Конспект подгруппового занятия для детей старшего возраста на тему:
«Прогулка гномиков Зака и Жака в лесу»

 

Цель: дифференциация звуков [З] – [Ж] в словах и фразах на слух и в произношении.

Задачи:

Образовательные:

- уточнять артикуляцию звуков [З] – [Ж];

- закрепить знания детей о диких животных.

Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствование умения произвольного использования просодических компонентов речи;

- учить детей произвольному построению синтаксических конструкций.

Воспитательные:

- воспитывать умение выслушивать ответы товарища;

- воспитывать чувство сотрудничества, доброжелательности на занятиях.

Оборудование: зеркало, две игрушки гномиков (или картинки), рисунок зимнего леса, картинки диких животных (заяц, белка, лиса, волк), картинка вороны – почтальона, следы (красного, синего, зеленого цвета) грецкие орехи, корзинки, предметные картинки со звуками з, ж, письмо с заданием, картинки с колокольчиком, перечеркнутым колокольчиком, черепаха, ракета, сигнальные карточки.

 

Орг. момент.

Логопед: Сегодня я расскажу вам сказку про двух гномов. Их звали Жак и Зак. Там, где они живут, нет зимы. Они очень хотели по - больше узнать, про это время года, и отправились гулять в зимний лес. Жак потерялся. Зак отправился его искать. Давайте поможем Заку найти его. А как это сделать?

Ответы детей.

Логопед: Правильно. Зак рассказал мне, что его друг очень на него похож. Только имена у них разные. Назовите имена. Чем они отличаются?

Дети: Имена отличаются первым звуком.

Логопед: Правильно. Давайте произнесем имя первого гнома Жак. Какой звук мы слышим в начале слова. Посмотрите в зеркало.

Логопед: Какие у нас губы?

Дети: Губы круглые.

Логопед: В каком положении у нас зубы, когда мы произносим звук [Ж]?

Дети: Зубы разомкнуты.

Логопед: Где находится язычок? Что он напоминает?

Дети: Кончик языка поднят за верхние зубы и напоминают чашечку.

Логопед: Давайте назовём имя второго гнома - Зак.

Логопед: Какой звук слышится вначале слова?

Дети: Зак. Звук: З.

Логопед: В каком положении находятся губы?

Ответы детей.

Логопед: В каком положении зубы?

Ответы детей.

Логопед: Что делает язычок?

Логопед: Итак, ребята, Зак отправился в зимний лес. (Предлагается рисунок зимнего леса). Ребята посмотрите, кто –то прячется под кустиком? Кто это?

Дети: Заяц.

Логопед: Ребята, почему заяц летом серый, а зимой белый?

Дети: Он сменил шубку на зиму, так он спасается от врагов, потому что на снегу его не видно.

Логопед: Заяц сказал, что видел в лесу маленького гномика, и скажет, куда он пошёл, если мы с ним поиграем.

Упражнение на дифференциацию в словах.

Логопед: (детям предлагаются сигнальные карточки) Я буду говорить слова. Если вы услышите звук [З], то поднимите зелёный кружок, а если услышите звук [Ж] – то поднимите желтый кружок. Ребята, а если не услышите звуки, то что надо делать?

Ответы детей.

Логопед: Правильно. Ничего. Ручки спокойно отдыхают. Итак, приготовились и слушаем внимательно.

- Зайка - жар - замок - жук - собака.

- Звезда - пижама - конюх - заноза - кожа.

- Моржи - обувь - звери - дождик - тазы.

- Костер - ваза - ежевика - музыка - ужи.

- Лужок - зубы - веранда - флажок - балерина. (3 минуты.)

Логопед: Заяц показал Заку чьи - то следы и он отправился по ним. Давайте и мы с Вами пойдем по следам. Чтобы не заблудиться давайте оставим свои необычные следы. Посмотрите, у меня есть красные, синие и зелёные следы. Я буду называть звуки. Если услышите гласный звук, то кладём красный след, если согласный твердый – то синий след, а если согласный мягкий – то зелёный след. У каждого будет своя дорожка.

1 вариант: А, М, К, М’, О, Д.

Сколько звуков вы услышали? Сколько гласных? Сколько согласных?

