«Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по разделу «Познание»

 

Задачи.

  1. Познакомить детей со свойствами воздуха и попытаться определить его место в пространстве.
  2. Выяснить какую роль воздух играет в жизни растений, человека, животных; как можно услышать воздух.
  3. Прививать навыки экспериментальной работы, научить выделять проблемы и выстраивать умозаключения.
  4. Определить значение воздушных ванн для человека.

Материалы и оборудование. Емкость с водой; стакан с прикрепленной на дне с внутренней стороны салфеткой; свистки; небольшие листы бумаги; вентилятор; духовые инструменты: дудочка, труба, флейта.

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Звучит музыка, дети входят в музыкальный зал.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку.

Ты без него не можешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не можешь ты огня. (Воздух.)

Хочу спросить вас: «Чем мы дышим?» (Ответы детей.) Давайте вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдыхаем? (Выслушивает ответы детей.)

Воспитатель. Давайте все вместе поговорим о воздухе. А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух, а вы ребята? А зачем нам нужен воздух?

Дети. Воздух нужен, чтобы дышать.

Воспитатель. Все живое дышит воздухом. Все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите своими замечательными носами. Отлично. У зверей тоже есть носы. А как же дышат растения? Куда они спрятали свои носы? (Дети высказывают свои гипотезы.) Воздух должен быть чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым?

Дети. Проветривать комнату, протирать пыль, иметь комнатные растения.

Воспитатель. А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки-отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Воспитатель. В больших городах и поселках, где много машин, необходимо сажать деревья, кустарники, поливать улицы. Деревья очищают воздух.

Воспитатель. Ребята, а можно почувствовать воздух?

Воспитатель включает вентилятор. Дети рассказывают о своих ощущениях во время работы вентилятора.

Воспитатель. Воздух мы можем почувствовать когда он движется. Например, когда на прогулке дует ветер- мы ощущаем движение воздуха.

Воспитатель. Ребят, давайте вместе с вами докажем, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называют его невидимкой? (Выслушивает ответы детей.) Воздух – прозрачный, значит через него все видно. А что еще бывает прозрачным? Давайте с вами найдем прозрачные предметы в нашем зале. (Обращает внимание на стекла в окне.)

А теперь я вас приглашаю в лабораторию и будем делать опыты.

Опыт 1. Воспитатель показывает стакан и задает вопросы: «Как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Выслушивает ответы детей.)

А вот мы сейчас проверим.

Воспитатель предлагает взять стаканчики, банку с водой и повторять действия вместе с ней.

Воспитатель переворачивает стакан дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с детьми эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Воспитатель предлагает детям снова опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Дети отвечают.) Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Воспитатель еще раз возвращается к тому, что воздух – прозрачный, невидимый, спрашивает детей, убедились ли они в существовании воздуха.

Физкультминутка «Шарики воздушные» (слова и музыка А. Петряевой).

Дети выбегают на проигрыш и выстраиваются в линию.

Шарики воздушные

В небо улетят.

Шарики воздушные

Не вернуть назад.

Красный, желтый, голубой –

Радуги цвета. (Дети выполняют подскоки.)

Посмотри – над Землей,

Какая красота!

Посмотри – над Землей,

Какая красота! (Поднимают руки вверх, кружатся.)

Шарики воздушные,

Ветерку послушные,

Улетают шарики

В сказочную даль. (Дети выполняют галоп по кругу, лицом в круг.)

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель предлагает надуть воздушные шарики, спрашивает у детей: «Чем вы надували шарик? Как вы думаете, что внутри воздушных шаров?» (Ответы детей.)

Воспитатель. Вы просто дышали в шарик. значит, шарик воздухом надувался. Иногда еще воздушные шарики надувают особым газом из баллона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шарики могут летать. Кто из вас, ребята, запускал или видел шарики в небе? (Ответы детей.)

Ребята, а кто из сказочных героев летал на воздушном шарике? Я вам сейчас подскажу: он ужасно любил мед, сочинял смешные песенки и дружил с Пятачком. (Дети отгадывают героя.)

Воспитатель. Ребята, а что вы услышите, если воздушный шар проколоть?

Дети. Мы услышали звук.

Воспитатель. Звук не получается без воздуха. Звук возникает тогда, когда воздух дрожит.

Воспитатель обращает внимание на музыкальные инструменты говорит: «Разные музыкальные инструменты (духовые) играют тогда, когда в них вдувают воздух. Они издают разные звуки: флейта – свистит, как птица, труба ворчит … Все это происходит благодаря воздуху.

Проводится игра «Угадай, какой инструмент звучит?»

Воспитатель. А вы знаете где нет воздуха?

На спутнике под название Луна. На Луне нет воздуха, значит, там ничего не слышно, поэтому там бесполезно разговаривать – звуки не передаются и царит вечное безмолвие.

Воспитатель рассказывает детям о закаливании: солнцем, водой и воздухом.

Воспитатель.

Солнце, воздух и вода -

Наши лучшие друзья

Мы с вами принимаем воздушные ванны, чтобы быть здоровым.

Занятие наше заканчивается. Следующий раз мы с вами познакомимся с тем, как человек использует воздух (ветер), что еще умеет делать воздух, о некоторых правилах экологической безопасности.





Новые публикации

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (пластилинография)

«Квадрат». Пособие к курсу «Игралочка» для детей среднего дошкольного возраста

«Квадрат». Пособие к курсу «Игралочка» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Юные кадеты»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Юные кадеты» Программное содержание: Учить детей определять время по часам с точностью до получаса...

Читайте также

Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников

Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников   Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в...

Занятие по рисованию в первой младшей группе «Осенние листочки»

Занятие по рисованию в первой младшей группе «Осенние листочки»   Задачи. Образовательные: 1. учить детей умению наносить точки легкими движениями ватными палочками; 2. вызывать интерес к...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного…

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства   Знакомить детей с русской национальной культурой можно начать с младшей...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Сценарии праздничного концерта ко Дню матери для старшей группы «Тепло сердец для любимых мам».

Sample Image

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 61 общеразвивающего вида  ПРАЗДНИЧНЫЙ КОНЦЕРТ КО ДНЮ МАТЕРИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ   «ТЕПЛО СЕРДЕЦ ДЛЯ ЛЮБИМОЙ МАМЫ»       Подготовили и провели воспитатели: Емельяненко Л.И., Климанова Т.И. с.Ершово Сценарии праздничного концерта ко Дню матери для старшей группы «Тепло сердец для любимых мам». Подготовили...

Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Sample Image

Подготовила и провела: Емельяненко Лариса Ивановна – воспитатель I квалификационной категории 21.01.2021г. Цель : Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных...

Перспективное планирование в подготовительной группе "Авторские развивающие игры".

Месяц Неделя Название игровых занятий, материал Задачи Сентябрь 3-я неделя 4-я неделя  Закрепление пройденного материала за прошлый год. Игровое упражнение «Книги на полке». Палочки Кюизенера 1.Игровое упражнение «Изменение конструкции дома» Палочки Кюизенера «Помоги Чебурашке» Блоки Дьенеша - Закрепить знания детей...

Консультация для родителей «Детский травматизм»

Консультация для родителей «Детский травматизм» Наступило долгожданное лето! Лето всегда самое любимое время года у детей. Это время положительных эмоций. Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями. Летом происходит нарастание двигательной активности и увеличение физических нагрузок, но...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство