Занятие «Волшебные пальчики»
Цель: Развивать мелкую моторику, закрепить полученные знания.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
- учить соотносить число с цифрой в пределах пяти;
- закрепить порядковый прямой и обратный счет в пределах девяти;
- расширить и обобщить знания детей о космосе и космонавтах;
- учить слышать и воспроизводить ритм речевого сопровождения.
2. Коррекционно-развивающие:
- расширить и активизировать словарь детей: космос, космонавт, скафандр, ракета, космический, инопланетяне;
- способствовать развитию мелкой моторики, координации движений кистей и пальцев рук;
- способствовать снижению психомоторного напряжения;
- развивать пространственно-зрительную ориентировку на листе бумаги;
- способствовать развитию познавательной активности воспитанников.
3. Воспитательные:
- способствовать благоприятному эмоциональному развитию детей;
- формировать эстетический вкус;
- воспитывать дружелюбие, желание помогать более слабому.
Предварительная работа. Беседы о космосе, дне космонавтики, рисование ракет, складывание предметов из геометрических фигур, знакомство на занятиях с цифрами, прямым и обратным счетом, числовым рядом. Разучивание пальчиковых игр и упражнений.
Оборудование и материал.
Использование ИТК, колокольчик, слайды: портрет Ю. Гагарина, картина с человеком в скафандре, диск с фонограммой космической музыки, телеграмма, ракета из геометрических фигур, карточки для фланелеграфа с цифрами от 1 до 9, ватман с изображением планет и звёзд, посылка.
Раздаточный материал: геометрические фигуры, пирамидки, столбики, разные виды шнуровки, бусы, пуговицы, нашитые на картон и спрятанные в мешочек от 1 до 10 шт., карточки с цифрами от 1 до 10, простые карандаши и фломастеры.
Ход занятия:
Организационный момент.
В группе организованны «зоны» для выполнения заданий. Выставлено мультимедийное оборудование. Расставлены полукругом стульчики для детей. Гости сидят позади детей. Звенит колокольчик в руках воспитателя. Дети входят в группу. Вначале занятия дети собираются и встают в круг.
Основная часть.
Воспитатель: Встанем вместе в круг, возьмемся за руки. Мы сегодня
Будем добрыми волшебниками и будем всем помогать. Будем делать добрые
Дела. Чтобы превратиться в волшебников, надо чудесно поздороваться.
Упражнение «здравствуйте»
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте. Дети берутся за руки и качают ими.
Мы рады, мы рады вам. Хлопают в ладоши.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте. Дети берутся за руки и качают ими.
Очень мы рады вам. Хлопают в ладоши.
Очень мы рады Сашеньке, пальцем одной руки поочередно
Очень мы рады Поленьке, нажимают на пальцы другой
Очень мы рады Костеньке,
Мы рады, мы рады вам. Хлопают в ладоши.
Очень мы рады Дашеньке, пальцем одной руки поочередно
Очень мы рады Анечке, нажимают на пальцы другой
Очень мы рады Алешеньке,
Очень рады мы Никитушке.
Мы рады, мы рады вам. Хлопают в ладоши.
Очень мы рады Пашеньке, пальцем одной руки поочередно
Очень мы рады Дашеньке, нажимают на пальцы другой
Очень рады мы Арсюшеньке.
Мы рады, мы рады вам. Хлопают в ладоши.
Воспитатель: - Превратились наши пальчики в зайчиков. Показывает по два пальца, как ушки у зайца. Теперь перевернулись и превратились в ножки и побежали на места. Дети рассаживаются на стульчики за столы.
Проводится беседа с детьми, дети отвечают на вопросы:
- Какое сейчас время года?
- А какой весенний месяц?
- Скажите, какой праздник мы празднуем в апреле?
- Вы, знаете, кто изображен на портрете? (Слайд № 1 - портрет Ю. А. Гагарина).
Воспитатель: Это Юрий Алексеевич Гагарин. Человек, который первым в мире полетел в космос. В 1961 году космонавт Юрий Гагарин на ракете «Восток-1» (слайд № 2) совершил полет вокруг Земли. Летел он целых 108 минут и благополучно приземлился на землю. После него началась великая эра космонавтики. Было совершено много достижений - выход человека в открытый космос, высадка на луну и много других открытий. Люди создали специальный скафандр (слайд №3 – человек в скафандре) для выхода в космос. Благодаря ему человек смог выйти в пространство, где нет воздуха и очень сильно холодно. Теперь в таких скафандрах летают все космонавты.
Вы запомнили, как называется этот космический костюм? Повторите (индивидуальное и хоровое повторение). Космос всегда притягивал людей.
Но до того как туда отправился Юрий Гагарин, ученые провели много испытаний. И сначала туда отправляли животных.
- Как вы думаете, какие животные первыми отправились в космос? (слайд № 4 – Белка и Стрелка). Собак очень тщательно отбирали для полета. Они должны были не бояться шума и тряски, переносить холод и жару, есть, когда загорится лампочка. Многих собак тренировали, но только некоторые из них полетели в космос. Первыми собаками, которые полетели в космос и благополучно вернулись на землю, стали Белка и Стрелка. После них люди уже не боялись сами лететь в космос. И стали готовить специальных людей для полетов.
- Как их называют? В космосе нет притяжения, как на земле, и люди там летают между полом и потолком ракеты, и предметы могут летать вокруг них. Поэтому там все вещи хорошо закреплены к стенам космического корабля. Давайте представим, что мы в космосе и полетаем.
Звучит фонограмма космической музыки. (Слайд № 5 - старт ракеты.)
Динамическая пауза.
Дети встают и свободно перемещаются между предметами, изображая полет в космосе 1,5 минуты.
Раздаётся стук в дверь. Детям передают «телеграмму».
Воспитатель: - Дети Земли! К вам обращаются инопланетяне. Злая Клякса на планете «Игрунчик» перевернула все «вверх дном». Помогите нам навести порядок!!! Беседа с детьми, ответы на вопросы:
- Кто это – инопланетяне?
- Что значит «перевернула вверх дном»?
- Хотите отправиться в путешествие по планетам и помогать всем, кто нам встретиться на пути? Тогда вперед, на космодром! Дети подходят к круглому столу. На столе лежат в беспорядке геометрические фигуры.
- Смотрите, Клякса уже и у нас побывала и разломала все наши ракеты. Но мы не будем унывать. Сейчас подготовим наши пальчики к волшебной работе и восстановим космический транспорт.
Пальчиковая гимнастика «разотру ладошки сильно».
Воспитатель: - Теперь наши волшебные пальчики готовы к работе. Я буду строить свою большую ракету на фланелеграфе, а вы каждый себе на столе. Самостоятельное выполнение конструирования ракеты из геометрических фигур на столе по образцу воспитателя. Воспитатель сопровождает свои действия словами, поощряет детей, подсказывает и помогает.
Воспитатель: - Вот готовы наши ракеты. Давайте приготовимся и мы с вами. Построим из своих ладошек фигуру ракеты. Дети выполняют. Полетели на планету «Игрунчик» (слайд № 6 - планеты).
Дети за воспитателем переходят за квадратный стол, на котором в разобранном виде находятся пирамидки, столбики, бусы, шнуровки.
- Вот какой беспорядок на планете, давайте поможем навести порядок.
Самостоятельная работа детей по сбору пирамидок, столбиков, бус, разных видов шнуровок. Воспитатель помогает, дает указания, поощряет.
- Порядок наведен. Инопланетяне очень благодарны вам за помощь. А нам пора.
Дальше в путь, на другую планету. Постройте из ладошек ракеты и полетим на планету «Умница». Дети за воспитателем переходят на ковер и садятся на подушки.
- Посмотрите-ка, и здесь побывала клякса. Перемешала все цифры. Помогите восстановить цифровой ряд. Дети на фланелеграфе выкладывают цифры в порядке возрастания от 1 до 9.
Воспитатель: - Я нашла записку от здешних жителей. «Дорогие ребята!
Клякса спрятала наши пуговицы в мешочки и смешала цифры. Теперь мы не знаем, сколько в каждом мешочке пуговиц. Помогите нам, пожалуйста, посчитайте пуговицы в мешочках наощупь и поставьте рядом соответствующую цифру». Поможем? Давайте подготовим наши волшебные пальчики.
Пальчиковая игра «Этот пальчик самый сильный».
Воспитатель: - Теперь пальчики наши готовы к работе. Начинаем считать наощупь. Рядом выкладывайте нужную цифру. Самостоятельное выполнение задания детьми. Воспитатель спрашивает всех детей.
- На этой планете мы тоже навели порядок. Нам пора в путь. Сложите из ваших ладошек ракету и полетели (слайд № 7 - звёздное небо). Дети за воспитателем переходят за прямоугольный стол, садятся на стульчики. На столе ватман с изображением звёздного неба.
Воспитатель: - Дети, как называется окно в ракете?
- Что вы увидели, глядя в иллюминатор из ракеты?
Звёзды, планеты, метеориты, кометы, астероиды. Каждое из этих тел, оставляет свой след в пространстве, и мы возьмём карандаши и нарисуем их путь. Давайте подготовим наши волшебные пальчики.
Пальчиковое упражнение «разотри карандаш».
Самостоятельное выполнение задания детьми – рисуют прямые линии от звёзд.
Воспитатель: - Молодцы, постарались. Ну вот, мои дорогие волшебники. Мы везде навели порядок и помогли нашим друзьям. А теперь нам пора возвращаться в центр. Сделайте из ладошек фигуру ракеты и полетели на нашу планету (слайд № 8 – планета Земля).
Заключительная часть.
- Вот мы и дома. А как называется наша планета?
- Посмотрите, что это? Воспитатель обращает внимание детей на «появившуюся посылку». Открывает, достает письмо, читает: «Дорогие дети, спасибо вам за помощь. Примите от нас сладкие подарки. Инопланетяне». Воспитатель раздает конфеты детям. Какие вы молодцы! Путешествие наше подошло к концу. Дети прощаются и выходят из группы.
Источники:
1. Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей до трёх лет», М. ООО Группа компаний «РИПОЛ классик», 2007.
2. Жукова О. «Игры на ладошке 1-2 года», М. АСТ Академия раннего развития, 2014.
3. Терегулова Ю. «Пальчиковая гимнастика, 4-6 лет», М. Рид ГРУПП, 2011.
Читайте также |
---|
Способы работы над формированием устной речи
Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...
Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе
Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе Цель: ознакомление детей с работой почтового отделения связи. Программные задачи: Развивающие: - развивать мыслительные операции: сравнение...
Дидактическая игра «Домик для друзей»
Дидактическая игра «Домик для друзей» Дидактическая игра «Домик для друзей» подойдет для детей 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие логического...