Конспект занятия

«В кругу семьи. Портрет моей мамы»

 

Тема: Музейная встреча. В кругу семьи: «Портрет моей мамы».

Возрастная группа: старшая группа.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Знакомство с изображением человека в живописи:

«портретом» и «жанровой картиной» на примере темы материнства и

семьи.

Задачи:

  1. Развивать интерес к изображению человека в контексте социальных отношений в разных жанрах изобразительного искусства: иконе, портрете, жанровой картине. («Познавательное развитие»);
  2. Подводить к пониманию того, что искусство может отражать взаимоотношения, как между людьми, так и человека с обществом.

(«Художественно – эстетическое развитие»);

  1. Развивать эмоциональный отклик на художественный образ с опорой на выделенные средства выразительности (цвет, линии, композиция, и другие), а также различные детали, жесты, мимические особенности.

(«Социально – коммуникативное развитие»);

4. Активизировать использование слов и словосочетаний: семейный

портрет, портретный жанр, художники – портретисты, жанровая

картина, характер отношений, жанровые сценки. («Речевое развитие»).

Методы и приемы:

Практические:

  • творческое задание «Моя мама вместе со мной»;
  • игра «Подбери цвета к силуэту мамы»;
  • упражнение «Выбери материалы, из которых сшиты костюмы героинь»;
  • игра «Подбери фрагмент к картине»;
  • коллективное восприятие;
  • танец «Парная пляска».

Словесные:

  • рассказ воспитателя о жанре «портрет», «художниках портретистах», «жанровой картине»;
  • творческие рассказы детей на тему «Мамин праздник», «Семья», «Моя мама»;
  • составление рассказов по фотографии;
  • искусствоведческий рассказ;
  • беседа;
  • вопросы – ответы «Какая картина тебе (не) понравилась, почему?».

Наглядные:

  • рассматривание репродукций картин на тему материнства, семейных фотографий, портретов мам;
  • наблюдение;
  • рассматривание слайдов: «Владимирская богоматерь» икона; «Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Мать и дитя» Пикассо; «Колыбельная» Е. Сидоркина; «Тишина» Б. Неменского; К.Е. Маковского и А.М. Герасимова «Семейный портрет»;
  • сравнение (картин по настроению, средствам выразительности и др.);
  • организация выставки.

Материалы и оборудование: компьютер, экран, проектор; картины художников на тему материнства: «Владимирская богоматерь» икона; «Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Мать и дитя» Пикассо; «Колыбельная» Е. Сидоркина; «Тишина» Б. Неменского; фотографии «Семья», «Моя мама» принесенные детьми из дома; два силуэта на формате А4 – (черновики) один силуэт создан единой певучей линией, другой – корявой, ломаной линией; кусочки шелка, кружева, атласа, парчи, бархат, жемчуг; листы А4 (по количеству детей); 4 фрагмента (к картинам); магнитофон с записью польки.

Рекомендации:

Подготовка к данному занятию заключается в сборе материала для выставки в группе, дети приносят выбранные рекомендации картин, где изображены матери с детьми, в кругу семьи, любимые и выразительные фотографии – портреты мамы и других членов семьи из семейного альбома. Часть из них переносится в зал для оформления выставки к данному занятию.

Предварительно, на сопутствующих формах занятия детям даются понятия: семья, материнство, мама, а также по выбору воспитателя читаются художественные произведения, посвященные этой теме.

Можно дать задание: сочинить рассказ на тему: «Моя дружная семья», «Семья на рыбалке», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Отдых на даче, на море…», «Путешествие …», «День рождения» и другие.

Предварительно, для заключительной части занятия, разучить с детьми несколько танцевальных движений в ритме вальса, польки или детские песни о маме.

 

Логика образовательной деятельности:

 

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

 

1. Обращает внимание детей на выставку картин и фотографий, принесенных детьми из дома.

- Попробуйте догадаться, кому посвящено наше занятие?

(ответы детей) (слайд 2)

Рассматривают картины, фотографии угадывают тему Рассмотрев картины и фотографии, умеют отгадать тему.
2. Приглашает нескольких детей прокомментировать свои фотографии и рассказать сочиненные рассказы о своей семье, о маме. Комментируют свои фотографии и рассказывают сочиненные рассказы Умеют составлять описательно – повествовательные рассказы по фотографиям

 

3. Повторяют, что «портрет» - это жанр, посвященный изображению человека. А художники, которые пишут портреты, «художники – портретисты»

(слайд 3)

Слушают воспитателя, отвечают

на вопросы

 

Имеют представление о жанре портрет. Умеют внимательно слушать, чётко и полными предложениями

отвечают на вопросы воспитателя.

4. Рассказывает детям, что такое «жанровая картина»:

- Это люди в кругу семьи, на отдыхе (портрет + пейзаж = жанровая картина; портрет + интерьер + натюрморт = жанровая картина). Рассмотрели картины К.Е. Маковского и А.М. Герасимова «Семейный портрет».

(слайд 4)

Рассматривая слайд, слушают, продумывают, отвечают на вопросы. Умеют внимательно слушать, знают, что такое «жанровая картина», проявляют интерес.
5. На экране репродукция картины «Владимирская богоматерь» Икона.

