Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Это – волшебница вода»

Задачи: Уточнить знания детей о воде, о её агрегатных состояниях.

Развивать речь, мышление, познавательную активность в процессе  исследовательской деятельности.

Воспитывать экологическое мышление, интерес к окружающей   жизни, культуру природопользования.

Словарная работа: Жидкая, газообразная, твёрдая, журчит, льется.

Материал: магнитофон, кассета «Звуки природы», стаканчики с водой, тазики, формочки со льдом, термос, зеркальце, полотенца, таблица «Вода в природных явлениях».

Ход занятия:

-  Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на берег реки.

Релаксация  

-  А сейчас вы закроете глаза и представите себе (включить магнитофон), что вы находитесь на берегу реки. Ласково светит солнце, тихо плещется вода, вы идете по теплому песку. Вам очень хорошо. Вы подставили лицо, и руки под солнечные лучи (дети выполняют). Они греют ладони, ласкают лицо. Тепло проникает к вам по всему телу. Мы садимся на корточки и опускаем ладошки в воду. Вода в реке теплая, её нагрело солнце. Ладошки плещутся в воде, мелкие капельки бусинками стекают по вашему лицу.

Вам хорошо и спокойно.

А теперь откройте глаза, мы очутились у нас в научной лаборатории. Сегодня мы поближе познакомимся с водой, узнаем, какая она бывает разная. Занятие у нас будет необыкновенное, вода нам сама будет рассказывать про себя.

Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в ванночку. Переливайте аккуратно. Льётся вода? Почему? (потому что она жидкая).

Когда вода льётся, мы слышим какой–нибудь звук? (она журчит).

Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют – жидкость.

- Ребята мы захотели попить чаю. Наливаем в чайник воду и ставим на плиту. Что же происходит с водой в чайнике? (она кипит).

- Как мы это можем увидеть? (из носика чайника появляется пар).

- Кто знает: пар горячий или холодный?

- Да, он очень горячий, поэтому нельзя подносить руку под пар, иначе можно обжечься.

- А давайте над паром подержим зеркало. Что теперь вы видите на нем? (капельки воды).

- Откуда взялись эти капельки? (это пар).

- Пар – это тоже вода: очень маленькие капельки. Они легче воздуха, потому водяной пар поднимается вверх. Значит, пар – это вода в газообразном состоянии.

- Пар можно получить, когда мы воду нагреваем или когда охлаждаем?

- А когда холодно, что происходит с водой? (она замерзает).

- Во что она превращается? (в лёд).

- Лёд – это твёрдая вода, замёрзшая вода. Давайте потрогаем лёд. Какой он? (холодный, твёрдый, прозрачный).

- Давайте за веревочку вытащим лёд. На что он похож? (на блюдце, кубик)

- Лёд приобретает форму того сосуда, в который наливают воду.

- Если мы стукнем по льду, что с ним произойдет? (разобьется)

- Давайте проверим. Стукните. Что произошло? (лёд разбился)

- Так лёд, твердый или хрупкий?

- Да, когда лёд тонкий, он хрупкий, легко ломается, колется, но когда лёд толстый, он очень крепкий.

- Где у нас можно увидеть крепкий лёд? (на реке)

- А где дома у нас живет мороз? (в холодильнике)

- Давайте, ребята, вспомним, какая бывает вода? (жидкая, твёрдая, газообразная).

- Когда бывает жидкая, что она делает? (льётся, журчит).

- А твёрдая вода, что это такое, когда она бывает? (когда замерзает, это лёд).

- А когда бывает в газообразном состоянии? (когда кипит).

Физминутка

- А сейчас мы с вами поиграем. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

- Наш круг, как и вода, может менять свою форму - вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту - она стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе - стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее. (Вода - жидкая, пар - газообразный, лёд - твёрдый.)

- Молодцы. А теперь продолжим нашу исследовательскую работу.

- Вода – это жидкое вещество. В зависимости от температуры, она меняет свое состояние: на морозе она замерзает и становится … чем?

-  А при нагревании она превращается в … во что?

- В разных своих состояниях – твердом, жидком, газообразном – вода встречается в природе в виде различных явлений. Сейчас мы с вами рассмотрим, в каких явлениях природы встречается вода.

- таблица «Вода в природных явлениях»

- Ребята, скажите, а где в природе мы можем встретить воду? (в реке, ручье, море, луже, болоте и т. д.).

- А кому нужна вода? (работа с таблицей).

- Ребята, какое большое значение в жизни человека и всего живого играет вода? К воде нужно относиться бережно, не расходовать её зря, беречь, не загрязнять водоёмы, от этого может пострадать как человек, так и всё живое на земле.

- Ребята, с чем мы познакомились? (с водой).

- О чём она рассказала, какая она бывает? (жидкая, твёрдая, газообразная).

- Вот и закончилось наше путешествие. А сейчас закройте глаза, сосчитаем до трех, и вот мы с вами уже в нашей группе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина»

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина» Цель: Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить...

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего…

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» (из опыта работы) Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра...

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Читайте также

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...

Дидактическая игра «Развиваем творческое мышление с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ)

Дидактическая игра «Развиваем творческое мышление с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ) Задачи: - развивать умение составлять фантастические истории или сказки; - формировать понятие о...

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...