2 вариант: П, Г, О, У, Т’, Ж.

Сколько звуков вы услышали? Сколько гласных? Сколько согласных?

Ответы детей.

Логопед: Молодцы, ребята. Вот Зак пришёл к белке. Где она живет?

Дети: В лесу, в дупле.

Логопед: Белка в дупле собирает подарки на новый год своим друзьям зайцу и ежику. Только не знает, что кому подарить. Давайте поможем ей собрать корзинки. Для зайца соберем все предметы, в названии которых есть звук З, а для ежа – все предметы, в названии которых есть звук Ж.

Слова со звуком з: замок, зонт, звезда, ваза, азбуку.

Слова со звуком ж: ножи, пирожное, лыжи, журнал, флажок, ножницы, пижаму.

Логопед: Молодцы. Белка очень благодарна, что Зак и мы ей помогли, и она угощает нас орехом. Даже белка знает, что орешки не только вкусные, но и полезные, давайте поиграем с ними и погреем наши руки, а то в лесу становиться холодно.

«Ореховый массаж»

Нарисую солнышко

На своей ладошке,

Пусть оно сияет,

Хоть и понарошку.

Логопед: Очень хорошо. Пока мы грелись, к нам подошла лиса.

Логопед: Ребята, где живет лиса?

Дети: В лесу в норе.

Логопед: Правильно. Лиса хитрая и проворная. Во всех сказках она всех обманывает, умеет притвориться и доброй, и злой, и несчастной. Говорит то жалобным голоском, тихим, несмелым, то громким и уверенным. Просто настоящая актриса. Давайте мы тоже попробуем говорить по – разному.

Я произнесу чистоговорку. Потом покажу картинку, которая вам подскажет, как нужно её произнести. Картинка с колокольчиком – значит, произносим громко. Картинка с перечёркнутым колокольчиком – произносим тихо, шепотом. Картинка с черепахой – медленно. Картинка с ракетой – быстро.

Упражнение «Скажи как…»

Сначала логопед предлагает послушать и повторить чистоговорку, затем показывает картинку – символы просит повторить, как указывает картинка.

Жи-жи – жи – под кустом сидят ежи.

За –за - жа — мы видели ежа

За – жа - за — закрыли мы глаза

Жа – за - жа — нет у нас ножа

Жа – жа - за — вот идет коза. (4 минуты.)

Логопед: Лиса хитрая, она убежала от Зака, а может она просто испугалась волка, который подкрался. Зак тоже испугался волка и побежал. Давайте и мы с вами разомнёмся. Встанем со стульчиков и выполним физкультминутку.

Физкультминутка «Снежок»

На полянку, на лужок,

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех,

Дети все на лыжи встали,

И по снегу побежали.

Логопед: Молодцы ребята. Давайте же вернемся к нашей сказке и узнаем, что произошло с Заком. Он убегал от волка и увидел ворону- почтальона, которая держала в руках письмо. Прочитать письмо Зак не смог, потому что слова все перепутались. Давайте попробуем ему помочь.

Послушайте, как перемешались слова. Как нужно сказать правильно?

Зимнем, в, морозно, лесу.

Лесу, много, в, животных.

Под, заяц, кустом, живёт.

Играл, Жак, с, в, прятки, животными. (3 минуты.)

Логопед: Молодцы ребята, оказывается, Жак все это время играл в прятки с животными.

Давайте позовём Жака.

Дети: Ау, Жак! Ау, Жак!

Логопед достаёт второго гномика.

Давайте и мы поиграем в прятки. Я разложу перед вами картинки животных и птиц (лиса, волк, заяц, белка, ворона). Запомните картинки. Закройте глаза. Какой картинки не стало? А теперь попробуйте угадать, какую картинку я спрятала? Какой картинки не стало?

Логопед: Молодцы, ребята. Мы выполнили много заданий. Вам понравилось играть с гномиками? И им тоже понравилось. Они благодарят Вас и прощаются. И мы скажем им до свидания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает посуда» с использованием МЭО Цель: систематизирование знаний по ознакомлению с окружающим...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем»

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем» Ведущая: Весна стучится в детский сад, Собою радует ребят, А с ней приходит праздник мам, Поздравить хочется их...