Конспект совместной образовательой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие «Мышка вострохвостик»
Цель:
- познакомить детей со свойствами предметов (бумаги, ткани, железа, дерева) с помощью экспериментальных действий детей;
- сравнить их качественные характеристики; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления;
- актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде);
- развивать умение анализировать ситуацию;
- стимулировать желание помочь герою сказки.
Материал: бумажная салфетка, кусочек ткани, железная и деревянная пластины тазики, вода.
Предварительная работа: чтение сказки Мышка Вострохвостик.
Чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик»
Жила-была на берегу большой реки мышка. Звали её Вострохвостик. Каждый день она садилась у входа в норку, грызла зёрнышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке, к далёким берегам, плывут ладьи под парусами. И захотелось мышке путешествовать, побывать в неведомых краях. Но как туда добраться?
Однажды мышка Вострохвостик бежала по берегу и увидела у самой воды арбузную корку.
«Вот мой кораблик! – подумала мышка. – На нём я буду путешествовать!» Ухватила она арбузную корку, столкнула в воду, сама забралась в неё и поставила из берёзового лычка парус. Потянул попутный ветер, и кораблик поплыл.
Плывёт мышка на кораблике по реке. Навстречу зайчик берегом бежит и кричит:
– Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?
– Я отправилась путешествовать, – отвечает мышка, – хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
– Возьми и меня с собой! Я принесу морковку.
А будешь ли ты мне другом?
– Буду! – говорит зайчик.
Посадила мышка зайчика на кораблик, и поплыли они вдвоём. Плывут они, плывут, а по берегу навстречу лисичка бежит, спрашивает:
– Мышка Вострохвостик, ты куда держишь путь?
– Я отправилась путешествовать, – отвечает мышка, – хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
– Возьми и меня с собой! Я принесу гусиную лапку, на всех хватит.
– А будешь ли ты дружить с нами?
– Почему же нет? Буду! – говорит лисичка. Взяли они лисичку на кораблик и поплыли втроём.
Плыли они плыли, а по берегу навстречу волку бежит.
Видит, плывёт кораблик, и завыл:
– У-у! Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?
– Я отправилась путешествовать, – отвечает мышка, – хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
– Возьми и меня с собой! Я принесу большой мясной хуплу-пирог.
– А будешь ли ты дружить с нами?
– Чем я хуже других? Буду! – говорит волк. Посадили они волка на кораблик и дальше поплыли.
А навстречу по берегу медведь идёт. Увидал кораблик и заревел:
– Ох-х ох! Чей это кораблик по реке плывёт! Кто хозяин?
– Я капитан на кораблике, – отвечает мышка, – мы плывём поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
– Возьмите и меня с собой! Я принесу мёда, всем хватит.
– Кораблик маленький! – говорит зайчик. – Нас и так много!
– Тебе и сесть негде! – кричит лисичка.
– Все потонем! – завыл волк.
– Я осторожно сяду...
– Ну, так садись! – запищала мышка. – Места всем хватит!
Уселся медведь на кораблик. Плывут звери по реке, пьют, едят, друг на друга глядят, песни поют, приплясывают. Мышка весело попискивает, зайчик лапкой стучит тук-тук-тук, лисичка посвистывает, волк зубами щёлкает, медведь на губах гудит.
Плыли они день, другой, а на третий день припасы к концу подошли. Принялись звери припасы делить. Заспорили. Медведь кивает на волка, что он всё один съел, зайчик на лисичку. А лисичка в стороне сидит да на мышку наговаривает... Заревел на мышку медведь, завыл волк, залаяла лисичка, запищал зайчик.
Испугалась мышка Вострохвостик, задрожала, хвостиком вильнула и парус повалила. Кораблик перевернулся. Все звери в воду упали. Мышка быстрее всех на берег выбралась да за кустик спряталась.
Построила мышка Вострохвостик себе новую норку. Каждый день, как прежде, садилась она у входа, грызла зёрнышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке к далёким берегам плывут ладьи под парусами. И досадно было мышке, что друзья помешали ей побывать в неведомых краях. С тех пор мышка Вострохвостик надеется найти себе верных друзей. Сидит она изо дня в день у норки и мечтает, как отправится на кораблике в новое путешествие.
Ход занятия
В. – Ребята нам сегодня пришло письмо от мышки Вострохвостика. Вспомните мы вчера читали сказку про неё. Скажите мне пожалуйста о чём говорится в этой сказке??
Д. – Про мышку, которая хотела отправиться с друзьями в путешествие, но у неё не получилось, так как она пригласила с собой много друзей и её кораблик, который был из арбузной корки, утонул.
В. – совершенно верно мои хорошие. Но вот мышка прислала нам письмо. Сейчас я вам его прочту.
Дорогие ребята!!!!
Я очень хочу путешествовать вместе с друзьями, но к сожалению, у нас не получилось. Наш кораблик утонул и путешествие не удалось. Мне очень грустно от этого. Ничего меня не радует. Милые ребята помогите мне пожалуйста осуществить мою мечту.
В. – Ну вот ребята, я вам прочитала письмо. Как нам помочь мышке???
Д. – Надо сделать ей кораблик, чтобы она с друзьями отправилась в путешествие.
В.- А из какого материала нам сделать корабль??
Д. – из бумаги, дерева, металла, ткани и т.п.
В. – А все ли эти материалы подходят для строения корабля???
Д. – Да……Нет……Не знаем….
В. – Давайте это проверим с помощью эксперимента.
Д. – Давайте.
В. – У вас есть тазики с водой, давайте закатаем рукава, чтобы их не намочить.
1 опыт.
Опустить в воду лоскуток ткани. Посмотреть, что с ним произошло.
Вывод. Ткань утонула. Она не годится для строительства корабля.
2 опыт.
Опустить в воду бумагу. Посмотреть, что произошло.
Вывод. Бумага намокла и утонула. Она не годится для корабля.
3 опыт.
Опустить в воду металлическую пластину. Посмотреть, что с ней произошло.
Вывод. Пластина утонула. Не годится для строительства корабля.
4 опыт.
Опустить в воду деревянную дощечку. Посмотреть, что произошло.
Вывод. Дощечка не тонет. Она плывёт по воде. Будем строить кораблик из дерева так как он не тонет, в отличие от других материалов (ткани, бумаги, металлической пластины).
В. – умнички вы всё правильно сказали. И сделали правильные выводы.
На следующем занятии мы с вами сделаем кораблики для мышки и её друзей.
А сейчас давайте немного отдохнем и тоже отправимся на остров «чунга-чанга».
(Под музыку делаем круг и танцуем заводной танец.)
На следующем занятии из бересты делаем кораблик.
Читайте также |
---|
Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»
Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»
Проект «Удивительный мир космоса»
Проект «Удивительный мир космоса»
Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия
Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...