды. (Ответы детей о свойствах воды.)

- Кому нужна вода? Какую пользу вода приносит человеку? Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему? (Ответы детей.)

- Вы правильно ответили на все вопросы, вы правы: вода – это жизнь!

- Где мы можем её увидеть? (Предполагаемые ответы детей: в море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т.д.)

Дети садятся на стульчики.

- Посмотрите на экран, я расскажу вам об удивительном явлении в природе. (Слайд №1 «Круговорот воды в природе».)

- Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Кода очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе (индивидуальные и хоровые ответы детей).

- Царица Вода приготовила для вас таблицу, посмотрите на нее. Расскажите о «Путешествие капельки» самостоятельно. (Дети рассказывают с помощью мнемотаблицы о круговороте воды в природе.)

- Предлагаю вам поиграть в интересную игру «Капельки».

- Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла река и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали - плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

- Посмотрите, на моделях изображены разные состояния воды (жидкое, газообразное, твёрдое). Расскажите об агрегатных состояниях воды. (Рассказы детей.)

- Давайте мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. (Игровая обучающая ситуация «Агрегатное состояние воды».)

- Когда вода находиться в твёрдом состоянии, то её молекулы - маленькие капельки очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замёрзли. Встанем друг к другу и превратимся в лед. А когда вода находиться в жидком состоянии, то её молекулы берутся за руки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмёмся за руки и пройдёмся змейкой, как будто ручеёк. Когда вода находиться в газообразном состоянии, то её молекулы отпускают руки друг друга и разлетаются. Как лёгкие капельки пара.

- Мы познакомились с таким явлением в природе, как круговорот воды в природе. Рассказали об агрегатных состояниях воды.

- Посмотрите, Царица Вода оставила для нас письмо. Прочтём.

(Чтение письма.)

- «Ребята, как вы правильно заметили, вода бывает в разных состояниях. Я набрала снег с вашего участка. Что с ним случится, если он постоит в теплом помещении? Чтобы узнать точный ответ приглашаю Вас в научную лабораторию».

- Кто знает из вас, что такое лаборатория? (Это место где делают опыты, эксперименты.)

- Кто работает в лаборатории? (Учёные, лаборанты.)

- Чем занимаются лаборанты? (Изучают воду, проводят опыты, исследования.)

- Мы с вами будем настоящими лаборантами. Я буду старшим лаборантом, а вы мои помощники. Посмотрите на снег, который приготовила для нас Царица Вода. Что с ним случилось? (Ответы детей.)

(Воспитатель разливает детям в стаканчики талую воду.)

- Сегодня мы научимся очищать воду с помощью фильтра из марли. Скажите, для чего нужен фильтр? (Фильтр нужен для очистки воды.)

- Будем с вами фильтровать воду (Воспитатель показывает способ фильтрования.) Берём марлю, разворачиваем, кладем вату справа, сворачиваем два раза. Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. (Дети выполняют очистку воды.)

- Достаньте фильтр, положите в тарелку, посмотрите на фильтр. Что, вы, видите? (Фильтр стал грязный.)

- Посмотрите, какая вода? (Чистая, прозрачная.)

- Что мы с вами делали? Через что прошла вода? Что мы выяснили, когда провели опыт? (Ответы детей.)

- Мы узнали, что снег грязный. Некоторые дети пробуют снег на вкус. Как вы думаете, они поступают правильно? Что может с ними случиться? (Ответы детей.)

Царица Вода прощается с детьми. Приглашает в гости, чтобы в следующий раз узнать «Вода это друг или враг?». Детям вручаются от Царицы Воды подарки: медали - капельки.

III. Заключительная часть

Звучит музыка. Дети возвращаются из своего путешествия в детский сад.

- Вот ребята мы и в детском саду.

Проводится рефлексия с использованием мягкой игрушки «Капитошка».

- У меня есть игрушка «Капитошка». Будем передавать его по кругу, и каждый сможет поделиться впечатлениями о нашем путешествии. (Дети обмениваются своими впечатлениями, рассказывают о том, что им больше всего понравилось.)

- Спасибо большое, ждем новой встречи с Царицей Воды.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...

Лепбук «Осень»

Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...

Читайте также

«Румяная матрёшка – душа России»

«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...