Занятие: «Знакомим с православным праздником «Благовещение».
Русские колокола. Музыка колоколов - С.В. Рахманинов»

 

Цель: Формировать духовно-нравственные качества посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Знакомить детей с православными праздниками и традициями на Руси. Познакомить с колокольным звоном, музыкальным инструментом колокольчиком, рассмотреть строение колокола и особенность его звучания. Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси. Познакомить с музыкой С.В. Рахманинова "Музыка колоколов". Донести до детей через музыку художественную ценность духовной культуры, величие Руси. Познакомить детей с храмами и храмовым искусством. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных ценностей. Развивать в детях духовное начало. Воспитывать любовь к Родине.

Материал и оборудование: иллюстрации с колоколами, храмами, колокольчики, музыка С.В.Рахманинова "Второй фортепианный концерт", "Поэма Колокола", аудиозапись колокольных звонов.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

 

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня 7 апреля - православный праздник "Благовещение". Издавна на Руси отмечали этот праздник. Название праздника происходит от того, что 7 апреля (по новому календарю) непорочная дева Мария получила благую весть о том, что она станет Матерью сына Божьего. Этот праздник отмечается каждый год в один и тот же день.

В небе солнце засияло —

Благовещение настало.

Колокольный льется звон,

Поздравляет всех нас он.

Пусть свеча горит, не гаснет,

К нам пришел великий праздник,

Радуйтесь, ликуйте все,

Мира, счастья на Земле!

С праздником «Благовещение» связаны некоторые старинные обычаи. Прежде всего, возбраняется в этот день всякая работа. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».

Работать сегодня нельзя нам,

Вон, девка косы не плетет,

Такой вот обычай приятный

Придумал наш русский народ.

Мы этому празднику рады,

И с птицами гнезда не вьем,

И всех поздравляем с хорошим

И добрым евангельским днем!

В этот день нельзя было работать. Поэтому люди шли в храмы, слушали проповеди и молились богу. В нашем посёлке тоже есть храм. Вы знаете, как он называется? Это храм Серафима Саровского. В столице нашей Родины, г.Москве, есть храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и другие храмы (показ иллюстраций). После службы в храме всегда звучат колокола. Колокольный звон - это целая наука. В этот день звучат колокольные звоны: "Благовест"- если мерные удары в большой колокол- это призывает к началу службы (Слушание). "Трезвон" - несколько или все колокола вместе - после благовеста (слушание). "Красный звон" - целый день на большие праздники (слушание).                                      

Слышу вас, колокола, над землею,

Против горя. Против зла вы со мною

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать — Россия!

(Слушание звуков колоколов "Красный звон".)

Воспитатель. С помощью какого музыкального инструмента мы слышим звон? (Ответы детей.)

Правильно, это звучит колокол. Сегодня мы с вами рассмотрим колокольчик. В разное время нашей истории колокольчики были разного размера и разной формы. Колокольчики делали из дерева, они были стеклянными, глиняными, а колокола отливали из меди. По характеру звука люди знали о чём он сообщает, о чём говорит. (Детям предлагается рассмотреть фотографию Царь - колокола). Царь - колокол -  самый большой в мире. Неудивительно, что иностранные гости говорят: "Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти во всём мире!"

(Дидактическая игра "Какой колокольчик звучит?)

Воспитатель. Возьмите колокольчики и рассмотрите их, определите какую форму они имеют. (Тактильное обследование колокольчиков.) Красивые колокольчики! Не правда ли? Люди говорили, что у каждого колокола есть своя душа. Посмотрите, у каждого колокольчика есть язык, с помощью которого он звучит, его называют ботало. Есть и плечи. И, конечно же, у всех колокольчиков есть свой звук, своя музыка. Музыка колоколов очень понравилась композитору С.В.Рахманинову. Серёжа Рахманинов с детства полюбил их волшебный звон: то призывный мощный, то высокий светлый. В детстве Серёжа Рахманинов любил гостить у своей бабушки Софьи Александровны Бутаковой, близ города Новгорода. Новгород славился своими колокольными звонами. Утренние, вечерние звоны далеко разносились в тишине деревни. Бабушка Серёжи часто ходила в церковь, ездила в монастыри. Она брала с собой и любимого внука.  Первый раз он услышал звуки колокола, когда бабушка взяла маленького Серёжу в церковь. Он был заворожен звоном колоколов, он услышал красоту звучания и почувствовал "душу колокола". Каждый звонарь звонит по - своему. На колокольной церкви к колоколам привязаны верёвки, шнуры, звонарь поправляет их руками и даже ногами, часто с помощником, объединяя звуки в разные ритмы. Это требует большого искусства (Рассматривание   иллюстрации звонницы и колоколов). Когда С.В.Рахманинов стал композитором свою любовь к колоколам, он по - своему выразил в своей музыке. Именно волнение человеческой души передавал в своих произведениях с помощью колокольного звона. В звуках, похожих на колокольный звон, он выражал и глубокую тоску, и радость, ликование, восторг. Колокола в его музыке изображались иногда звуками только рояля, а иногда и звучанием всего оркестра. Как похожа эта музыка на колокольный звон! Музыку, созвучную звучанию колоколов, мы с вами послушаем сейчас.

Звучит аудиозапись "2 фортепианного концерта..." (начало).

Воспитатель. Так начинается 2 - ой фортепианный концерт, сначала мы слышим. как раскачивается огромный колокол, с каждым ударом, набирая силу.

Продолжение слушания 2 - го фортепианного концерта.

Воспитатель. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Ответы детей.)  Дети, вы услышали тревожность музыки, что вы представили в этот момент? (Предположения детей: наступают полчища врагов, дети дома одни и они боятся, что кто-то бродит по комнатам, у них чувство страха и т.д.)

Воспитатель. Вы правильно услышали. Эта музыка - тревоги, не спокойствия души, поэтому и Сергей Рахманинов говорил, что он слышит смятение души, тревогу. Сейчас мы послушаем продолжение и услышим, как музыка Рахманинова созвучна звону колоколов.

(Слушание произведения по частям в сопровождении рассказа воспитателя.)

Воспитатель. Ребята, вам понравилась музыка? Хотелось бы вам её ещё раз послушать? Кто написал эту музыку? Вам понравилось сегодня наше путешествие в прошлое России? С каким праздником познакомились? Что было интересно? Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали. Определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола - символа нашей Родины.  Сейчас я предлагаю вам нарисовать колокольчики и подарить их маме, а дома рассказать родителям о празднике "Благовещение" и о композиторе, с которым вы познакомились.

(Дети рисуют колокола.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...

Читайте также

Характер формируется с детства

Характер формируется с детства Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть -...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Современные парциальные программы физического развития и здоровья дошкольников

Современные парциальные программы физического развития и здоровья дошкольников