Вопрос детям:

- «Почему тема материнства много лет волнует художников всех народов и почему близка каждому человеку? (слайд 5)

Рассматривая слайд, отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. Умеют четко, полными предложениями отвечать на вопросы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

 

6. Для сравнения даны 2 образа: «Владимирская богоматерь» икона; «Сикстинская мадонна» Рафаэля;

Рассказывает:

- Иконы являются предметом почитания, что это изображение лиц или событий церковной истории.

Далее описывает образ богоматери и подводит к тому, что иконы придают звучание покоя и вечности. Сравнивает её с картиной итальянского художника Рафаэля.

(слайд 6)

Рассматривают слайды Имеют представление об иконе, умеют обобщать.
7. На экране картины «Колыбельная» Е. Сидоркина и «Тишина» Б. Неменского:

- Посмотрите, как слиты воедино мать и дитя в рисунке. Они словно единая скульптура – их не разлучить, не расколоть.

- Великое счастье быть вместе!

- На картине Б. Неменского рука матери также охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите!

(слайд 7)

Внимательно слушают, рассматривают слайды, добавляют свои предложения к рассказу.

 

Умеют образовывать и подбирать к словам слова – антонимы, строить полные предложения.
8. Творческое задание «Моя мама вместе со мной»:

1. Воспитатель раздаёт листы с силуэтами мамы. Один силуэт создан единой певучей линией, другой – корявой, ломаной линией.

- Дети выберите силуэт, подходящий под те впечатления и чувства, которые вы получили после рассказа о «своей маме».

2. Предлагает подобрать к силуэтам тёплые, светлые (розовые, голубые, желтые и т.д.) тона и раскрасить.

3. Подготавливают выставку и проводят анализ детских работ.

(слайд 8)

Выполняют задание, выбирают правильно нужные силуэты, раскрашивают их, проводят анализ детских работ.

 

Умеют выбирать подходящий силуэт, подбирать под него нужные краски. Проводить анализ детских работ, излагать свои мысли понятно для окружающих.
9. Обращает внимание на то, что далее знакомиться будут с семейными портретами или «жанровыми картинами».

Задает вопросы детям:

- Кто изображен на картине?

- Во что одеты дети, мама?

- Какие чувства испытывают

персонажи картины?

- Почему мама и девочка в центре

картины?

- Почему они такие спокойные?

- Обратите внимание на позу

девочки, о чем она говорит?

(веселый, подвижный характер)

- Какие «говорящие» детали и

изобразительные средства

использовал художник?

(банты, кружева, шелк, атлас)

(слайд 9)

Рассматривают слайд, отслеживают и составляют описательный рассказ полными предложениями.

 

Умеют подбирать к существительным нужные прилагательные, глаголы.

Знают, что такое «говорящие детали».

10. Упражнение на развитие сенсорных способностей:

- На столике перед картиной кусочки шелка, кружева, атласа, парчи, бархат, жемчуг, потрогайте и выберите те материалы, из которых сшиты костюмы героинь картины.

- Какое настроение у вас возникает, когда вы рассматриваете картину?

- Можно ли назвать эту картину «жанровой», т.е. относящейся к бытовому жанру?

(слайд 10)

Рассматривая слайд, играют в игру, выбирая материалы, из которых сшиты костюмы героинь картины. Отвечают на вопросы.

 

Знают и умеют находить материалы, из которых сшиты костюмы героинь картины. Чётко и полными предложениями

отвечают на вопросы воспитателя.

 

11. Игра «Подбери фрагмент к картине»

На экране 2 семейных портрета К.Е. Маковского и А.М. Герасимова.

Ниже 4-6 фрагментов относящиеся к картинам.

- Найдите и покажите, приложив, к какому произведению эти фрагменты относятся?

(слайд 11)

Рассматривая слайд, играют в игру, находят нужную картину по фрагменту.

 

Умеют выбирать подходящий фрагмент, прикладывать его к картине, делать вывод.
12. На экране все произведения. Воспитатель предлагает:

- Ребята, выберите картину, которая вам понравилась или не понравилась, объясните почему?

Подводит итог обобщая.

(слайд 12)

Выбирают понравившуюся или не понравившуюся картину, объясняют, проводят анализ. Умеют выбирать, делать выводы, описывать, проводить анализ.
13. Танец «Парная пляска» Слушают музыку.

Выполняют движения танца.

Умеют выполнять движения в такт музыки.

 

Приложение к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе. Тема: «Чудеса со снегом»

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе Тема: «Чудеса со снегом» Возрастная группа 2-3 года. Цель: Познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается. Задачи: Образовательные: Познакомить с новыми свойствами снега: в...

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна»

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна» Цель. Создать у детей праздничное настроение, чувство радости от того, что пришла весна. Задачи Уточнить...

Читайте также

Через игру – к успеху!

Через игру – к успеху! Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга. И.П.Павлов. Главный талант человечества...

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха»

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха» Новый год — это время волшебства, улыбок и счастья. В этот праздник каждый может поверить в...

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства»

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства» Тип проекта: долгосрочный, познавательный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время реализации проекта: ноябрь-апрель...