Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Такие разные куклы»
Цель: научить детей любить и уважать народную культуру через образ тряпичной куклы.
Задачи:
- Приобщать детей к своим корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству.
- Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
- Познакомить детей с народными праздниками, расширить кругозор детей в области народной культуры.
- Обучение приёмам изготовления куклы в соответствии с народными традициями.
- Воспитывать нравственно-эмоциональные качества (трудолюбие, терпение, аккуратность).
- Воспитывать чувство гармонии, художественный вкус, живой интерес к народной культуре.
- Развивать остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию руки под контролем глаз.
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Ход занятия
Дети заходят в зал под музыку.
Ведущий: Ребята, а сегодня у нас гостей, да с разных волостей. Поздороваемся с ними.
Здравствуйте!
Веселья вам, да радости.
Удобно ли вам гости дорогие?
Всем ли вам видно?
Всем ли слышно?
У нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать, да на других посмотреть. Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправится.
Эй, вы люди добрые!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Как у нас бывало на святой Руси,
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку съезжаются!
(Выходят мастера к своим столам.)
Под русскую народную мелодию с разных концов сцены выбегают 2 скомороха-зазывалы:
1-й скоморох: Внимание, внимание, внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ!
Тебя ярмарка зовёт!
2-й скоморох: На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда.
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
1-й скоморох: Что душа твоя желает,
Всё на ярмарке найдёшь.
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдёшь.
2-й скоморох: Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей.
Народ собирается.
Наша ярмарка открывается.
(В середине двое скоморохов делают воротца, через них проходят дети.)
- Эй, честные господа!
К нам, пожалуйста, сюда!
- Как у нас ли, тары - бары,
Всяки - разные товары.
- Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите!
- Кому игрушки!
- Кому баранки!
- Кому платки расписные!
- Небольшой расход, подходи, народ!
Хохломские мастера:
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека,
И не кольца, и не брошки –
Расписные чудо – ложки!
А посуда хороша,
Так и радуется душа!
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
(Игра детей на ложках.)
Ведущий: Солнце красное встаёт к другой лавке спешит народ.
Продавец платков:
Люди! Подходите!
Платки поглядите!
Один красный, другой синий,
А уж третий так хорош,
Покупай-ка на свой грош.
(Танец с платками.)
Ведущий: Пока дружно мы плясали,
Мастера новые приезжали!
Лавку открывают
Гостей к себе зазывают!
Продавец игрушек:
Хоть весь базар обойдёшь
Лучше барынь не найдёшь
Игрушки наши повсюду славятся,
Подходи скорее, и вам понравятся.
Продавец тряпичных кукол:
Подходите, подходите!
На товары поглядите.
Привезли издалека
Мы и ситцы и шелка,
Мы и ситцы и шелка,
Обереги, кольца, брошки,
И весёлые куклёшки.
Мои куклы разбирай-ка,
Детям радость доставляй-ка!
Ведущий: Ой, куколки, да какие нарядные. Из чего они сделаны? (из ткани). Как такие куклы называются? (тряпичные). А вы бы хотели иметь эту куколку у себя?
На ярмарке мы побывали. Много интересного видали. А теперь предлагаю отправиться в мастерскую, где делают кукол.
Мастерица кукол:
Я приглашаю вас в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. Я вам столько интересного и нового расскажу, только слушайте внимательно.
В старину когда-то
Время не теряли.
Вечерами зимними
Много пряли, ткали…
А ещё когда-то
Куколок крутили,
Под рукой что было –
Из того лепили…
Глиняное солнышко
Лыком украшали.
Лыковые коники
Избу охраняли,
Козы веселушки
Беды выметали.
Куклы берегиньки
Деточек спасали.
Так из века в век,
Род свой сохраняли
И культуру русскую
Нам передавали.
Дети, посмотрите, какую куклу я вам принесла. Чем эта кукла отличается от современной? (Она не имеет лица, изготовлена из ткани, связана ниточками.)
Это куколка Колокольчик (куколка Добрых вестей). Родина куколки – Валдай. У неё три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. И счастье тоже складывается из трёх частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придётся не лениться
И старанье приложить!
Только работа эта хитрая и не у всех в руках спорится, недаром в народе говорят: «Одной рукой узел не завяжешь». Значит для того, чтобы сделать куколки нужно помогать друг другу. Нашим детям будут помогать их мамы.
Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Наша куколка гуляла.
(Шагают по столу средний и указательный пальчики.)
И играла, и плясала.
(Шагают по столу безымянный и средний пальчики.)
До чего ж она устала –
(Шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики.)
Забралась под одеяло.
(Ребенок кладёт одну руку на стол, а другой закрывает её.)
Способ изготовления тряпичной куклы:
- Берём вату, скатываем шарик.
- Шарик кладём в центр большого круга и обвязываем его.
- Получилась первая нижняя юбочка (из плотной ткани).
- Берём круг поменьше, так же надеваем и обвязываем.
- Берём самый маленький круг, обвязываем.
- Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
- Прикладываем сложенный белый лоскут к головке так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1см подгиба.
- Для того, чтобы получились руки, надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками, завязать на расстоянии 1см от края.
- Надеваем на голову венок.
- Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками назад.
Вот и всё, куколки готовы. Посмотрите, какие они красивые и нарядные. Давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось?
Вот все куколки подружки
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах расписных
Эти куклы наши.
Какую куклу мы с вами научились делать сегодня? (тряпичную). Где продавали свои изделия мастера? (на ярмарке). Что вам больше всего сегодня понравилось?
Молодцы, ребята, внимательно слушали, много запомнили, да и работу свою старательно и красиво выполнили. Все старались на славу. У вас получились замечательные куклы.
Вы кукол не бросайте,
Вы их оберегайте.
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить,
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить.
За ваше старание я хочу угостить вас сладкими петушками. А теперь мы с вами прощаемся, до следующих встреч.
Вот и солнце закатилось –
Наша ярмарка закрылась!
Ведущий: Наши куклы дороги и ярки
Примите их в подарки
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе…
Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых» Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых. Задачи: Обучающие: 1...
Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника
Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме. Задачи: Расширить...
Учим стихи с детьми ОВЗ
Учим стихи с детьми ОВЗ «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует...