Конспект лексико – грамматического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: Животные жарких стран. Употребление предлогов в речи детей

 

Цель:

Совершенствование лексико – грамматических категорий: упражнять детей в составлении предложений с предлогами: около, между, справа, слева, под, над.

Программное содержание:

Коррекционные:

1. Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей по теме.

2. Совершенствование грамматического строя речи: упражнять детей в подборе прилагательных к существительным; упражнять детей в составлении предложений с предлогами: около, между, справа, слева, под, над; упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, речевое дыхание, чувство ритма.

Образовательные:

1. Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей.

2. Развивать память, внимание, мышление.

3. Упражнять детей в порядковом счете.

4. Развивать графомоторные навыки.

5. Закреплять умение трансформировать буквы в нужной последовательности.

Воспитательные: формировать инициативу, усидчивость, ответственность, взаимопонимание и взаимоуважение.

Оборудование:

1. Картотека.

2. Предметные картинки с изображением животных жарких стран (на каждого ребенка).

3. Массажный мячик.

4. Тетради детей.

5. Простые карандаши.

6. Мяч.

7. Доска, мел.

8. Тетради.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы по теме.

2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением животных жарких стран.

3. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

4. Дидактическая игра «Где какое животное».

5. Приобретение наглядно-дидактического материала по теме.

6. Двигательные упражнения: «Большие – маленькие», «Обезьяны», «Кто как идет».

7. Разучивание стихотворения С. Маршака «Воробей в зоопарке».

8. Беседа с детьми об особенностях внешнего вида и условиях проживания животных в жарких странах.

Словарь:

Лев – львица – львенок – львята, слон – слониха – слоненок – слонята, зебра – зебренок – зебрята, жираф – жирафиха – жирафенок – жирафята, кенгуру – кенгуренок – кенгурята, тигр – тигрица – тигренок – тигрята, верблюд – верблюдица – верблюжонок – верблюжата, черепаха – черепашонок – черепашата, гепард – котенок – котята, обезьяна, носорог, крокодил, бегемот, лама, антилопа.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия. Дидактическая игра «Какой, какая, какие».

3. Чтение стихотворения «Воробей в зоопарке».

4. Дидактическая игра «Зоопарк».

5. Физминутка «Большие – маленькие».

6. Упражнение на развитие речевого дыхания и чувства ритма «Тигренок».

7. Дидактическая игра «Куда спряталось животное?».

8. Дидактическая игра «Один – много».

9. Пальчиковая гимнастика «Две обезьяны».

10. Работа в тетрадях.

11. Итог занятия.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза.)

- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинчиком - вот так.

(Дети желают друг другу доброго утра.)

- Доброе утро, дети. Подходите к столам. Но сядете на свое место тогда, когда услышите название животного, живущего в жарких странах. Слушайте внимательно.

ОЛЕНЬ, ЛИСА, КОРОВА, ЖИРАФ.

- Максим, когда ты сел на свое место? (Когда услышал название животного, живущего в жарких странах.)

- Назови это животное. (Жираф.)

2. Сообщение темы занятия. Дидактическая игра «Какой, какая, какие» - развитие зрительного гнозиса, мышления, расширение словаря прилагательных по теме.

(На столах детей лежат картинки с изображением животных жарких стран.)

- Возьмите картинки, переверните их. Задание: назвать животное, и сказать какое оно, например: у меня - зубастый крокодил.

(Картинки выкладываются на доску в специальные клетки.)

- Как называется место, где мы можем встретить разных животных? (Зоопарк.)

3. Чтение стихотворения «Воробей в зоопарке» (Ксения.)

4. Дидактическая игра «Зоопарк» - упражнять детей в порядковом счете.

- Посмотрите на доску. Каждое животное в зоопарке находится в своей клетке или в своем вольере. Посмотрите внимательно и скажите, кого вы видите в первой клетке? (В первой клетке я увидел носорога.) Во второй? В третьей? В четвертой? В пятой? В шестой? В седьмой? В восьмой? В девятой? В десятой? Кого вы увидели в клетках? (Животных жарких стран.)

5. Физминутка «Большие – маленькие» (по слову, а не по показу) – координация речи с движением, развитие общей моторики.

- Скажите, ребята, а вы помните, как называются детеныши у животных жарких стран? Давайте проверим. Выходите на ковер.

(Сначала логопед называет взрослых животных и их детенышей, а затем вызываются 2-3 ребенка.)

- На название взрослого животного вы должны поднять руки вверх и встать на носочки, а на название детеныша – присесть. Внимательно слушайте то, что я вам говорю, а не смотрите на то, что я делаю.

6. Упражнение «Тигренок» - развитие речевого дыхания.

Раз, два – повернитесь, и в тигрят превратитесь. Я – мама – тигрица, а вы – мои тигрятки.

Я зову девочек – тигрят: мяу – мяу – мур – мур – мур.

Теперь я зову мальчиков – тигрят: мур – мур - мяу – мур – мур – мур.

Всех зову: мур – мур – мур – мяу.

Раз, два – повернитесь, и в ребят превратитесь.

А теперь тихо идем за столы.

7. Дидактическая игра «Куда спряталось животное?» - упражнять детей в употреблении предлогов: МЕЖДУ, ОКОЛО, НАД, ПОД, СПРАВА, СЛЕВА.

- Посмотрите на доску. Скажите, между какими животными находится крокодил? Где находится зебра? И т.д.

8. Дидактическая игра «Один – много» - упражнять детей в употреблении существительных в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.

(В кругу с мячом.)

- Давайте выйдем из-за столов и поиграем в кругу. Раз, два, три, четыре, пять – будем мы с мячом играть.

- Я буду называть животное, которое живет в жарких странах и бросать вам мяч, а вы мне скажете, как называются детеныши, когда их много и когда один. Задание понятно?

Например: У льва один – львенок, у льва много – львят и т.д.

9. Пальчиковая гимнастика «Две обезьяны» - развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

- Проходите за столы и приготовьте руки, чтобы немного их размять перед работой в тетрадях.

10. Работа в тетрадях - развивать графомоторные навыки, закреплять умение трансформировать буквы в нужной последовательности.

- Внимательно посмотрите задание, вам нужно разгадать ребус. На первой строчке нарисованы геометрические фигуры и в них – буквы, на второй строчке – только геометрические фигуры. Вам нужно переместить буквы из геометрических фигур на первой строчке в точно такие же геометрические фигуры на второй строчке, и прочитать слово. Кто справится, поднимет руку, чтобы шепнуть мне на ушко ответ.

11. Итог занятия.

- О ком мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось на занятии?

- В какую игру из занятия вы хотели бы поиграть со своими родителями?

Литература:

ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Технологическая карта итогового мероприятия по ситуации месяца во второй младшей…

Технологическая карта итогового мероприятия по ситуации месяца во второй младшей группе «Как снеговик носик потерял» Цель Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы. Задачи закреплять знания...

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Читайте также

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала)…

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала) Дидактическая игра «Гусеница» Цель: Развитие мелкой моторики, способствовать пассивному массажу пальцев рук, закрепление основных цветов. Дидактические...

Влияние фольклора на эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период…

Влияние фольклора на эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ «Фольклор – есть всему начало». М. Горький. Период адаптации детей...

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в…

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в разновозрастной группе (2-7 лет) Сорока вбегает в зал. Сорока. Привет, ребятки! Наконец...