Открытое занятие в подготовительной группе по декоративно-прикладному искусству
«Красота павловской шали»

 

Цель: приобщать детей к народно-прикладному искусству в современном детском саду.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлопосадких платков);

- упражнять составлении узора павлопосадской росписи;

- познакомить с историей и технологией развития производства павлопосадских платков;

- разнообразие (применение) назначение платков;

- нетрадиционная техника: штамп поролоном по трафарету на ткани;

- воспитание художественного вкуса и эстетической культуры;

- закреплять умение детей выполнять работу коллективно;

- развивать познавательный интерес, внимание и память детей;

- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.

Оборудование:

- павлопосадские платки;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- ноутбук

- гуашь;

- вода;

- поролон;

- трафареты (роза, ромашки, васильки, листья);

- белый платок с бахромой;

- салфетки влажные;

- подносы;

- скотч;

- гжельская посуда;

- хохломская посуда и мебель;

- богородская игрушка;

- жостовские подносы;

- городецкие доски;

- дымковские игрушки.

Предварительная работа: рассматривание павлопосадских платков, репродукция художников (Федот Сычков, Маковский К.Е., Суриков В.И., Грабарь И., Куликов И.С.), изготовления трафаретов, изготовление дидактической игры «Собери платок».

Словарная работа:

- бахрома;

- ручная набойка;

- резьба по дереву;

- кипень (кипельно - белый, белоснежный).

 

Ход занятия.

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Посмотрите, сегодня наш зал напоминает ярмарку, которые в старину шумели на Руси. На такие ярмарки привозили товар со всех городов.

(Музыка плясовая.)

А вот и первый купец, давайте, послушаем о чем он нам расскажет.

Скоморох: Подходи народ, гжель на ярмарку идет!

Первый купец (гжель):

Из глубины веков до наших дней

Старанья мастеров умелых

Русь украшает чудо- гжель

Узором синим в платьях белых.

 

Темно-синее чудо соловьиная дрель,

Всем ты в душу запала,

Наша русская гжель!

 

Второй купец (хохлома):

Хохломская роспись алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы

Рощи - перелески шелковые всплески

Солнечно- медовый золотой листвы.

 

Третий купец (дымково):

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом

Голубые дали и село большое Дымково назвали

И лепили там из глины все игрушки непростые

А волшебно расписные

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски!

 

Четвертый купец (городец):

Наши доски расписные

Посмотрите вот какие

Все хотим вам показать и подробно описать

По розанам и купавкам городецкий скачет конь

И цветами весь расписан

До чего ж красивый он.

Пятый купец приехал к нам из Жостово, это маленький городок находится недалеко от Москвы, там делают жостовские подносы:

Кто смел раскинуть на подносе

Такие яркие цветы

Из-под руки, как ветерки

Как стая ласточек взлетало,

Разбрасывая лепестки

Кипень цветочная.

 

Шестой купец (богородская игрушка):

В Богородске городке

Все гуляют на легке

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски

Потому что стар и млад

Все игрушки мастерят.

 

Седьмой купец (матрешки):

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Воспитатель: Вот мы с вами прошлись посмотрели много изделий, но на ярмарке еще были разные игры. Я вам хочу такую предложить.

Физ.культ минутка:

(играет музыка)

1, 2, 3, 4, 5 вышли дети погулять (шагают),

Остановились на лугу (остановились)

Дальше я быстрей бегу (бег на месте)

Лютики, ромашки, желтенькие кашки (наклоны)

Соберем вы вместе КЛАСС (руки поднять вверх)

Вот такой букет у нас (обнять себя за плечи).

Воспитатель: вот мы с вами и размялись. И продолжаю я свой рассказ. Народные промыслы - это маленькая частица народного творчества нашей огромной Родины и подошли мы с вами к уголку павлопосадких платков. А сейчас я вам хочу показать фильм о городе Павловский Посад, который расположен при слиянии рек Вохны и Клязьмы 68 км к востоку от Москвы. Где производят знаменитые на весь платки и шали, а поможет мне в этом киножурнал Хочу все знать!

Демонстрация фильма.

(Слайды.)

Воспитатель читает стихотворение:

Посмотрите на платок,

На платке расцвёл цветок!!!

Красный, жёлтый, голубой- удивительный такой!

Посмотрите на платок:

Вот зелёненький листок,

Завитки как кружева,

Словно мягкая трава.

На платке богат узор -

Цветом красок ярких, ярких

Лучше не найти подарка!!!

На белом фоне красивые розы

Лилии, маки, ромашки, подснежники

Ими повязаны девичьи головы

Глазки лукавые

Личики нежные.

(Показ слайдов с изображением платков и современной одежды с узорами павлопосадской росписи.)

Воспитатель: А теперь наши девочки продемонстрируют нам платки.

Дефиле платков.

(Камаринская музыка.)

Первая девочка:

Павловопосадские шали –

Чудо на наших плечах.

Женщин столетья вы украшали,

Рождая восторг в их глазах.

 

Вторая девочка:

Красный и чёрный, и синий-

Каждый как новая песнь.

В них влюблена вся наша Россия

Их берегут, словно честь.

 

Третья девочка:

Пусть пролетают столетья,

Будем носить, как и встарь,

Накинув на плечи наряд этот вечный-

Павловопосадскую шаль!

Воспитатель: Мы с вами посмотрели фильм, девочки вам продемонстрировали платки, А какой основной узор используют художники? (цветы, листья). Главные цветы - розы, но еще используют ромашки, васильки, лилии и иногда изображение птиц. На платках есть цветы собранные в букеты, а есть разбросанные по полю.

Воспитатель: А где располагаются цветы на платке (в центре, по сторонам, в углах).

Воспитатель: Мы с вами видим, что по краю платков есть бахрома (ее пришивают), а есть такие платки, где ее вяжут вручную.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери платок».

(Камаринская музыка.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили какие основные элементы используются в росписи платков, побывали на фабрике, где их производят. И я хочу вам предложить сделать свой платок, для этого мы с вами станем мастерами и мастерицами.

Воспитатель: Давайте подойдем к столу, я дома сделала заготовку платка (белая ткань, обшитая бахромой).

- Какой он формы? (Квадрат.)

- А чего не хватает, не пойму? (Узора.)

- Как располагаются цветки на платках? (В центре, в углах, по сторонам.)

- Платок я закрепила на скотч к столу, чтобы было удобно наносить рисунок.

Воспитатель: Давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

Наши алые цветы закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают.

Воспитатель: Я показываю технику рисования, (но хочу вам напомнить, что при рисовании на ткани мы берем только краску и только чуть-чуть воды). Набираем краску на поролон и штампуем по трафарету на ткани, заполняя краской только вырезанные цветы, не выходя за края трафарета, придерживая трафарет рукой. Дети рисуют (звучит русско-народная музыка).

По завершению работы, дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Вы бы подарили такой платок своим родным.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...

Читайте также

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе. Тема «Путешествие на поезде»

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе Тема «Путешествие на поезде» Цели: 1. Обеспечить применение на практике речевых навыков общения детей. 2. Обеспечить развитие...

Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической…

Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической среде дошкольного образования (На примере ДОУ №52 «Искорка» г.Тирасполь) Одной из...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»