Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Птицы»
Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года).
Область (направление) основной общеобразовательной программы дошкольного образования: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: ознакомить с особенностями внешнего вида птиц.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомить с отличительными чертами птиц: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, летают.
- Расширять и активизировать словарь (синица, голубь, ворона, воробей, сорока, снегирь, кормушка).
Развивающие:
- Развивать сенсорные способности, речь детей.
- Развивать мышление, слуховое восприятие, умение сравнивать.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение птицам, к природе.
Используемая примерная общеобразовательная программа дошкольного образования:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100».
- Образовательная программа развития познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста (от 2 до 7 (8) лет) «Здравствуй, мир!».
Предварительная работа с детьми:
Стихи о птицах, рассматривание иллюстраций птиц, наблюдение за птицами во время прогулки.
Дидактическое обеспечение непосредственно образовательной деятельности:
Демонстрационный материал – картинки с изображением птиц, игрушка «Кукла», конверт (птицы, бабочка, самолет, шар), аудиозапись «Звуки природы – птицы», презентация «Найди лишнее», кормушка.
Раздаточный материал – картинки птиц, домашних и диких животных.
Методические приемы:
- Игра «Пограничники» (создание проблемной ситуации).
- Сюрпризный момент. Приход Куклы (приносит конверт).
- Рассматривание фотографии.
- Д/и «Чем же все птицы похожи?»
- Прослушивание магнитофонной записи «Голоса птиц».
- Д/и « Превращение в птиц».
- Презентация: игра «Найди лишнее».
- Рассказ воспитателя (для чего нужна кормушка).
- «Накормим птичек» - приготовим крошки.
- Подведение итогов.
Этапы работы:
Цель: Создать положительный настрой на непосредственно образовательную деятельность.
Метод – словесный.
Прием – художественное слово.
(Дети стоят в кругу возле воспитателя.)
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, они рады вас видеть, они вам улыбаются. Давайте и мы подарим нашим гостям свои улыбки и поздороваемся с ними.
Метод | словесный | наглядный | практический | проблемный |
Прием | вопросы | иллюстрации | опыт | Проблемная ситуация |
- А чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить, мы поиграем в игру. Я подготовила вот эти карточки (домашние животные, дикие животные и птица). Подойдите к столу, возьмите по одной карточке. Рассмотрите внимательно. С одной стороны от меня встанут те, у кого на карточке изображено домашнее животное, с другой – дикое животное. (Дети выполняют, вместе проверяют, если есть ошибки, исправляют.)
Затруднение в игровой ситуации
- …, (обращение к ребенку с изображением птицы) ты почему не проходишь?
- А у меня птица.
- Ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить с вами? (да, мы будем говорить о птицах).
- А каких птиц вы знаете, перечислите мне, пожалуйста (ворона, сорока, воробей, синица…).
- Молодцы, много птиц знаете.
I. Приходит в гости Кукла с конвертом (здоровается с детьми).
- Ой, ребята, я шла к вам в гости и на улице встретила очень много птиц. Они так весело и громко поют. Они мне очень понравились, и я сфотографировала их. А фотографии принесла с собой, хотите посмотреть? (В конверте картины птиц, бабочки, самолета, воздушного шара и другое).
- Ребята, посмотрите на фотографии, как много птиц она сфотографировала. (Дети заметят, что не все птицы, есть лишнее.)
- Ой, ребята, правильно ли сфотографировала Кукла?
- Конечно, правильно я сфотографировала. Все что летает, это значит птицы.
- Ребята, правильно ли она говорит? (Нет.)
- А почему бабочка, самолет, шар- это не птицы??? Они же умеют летать? (Попробуем разобраться.)
II. Давайте научим Куклу отличать птиц от других предметов. (Садятся на стульчики полукругом.)
- Давайте рассмотрим ворону и воробья, сравним их (воспитатель показывает картинки):
- Какая ворона по размеру? (большая).
- покажите руками размер вороны, а какой по размеру воробей? (маленький).
- Какого цвета ворона и какого цвета воробей?
- Покажите пальчиками, как ходит ворона, а как прыгает воробей?
- все у вороны и воробья разное. Ворона большая, а воробей…(маленький), ворона ходит, а воробей…(прыгает).
- Другие птицы (показать рисунки голубя, синицы) тоже другого цвета, размера.
- Давайте послушаем, что говорят птицы, как они разговаривают, а вы попробуйте угадать птицу по звуку (аудиозапись).
- И кричат птицы по-разному.
- Но чем-то все птицы похожи. Чем же???
- Сколько у птиц ног, лап??? (2 ноги).
- Чем покрыты все птицы? (перьями).
- Как едят все птицы? Что у них вместо носа и рта? (клювом).
- Что есть у всех птиц? (крылья).
- А теперь, ребята, давайте на некоторое время мы превратимся в птиц. Для этого мы должны говорить такие слова: «раз, два, три, четыре, пять, вокруг себя обернись и в птиц превратись».
Дыхательная гимнастика: дышим носом и поднимаем крылья, выдыхаем воздух через рот, отпускаем крылья.
И тихонечко полетим (переходят в другое помещение).
- Присаживайтесь тихонечко на стульчики.
- Давайте с вами поиграем в игру «Что лишнее», заодно и объясним нашей Кукле, в чем она была неправа:
1 слайд: ворона, воробей, бабочка, синица. (Что лишнее? Почему бабочка, она же летает, у нее есть крылья?)
2 слайд: Голубь, воробей, самолет, сорока. (Что лишнее? Почему самолет не птица?)
3 слайд: Шар, ворона, снегирь, попугай. (Что лишнее? Почему?)
- Молодцы!
Кукла: Спасибо, дети, сейчас я смогу отличить птиц от предметов.
Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие? Что это? (кормушка для птиц).
Воспитатель - Правильно – это кормушка.
- Кто знает, почему она так называется? Для чего она нужна? (кормить птиц зимой).
Воспитатель: Кормушка сделана из дерева, у нее есть дно, куда насыпают корм: зернышки, семечки, хлебные крошки. У нее есть крыша, которая укрывает корм от снега. Еще у кормушки есть веревочка, за которую ее подвешивают за дерево.
Скажите, почему кормушку вешают на дерево? (Птички летают высоко, там им легче будет увидеть корм, а еще на дереве им никто не помешает клевать зернышки – ни кошки, ни собаки их не достанут.)
Воспитатель - Ребята, а почему на мою кормушку не садится ни одна птица? (В кормушке нет корма.)
- А давайте мы с вами приготовим для птиц корм. Хлебные крошки нужно размять руками, т. к. у птиц тонкий и острый клюв – они могут клевать только мелкую пищу.
Заключительная часть
Цель: подвести итог непосредственно образовательной деятельности, рефлексия.
Метод – словесный.
Прием – вопросы.
- Этот корм мы с вами вынесем с собой на прогулку, накрошим во все кормушки и последим, какие птички к нам прилетят.
- Ребята, что вы узнали о птицах?
- Что общего у всех птиц?
- что вам больше всего понравилось на занятии?
- Кому сегодня было интересно, похлопайте себе.
Использованная литература:
- Образовательная программа развития познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста (от 2 до 7 (8) лет) «Здравствуй, мир!» (А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.И. Наумова).
- Подробнее о технологии проблемного диалога можно прочитать на сайте автора проблемного диалога Е.Л. Мельниковой pdo-mel.ru, на сайте ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru
- Иновационые педагогические технологи в учебно-воспитательном процесе современого образовательного учреждения: материалы I Международной заочной научно-практической конференци. 21 апреля 2014 г. / гл. ред. Романова И.В. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. – 232 с.
Читайте также |
---|
Новый год на морском дне
Новый год на морском дне Новый год чудесный праздник для детей, он один из самых значимых праздников в году. Дети с...
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...
Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка
Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну...