Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте дошкольников логопедической группы с общим недоразвитием речи
Тема: Дифференциация звуков [ш]-[ж]
(Второй год обучения)
Цели:
Образовательные: закрепить навык различия звуков [ш]-[ж] в слогах, словах, фразах.
Коррекционные: развивать фонематический слух, пространственную ориентацию, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, прививать интерес к занятиям.
Оборудование: пары картинок; пеналы, тетради, кассы, игрушки мягкие (демонстрационные).
Ход занятия:
Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт парный звук.
б – п пь – бь т – д ть – дь с – з
к – г кь – гь ф – в фь – вь сь – зь
- Вводная часть:
1) Повторение пройденного материала.
- Мы познакомились ещё с одной парой звуков, а вот различать их нам помогут слава: шар, жар. (выставляются картинки).
- Назови эту пару звуков.
(это звуки [ш] - [ж])
- Света, иди к доске и обозначь звук [ш] фишкой, дай ему характеристику.
- Серёжа, иди к доске и обозначь звук [ж] фишкой, дай ему характеристику.
- Ребята, почему звуки [ш] - [ж]- парные?
(Губы, зубы, язык одинаково произносят эти звуки).
- А чем отличаются звуки [ш] - [ж]?
[ш] - глухой,
[ж] - звонкий.
- Как узнали?
- По голосовым связкам.
- Когда произносим [ш] - связки не дрожат, когда произносим [ж] – дрожат голосовые связки.
- Какой буквой обозначаются эти звуки в письме?
.- Лена, иди к доске и обозначь звук [ш] буквой.
.- Владик, иди к доске и обозначь звук [ж] буквой.
- Знание о звуках [ш] - [ж]у вас есть. А вот различить эти звуки мы ещё не учились.
2) Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы будем учиться различать парные звуки [ш] - [ж], не путать их в речи и на письме.
- Ребята, мне кажется, мы допустили маленькую ошибку. Забыли сказать про мягкую пару этих звуков.
- Есть ли у нас пара мягких согласных звуков?
- А куда она делась?
- А я подумала, что мы допустили маленькую ошибку.
- А вот и я. Меня дважды звать не надо, сказали «допустили ошибку», вот я и «допустилась» на ваше занятие.
- А кто ты такая?
- Да, я всего лишь маленькая ошибка. Но служу я в королеве Лжи и всех Ошибок на земле. А вот её портрет. Ух, ты моя любимая, красавица!
- Да и я, ведь хоть и маленькая ошибка, но очень хорошенькая. Буду с вами дружить. Возьмите меня в друзья. Ну, возьмите меня.
- Нет, маленькая ошибка, наши дети хотят учиться в школе без ошибок.
- Ах, так, ну берегитесь. Вот вам тогда. Сделаю я вам гадость. Сейчас вспомню волшебное слово.
- 1 , 2 и готово! (хватает с доски звуки [ш] - [ж] и кладёт их в свой мешок)
- Всё, кинула я их далеко в королевство лжи и ошибок. Не видать вам их. Не пойдете без меня в школу.
- Придется идти выручать звуки [ш] - [ж].
- Ребята, я думаю, если мы проявим хороший слух, память, ум и знания, полученные на занятиях, мы обязательно вернём звуки [ш] - [ж].
- Давайте, посмотрим, какие помехи набросала на нашем пути эта маленькая
ошибка.
- Основная часть:
1) Дифференциация звуков в слогах.
Логопед достает из мешка изображение «глухих» ушей.
а) Первое препятствие на нашем пути: .«Глухие уши»
- А у нас на это есть игра: «Будь внимателен».
- Будем «ловить» звук [ш].
- Как только услышите звук [ш] хлопайте в ладоши.
ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ш, ж.
- Поймаем звук [ш] в слогах.
ша - жа - жу - же - ши - аши - аже - аша - шу - шо - ажа - уше - ажи.
- В словах будем ловить звук [ж]. Детям предлагается выйти из-за столов.
- Как только вы услышите в слове звук «ж» нужно будет присесть. Шура, Жанна, кожа, ноша, шить, жить, наживка, нашивка, лыжи, уши, ужин, пирожок, порошок.
- Уши ваши очень внимательные и одну преграду мы прошли.
- Что ещё мешает нам в мешке отыскать звуки [ш], [ж].
б) «Заколдованные круги»
- Иди, по кругу ничего не видя.
- Ну, слепых у нас нет, буквы мы знаем и читать умеем.
- Нужно правильно прочитать слоги, начиная с любой буквы.
в) Логопед достает из мешка бутыль с водой, на которой написано «Забывало».
- Маленькая Ошибка уверена, что, выпив этой воды, вы не сможете выполнять задания на запоминание ряда слогов. Но на слово «Забывало» у нас есть слово «Запоминало»
- Запишем это слово на доске.
- Тимур, иди напиши его на доске.
- Галя, раздели слово на слоги.
- Света, поставь ударение в слове.
- Теперь я думаю, что мы запомним ряд слогов.
Поиграем в игру «Запоминало».
- Откройте кассы.
- Послушайте ряды слогов.
- Повторите их.
– Запомните и выложите.
жа-ша-жа
ша-жа-ша
жу-шу-жу
шу-жу-шу
ши-жи-ши
2) Дифференциация звуков в самостоятельной речи. Речевая гимнастика Игра «Жёваные звуки».
- Мы умеем чётко и правильно проговаривать слова. Давайте покажем это, произнесём чистоговорку.
Дети выходят из-за столов и встают в два ряда вдоль ржаных колосьев, лежащих на полу. Одни дети – мыши, другие – ежи. Дети надевают маски. Они выполняют определённые движения и чётко проговаривают чистоговорку.
Чистоговорка со звуками [ш] - [ж] про мышей и ежей.
С мышами во ржи Подружились ежи, Ушли в камыши И во ржи ни души. |
(дети идут навстречу друг к другу, берутся за руки и парами идут по кругу).(пары расходятся в разные стороны к выложенным на полу камышам) |
3) Дифференциация звуков [ш] - [ж] в слогах.
«Путаница в буквах».
Логопед достаёт из мешка лист бумаги, на котором изображены наложенные друг на друга буквы Ш и Ж.
- Открыли тетради.
- Прослушайте слово. Определи, какой звук [ш], [ж] слышится в слове.
Запиши его буквой.
лежит, пишет, кружит, движение, шпоры, штучка, жевать, режет, душно,
ждёт, ежиха, мешочек, жакет, ножики, ежевика, калоша.
4) Физминутка
Закрепление навыков словоизменения (множественное число существительных; глагол 2 –ого лица)
а) «Один и несколько». Игра с мячом.
- Выходим и встаем в круг.
- Измени слово и назови правильно несколько таких предметов.
малыш - малыши
багаж – багажи
ёж – ежи
голыш – голыши
ковш – ковши
этаж - этажи
мышь - мыши
морж - моржи
уж - ужи
нож - ножи
шалаш – шалаши
медвежонок – медвежата
Вот и превратимся ненадолго в медвежат.
Ритмическая пауза «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так, вот так.
Ещё эдак, ещё так,
Медвежата мёд искали:
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так.
Ещё эдак, ещё так.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так, вот так.
Ещё эдак, ещё так.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали
Вот так, вот так.
Ещё эдак, ещё так.
б) Игра «Думай и отвечай». Игра с мячом.
- Сядет тот, кто правильно изменит слово
Я жду – ты … ждёшь Я покажу - Я жую- Я мажу - Я держу - |
ты жаришь – я … ты лежишь – ты держишь – ты жалеешь - ты ужинаешь - ты режешь - |
5) Дифференциация звуков «ш», «ж» в словах.
Задание «Дуршлаг».
Логопед достает из мешка дуршлаг.
- Такие же дырки, как в дуршлаге появились и в наших словах.
- Открыли тетради.
- Прочитали слова.
-Вставили пропущенные в словах буквы Ш, Ж.
6) Звукобуквенный анализ слов.
Логопед из мешка достаёт 3 собак. На собачьих ошейниках дана звуковая схема слова.
- Три собаки охраняют вход в замок королевы Лжи и Ошибок. По надписям на ошейниках можно их из злых собак превратить в добрых. Надо найти ключ к каждому ошейнику.
- Ключ - правильно подобранное слово.
7) Дифференциация звуков «ш» и «ж» в предложении..
- Мы добрались до звуков, а они лежат и не двигаются, почти не дышат.
- Мы не сможем покинуть замок лжи и ошибок если не докажем, что прекрасно без них проживём. А для этого каждый должен написать без единой ошибки предложение.
Я проживу без лжи и без ошибок.
- Это предложение было написано в каждой тетради грамотно, но маленькая ошибки пробралась и всё испортила.
- Исправьте ошибки в своём предложении..
Я п_ ожы_ у _ез лжы и без ош_бок.
- Заключительная часть.
Подведение итогов занятия, анализ занятия.
- Спасли мы с вами звуки [ш] - [ж]. И заодно научились их различать и в слогах и в словах и предложениях. Анализируется работа детей на занятии логопедом и детьми.
Взаимосвязь в работе с воспитателями и родителями.
1. Вечер:
Игра: «Найди сбежавшее слово».
- Закончи предложение подходящим по смыслу словом. Пара картинок размещены на доске.
шар - жар
уши - ужи
шалит - жалит
жили-шили
Луша – лужа
- У Жени желтый ...
- У Шуры сильный ...
- У зайца длинные уши...
- Совсем не опасны...
- Старик со старухой у самого синего моря...
- К новогоднему балу ребята сами костюмы...
- Оса сильно...
- Женя на уроках...
- После дождя большая...
- Надела шерстяную шапку…
- Прочитать рассказ и вставить пропущенные буквы.
Гроза
Ребяти_ки по_ли в лес. Солнце закрыла тя_ёлая туча. Хлынул до_дик. Ребяти_ки побе_али к шала_у.
Читайте также |
---|
Проект по ранней профориентации дошкольников «Кто работает в детском саду»
Проект по ранней профориентации дошкольников «Кто работает в детском саду» Продолжительность проекта: Краткосрочный (3 месяца). Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой. Участники проекта (взрослые, дети): воспитатель, родители...
Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу»
Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу» Цель: Научить детей любить и охранять природу. Задачи: - воспитывать бережное отношение к растениям...
Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами»
Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами» Цель: обучение детей изготовлению фигурки тигрёнка в технике оригами. Задачи: - систематизировать знания детей о...