Конспект познавательного занятия на тему: «Волга-матушка»

Подгот. группа

Задачи:

  • расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке страны;
  • расширить представления детей о городах, расположенных по берегам реки Волги;
  • закрепить понятие исток и ввести в словарь детей выражение « Волга-матушка»;
  • учить детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живём на Волге.

Оборудование:

  • карта физическая России, карта-схема реки Волги, фотографии: исток Волги, разрезные картинки с изображением речных рыб;
  • диск с записью песен» (Л.Зыкина «Течёт река» и Л.Сенчина «По камушкам»);
  • слайды с изображением городов и природы по берегам Волги.

Литература: Н.Палькин «О, Волга», Т.В.Барсегян «Селигерские земли».

Ход занятия.

1. Сообщение темы занятия.

(Звучит куплет и припев песни «Течёт река» в исполнении Л. Зыкиной.)

-отгадав загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить

И поят её ключи, потоки,

И снега, и ливни летних гроз-

И течёт она рекой широкой

Из лесного края в край степной,

И зовут её рекою…(Волгой)

Матушкой, кормилицей родной.

                                                   (С. Маршак).  

(Ответ детей)

-Правильно, сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге.

2. Беседа о реке Волге и её истоке.

- Великой её называют, потому что она действительно велика.

- Посмотрите на карту. Вот здесь на Валдайской возвышенности она начинается и протекает многие-многие километры, впадая в конце своего пути в Каспийское море. Это самая большая река нашей страны. Название «Волга» означает светлая, священная.

- Волга-это не только красивые берега. Это пресная вода. А кому она нужна? (Ответы детей.)

- Верно, без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.

- А чем ещё богата река? (Ответы детей.)

- Конечно, рыбой. Волга всегда кормила и кормит людей своими богатствами.

- По берегам реки издавна селились люди, так возникали города. По Волге плывут красивые пассажирские теплоходы, грузовые баржи, катера.

- Как называется то место, где начинается любая река? (Исток)

- Где же находится исток Волги? ( В нашем Осташковском районе.)

- Давайте посмотрим, где рождается великая русская река.

3.Рассматривание выставки фотографий об истоке Волги.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо

Русская народная река.

Лёгкий дом, как девичья светёлка.

Вяз, ольшаник, сумрачная ель.

Стойте, люди.

Здесь родилась Волга,

Здесь её и дом, и колыбель.

- Дети, а кто из вас был на истоке Волги, расскажите?

(Рассказы детей.)

- А сейчас давайте попробуем вообразить рождение реки.

4.Перевоплащение в образ под песню Л.Сенчиной «По камушкам».                                            

- Мы все капельки родника. Скучно стало капельки, и задумали они прогуляться по свету. Превратился родник в ручеёк. (Берёмся за руки) Соединился наш ручеёк с остальными и превратился в реку.

5.Путешествие по городам Волги.

- А мы с вами оказались в нашем областном городе, который стоит на реке Волге.

- Как он называется? (Тверь.)

- Давайте мы отправимся в путешествие вниз по Волге вот на этом корабле и посмотрим, какие ещё города есть по берегам реки.

- Путешествовать мы будем вот с этой картой-схемой. Посмотрите, сейчас мы вот здесь в Твери.

Давайте отметим его на карте.

Демонстрация слайдов (г. Тверь.)

(Набережная Афанасия Никитина, памятники А.С. Пушкину и

А. Никитину.)

- Кому поставлены эти памятники? Кем были эти люди?

- А вот и речной вокзал, где стоят теплоходы. Отсюда мы отправимся дальше вниз по Волге и посмотрим г. Нижний Новгород. Отметим его на карте-схеме.

Демонстрация слайдов (Просторы реки и Нижний Новгород).                                                                                                            

-Теперь давайте отметим следующий город на карте. Это Казань.

- Чтобы нам не было скучно в пути, давайте послушаем стихотворение «Река живёт» Г. Ладонщикова.

(Читают дети)

Посмотрите на реку

И кажется в ней

Нет ни малявок,                                                                                  

Ни окуней.

Только бежит

Голубая вода,

Петляя по лугу

Незнамо куда.

Но если поглубже

В неё заглянуть,

С маской и трубкой

Тихонько нырнуть,

Сразу увидишь,

Что это не так,

Здесь проживают

Лягушка и рак…

Река ведь не просто течёт,

Она интересной жизнью живёт.

 

-А сейчас я предлагаю вам выйти на палубу нашего корабля и составить картинки речных рыб.

(Дети парами составляют разрезные картинки.)

-Молодцы, а теперь я загадаю вам загадки про этих рыб, у кого составлена эта отгадка, поднимите руку.  

Загадки.

1.На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом.)

 

 2. Разбойница эта

Жить рыбами мешает-

Ловит плотву,

Карасей обижает. (Щука.)

 

3. Паренька-озорника,

Судят рыбы, раки

За шальные драки. (Окунь.)

 

4. Знают все - у этой рыбы

Очень вкусная икра.

Хуже нет для ней вреда,

Что для нас она еда.

Ограничили улов,

Мало стало… (осетров.)

 

5. Весной по речке

Глядя в «оба»

На крючок сама

 К вам прыгнет… (вобла.)

 

6. Толстый, жирный, неленивый,

И по-своему красивый,

Живёт он в Волге и речке Бузан,

А зовут его… (сазан.)

 

-Волга-матушка нам щедро дарит свои рыбные богатства, но относиться к ним надо бережно!

Демонстрация слайдов (Казань.)

- В этом городе в основном живут татары. Здесь много мечетей и соборов, есть красивый Казанский кремль.

- Нам пора плыть дальше к низовью Волги в Волгоград. Отметим его на карте.

- А пока мы плывём, давайте поиграем в татарскую народную игру.

Игра «Займи место».

Демонстрация слайдов (Волгоград.)

Волгоград – город-герой, он награждён медалью за бои и оборону города во время Великой Отечественной войны.

- Давайте послушаем стихотворение о тех военных годах.

(Читают дети)

                     * * *

Глаза на минутку прикрою,

И сразу представится мне

Земля, обагрённая кровью,

И небо в кровавом огне.

 

О место великой утраты!

Я вижу, как в страшном бою

Всё падают наши солдаты

На жаркую землю свою.

 

И Родина-матерь святая

С извечною болью своей,

Карающий меч подымая,

Зовёт за собой сыновей.

 

- Наше путешествие подходит к концу. Последний город, где мы побываем – Астрахань. Отметим его на карте.

Демонстрация слайдов (Астрахань и Астраханский заповедник)

- Итак, и как песня, кончилась дорога, та, что от истока привела. Пришла пора возвращаться обратно. А чтобы быстрее вернуться назад, давайте полетим вот на этом самолёте.

- Повторяйте за мной:

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре-

Полетел наш самолёт.

(Дети выполняют движения по тексту)

- Молодцы! Вот наш самолёт и в воздухе.

6. Итог занятия.

- По какой реке мы путешествовали?

- Где она берёт своё начало?

- Какие города вы запомнили?

- Волга остаётся в сердце у нас. Далеко ли она или близко, её образ всегда перед нами, как образ матери родной. Недаром народ реку Волгой-матушкой назвал. Пусть никогда не пересохнет маленький ручеёк, с которого начинается Волга, а вода в нём будет чистой и серебристой.

(Звучит песня «По камушкам»)





Новые публикации

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей…

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы Живут в России разные  народы с давних пор. Одним – тайга...

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при…

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро» Цель: Привлечь педагогов к совместным мероприятиям. Развивать взаимоотношения между педагогами посредством включения...

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для…

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от...

Читайте также

Музыкально-литературная гостиная посвящённая творчеству А.С.Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»

Музыкально-литературная гостиная посвящённая творчеству А.С.Пушкина«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»   Действующие лица. Ведущий, старик, старуха, золотая рыбка, 8 девочек в русских костюмах,7 богатырей...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста «Искатель клада» Цель: обогащение непосредственно чувственного опыта детей посредством тактильного и зрительного...

Экспериментальная деятельность «Уроки Акварельки»

Экспериментальная деятельность «Уроки Акварельки»   Образовательная область: «Познание». Задачи: - Закрепить знания о смешивании цветов. - Познакомить со способом разделения цветов. - Прививать навыки сотрудничества, умение работать...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Конструкт организации совместной деятельности воспитателя и детей Тема: «Зимний город" (ООП ДО "Вдохновение")

Конструкт  организации совместной деятельности воспитателя и детей   Тема: «Зимний город (Первоуральск)». Возрастная группа: старшая группа (дети 5-6 лет) Воспитатель: Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей в творческой мастерской. Форма организации: подгрупповая.   Цель: сохранение в ребенке творческого начала...

План самообразования на 2020-2021 учебный год

Тема:  «Развитие связной речи через игру в условиях ФГОС» Цель : Способствовать развитию связной речи с использованием игр. Задачи: Изучение научно – педагогической литературы. Проведение диагностики на начало и конец учебного года. Совершенствовать предметно-развивающую среду, создать условия и комфорт для...

Интегрированное занятие "В гостях у бабушки Арины"

Цель: воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через чтение художественной литературы. Задачи: 1. Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события в процессе взаимодействия с художественной литературой. 2. Упражнять детей в чтении знакомых потешек, песенок, стихов, договаривании...

игра "Мотыльки"

Для детей от2 до 3лет. Дети изображают мотыльков.Воспитатель поет,дети бегают,помахивая руками,как крыльями. На зеленом на лужку Мотыльки летают И с цветочка на цветок  Весело пархают. Тетя вышла на лужок А в руках у нкй сачок. Берегись-ка ,мотылек, Улетай скорей дружок...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство