Конспект образовательной деятельности по разделу «Развитие речи»
Тема: «Пересказ рассказа В.Ф.Бокова «Жук»
В средней группе
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста.
Задачи:
1. Расширять знания детей о диких животных и насекомых, через произведения В.Бокова.
2. Формировать навыки пересказа.
3. Развивать навыки монологической, диалогической речи, анализа содержания и языкового оформления текста, употреблять обогащённую лексику в активной речи.
4. Воспитывать положительно-эмоциональное отношение к живой природе. 5.Приобщать детей к литературному творчеству поэта-земляка В.Ф. Бокова.
Словарная работа: ельник, лесоповал, земляк, землекоп, подземный житель, сквернословить, брань, нелюдим.
Оборудование: макет леса, муляжи грибов, игрушки крота, жука, картинка с норой крота, иллюстрация ельник, портрет В.Бокова.
Предварительная работа: чтение художественных произведений В.Ф.Бокова «Кошка», «Кот Котофеевич», «Старая мышь», беседы о жизни диких животных и насекомых, их жилищах, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто где живёт».
Ход образовательной деятельности:
Приветствие.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся словами нашего поэта-земляка В.Ф. Бокова:
«Со всеми здороваться невозможно, но всем от меня мой нижайший поклон».
Дети кланяются.
Воспитатель обращается к портрету В.Бокова и рассказывает о нем.
Воспитатель: «В. Ф.Боков жил в деревне Язвицы. Повторите - «Язвицы». (Повторяют.) Деревня Язвицы находится недалеко от нашего посёлка. Как называется поселок, в котором живем мы?
Дети: Богородское.
Воспитатель: Дервня Язвицы и поселок Богородское расположились на берегу реки Кунья Повторите - «Кунья» (повторяют). На одной с нами земле, реке Кунье жил поэт В.Ф.Боков. Поэтому и называют Бокова - наш земляк. Повторите - «земляк». В.Ф.Боков написал много красивых стихов, интересных рассказов. Мы с вами уже читали их. Я сейчас покажу картинки, а вы вспомните о ком мы читали.
Восп-ль показывает предметные картинки.
Дети: Рассказ «Кошка», «Кот Котофеевич», «Старая мышь».
Воспитатель: Сегодня наш земляк-поэт В.Ф Боков приглашает нас на лесную осеннюю полянку. Быстрее собирайтесь и отправляемся в путь.
Хоровод «Вишенье-орешенье» (на слова В.Бокова) (диск 3 №6).
В: Стороне моей лесной
Шлю поклон я поясной.
Сосенкам, берёзкам,
Всем лесным дорожкам. Вот мы с вами и пришли на лесную осеннюю полянку. Давайте постараемся найти то, что встречал в лесу Виктор Боков. Я буду читать стихи Бокова,а вы будьте внимательны. (Выставляю картинки.)
Воспитатель: «Там, где частый ельничек,
Рыжики, волнушки» (выставляет картинки).
Воспитатель: - Что можно увидеть в лесу под деревьями?
Дети: грибы
Воспитатель: Какие грибы?
Воспитатель: Волнушки, рыжики.
Воспитатель: Как вы думаете, почему называют грибы волнушками? (Рассматривают муляж, проводят пальчиком.)
Воспитатель: Гриб называется волнушка, потому что у него шляпка волнистая, волнообразная. Повторите - «волнушка».
Воспитатель: А почему гриб назвали рыжик?
Дети: Рыжиком назвали гриб, потому что он рыжий (оранжевый).
Повторите - «рыжик». (Дети повторяют названия.)
В.: Ребята, а где растут эти грибы?
Дети: В ельничке.
Воспитатель: «Ельник, ельничек» - это еловый лес, лес, в котором растут ели. Повторите - «ельник, ельничек».
В.: «Муравьи шевелятся
В куче лесповала».
В.: Где поэт увидел муравьев?
Дети: На лесповале.
Воспитатель: Давайте посмотрим, почему так называется это место в лесу? (Объясняет и показывает на макете вместе с детьми слова.)
Воспитатель: Лесоповал - это место, где лежит лес, поваленные, поломанные бурей деревья.
В.: «По тропе таинственной
Возле двух рябинок
Ходит ёж воинственный:
- Кто на поединок?»
В.: Между какими деревьями встретился еж?
Д.: Между рябинками.
В.: Как назвал ежа поэт В. Боков?
Д.: Ёж воинственный
В.: Почему? С кем собрался воевать еж, как вы думаете?
Д.: с лесными жителями.
В.: Наверно, еж готовит к зиме норку, поэтому и не хочет, чтобы ему мешали. Какая норка у ежа?
Дети: маленькая ямка, неглубокая норка, выстлана опавшими листьями.
Выставляю картинку с норой крота.
Воспитатель: Интересно, что это за домик? Без окон, без дверей. Сейчас мы и узнаем.
Физминутка
Дети встают в круг.
Я, друзья, подземный житель, (присели)
Землекоп я и строитель. (имитация движений - копать, строить).
Землю рою, рою, рою, (вращающие движения руками)
Коридоры всюду строю, (ладони сомкнуты, волнообразные движения вперёд).
А потом построю дом (встать, показать руками крышу дома)
И живу спокойно в нём. (руки на поясе повороты друг к другу влево-вправо).
Проводится 1 раз.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, чей это домик, кто в подземном домике живет?
Воспитатель: Ваня, спроси Вику, кто в подземном домике живёт?
Ваня: Вика, скажи, пожалуйста, кто в подземном домике живет?
Вика: В подземном домике живёт крот. (выставляю игрушку крота).
Воспитатель: Почему этого животного называют «подземный житель»?
Дети: потому что он живёт под землёй.
Воспитатель: А еще его называют — землекоп. (объяснение на примере человека копающего землю).
Воспитатель: Что строит подземный житель?
Дети: коридоры, дом.
Воспитатель: Животное, живущее под землей - крот.
Воспитатель: Где же крот? Спрятался, наверно, он не любит шума.
Раздаётся жужжание(ж-ж-ж). Игрушка жука. (На ладошке лежит жук лапками вверх.)
В.: Кажется, мы не первые пришли в гости, кто это жужжит?
В.: Давайте вместе пожужжим. Дети повторяют звук «ж-ж-ж».
В.: Что же он так сердито жужжит? Чем он так недоволен?
В.: «Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет».
Игровое упражнение «Жук»
Воспитатель: Давайте покажем, как жук сердится. Лягте на пол поудобнее. Превратимся в жучков и пожужжим. (Дети лежат на полу и жужжат.)
Воспитатель: А теперь, давайте встанем, сядем поудобнее и узнаем из рассказа В.Бокова «Жук», что случилось с жуком, почему он так недовольно жужжит?
Жук
Большой жук пешком шёл по кротовьей норе и всё ругался.
Крот услышал и спросил: (выставить картинку крота).
- Ты что сквернословишь? На кого брань?
- На тебя! - в сердцах отвечал жук. - Неужели ни одного окошка не мог прорубить, хотя бы в сенях?
- Зачем мне? - ответил крот, - Я нелюдим!
Беседа по содержанию и словарная работа.
Воспитатель: На кого ругался жук?
Дети: на крота.
Воспитатель: О чем спросил крот жука?
Дети/Воспитатель. Крот спросил жука: «ты что сквернословишь?»
Воспитатель: «Сквернословить», значит, ругаться. Повторите (хором, индивид). А слово «брань» - означает «плохие слова».
Воспитатель: Каким нужно быть, когда приходишь в гости?
Дети: приветливым, добрым, улыбчивым.
Воспитатель: Покажите, как жук недовольно ворчит на крота. Дети демонстрируют действие.
Воспитатель: Как вы думаете, почему жук ругался?
Дети: потому что крот не сделал ни одного окошка.
Воспитатель: Кроту окна в норе не нужны, потому что крот слепой, он не видит света.
Воспитатель: Почему крот сказал о себе, «я — нелюдим»?
Воспитатель: «нелюдим» - нет людей рядом». Повторите, «нелюдим» (хором, индивид).
Воспитатель: Вот и крот живет один-одинёшенек и никого не зовет в свои владения, даже соседей кротов. И друзей у него нет. Плохо жить на свете без друзей.
Воспитатель: В.Боков говорил: «Если есть друг - жить на свете не тяжко».
Давайте ещё раз вспомним эту историю и покажем.
Пересказ вместе с воспитателем и показом детьми рассказа.
Воспитатель: Автор этого рассказа Виктор Боков подчёркивал: «Добрых сердцем собирает. Для чего? Для добрых дел». Давайте сделаем доброе дело: пожелаем героям рассказа, чтобы они больше не бранились, а жили дружно, как мы с вами.
Воспитатель: Крот и жук, живите дружно, как наши дети в детском саду.
Воспитатель: Пора и нам возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесными жителями.
Воспитатель: До свидания.
Воспитатель: Закройте глазки.1,2,3, покружись, в детском саду окажись.
Рефлексия
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вспомните, что увидели на лесной полянке? А в следующий раз мы с вами познакомимся с другими историями, написанными Виктором Боковым.
Воспитатель: Попрощаемся и с нашими гостями.
Все: До свидания, до новых встреч.
Дети уходят под музыку (поёт Л.Зыкина) (диск 5 №1).
Читайте также |
---|
Занятие по робототехнике в старшей группе детского сада, с использованием…
Занятие по робототехнике в старшей группе детского сада, с использованием роботов Bee-bot Тема: «В поисках пиратских сокровищ» Цель: «Развитие навыков элементарного...
Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»
Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»
Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»
Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...