Занятие: «Знакомим с православным праздником «Благовещение».
Русские колокола. Музыка колоколов - С.В. Рахманинов»
Цель: Формировать духовно-нравственные качества посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Знакомить детей с православными праздниками и традициями на Руси. Познакомить с колокольным звоном, музыкальным инструментом колокольчиком, рассмотреть строение колокола и особенность его звучания. Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси. Познакомить с музыкой С.В. Рахманинова "Музыка колоколов". Донести до детей через музыку художественную ценность духовной культуры, величие Руси. Познакомить детей с храмами и храмовым искусством. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных ценностей. Развивать в детях духовное начало. Воспитывать любовь к Родине.
Материал и оборудование: иллюстрации с колоколами, храмами, колокольчики, музыка С.В.Рахманинова "Второй фортепианный концерт", "Поэма Колокола", аудиозапись колокольных звонов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня 7 апреля - православный праздник "Благовещение". Издавна на Руси отмечали этот праздник. Название праздника происходит от того, что 7 апреля (по новому календарю) непорочная дева Мария получила благую весть о том, что она станет Матерью сына Божьего. Этот праздник отмечается каждый год в один и тот же день.
В небе солнце засияло —
Благовещение настало.
Колокольный льется звон,
Поздравляет всех нас он.
Пусть свеча горит, не гаснет,
К нам пришел великий праздник,
Радуйтесь, ликуйте все,
Мира, счастья на Земле!
С праздником «Благовещение» связаны некоторые старинные обычаи. Прежде всего, возбраняется в этот день всякая работа. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».
Работать сегодня нельзя нам,
Вон, девка косы не плетет,
Такой вот обычай приятный
Придумал наш русский народ.
Мы этому празднику рады,
И с птицами гнезда не вьем,
И всех поздравляем с хорошим
И добрым евангельским днем!
В этот день нельзя было работать. Поэтому люди шли в храмы, слушали проповеди и молились богу. В нашем посёлке тоже есть храм. Вы знаете, как он называется? Это храм Серафима Саровского. В столице нашей Родины, г.Москве, есть храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и другие храмы (показ иллюстраций). После службы в храме всегда звучат колокола. Колокольный звон - это целая наука. В этот день звучат колокольные звоны: "Благовест"- если мерные удары в большой колокол- это призывает к началу службы (Слушание). "Трезвон" - несколько или все колокола вместе - после благовеста (слушание). "Красный звон" - целый день на большие праздники (слушание).
Слышу вас, колокола, над землею,
Против горя. Против зла вы со мною
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать — Россия!
(Слушание звуков колоколов "Красный звон".)
Воспитатель. С помощью какого музыкального инструмента мы слышим звон? (Ответы детей.)
Правильно, это звучит колокол. Сегодня мы с вами рассмотрим колокольчик. В разное время нашей истории колокольчики были разного размера и разной формы. Колокольчики делали из дерева, они были стеклянными, глиняными, а колокола отливали из меди. По характеру звука люди знали о чём он сообщает, о чём говорит. (Детям предлагается рассмотреть фотографию Царь - колокола). Царь - колокол - самый большой в мире. Неудивительно, что иностранные гости говорят: "Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти во всём мире!"
(Дидактическая игра "Какой колокольчик звучит?)
Воспитатель. Возьмите колокольчики и рассмотрите их, определите какую форму они имеют. (Тактильное обследование колокольчиков.) Красивые колокольчики! Не правда ли? Люди говорили, что у каждого колокола есть своя душа. Посмотрите, у каждого колокольчика есть язык, с помощью которого он звучит, его называют ботало. Есть и плечи. И, конечно же, у всех колокольчиков есть свой звук, своя музыка. Музыка колоколов очень понравилась композитору С.В.Рахманинову. Серёжа Рахманинов с детства полюбил их волшебный звон: то призывный мощный, то высокий светлый. В детстве Серёжа Рахманинов любил гостить у своей бабушки Софьи Александровны Бутаковой, близ города Новгорода. Новгород славился своими колокольными звонами. Утренние, вечерние звоны далеко разносились в тишине деревни. Бабушка Серёжи часто ходила в церковь, ездила в монастыри. Она брала с собой и любимого внука. Первый раз он услышал звуки колокола, когда бабушка взяла маленького Серёжу в церковь. Он был заворожен звоном колоколов, он услышал красоту звучания и почувствовал "душу колокола". Каждый звонарь звонит по - своему. На колокольной церкви к колоколам привязаны верёвки, шнуры, звонарь поправляет их руками и даже ногами, часто с помощником, объединяя звуки в разные ритмы. Это требует большого искусства (Рассматривание иллюстрации звонницы и колоколов). Когда С.В.Рахманинов стал композитором свою любовь к колоколам, он по - своему выразил в своей музыке. Именно волнение человеческой души передавал в своих произведениях с помощью колокольного звона. В звуках, похожих на колокольный звон, он выражал и глубокую тоску, и радость, ликование, восторг. Колокола в его музыке изображались иногда звуками только рояля, а иногда и звучанием всего оркестра. Как похожа эта музыка на колокольный звон! Музыку, созвучную звучанию колоколов, мы с вами послушаем сейчас.
Звучит аудиозапись "2 фортепианного концерта..." (начало).
Воспитатель. Так начинается 2 - ой фортепианный концерт, сначала мы слышим. как раскачивается огромный колокол, с каждым ударом, набирая силу.
Продолжение слушания 2 - го фортепианного концерта.
Воспитатель. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Ответы детей.) Дети, вы услышали тревожность музыки, что вы представили в этот момент? (Предположения детей: наступают полчища врагов, дети дома одни и они боятся, что кто-то бродит по комнатам, у них чувство страха и т.д.)
Воспитатель. Вы правильно услышали. Эта музыка - тревоги, не спокойствия души, поэтому и Сергей Рахманинов говорил, что он слышит смятение души, тревогу. Сейчас мы послушаем продолжение и услышим, как музыка Рахманинова созвучна звону колоколов.
(Слушание произведения по частям в сопровождении рассказа воспитателя.)
Воспитатель. Ребята, вам понравилась музыка? Хотелось бы вам её ещё раз послушать? Кто написал эту музыку? Вам понравилось сегодня наше путешествие в прошлое России? С каким праздником познакомились? Что было интересно? Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали. Определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола - символа нашей Родины. Сейчас я предлагаю вам нарисовать колокольчики и подарить их маме, а дома рассказать родителям о празднике "Благовещение" и о композиторе, с которым вы познакомились.
(Дети рисуют колокола.)
Читайте также |
---|
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...
Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой
Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой
Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности
Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...