Конспект занятия

«В кругу семьи. Портрет моей мамы»

 

Тема: Музейная встреча. В кругу семьи: «Портрет моей мамы».

Возрастная группа: старшая группа.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Знакомство с изображением человека в живописи:

«портретом» и «жанровой картиной» на примере темы материнства и

семьи.

Задачи:

  1. Развивать интерес к изображению человека в контексте социальных отношений в разных жанрах изобразительного искусства: иконе, портрете, жанровой картине. («Познавательное развитие»);
  2. Подводить к пониманию того, что искусство может отражать взаимоотношения, как между людьми, так и человека с обществом.

(«Художественно – эстетическое развитие»);

  1. Развивать эмоциональный отклик на художественный образ с опорой на выделенные средства выразительности (цвет, линии, композиция, и другие), а также различные детали, жесты, мимические особенности.

(«Социально – коммуникативное развитие»);

4. Активизировать использование слов и словосочетаний: семейный

портрет, портретный жанр, художники – портретисты, жанровая

картина, характер отношений, жанровые сценки. («Речевое развитие»).

Методы и приемы:

Практические:

  • творческое задание «Моя мама вместе со мной»;
  • игра «Подбери цвета к силуэту мамы»;
  • упражнение «Выбери материалы, из которых сшиты костюмы героинь»;
  • игра «Подбери фрагмент к картине»;
  • коллективное восприятие;
  • танец «Парная пляска».

Словесные:

  • рассказ воспитателя о жанре «портрет», «художниках портретистах», «жанровой картине»;
  • творческие рассказы детей на тему «Мамин праздник», «Семья», «Моя мама»;
  • составление рассказов по фотографии;
  • искусствоведческий рассказ;
  • беседа;
  • вопросы – ответы «Какая картина тебе (не) понравилась, почему?».

Наглядные:

  • рассматривание репродукций картин на тему материнства, семейных фотографий, портретов мам;
  • наблюдение;
  • рассматривание слайдов: «Владимирская богоматерь» икона; «Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Мать и дитя» Пикассо; «Колыбельная» Е. Сидоркина; «Тишина» Б. Неменского; К.Е. Маковского и А.М. Герасимова «Семейный портрет»;
  • сравнение (картин по настроению, средствам выразительности и др.);
  • организация выставки.

Материалы и оборудование: компьютер, экран, проектор; картины художников на тему материнства: «Владимирская богоматерь» икона; «Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Мать и дитя» Пикассо; «Колыбельная» Е. Сидоркина; «Тишина» Б. Неменского; фотографии «Семья», «Моя мама» принесенные детьми из дома; два силуэта на формате А4 – (черновики) один силуэт создан единой певучей линией, другой – корявой, ломаной линией; кусочки шелка, кружева, атласа, парчи, бархат, жемчуг; листы А4 (по количеству детей); 4 фрагмента (к картинам); магнитофон с записью польки.

Рекомендации:

Подготовка к данному занятию заключается в сборе материала для выставки в группе, дети приносят выбранные рекомендации картин, где изображены матери с детьми, в кругу семьи, любимые и выразительные фотографии – портреты мамы и других членов семьи из семейного альбома. Часть из них переносится в зал для оформления выставки к данному занятию.

Предварительно, на сопутствующих формах занятия детям даются понятия: семья, материнство, мама, а также по выбору воспитателя читаются художественные произведения, посвященные этой теме.

Можно дать задание: сочинить рассказ на тему: «Моя дружная семья», «Семья на рыбалке», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Отдых на даче, на море…», «Путешествие …», «День рождения» и другие.

Предварительно, для заключительной части занятия, разучить с детьми несколько танцевальных движений в ритме вальса, польки или детские песни о маме.

 

Логика образовательной деятельности:

 

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

 

1. Обращает внимание детей на выставку картин и фотографий, принесенных детьми из дома.

- Попробуйте догадаться, кому посвящено наше занятие?

(ответы детей) (слайд 2)

Рассматривают картины, фотографии угадывают тему Рассмотрев картины и фотографии, умеют отгадать тему.
2. Приглашает нескольких детей прокомментировать свои фотографии и рассказать сочиненные рассказы о своей семье, о маме. Комментируют свои фотографии и рассказывают сочиненные рассказы Умеют составлять описательно – повествовательные рассказы по фотографиям

 

3. Повторяют, что «портрет» - это жанр, посвященный изображению человека. А художники, которые пишут портреты, «художники – портретисты»

(слайд 3)

Слушают воспитателя, отвечают

на вопросы

 

Имеют представление о жанре портрет. Умеют внимательно слушать, чётко и полными предложениями

отвечают на вопросы воспитателя.

4. Рассказывает детям, что такое «жанровая картина»:

- Это люди в кругу семьи, на отдыхе (портрет + пейзаж = жанровая картина; портрет + интерьер + натюрморт = жанровая картина). Рассмотрели картины К.Е. Маковского и А.М. Герасимова «Семейный портрет».

(слайд 4)

Рассматривая слайд, слушают, продумывают, отвечают на вопросы. Умеют внимательно слушать, знают, что такое «жанровая картина», проявляют интерес.
5. На экране репродукция картины «Владимирская богоматерь» Икона.

Вопрос детям:

- «Почему тема материнства много лет волнует художников всех народов и почему близка каждому человеку? (слайд 5)

Рассматривая слайд, отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. Умеют четко, полными предложениями отвечать на вопросы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

 

6. Для сравнения даны 2 образа: «Владимирская богоматерь» икона; «Сикстинская мадонна» Рафаэля;

Рассказывает:

- Иконы являются предметом почитания, что это изображение лиц или событий церковной истории.

Далее описывает образ богоматери и подводит к тому, что иконы придают звучание покоя и вечности. Сравнивает её с картиной итальянского художника Рафаэля.

(слайд 6)

Рассматривают слайды Имеют представление об иконе, умеют обобщать.
7. На экране картины «Колыбельная» Е. Сидоркина и «Тишина» Б. Неменского:

- Посмотрите, как слиты воедино мать и дитя в рисунке. Они словно единая скульптура – их не разлучить, не расколоть.

- Великое счастье быть вместе!

- На картине Б. Неменского рука матери также охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите!

(слайд 7)

Внимательно слушают, рассматривают слайды, добавляют свои предложения к рассказу.

 

Умеют образовывать и подбирать к словам слова – антонимы, строить полные предложения.
8. Творческое задание «Моя мама вместе со мной»:

1. Воспитатель раздаёт листы с силуэтами мамы. Один силуэт создан единой певучей линией, другой – корявой, ломаной линией.

- Дети выберите силуэт, подходящий под те впечатления и чувства, которые вы получили после рассказа о «своей маме».

2. Предлагает подобрать к силуэтам тёплые, светлые (розовые, голубые, желтые и т.д.) тона и раскрасить.

3. Подготавливают выставку и проводят анализ детских работ.

(слайд 8)

Выполняют задание, выбирают правильно нужные силуэты, раскрашивают их, проводят анализ детских работ.

 

Умеют выбирать подходящий силуэт, подбирать под него нужные краски. Проводить анализ детских работ, излагать свои мысли понятно для окружающих.
9. Обращает внимание на то, что далее знакомиться будут с семейными портретами или «жанровыми картинами».

Задает вопросы детям:

- Кто изображен на картине?

- Во что одеты дети, мама?

- Какие чувства испытывают

персонажи картины?

- Почему мама и девочка в центре

картины?

- Почему они такие спокойные?

- Обратите внимание на позу

девочки, о чем она говорит?

(веселый, подвижный характер)

- Какие «говорящие» детали и

изобразительные средства

использовал художник?

(банты, кружева, шелк, атлас)

(слайд 9)

Рассматривают слайд, отслеживают и составляют описательный рассказ полными предложениями.

 

Умеют подбирать к существительным нужные прилагательные, глаголы.

Знают, что такое «говорящие детали».

10. Упражнение на развитие сенсорных способностей:

- На столике перед картиной кусочки шелка, кружева, атласа, парчи, бархат, жемчуг, потрогайте и выберите те материалы, из которых сшиты костюмы героинь картины.

- Какое настроение у вас возникает, когда вы рассматриваете картину?

- Можно ли назвать эту картину «жанровой», т.е. относящейся к бытовому жанру?

(слайд 10)

Рассматривая слайд, играют в игру, выбирая материалы, из которых сшиты костюмы героинь картины. Отвечают на вопросы.

 

Знают и умеют находить материалы, из которых сшиты костюмы героинь картины. Чётко и полными предложениями

отвечают на вопросы воспитателя.

 

11. Игра «Подбери фрагмент к картине»

На экране 2 семейных портрета К.Е. Маковского и А.М. Герасимова.

Ниже 4-6 фрагментов относящиеся к картинам.

- Найдите и покажите, приложив, к какому произведению эти фрагменты относятся?

(слайд 11)

Рассматривая слайд, играют в игру, находят нужную картину по фрагменту.

 

Умеют выбирать подходящий фрагмент, прикладывать его к картине, делать вывод.
12. На экране все произведения. Воспитатель предлагает:

- Ребята, выберите картину, которая вам понравилась или не понравилась, объясните почему?

Подводит итог обобщая.

(слайд 12)

Выбирают понравившуюся или не понравившуюся картину, объясняют, проводят анализ. Умеют выбирать, делать выводы, описывать, проводить анализ.
13. Танец «Парная пляска» Слушают музыку.

Выполняют движения танца.

Умеют выполнять движения в такт музыки.

 

Приложение к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей…

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Цель: Познакомить детей с разнообразием...

Доклад на тему: «Влияние исследовательской деятельности на поисковую активность детей»

Доклад на тему: «Влияние исследовательской деятельности на поисковую активность детей» Одно из предпосылок учебной деятельности - это воспитание познавательных интересов и...

Консультация для родителей «Осторожно тонкий лед»

Консультация для родителей «Осторожно тонкий лед» Уважаемые родители! Как известно, каждому родителю хочется доставить своему ребенку гору удовольствия и положительных эмоций. Особенно...

Читайте также

Семинары – эффективная форма методической работы с педагогическими кадрами

Семинары – эффективная форма методической работы с педагогическими кадрами   В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №80» я, как заместитель заведующего по...

Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе. Тема: «Глаза…

Конспект занятия по валеологии во второй младшей группеТема: «Глаза. Зрение человека»   Цель: 1. Дать детям представление о глазах, как об органе...

«Три медведя». Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе

«Три медведя»Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе Цель: выявить уровень усвоения программного материала у детей за I полугодие 2013-2014 учебного...






Комментарии

  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    Да конечно)))

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    очень актуальный и познавательный конспект.Спасиб о за творческий подход.

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    классный конспект, спасибо за творческий подход

    Подробнее...

В блогах

Тематическая неделя «Мир профессий» подготовительная группа.

Цель тематической недели  формировать у детей представление о важности и нужности любой профессии взрослых, уважения к труду взрослых, представляющих различные профессии. Расширение познавательного интереса к профессиям. Побуждать детей к стремлению учиться и к выбору будущей профессии. Одна из основных задач дошкольного...

Картотека пальчиковых игр для детей 2 - 3 лет

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю:  (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю,  (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём...

Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста

 Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является: снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному; снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство