Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Такие разные куклы»

 

Цель: научить детей любить и уважать народную культуру через образ тряпичной куклы.

Задачи:

- Приобщать детей к своим корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству.

- Показать своеобразие, красоту русского фольклора.

- Познакомить детей с народными праздниками, расширить кругозор детей в области народной культуры.

- Обучение приёмам изготовления куклы в соответствии с народными традициями.

- Воспитывать нравственно-эмоциональные качества (трудолюбие, терпение, аккуратность).

- Воспитывать чувство гармонии, художественный вкус, живой интерес к народной культуре.

- Развивать остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию руки под контролем глаз.

- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

 

Ход занятия

Дети заходят в зал под музыку.

Ведущий: Ребята, а сегодня у нас гостей, да с разных волостей. Поздороваемся с ними.

Здравствуйте!

Веселья вам, да радости.

Удобно ли вам гости дорогие?

Всем ли вам видно?

Всем ли слышно?

У нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать, да на других посмотреть. Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправится.

Эй, вы люди добрые!

Слушайте! Слушайте! Слушайте!

Как у нас бывало на святой Руси,

А то не соколы да слетаются,

А то мастера на ярмарку съезжаются!

(Выходят мастера к своим столам.)

Под русскую народную мелодию с разных концов сцены выбегают 2 скомороха-зазывалы:

1-й скоморох: Внимание, внимание, внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ!

Тебя ярмарка зовёт!

2-й скоморох: На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

1-й скоморох: Что душа твоя желает,

Всё на ярмарке найдёшь.

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдёшь.

2-й скоморох: Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей.

Народ собирается.

Наша ярмарка открывается.

(В середине двое скоморохов делают воротца, через них проходят дети.)

- Эй, честные господа!

К нам, пожалуйста, сюда!

- Как у нас ли, тары - бары,

Всяки - разные товары.

- Подходите, подходите!

Посмотрите, посмотрите!

- Кому игрушки!

- Кому баранки!

- Кому платки расписные!

- Небольшой расход, подходи, народ!

Хохломские мастера:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека,

И не кольца, и не брошки –

Расписные чудо – ложки!

А посуда хороша,

Так и радуется душа!

Налетайте! Налетайте!

Покупайте! Покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

(Игра детей на ложках.)

Ведущий: Солнце красное встаёт к другой лавке спешит народ.

Продавец платков:

Люди! Подходите!

Платки поглядите!

Один красный, другой синий,

А уж третий так хорош,

Покупай-ка на свой грош.

(Танец с платками.)

Ведущий: Пока дружно мы плясали,

Мастера новые приезжали!

Лавку открывают

Гостей к себе зазывают!

Продавец игрушек:

Хоть весь базар обойдёшь

Лучше барынь не найдёшь

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходи скорее, и вам понравятся.

Продавец тряпичных кукол:

Подходите, подходите!

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы и ситцы и шелка,

Мы и ситцы и шелка,

Обереги, кольца, брошки,

И весёлые куклёшки.

Мои куклы разбирай-ка,

Детям радость доставляй-ка!

Ведущий: Ой, куколки, да какие нарядные. Из чего они сделаны? (из ткани). Как такие куклы называются? (тряпичные). А вы бы хотели иметь эту куколку у себя?

На ярмарке мы побывали. Много интересного видали. А теперь предлагаю отправиться в мастерскую, где делают кукол.

Мастерица кукол:

Я приглашаю вас в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. Я вам столько интересного и нового расскажу, только слушайте внимательно.

В старину когда-то

Время не теряли.

Вечерами зимними

Много пряли, ткали…

А ещё когда-то

Куколок крутили,

Под рукой что было –

Из того лепили…

Глиняное солнышко

Лыком украшали.

Лыковые коники

Избу охраняли,

Козы веселушки

Беды выметали.

Куклы берегиньки

Деточек спасали.

Так из века в век,

Род свой сохраняли

И культуру русскую

Нам передавали.

Дети, посмотрите, какую куклу я вам принесла. Чем эта кукла отличается от современной? (Она не имеет лица, изготовлена из ткани, связана ниточками.)

Это куколка Колокольчик (куколка Добрых вестей). Родина куколки – Валдай. У неё три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. И счастье тоже складывается из трёх частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придётся не лениться

И старанье приложить!

Только работа эта хитрая и не у всех в руках спорится, недаром в народе говорят: «Одной рукой узел не завяжешь». Значит для того, чтобы сделать куколки нужно помогать друг другу. Нашим детям будут помогать их мамы.

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Наша куколка гуляла.

(Шагают по столу средний и указательный пальчики.)

И играла, и плясала.

(Шагают по столу безымянный и средний пальчики.)

До чего ж она устала –

(Шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики.)

Забралась под одеяло.

(Ребенок кладёт одну руку на стол, а другой закрывает её.)

Способ изготовления тряпичной куклы:

  1. Берём вату, скатываем шарик.
  2. Шарик кладём в центр большого круга и обвязываем его.
  3. Получилась первая нижняя юбочка (из плотной ткани).
  4. Берём круг поменьше, так же надеваем и обвязываем.
  5. Берём самый маленький круг, обвязываем.
  6. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
  7. Прикладываем сложенный белый лоскут к головке так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1см подгиба.
  8. Для того, чтобы получились руки, надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками, завязать на расстоянии 1см от края.
  9. Надеваем на голову венок.
  10. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками назад.

Вот и всё, куколки готовы. Посмотрите, какие они красивые и нарядные. Давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось?

Вот все куколки подружки

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах расписных

Эти куклы наши.

Какую куклу мы с вами научились делать сегодня? (тряпичную). Где продавали свои изделия мастера? (на ярмарке). Что вам больше всего сегодня понравилось?

Молодцы, ребята, внимательно слушали, много запомнили, да и работу свою старательно и красиво выполнили. Все старались на славу. У вас получились замечательные куклы.

Вы кукол не бросайте,

Вы их оберегайте.

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить,

Тепло, добро и счастье

Ваше сторожить.

За ваше старание я хочу угостить вас сладкими петушками. А теперь мы с вами прощаемся, до следующих встреч.

Вот и солнце закатилось –

Наша ярмарка закрылась!

Ведущий: Наши куклы дороги и ярки

Примите их в подарки

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе…

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых» Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых. Задачи: Обучающие:  1...

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме. Задачи: Расширить...

Учим стихи с детьми ОВЗ

Учим стихи с детьми ОВЗ «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует...

Читайте также

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все…

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все вокруг можно созерцать не по картинкам, а наяву» Здравствуйте уважаемые коллеги...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное...

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Мастер-класс по изготовлению лэпбука