Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Овощи – фрукты»

 

Области: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологических высказываний с применением интеллектуальных карт.

Образовательные задачи: формировать определённые знания по теме: «Овощи-фрукты».  Различать овощи и фрукты по форме, цвету, месту произрастания.

Развивающие: развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации. Активизация словаря по теме. Формировать навыки построения предложений и связных монологических высказываний. Активизация восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций.

Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля. Оказывать помощь своим сверстникам по мере необходимости.

Предварительная работа: рассматривание овощей и фруктов, дидактическая игра: «Что, где растёт?», «Какой звук?», рисование с натуры «Корзина с фруктами и овощами», заучивание загадок, штрихование и раскрашивание в раскрасках.

Материал: интерактивная доска, предметные картинки, книга загадок, сюжетные картинки, мольберт, указка, корзина с овощами и фруктами, коробки с различными видами сока, кукла Незнайка, интеллектуальная карта «Овощи-фрукты», музыкальный центр.

 

Ход:

1. Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей. Дети встают около педагога.

(Звучит спокойная, тихая музыка.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем: «Назови овощ или фрукт». Надо назвать овощ или фрукт на заданную букву, которая будет открываться на мольберте. Кто правильно назовёт, тот может пройти к стульчикам и сесть (показываются по очереди буквы «А», «М», «К», «Б», «П», «Г», «Я» и дети называют овощи и фрукты с данными словами).

2. Введение в тему

(Активизация знаний детей по данной теме.)

Воспитатель: Молодцы, а теперь внимательно послушайте загадки.

Отгадывание загадок:

1. Расселась  барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста.)

2. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.)

3. Неразлучный круг подруг

Тянет солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз

Разных бус на разный вкус. (Сад.)

4. Яркий, сладкий, наливной,

Весь в обложке золотой!

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки. (Апельсин.)  

Чтение стихотворения «Чудо-огород» Ф. Гуринович.  

 Удивляется народ:

Что за чудо - огород?

Здесь редис есть и салат.

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы

 Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

"Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут".

Беседа по вопросам:

- Почему стихотворение называется «Чудо-огород?

- Назовите овощи, которые зреют дружно на огороде? (показ слайдов).

Игра: «Что с чем рядом?» (сюжетные картинки на ориентировку в пространстве).  Звучит тихая, спокойная музыка.

Воспитатель: Необходимо назвать где находится овощ или фрукт?

Вопросы:

- Что справа от помидора?

- Что слева от морковки?

- Что между грушей и яблоком?

-  Что между апельсином и яблоком?

-  Что после картошки?

- Что рядом с лимоном?

- Справа от огурца?

– Между луком и чесноком?

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, к нам пришёл гость. Кто это? (Незнайка).

Воспитатель: Правильно, наш гость Незнайка (кукла Незнайка).

Незнайка: Вы, ребята, такие молодцы, так хорошо отвечаете на вопросы. Помогите мне, я совсем запутался, что такое овощи и фрукты я понял, а вот как правильно называть то, что из них готовят? Поможете мне? Я придумал для вас тоже интересную игру «Скажи правильно». Дети: Конечно!

Незнайка задаёт вопросы и хвалит их за правильные ответы, если кто-то ответил неправильно, помогает им.  

Вопросы:

- Капустный пирог испечем из чеснока?

- Свекольный салат мы натрём из лука?

- Морковную запеканку мы приготовим из картошки?

- Гороховый суп сварим из редиски?

- Огуречный салат нарежем из кабачков?

- Картофельное пюре мы приготовим из моркови?

Незнайка: Отвечали правильно, а теперь предлагаю немного отдохнуть.

Разминка: «Яблоко» (Звучит музыка).

Вот так яблоко!     (дети встали)

Оно         (руки в стороны)

Соку сладкого полно     (руки на пояс)

Руку протяните,     (протянули руки вперёд)

Яблоко сорвите        (руки вверх)

Стал ветер веточку качать    (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать         (подтянулись)

И быстро яблоко сорву!       (хлопок в ладоши над головой)

Незнайка: Вот и поиграли. Мне пора уходить (прощается и уходит).

Воспитатель: Продолжаем весело играть. Сейчас на слайде будут показываться картинки, вы должны назвать лишнюю картинку и объяснить свой ответ. Если ответите правильно, то увидите красивый салют, если нет, то появится тучка. Подумайте, не торопитесь с ответом.

Игра: «Что лишнее?» (появляются слайды овощей и фруктов с картинками).

3. Речевая гимнастика

а)  «Угадай звук, слово». В слове «сад» (огород, помидоры, огурцы, свёкла, горох, фасоль, кабачок, капуста, яблоки, персик) какой звук первый? Последний? Придумай слова на звуки «о», «к», «п» (ответы детей),

б) «Спрячь слоги в ладошки».

(Дети вместе с воспитателем выхлопывают слоговую структуру слов по теме: «Овощи и фрукты». Примерные слова: сад, о-го-род, фа- соль, го-рох, свё-кла, гру-ши, пер-сик, яб-ло-ки, о-гур-цы, по-ми-до-ры).

4. Лексико-грамматический анализ темы

Воспитатель: сейчас мы с вами будем подбирать существительные, прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы по теме «Овощи и фрукты» (используются сюжетные картинки, свежие овощи и фрукты).

Лексика: сад, огород, помидоры, персики, сливы, капуста, вишни, абрикосы.

Воспитатель показывает предметные картинки с изображением овощей, а дети рассказывают о месте произрастания овощей и фруктов, как за ними ухаживают, что из них готовят.

Воспитатель: Каждый овощ собирают по-разному: морковь, редис, репу, свёклу – выдёргивают; огурец, помидор, горох – снимают; капусту, тыкву, кабачки – срезают, а картофель – выкапывают.  

Игра: «Угости ведущего соком» (дети выбирают знакомой считалкой ведущего). Звучит музыка Ф. Мендельсона «Лесная песня».

Воспитатель: Посмотрите, какой богатый урожай фруктов и овощей собрали в этом, из них получилось много разного сока (на подносе стоят различные коробочки с соком).  Ведущий будет бросать мяч каждому из вас и говорить, из чего наш сок приготовили, а вы будете называть какой он, например, сок из мандарина – мандариновый и так далее.

Примерные вопросы:

Сок из ананаса - …;

сок из помидор - …;  

сок из моркови - …;

сок из груши - …;

сок из апельсина - …;

сок из персика - …;

сок из винограда - …;

сок из яблок - …;

сок из свёклы - ...;

сок из тыквы - …

5. Работа по интеллектуальной карте (составление связного монологического высказывания по интеллектуальной карте).

Овощи и фрукты. Фрукты растут в саду, а овощи – в огороде. Фрукты и овощи по цвету могут быть красными, оранжевыми, жёлтыми, зелёными, фиолетовыми. Фрукты и овощи по форме могут быть круглыми, овальными. Фрукты и овощи по вкусу могут быть сладкими, кислыми, горькими. Фрукты и овощи можно жарить, варить, делать из них соки и есть сырыми.

6. Закрепление знаний по теме (работа по составлению синквейна)

Огород

Большой, зелёный.

Радует, дарит, кормит

Около нашего дома есть огород.

Дом, осень, урожай, салаты.

Помидор

Большой, вкусный

Спеет, зреет, краснеет.

На грядке поспели помидоры.

Салат, томатный сок, огород.

Итог: Молодцы! Сегодня вы хорошо отвечали, дружно.  Незнайка оставил вам сладкий, вкусный и полезный подарок – сок. Предложить детям с закрытыми глазами выпить сок и угадать, какой сок они выпили.  



Новые публикации

«Встретилась Зима с Весной»

«Встретилась Зима с Весной»  (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь...

Экологический лэпбук «Планета Земля»

Экологический лэпбук «Планета Земля» Игра предназначена для формирования у детей старших дошкольников экологическую культуру и бережное отношение к природе. Игра формирует...

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей…

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе

Читайте также

Комплексное занятие по развитию речи: «Сюрприз для мальчиков и девочек»

Занятия в детском саду Комплексное занятие по развитию речи: «Сюрприз для мальчиков и девочек» Цель: - обогащать словарь младших дошкольников качественными прилагательными: кислый...

Конспект НОД. Тема: «Грибочки в лукошке»

Конспект НОД. Тема: «Грибочки в лукошке» (Средняя группа)   Образовательная область: «Художественное развитие». Интеграция: «Эстетическое развитие», «Познавательное». Задачи: Образовательная: продолжать знакомить детей с художественной техникой Развивающие: развивать...

Конспект НОД по ручному труду «Веселый поезд»

Конспект НОД по ручному труду «Веселый поезд» На НОД дети повторяют и закрепляют различные способы вырезания (симметричное по прямой, по кругу, силуэтное)...


Комментарии

  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...





В блогах

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» Тема: Викторина «Моя любимая ягодка»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской, игровой деятельности. Задание 1. 1. Назовите птиц, которые осенью улетают в тёплые края? (Ласточки, журавли, скворцы) 2. Из каких частей состоят грибы? (Из ножки, шляпки, грибницы) 3. Какую ягоду любит, есть медведь?...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» (опытно-экспериментальная деятельность). Тема: «Ягодка малинка»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Ход ООД С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка) В группу заносятся...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Речевое развитие» (познание). Тема: «Ягодное лукошко»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности.   Ход ООД -Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Вы узнали его? (Да, это Мишутка) -Давайте с ним поздороваемся: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо, голубое! Здравствуй , вольный...

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по математике «Весёлый Ёжик»

Sample Image

Я работаю со старшими дошкольниками третий год. С этого возраста ребята начинают изучать состав числа из нескольких единиц и двух меньших чисел. Материал для детей сложный, но игровые приёмы помогают успешно справиться с этой задачей. В этой ситуации воспитателя...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство