Конспект НОД по познавательному развитию, посвященный Дню космонавтики
Тема: «Человек поднялся в небо»

 

Цель:

1) создать условия для расширения, углубления и систематизации знаний детей о

космосе;

2) организовать деятельность детей по выработке у них познавательной активности:

о русском учёном Циолковском, истории создания первой космической ракеты,

первом космонавте Ю. А. Гагарине;

3) познакомить с предметно-развивающей средой, материалами способствующими

развитию чувства патриотизма и гордости за своё Отечество.

Оборудование: портреты К. Э. Циолковского, С. П. Королёва, Ю. А. Гагарина, фотографии запуска ракет с космодрома, космических спутников, поверхности земли из космоса; фотоальбомы о покорителях космоса; энциклопедия о космосе.

Предварительная работа: рассматривание книг о космосе, беседы о звёздах, планетах, космосе, космонавтах.

 

Ход:

Дети входят под музыку в исполнении группы «Спейс». Встают полукругом.

1 ребёнок: Денёк особый к нам пришёл –

У космонавтов праздник!

Об этом знает хорошо

Тихоня и проказник!

Чтение стихотворения И. Левченко «Улыбка Гагарина».

Ведущий: Я помню солнце в этот день искрилось.

Какой был удивительный апрель!

И в сердце радость с гордостью светилась:

Из космоса Гагарин прилетел!

2 ребёнок: Его все по улыбке узнавали –

Такой улыбки не было второй!

Весь мир рукоплескал! Все ликовали:

Гагарин облетел наш шар земной!

3 ребёнок: С тех пор приблизились неведомые дали,

Осваивают космос корабли…

А начинал – российский, славный парень,

Все: ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Каждый год 12 апреля наша страна и весь мир отмечает День космонавтики. Почему же именно 12 апреля, а не в какой-нибудь другой день?

Дети: (Ответы.) Потому что 12 апреля 1961 года произошёл первый в мире космический полёт.

Ведущий: Впервые космический корабль с человеком на борту поднялся высоко к звёздам, в космос. Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Давайте вспомним легенды и сказки. На чём только не летали сказочные герои! (На коврах – самолётах, на ладье, на Коньке – горбунке, на волке, на Жар – птице, на орлах…)

Ещё несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» - это ракета.

Первую в мире ракету изобрёл русский учёный, наш земляк, уроженец села Ижевское Рязанской области – Константин Эдуардович Циолковский. Прародитель космонавтики родился в семье лесника. В селе он прожил лишь первые три года. Потом семья переехала в Рязань. Здесь он заболел и простуда привела к глухоте.

Первые научные опыты Циолковский проводил в доме, который находится рядом с нашим садиком. (Ранее посещали.) Константин Эдуардович раскручивал цыплят на самодельной центрифуге, выясняя, может ли человек пережить космические перегрузки. Цыплята всё выдержали с честью, не хуже Юрия Гагарина, который поспособствовал тому, что в 1966 году в родном селе Константина Эдуардовича появился его музей.

Циолковский, наблюдая в телескоп за звёздами, изучая их, задумал сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет, выйти за пределы земного притяжения. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И только через много лет другой русский учёный – Сергей Павлович Королёв – сконструировал первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали собаки: Белка и Стрелка. А в 1961 году полетел человек. Юра Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. В школу пошёл в 1941, но из-за немецкой оккупации обучение закончил после войны. Учился в Оренбургской школе лётчиков. Пройдя медкомиссию стал одним из кандидатов в космонавты. За трудолюбие, ответственность С. П. Королёв поручил выполнять ему эту ответственную миссию. Юрий Гагарин стал визитной карточкой страны и послом мира. Герой Советского Союза, Заслуженный мастер спорта СССР Юрий Алексеевич был награждён орденом Ленина, медалями и другими наградами, в том числе и иностранными.

Ребёнок: Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвётся,

Кто верит крылатым, как сердце, мечтам,

Тот цели своей добьётся! (Н. Добронравов.)

Ведущий: Я с тобой совершенно согласна, мечтать нужно. Недавняя мечта учёного, подскажите какого (ответы), стала былью. Сегодня космические полёты стали совершенно привычным делом.

- Как вы считаете, что было сложного в первых космических полётах?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (Ответы.)

- Вы хотите стать сами космонавтами?

Ребёнок: Мы лётчиками смелыми

Быстрее стать хотим,

В ракетах настоящих

Мы в космос полетим.(Я. Сернина.)

Игра «Самолёты».

Ведущий: Ребята, чтобы построить ракету была необходима стартовая площадка. Её построили вдали от населённых пунктов в Казахстане, на берегу реки Сырдарья. Вот так появился космодром Байконур. Его ещё называют городом покорителей вселенной или Звездоград. Хотите послушать как взлетает ракета.

Фонограмма взлёта ракеты.

Ребёнок: Космонавтом хочешь стать,

Должен много-много знать!

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд. (Д. Чибисов.)

Ведущий: А сейчас викторина для знатоков космоса!

- Самая большая и горячая звезда во вселенной. (Солнце.)

- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Гагарин.)

- Как назывался космический корабль, на котором летел Гагарин? («Восток».)

- Какой позывной был у Гагарина? («Кедр».)

- Первая женщина-космонавт, побывавшая в космосе. (Валентина Терешкова.)

- Как долго пробыл первый космонавт в космосе? (Совершил 1 виток вокруг Земли, 108 минут.)

Ведущий: Ребята, любой космонавт должен знать, что такое космос. Это слово пришло к нам от древних греков и обозначает «мир». Космос это тоже самое что и Вселенная.

Без чего на Земле нет жизни? (Ответы.) Да, без Солнца. Это огромное скопление раскалённого газа. В нашей Солнечной системе 9 планет. Одна из них – наша Земля. На 70% она покрыта водой, поэтому пригодна для жизни.

Ребёнок: «Земля» Яков Аким.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодно

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!

Ведущий: У Земли есть естественный спутник, Луна.

Давайте попробуем добраться до Луны.

Игра «Кто первый?» На шнуре посередине прикреплена Луна – жёлтый шарик, а на концах шнура – палочки. Двое детей по команде стараются быстрее намотать шнур на палочку и добраться до Луны.

Ведущий: У космонавтов есть дом в космосе, он особенный. Называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над Землёй. Показ фото.

Ведущий: Ребята, без чего человек не может жить? (Без еды и пищи.)

Но в космосе еда особая! Какая? Почему? (Ответы.)

Сейчас мы потренируемся как космонавты принимают космическую пищу.

Игра «Еда космонавтов». Двое детей едят яблочное детское пюре из тюбиков (спешить нельзя!).

Ведущий: Ребята! Сегодня мы с вами узнали много нового о космосе и космонавтах, попробовали себя в роли самих космонавтов. У вас есть все шансы стать космонавтами, последователями Юрия Алексеевича Гагарина. На память о нашей встрече дарю вам космические медали. (Вешает на шею.)

Ребёнок: В космической ракете с названием «Восток»

Он первым на планете подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни весенняя капель,

Навеки будут вместе – Гагарин и апрель. (В. Степанов.)

Ведущий: В заключение нашей встречи вам и гостям предлагаю послушать песню о нашем знаменитом космонавте. А кому интересно, можно подойти посмотреть выставленные экспонаты.

Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был…» муз. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. В это время дети рассматривают фото, книги о космосе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...

Читайте также

Вечер развлечений «Дорожные приключения»

Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...