Конспект НОД по познавательному развитию, посвященный Дню космонавтики
Тема: «Человек поднялся в небо»
Цель:
1) создать условия для расширения, углубления и систематизации знаний детей о
космосе;
2) организовать деятельность детей по выработке у них познавательной активности:
о русском учёном Циолковском, истории создания первой космической ракеты,
первом космонавте Ю. А. Гагарине;
3) познакомить с предметно-развивающей средой, материалами способствующими
развитию чувства патриотизма и гордости за своё Отечество.
Оборудование: портреты К. Э. Циолковского, С. П. Королёва, Ю. А. Гагарина, фотографии запуска ракет с космодрома, космических спутников, поверхности земли из космоса; фотоальбомы о покорителях космоса; энциклопедия о космосе.
Предварительная работа: рассматривание книг о космосе, беседы о звёздах, планетах, космосе, космонавтах.
Ход:
Дети входят под музыку в исполнении группы «Спейс». Встают полукругом.
1 ребёнок: Денёк особый к нам пришёл –
У космонавтов праздник!
Об этом знает хорошо
Тихоня и проказник!
Чтение стихотворения И. Левченко «Улыбка Гагарина».
Ведущий: Я помню солнце в этот день искрилось.
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
2 ребёнок: Его все по улыбке узнавали –
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
3 ребёнок: С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал – российский, славный парень,
Все: ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Каждый год 12 апреля наша страна и весь мир отмечает День космонавтики. Почему же именно 12 апреля, а не в какой-нибудь другой день?
Дети: (Ответы.) Потому что 12 апреля 1961 года произошёл первый в мире космический полёт.
Ведущий: Впервые космический корабль с человеком на борту поднялся высоко к звёздам, в космос. Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Давайте вспомним легенды и сказки. На чём только не летали сказочные герои! (На коврах – самолётах, на ладье, на Коньке – горбунке, на волке, на Жар – птице, на орлах…)
Ещё несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» - это ракета.
Первую в мире ракету изобрёл русский учёный, наш земляк, уроженец села Ижевское Рязанской области – Константин Эдуардович Циолковский. Прародитель космонавтики родился в семье лесника. В селе он прожил лишь первые три года. Потом семья переехала в Рязань. Здесь он заболел и простуда привела к глухоте.
Первые научные опыты Циолковский проводил в доме, который находится рядом с нашим садиком. (Ранее посещали.) Константин Эдуардович раскручивал цыплят на самодельной центрифуге, выясняя, может ли человек пережить космические перегрузки. Цыплята всё выдержали с честью, не хуже Юрия Гагарина, который поспособствовал тому, что в 1966 году в родном селе Константина Эдуардовича появился его музей.
Циолковский, наблюдая в телескоп за звёздами, изучая их, задумал сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет, выйти за пределы земного притяжения. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И только через много лет другой русский учёный – Сергей Павлович Королёв – сконструировал первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали собаки: Белка и Стрелка. А в 1961 году полетел человек. Юра Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. В школу пошёл в 1941, но из-за немецкой оккупации обучение закончил после войны. Учился в Оренбургской школе лётчиков. Пройдя медкомиссию стал одним из кандидатов в космонавты. За трудолюбие, ответственность С. П. Королёв поручил выполнять ему эту ответственную миссию. Юрий Гагарин стал визитной карточкой страны и послом мира. Герой Советского Союза, Заслуженный мастер спорта СССР Юрий Алексеевич был награждён орденом Ленина, медалями и другими наградами, в том числе и иностранными.
Ребёнок: Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвётся,
Кто верит крылатым, как сердце, мечтам,
Тот цели своей добьётся! (Н. Добронравов.)
Ведущий: Я с тобой совершенно согласна, мечтать нужно. Недавняя мечта учёного, подскажите какого (ответы), стала былью. Сегодня космические полёты стали совершенно привычным делом.
- Как вы считаете, что было сложного в первых космических полётах?
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (Ответы.)
- Вы хотите стать сами космонавтами?
Ребёнок: Мы лётчиками смелыми
Быстрее стать хотим,
В ракетах настоящих
Мы в космос полетим.(Я. Сернина.)
Игра «Самолёты».
Ведущий: Ребята, чтобы построить ракету была необходима стартовая площадка. Её построили вдали от населённых пунктов в Казахстане, на берегу реки Сырдарья. Вот так появился космодром Байконур. Его ещё называют городом покорителей вселенной или Звездоград. Хотите послушать как взлетает ракета.
Фонограмма взлёта ракеты.
Ребёнок: Космонавтом хочешь стать,
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд. (Д. Чибисов.)
Ведущий: А сейчас викторина для знатоков космоса!
- Самая большая и горячая звезда во вселенной. (Солнце.)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Гагарин.)
- Как назывался космический корабль, на котором летел Гагарин? («Восток».)
- Какой позывной был у Гагарина? («Кедр».)
- Первая женщина-космонавт, побывавшая в космосе. (Валентина Терешкова.)
- Как долго пробыл первый космонавт в космосе? (Совершил 1 виток вокруг Земли, 108 минут.)
Ведущий: Ребята, любой космонавт должен знать, что такое космос. Это слово пришло к нам от древних греков и обозначает «мир». Космос это тоже самое что и Вселенная.
Без чего на Земле нет жизни? (Ответы.) Да, без Солнца. Это огромное скопление раскалённого газа. В нашей Солнечной системе 9 планет. Одна из них – наша Земля. На 70% она покрыта водой, поэтому пригодна для жизни.
Ребёнок: «Земля» Яков Аким.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодно
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей, нету!
Ведущий: У Земли есть естественный спутник, Луна.
Давайте попробуем добраться до Луны.
Игра «Кто первый?» На шнуре посередине прикреплена Луна – жёлтый шарик, а на концах шнура – палочки. Двое детей по команде стараются быстрее намотать шнур на палочку и добраться до Луны.
Ведущий: У космонавтов есть дом в космосе, он особенный. Называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над Землёй. Показ фото.
Ведущий: Ребята, без чего человек не может жить? (Без еды и пищи.)
Но в космосе еда особая! Какая? Почему? (Ответы.)
Сейчас мы потренируемся как космонавты принимают космическую пищу.
Игра «Еда космонавтов». Двое детей едят яблочное детское пюре из тюбиков (спешить нельзя!).
Ведущий: Ребята! Сегодня мы с вами узнали много нового о космосе и космонавтах, попробовали себя в роли самих космонавтов. У вас есть все шансы стать космонавтами, последователями Юрия Алексеевича Гагарина. На память о нашей встрече дарю вам космические медали. (Вешает на шею.)
Ребёнок: В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель,
Навеки будут вместе – Гагарин и апрель. (В. Степанов.)
Ведущий: В заключение нашей встречи вам и гостям предлагаю послушать песню о нашем знаменитом космонавте. А кому интересно, можно подойти посмотреть выставленные экспонаты.
Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был…» муз. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. В это время дети рассматривают фото, книги о космосе.
Читайте также |
---|
Структура интегрированного занятия
Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа
Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...