«Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и изобразительному искусству «Ярмарка»

Программное содержаниеПродолжать знакомить детей с историей России.Учить различать народные промыслы (Хохломские, Филимоновские, Дымковские изделия).Уточнять и расширять знания об их характерных особенностях. Формировать у детей интерес к художественным произведениям русских мастеров. Развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета, эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигая в разных направлениях), цветными карандашами (рисовать в одном направлении, равномерно заштриховывая всю поверхность рисунка). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства. 
Оборудование:  Хохломская посуда,Филимоновские игрушки, Дымковские изделия, «Карусель» (для физ. минутки)гуашь, Баночки с водой, кисточки, подставки для кисточек, тряпочки, ватные палочки.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

 - Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся с ними. Ребята, меня зовут Татьяна Евгеньевна. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? От теплого весеннего солнца у всех животных и людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки. Давайте мы с вами познакомимся и подарим друг другу улыбки. Меня зовут Татьяна Евгеньевна, а тебя? Вот с таким радостным настроением я приглашаю вас на ярмарку. 

2. Беседа по теме занятия.

 Звучит русская народная музыка «Ярмарка» Солнце яркое встаетСпешит на ярмарку народ.А на ярмарке товары:Продаются самоварыИ отменные игрушки. -Посмотрите, мы очутились на ярмарке. Вы знаете, что такое ярмарка? (это шумный рынок, на котором продают изделия сделанные своими руками).- Давайте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да и себя покажем.- Мы подошли к лотку, на котором расставлена посуда. Вы знаете как она называется? Посуду привезли из Хохломы.- А как вы узнали? (рассматриваем, из чего сделана, что на ней изображено, как расписывают). Вы знаете, что про хохлому написано много стихов, я   сейчас прочту вам одно из них.

Золотая Хохлома.Вы не знаете, ребята,Отчего и почемуОчень часто называютЗолотою Хохлому? Деревянная, резная,Расписная хохлома!Удивительной посудой, -Вот чем славится она. Этот тонкий, этот дивныйЗолотистый завиток!Раз увидишь – не забудешь,И хотел бы да не мог!

- Пойдемте, ребята, к следующему лотку, узнаем, что же там продается? Как называются эти игрушки? Почему их так называют?

Филимоновская игрушка.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор.

 

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники и павлины

И солдатики – войска нет.

Из чего сделаны эти игрушки? Как расписаны? (Расписывают их тремя основными цветами Красный, желтый, зеленый).

- Какие вы молодцы! Пойдемте дальше.

Вечера зимой длинные.

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные

Кружки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор.

- Мы подошли к лотку, где продаются другие игрушки. Как они называются? А как вы узнали? (Рассматриваем, из чего они сделаны, кого изображают, как расписаны).

3. Физкультурная минутка.

- Ребята, вы знаете, что народ на ярмарке продает разные товары.

А еще люди приезжают на ярмарку для того, чтобы веселиться, устраивать гуляния и игры.

- Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Карусель».

Еле – еле, еле – еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише – тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз, два. Раз, два –

Вот и кончилась игра.

4. Дидактическая игра «Отгадайте-ка, ребятки, интересные загадки».

Под русскую народную музыку «Барыня» в группу входит дымковская барыня.

Я девчонка молодая

Я гуляния люблю

Ну а чудо - мастерские

Никогда не обойду

Я девчонка деловая,

Где, найти такую

Я игрушка расписная, хохотушка вятская,

Щеголиха слободская, кумушка посадская

Мои ручки крендельком, щечки будто яблочки.

Со мною издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

- Здравствуйте ребята! Вы узнали меня?

- Я услышала, как вы весело играете, и решила зайти к вам в гости, но пришла я к вам с подарками. Отгадайте мои загадки:

Посуда не простая,

А точно – золотая,

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

Называется она...   (Золотая хохлома).

 

За студёною водицей водоноска-молодица,

Как лебёдушка плывёт, вёдра красные несёт.

На коромысле не спеша. Посмотри, как хороша.

Эта девица - краса!     (Дымковская барыня).

- Барыня, какие замечательные у тебя загадки. Ты присядь, отдохни с дорожки, а мы с ребятами тоже сделаем для тебя подарки.

5. Рассказ воспитателя о дымковской росписи.

- А сейчас ребята, я приглашаю вас сесть за столы.

Дети садятся за столы, у каждого ребенка заранее подготовлены контуры барышень.

- Ребята, давайте сделаем для нашей гостьи подарки. Распишем для нее таких же барышень, как и она.

- Зимними вечерами жители села Дымково расписывали разнаряженых щеголих, лихих всадников, важных индюков, создавая неповторимые образы. Форма игрушек плавная, а силуэт отличается легкостью и округлостью. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью, яркостью в росписи.

Круг – в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый.

- Давайте мы ее распишем так, чтоб она заискрилась, засверкала в наших руках, выглядела нарядной, праздничной как у настоящего мастера. (Воспитатель показывает детям 2-3 примера росписи дымковской барышни и предлагает детям расписать барыню самостоятельно).

Лицо у барышни мы расписываем цветными карандашами, прорисовывая кокошник, волосы, глаза, губы, щеки.

Одежду у барышни мы расписываем при помощи техники нетрадиционного рисования с использованием тоненьких кисточек (для рисования прямых и волнистых линий), а также при помощи ватных палочек (для рисования кругов разного диаметра).

- А сейчас я предлагаю вам расписать своих барышень, но перед тем как вы начнете их расписывать, давайте разомнем наши пальчики.

6. Пальчиковая игра «Гроза».

Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)


Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)


Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)


Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).


Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)


Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).


Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)


А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)


Вновь посмотрит нам в оконце!

Приступаем к расписыванию барышень.

Ребята, давайте посмотрим на все работы, которые у нас получились. Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?

- Какие красивые барыни у нас получились! (Воспитатель вместе с детьми дарит дымковской барыне рисунки).

- Большое спасибо, вам за такие замечательные рисунки. На прощание я хочу подарить вам небольшие подарки (Барыня дарит детям раскраски «Дымковская игрушка»). До свидания ребята! Приходите еще к нам на ярмарку!

7. Итог занятия:

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? А какие товары мы увидели на ярмарке? Какие сувениры? А кто, приходил к нам в гости? Что, мы с вами сделали для дымковской барыни? Вам понравилось наше занятие? Еще пойдем с вами на ярмарку?

- Какие вы молодцы, мне очень понравилось у вас в гостях. Теперь и я жду вас к себе в гости.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест для детей в младшей группе «23 февраля»

Квест для детей в младшей группе «23 февраля» Цель: Создать радостную атмосферу праздника, развивать уважение к Российской армии и также воспитывать...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...

Читайте также

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку» Введение Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль. Актуальность:...

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...