Конспект занятия по обучению детей связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме:
«Домашние животные. Инсценировка сказки»
Цель:
Обучение детей связной речи по теме: «Домашние животные».
Инсценировка сказки.
Программное содержание:
Коррекционные:
1. Упражнять детей в употреблении существительных в творительном падеже.
2. Развитие речевого дыхания, общей и пальчиковой моторики.
3. Обогащение и активизация глагольного словаря детей.
Образовательные:
1.Уточнение знаний детей о домашних животных и их характерных признаках.
2. Развитие связной речи. Обучение инсценированию сказки.
3. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к домашним животным.
Оборудование:
1. Маски животных.
2. Предметные картинки с изображением домашних животных для детей.
3. Игрушка щенок.
4. Кукла Таня.
5. Демонстрационные картинки с изображением домашних животных для логопеда.
6. Массажный мячик.
7. Музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы по теме.
2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением домашних животных.
3. Изготовление масок для инсценировки.
4. Приобретение наглядно-дидактического материала по теме.
5. Подбор музыкального сопровождения.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Дидактическая игра «Вспомни и назови».
3. Загадки.
4. Физминутка «Кошка».
5. Вводная беседа.
6. Чтение сказки.
7. Вопросы к детям после чтения сказки.
8. Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие».
9. Повторное чтение сказки.
10. Инсценировка сказки.
11. Итог занятия.
Ход занятия:
Организационный момент.
Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.
(Звучит негромкая лирическая музыка.)
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза.)
- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинчиком - вот так.
(Дети желают друг другу доброго утра.)
- Доброе утро, дети. Подходите к столам. Но сядете на свое место тогда, когда услышите название домашнего животного. Слушайте внимательно.
ЖИРАФ, ОЛЕНЬ, ЛИСА, КОРОВА.
- Георгий, когда ты сел на свое место? (Когда услышал название домашнего животного.)
1. Дидактическая игра «Вспомни и назови» - уточнять знания детей по теме «Домашние животные».
- Каких еще домашних животных вы знаете? (Перечисление.)
(КОРОВА, СВИНЬЯ, КОШКА, СОБАКА, ЛОШАДЬ, КРОЛИК, КОЗА, ОВЦА.)
2.Загадки – упражнять детей в составлении описательных загадок, активизация глагольного словаря детей по теме, развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев.
- Чтобы вспомнить всех домашних животных, давайте будем загадывать загадки. Но сегодня загадывать загадки буду не я, а вы друг другу. У каждого из вас на столах лежат картинки с изображением домашнего животного. Один из вас, кого я назову, должен будет взять свою картинку, встать и рассказать нам, что умеет делать животное, изображенное на вашей картинке, а остальные дети должны внимательно слушать и стараться отгадать. Например: это домашнее животное умеет бегать, мяукать, лакать, прыгать, царапаться. Кто это? (Кошка.)
(Один ребенок загадывает загадку, а остальные отгадывают, логопед на правильный ответ выставляет картинку + пальчиковая гимнастика.)
- Собака + изображение собаки из пальцев: ладонь вытянута влево, все пальцы прямые, кроме указательного пальца – он согнут.
- Корова + изображение коровы из пальцев: большой палец и мизинчик прямые, остальные пальцы согнуты в кулак.
- Лошадь + изображение лошади из пальцев: указательный и средний пальцы прямые бегают по столу, остальные собраны в кулак.
- Свинья + изображение свиньи из пальцев: поочередное соединение большого пальца со всеми пальцами по порядку, образуя круг.
- Овца + изображение овцы из пальцев: изображение спирали каждым пальцем по очереди.
- Кролик + изображение кролика из пальцев: ушки над головой двумя руками и одной.
- Кошка + изображение кошки из пальцев: упражнение «коготки».
3.Физминутка «Кошка» - координация речи с движением, развитие обей моторики.
Осторожно, словно кошка
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь,
Сяду и в клубок свернусь. (Движения делаются по тексту.)
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
И из блюдца молочко
Полакаю язычком.
4. Вводная беседа – ввести детей в тему занятия.
- Ребята, давайте вспомним, для чего человек заводит домашних животных? (Ответы детей.) Молодцы, все правильно сказали. А как вы думаете, какое домашнее животное, по вашему мнению, самое нужное и почему? (Ответы детей.) Каждый из вас высказал свое мнение и все ваши ответы можно считать абсолютно правильными. Но, чтобы узнать точный ответ на этот непростой вопрос, я предлагаю вам послушать небольшую сказку.
5. Чтение сказки.
6. Вопросы к детям после чтения сказки – уточнить полученные знания детей.
- О чем эта сказка? (Ответы детей.) Да, правильно, эта сказка рассказывает нам о споре домашних животных, которые никак не могли решить, какое же домашнее животное самое нужное. Кто приехал к бабушке в деревню? Какое животное Таня увидела первым во дворе? (Собака.) Почему собака считала себя самым нужным домашним животным? Что собака сказала? (Я – самое нужное домашнее животное.) Кто затем вступил в спор? (Кошка.) Кошка тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кто следующий вступил в спор? (Корова.) А почему же корова считала себя самым нужным домашним животным? Кто еще считал себя самым нужным домашним животным? (Коза.) Почему коза считала именно себя самым нужным домашним животным? Кто затем вступил в спор? (Кролик.) Почему он считал себя самым нужным домашним животным? Кто еще вступил в спор? (Овца.) Овца тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кого еще мы не назвали? (Свинья.) А почему же свинья считала себя самым нужным домашним животным? Кто же разрешил спор домашних животных? (Конь.) Что он сказал животным? Как вы думаете, конь прав? Животные с ним согласились?
Понравилась вам эта сказка? А хотите стать главными героями этой сказки и показать небольшой спектакль для наших гостей?
- Георгий, у тебя будет роль коня. Кем ты будешь? (Конем.)
- Лиза, у тебя будет роль кошки. Кем ты будешь? (Кошкой.)
- Маша, у тебя будет роль собаки. Кем ты будешь? (Собакой.)
- Максим, у тебя будет роль кролика. Кем ты будешь? (Кроликом.)
- Антон, у тебя будет роль овцы. Кем ты будешь? (Овцой.)
- Владик, у тебя будет роль козы. Кем ты будешь? (Козой.)
- Маша, у тебя будет роль коровы. Кем ты будешь? (Коровой.)
- Таня, у тебя будет роль свиньи. Кем ты будешь? (Свиньей.)
7.Физминутка.Дидактическая игра: «Большие – маленькие»: дети стоят с закрытыми глазами, логопед называет домашних животных. Если логопед назвал взрослое домашнее животное – дети встают на носочки, руки вверх. Если логопед назвал детеныша - дети приседают. (Сначала ведущий – логопед, затем один из детей.)
- Запомнили, кем вы будете? Я предлагаю каждому из вас взять маску своего героя и снова сесть на места.
8. Повторное чтение сказки.
- А сейчас вновь послушайте внимательно сказку и запоминайте слова, которые вы должны будете сказать, как главные герои этой сказки.
(Повторное чтение сказки.)
9. Инсценировка сказки.
- Выготовы к выступлению? Молодцы! Будьте спокойны, уверенны в своих силах, я вам помогу. Я буду сказительницей, а вы не забывайте вовремя вступать.
- Уважаемые зрители! Перед вами выступают актеры подготовительной компенсирующей группы «Непоседы», предлагая вашему вниманию «Сказку про домашних животных».
(Инсценирование.)
10. Итог.
- Что интересного вы узнали? Понравилось ли вам выступать в роли актеров? Ответьте на вопрос: кто же самое нужное домашнее животное? Спасибо, нашим гостям за внимание и терпение. Спасибо актерам за замечательный спектакль. Большое всем спасибо. Занятие закончено.
Сказка про домашних животных.
Летом Таня поехала к бабушке в деревню. Однажды утром она выглянула из окна. И вот что она увидела и услышала.
Около будки сидела собака и говорила своему щенку:
- Я иду на работу, а ты будь послушным и некуда не уходи от дома.
- А какая у тебя работа? – спросил щенок.
- Самая важная, - ответила собака. – Я охраняю дом, двор, хозяйку и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы плохие мальчишки не залезли в сад, а лиса не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.
- Ничего подобного, - не согласилась кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.
- Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока, сливок, творога, сметаны и маслица? Я – самое нужное домашнее животное.
- Между прочим, мое молоко и полезнее и жирнее. А еще и шерсть я даю и козий пух, - возмутилась коза. - Я – самое нужное домашнее животное.
- Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетился кролик в вольере. - А еще я даю мясо, и из моих шкурок шьют шубы и шапки. Я – самое нужное домашнее животное.
- Я тоже даю шкуру и много шерсти, – заблеяла овца. – И мясо у меня жирное и вкусное. Я – самое нужное домашнее животное.
- Какое свинство, - послышалось хрюканье из свинарника. – Я даю больше всех и мяса и сала. Я – самое нужное домашнее животное.
Из конюшни вышел конь.
- Ну, что скажешь, что ты самое нужное животное? – спросила кошка.
- Нет, я думаю, что все мы нужны людям, мы все приносим пользу. За это люди и держат нас, и кормят, и ухаживают за нами.
- И то верно, - согласилась корова.
И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, а маленький щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку.
Литература:
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет. - М.,2007.
- ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.
Читайте также |
---|
Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…
Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...
Мастер-класс «Пилотка – оригами к 23 февраля»
Мастер-класс «Пилотка – оригами к 23 февраля»
Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»
Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»