«Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по разделу «Познание»

 

Задачи.

  1. Познакомить детей со свойствами воздуха и попытаться определить его место в пространстве.
  2. Выяснить какую роль воздух играет в жизни растений, человека, животных; как можно услышать воздух.
  3. Прививать навыки экспериментальной работы, научить выделять проблемы и выстраивать умозаключения.
  4. Определить значение воздушных ванн для человека.

Материалы и оборудование. Емкость с водой; стакан с прикрепленной на дне с внутренней стороны салфеткой; свистки; небольшие листы бумаги; вентилятор; духовые инструменты: дудочка, труба, флейта.

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Звучит музыка, дети входят в музыкальный зал.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку.

Ты без него не можешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не можешь ты огня. (Воздух.)

Хочу спросить вас: «Чем мы дышим?» (Ответы детей.) Давайте вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдыхаем? (Выслушивает ответы детей.)

Воспитатель. Давайте все вместе поговорим о воздухе. А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух, а вы ребята? А зачем нам нужен воздух?

Дети. Воздух нужен, чтобы дышать.

Воспитатель. Все живое дышит воздухом. Все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите своими замечательными носами. Отлично. У зверей тоже есть носы. А как же дышат растения? Куда они спрятали свои носы? (Дети высказывают свои гипотезы.) Воздух должен быть чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым?

Дети. Проветривать комнату, протирать пыль, иметь комнатные растения.

Воспитатель. А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки-отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Воспитатель. В больших городах и поселках, где много машин, необходимо сажать деревья, кустарники, поливать улицы. Деревья очищают воздух.

Воспитатель. Ребята, а можно почувствовать воздух?

Воспитатель включает вентилятор. Дети рассказывают о своих ощущениях во время работы вентилятора.

Воспитатель. Воздух мы можем почувствовать когда он движется. Например, когда на прогулке дует ветер- мы ощущаем движение воздуха.

Воспитатель. Ребят, давайте вместе с вами докажем, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называют его невидимкой? (Выслушивает ответы детей.) Воздух – прозрачный, значит через него все видно. А что еще бывает прозрачным? Давайте с вами найдем прозрачные предметы в нашем зале. (Обращает внимание на стекла в окне.)

А теперь я вас приглашаю в лабораторию и будем делать опыты.

Опыт 1. Воспитатель показывает стакан и задает вопросы: «Как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Выслушивает ответы детей.)

А вот мы сейчас проверим.

Воспитатель предлагает взять стаканчики, банку с водой и повторять действия вместе с ней.

Воспитатель переворачивает стакан дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с детьми эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Воспитатель предлагает детям снова опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Дети отвечают.) Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Воспитатель еще раз возвращается к тому, что воздух – прозрачный, невидимый, спрашивает детей, убедились ли они в существовании воздуха.

Физкультминутка «Шарики воздушные» (слова и музыка А. Петряевой).

Дети выбегают на проигрыш и выстраиваются в линию.

Шарики воздушные

В небо улетят.

Шарики воздушные

Не вернуть назад.

Красный, желтый, голубой –

Радуги цвета. (Дети выполняют подскоки.)

Посмотри – над Землей,

Какая красота!

Посмотри – над Землей,

Какая красота! (Поднимают руки вверх, кружатся.)

Шарики воздушные,

Ветерку послушные,

Улетают шарики

В сказочную даль. (Дети выполняют галоп по кругу, лицом в круг.)

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель предлагает надуть воздушные шарики, спрашивает у детей: «Чем вы надували шарик? Как вы думаете, что внутри воздушных шаров?» (Ответы детей.)

Воспитатель. Вы просто дышали в шарик. значит, шарик воздухом надувался. Иногда еще воздушные шарики надувают особым газом из баллона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шарики могут летать. Кто из вас, ребята, запускал или видел шарики в небе? (Ответы детей.)

Ребята, а кто из сказочных героев летал на воздушном шарике? Я вам сейчас подскажу: он ужасно любил мед, сочинял смешные песенки и дружил с Пятачком. (Дети отгадывают героя.)

Воспитатель. Ребята, а что вы услышите, если воздушный шар проколоть?

Дети. Мы услышали звук.

Воспитатель. Звук не получается без воздуха. Звук возникает тогда, когда воздух дрожит.

Воспитатель обращает внимание на музыкальные инструменты говорит: «Разные музыкальные инструменты (духовые) играют тогда, когда в них вдувают воздух. Они издают разные звуки: флейта – свистит, как птица, труба ворчит … Все это происходит благодаря воздуху.

Проводится игра «Угадай, какой инструмент звучит?»

Воспитатель. А вы знаете где нет воздуха?

На спутнике под название Луна. На Луне нет воздуха, значит, там ничего не слышно, поэтому там бесполезно разговаривать – звуки не передаются и царит вечное безмолвие.

Воспитатель рассказывает детям о закаливании: солнцем, водой и воздухом.

Воспитатель.

Солнце, воздух и вода -

Наши лучшие друзья

Мы с вами принимаем воздушные ванны, чтобы быть здоровым.

Занятие наше заканчивается. Следующий раз мы с вами познакомимся с тем, как человек использует воздух (ветер), что еще умеет делать воздух, о некоторых правилах экологической безопасности.





Новые публикации

Дидактическая игра «Забавные стрелочки» в группе средний дошкольного возраста

Дидактическая игра «Забавные стрелочки» в группе средний дошкольного возраста Аннотация: В структуру психологической готовности ребенка к школьному обучению входит много компонентов. Среди...

Открытое интегрированное занятие в средней группе на тему «Мойдодыр у…

Открытое интегрированное занятие в средней группе на тему «Мойдодыр у нас в гостях» Форма НОД: интегрированное. Направление: ОЗОЖ. Виды деятельности: словесная; наглядно-демонстрационная; игровая. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативная», «речевое развитие», «познавательное...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель: формировать представления детей о сезонных изменениях в природе. Образовательные задачи: 1. Повторить с...

Читайте также

Дидактическая игра по развитию речи для детей 5-7 лет «Цветик…

Дидактическая игра по развитию речи для детей 5-7 лет «Цветик – разноцветик»   Актуальность: Детство ребенка начинается с игры. Она занимает значительное место в жизни...

Занятие по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) «Солнышко лучистое», для…

Занятие по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) «Солнышко лучистое», для детей второй младшей группы   Цель: научить технике пальчикового рисования. Задачи: - вызвать у...

Проект «Арт-уголок»

Проект «Арт-уголок»  


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Чтение художественной литературы С.Алексеев "Брестская Крепость"

С. Алексеев «Брестская Крепость» Цель: Познакомить детей с произведением Сергея Алексеева «Брестская крепость» Ход занятия: Ребята, посмотрите у меня на доске висят картины. Как вы думаете что это такое? Это крепость. Как вы понимаете это слово?Крепость - это сооружение, укрепленный...

Интегрированное занятие по ПДД "На помощь машинке Би-Би"

Цель:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, уточнить названия некоторых знаков,воспитать уважительное отношение к ПДД и соблюдать их.     Ход занятия: Ребята, к нам в гости сегодня пришла вот такая машинка. Зовут его Би-Би. Он живет в стране под...

ПРОДОЛЖАЕТСЯ АКЦИЯ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ

В регионе продолжается акция «Дети летать не умеют», ее проводит уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя. Задача акции - повысить сознательность родителей и предотвратить случаи выпадения детей из окон. Чтобы принять в ней участие, нужно сфотографироваться с плакатом...

Осторожно на воде!!!!!!!!!!!!!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС! В целях недопущения гибели детей на водоемах в летний период обращаемся к Вам с убедительной просьбой: провести разъяснительную работу о правилах поведения на природных и искусственных...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство